Государственное устроиство и правовая система Великобритании в ХХ столетии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы –рассмотреть развитие, основные процессы, которые оказывали влияние на государственное и правовое развитие Великобритании.
На основании поставленной цели, можно выделить следующие задачи –рассмотреть историю появления и развития Великобритании вплоть до ХХ века вкратце. Провести разбор государственного устройства и правовой системы Великобритании.
Объектом исследования данной курсовой работы является государство Великобритания, предметом исследования – государственное устройство и правовая система.

Содержание

Введение;
I. Исторический очерк;
II. Государственное устройство Великобритании;
III. Правовая система Великобритании;
Заключение;
Список использованных источников и литературы;
Приложение № 1 «Премьер-министры XX века».

Работа состоит из  1 файл

Государственное устройство и правовая система Великобритании XX столетии.docx

— 42.09 Кб (Скачать документ)

Британская конституционная  монархия, занимает особое положение  среди других десяти Европейских  монархий, сложилась эта форма  правления в Великобритании ещё  в XVII веке. За многовековую историю этот институт власти не только не врос в демократическую структуру страны, но при этом, не утратил уважения большинства подданных и сохранил некоторые закулисные рычаги воздействия на правительство. Этому способствовал своеобразный национальный характер и менталитет жителей Великобритании.

Король (королева) –формально глава государства, за которым закреплены королевские прерогативы. Король или королева Великобритании, как глава государства, олицетворяют единство нации. Со времени «славной революции» в 1688 году и принятия Билля о правах в 1689 году, король лишился законодательных прав, они перешли к Парламенту, на протяжении последующих двух

_________________________________________________________

1.Советская историческая  энциклопедия, Т.3, стр. 148.

столетий, суверен утратил  и исполнительные полномочия: они  перешли к кабинету министров  и его главе – премьер-министру.

Процессы эти протекали  мирно, так как оснований для  социального взрыва и свержения  монархии, как это произошло в  Австро-Венгрии, Германии и России, не было. И соответственно в памяти народа не возникло ожесточения в  отношении монархии. История XX века свидетельствует о том, что, исполняя свои основные функции, как главы государства (созыв и роспуск Парламента, объявление войны и заключение мира и т.д.), монарх фактически действовал по указанию премьер-министра.1 От своего лица король или королева, не делает заявления и не выступает в печати. Помимо государственных прерогатив на королевскую персону возложены церемониальные обязанности, например аккредитация иностранных послов.

Всего в XX веке в Великобритании сменилось шесть монархов:

    1. Виктория (1819-1901), на престоле – 1837-1901 гг. Провозглашена Императрицей Индии 1 мая 1876 г. Последняя представительница Ганноверской династии.
    2. Эдуард VII (1841-1910), на престоле – 1901-1910гг. Император Индии, первый представитель Саксен-Кобург-Готской династии.
    3. Георг V (1865-1936), на престоле – 1910-1936гг. Император Индии. В конце Первой мировой войны, 17 июня 1917 года, Георг V отказался за себя и свою семью от всех немецких титулов и званий, __________________________________________________________
    4. Правовая норма (конституционное соглашение), как и многие другие, касающиеся монарха, основана на постоянно повторяющемся прецеденте и существует наряду со статутным правом – биллем, прошедшим через Парламент.

 

изменив к тому же название Саксен-Кобург-Готской династии на Виндзорскую – по названию Виндзорского замка.

    1. Эдуард VIII (1874-1972), на престоле январь 1936-декабрь1936 года. Император Индии.
    2. Георг VI (1895-1952), на престоле 1936-1952гг. последний император Индии.
    3. Елизавета II (родилась в 1926 году), на престоле – с 1952 года.

Со времени правления  королевы Виктории за обладателем статуса  короля, были закреплены три важных права: быть информированным по всем государственным вопросам; награждать за государственные заслуги; предупреждать  или давать советы главе правительства.

Именно соблюдение монархом политической нейтральности позволила  ему в XX столетии предотвратить ряд политических кризисов и обеспечить функционирование демократической системы. Это происходило при четырех типах ситуаций:

    1. При назначении премьер-министров в условиях чрезвычайных ситуаций;
    2. При конституционных кризисах;
    3. При отсутствии механизмов для выборов лидера партии, когда на место заболевшего или ушедшего из жизни премьер-министра претендовали несколько кандидатов.

Итак, к формальным обязанностям монарха относится:

- созыв и роспуск Парламента;

- открытие сессий Парламента, выступление с речью, в которой  содержатся рекомендации по ведению  внешней и внутренней политики;

- назначение премьер-министра, членов правительства, должностных  лиц (глав церкви, судей, командующих  офицеров);

- наложение вето на  законопроекты, принятые Парламентом;

- представительно в международных  отношениях, заключение международных  договоров и проведение ратификации;

- монарх является верховным  главнокомандующим вооруженных  сил и потому имеет право  объявлять войну и мир, а  так же имеет право объявлять  помилование.

Но это все формальные функции монарха, согласно конституционной  доктрине Великобритании, глава государства  должен действовать по совету своих  министров. Так как, именно министры подписывают акты и несут за них  ответственность. Но при этом, монарх не обязан следовать рекомендациям  советникам, если, по его мнению, их действия и принципы ведения политических игр, нарушают «базис английской Конституции».

Подводя итог, можно сказать, что царствование каждого монарха  XXвека, отличалось своеобразием, которое зависело от личности монарха, его взаимоотношений с главой кабинета и складывавшейся ситуацией.

Утратив реальную власть, британская монархия не потеряла своего общественно-политического  влияния. Однако значительный ущерб  престижу короны нанесли кризы внутри самого королевского дома.

Нельзя и учитывать  и того, что реформы, проведенные  правительством Т. Блэра, объективно ослабляют  институт монархии. Учреждение органов  самоуправления в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии, превращающие Великобританию в конфедерацию, ставит под вопрос единство Соединенного Королевства. Не меньшую опасность для монархии представляет реформа Палаты лордов, лишившая титулованную аристократию права  заседать в этом учреждении.

Вековая наследственная пирамида власти разрушается, и, самое главное, - суверен остается единственной персоной, чей титул передается по наследству.

Тем не менее за Короной остаются её хотя и символические, но почетные обязанности. Прежде всего, более четырех столетий суверен – верховный правитель англиканской церкви (Церкви Англии). Монархи являются связующим звеном между Церковью Англии и государством. Эта связь была установлена Актом о престолонаследии 1701 года, где говорится, что монарх «не должен исповедовать папистскую религию или вступать в брак с папистом».1

Теперь рассмотрим органы законодательной власти – двухпартийный  парламент. Избирается на 5 лет. Состоит  из двух палат – Палата Общин (Нижняя Палата Парламента) и Палаты Лордов (Верхняя Палата Парламента).

Нижняя Палата Парламента – единственный центральный государственный  орган законодательной власти. Главная  черта – выборность.

_______________________________________________________

    1. «Акт о престолонаследии» 1701г.

В результате парламентских  выборов становится ясно какая из двух партий встанет у руля государства. Всего эта палата насчитывает 650 членов, срок их избрания 5 лет. Лидер победившей партии становится премьер-министром и формирует состав кабинета министров и состав правительства.

При этом проигравшая партия становится официально партией оппозиции, и их лидер становится лидером  оппозиции, и формирует «теневой кабинет министров» и «теневой состав правительства», чтобы быть всегда готовыми занять место руководящей  партии.

Должность лидера оппозиции  официально закреплена в избирательном  законодательстве в 1937 году.

Отношения между партиями подчиняются неписанному кодексу – правящая партия должна действовать соответственно принципу ответственного правления, а партия оппозиции должна действовать конструктивно и ответственно.

Двухпартийная система представлена двумя партиями- лейбористов и консерваторов.

Консерваторы – политическое течение зародившееся в Англии, в ответ на Французскую революцию 1789 года. Основоположник – Э. Бёрк. Идеология – стремление к традиционализму, сохранение старых порядков и традиций. Противники «радикальных» реформ и экстремизма. Акцентируют свою позицию во внешней политике на укреплении безопасности, применение военной силы, в случае угрозы или агрессии, и полную поддержку традиционных союзников.

Лейбористы – политической движение основанное в 1900 году, как Комитет Рабочего Представительства, а с 1906 года переименована в лейбористскую. Придерживаются социал-демократических взглядов. Выступают с поддержкой профсоюзов и за общественное регулирование экономики. Ярые сторонники кардинальных реформ.

Палата Лордов (Верхняя  Палата Парламента) –главная особенность этой палаты, что должности в ней не выборные, а членство в ней предоставляется по наследству или путем назначения монархом. Таким образом, контингент Палаты Лордов – графы, маркизы, бароны, герцоги, два архиепископа, епископы, военнослужащие, директора предприятий, ученые, юристы, судьи. Численность палаты Лордов в XX веке составляла около 1171 члена. В отношении законодательной и законотворческой функций имеет мало полномочий и возможностей, повлиять на дальнейших ход, какого-либо законопроекта. Согласно актам от 1911 и 1949 годов, все законопроекты, проходящие через палату лордов, могут быть задержаны, но не более чем на 13 месяцев, но «финансовые билли», не могут быть отвергнуты и на их рассмотрение и подписание дается 1месяца. Но при всех этих оговорках, Палата лордов имеет, все же, определенную степень политического влияния.

Таким образом, к основным функциям Парламента относится принятие законов и контроль за деятельностью правительства.

Механизм принятия законов  – обсуждение законопроекта в  Палате Общин, далее в Палате Лордом. На первом чтении обозначаются основная цель и название билля, на втором чтении – рассмотрение полностью всего  текста законопроекта, передача его  в комитеты для постатейного обсуждения, внесения поправок и дополнений, на третьем чтении – законопроект обсуждают  в целом, со всеми поправка и дополнениями, далее идет голосование. После того, как закон одобрили в Палате общин, он поступает в Палату Лордов, далее закон идет на подпись монарху.

К органам исполнительной власти относится правительство  во главе с премьер-министром  победившей партии и с кабинетом  министров.

Премьер-министр – глава  правительства. На эту должность  встает лидер той партии, которая  победила на выборах. В его функции  входит выполнение исполнительных обязанностей:

- подписание всех законодательных  актов, биллей, договоров, в том  числе и международных;

- объявление войны и  мира;

- управление безопасностью;

- кадровые перестановки  и должностные назначения;

- определение и следованию  курса внутренней и внешней  политики и множество других  задач.

Перечень всех министров  ХХ века представлен в приложении № 1.

Кабинет министров – официальные  представители правительства, в  числе от 18 до 25 человек, которых  выбирает и назначает на должности  премьер-министр, это обычно министры наиболее важных ведомств. В кабинете министров происходит обсуждение наиболее актуальных вопросов государственной  власти; формируется курс ведения  политики; осуществление функций  органов исполнительной власти; руководство  законотворческой деятельностью Парламента.

Состав правительства  – остальные члены правительства, примерно сто человек. Обычно правительство  никогда не собирается полностью.

Подводя итог, по разбору  и анализу государственного устройства Великобритании в ХХ веке, я могу сделать вывод, что этот период характеризуется  значительным укреплением позиций  органов исполнительной власти, концентрация всех политических сил в руках  одной ветви власти.

Великобритания является конституционной монархией, имеет  сильный и развитый государственный  аппарат, который может, и оказывает  влияние на мировую политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Правовая система Великобритании

 

Право Великобритании прошло большой и трудоемкий путь в своем  развитии и становлении.

Право Великобритании выделяется среди правовых систем других государств, такой своей особенностью, как  отсутствие единой Конституции.

Особенностью права Великобритании является, то, что основным его источником является прецедент, таким образом, правовая система Англии относится  к прецедентному праву.

Другая важная особенность  права Великобритании, что в нем  нет разделения на частное и публичное. А в прецедентом праве выделяют общее право и право справедливости.

Необходимо уточнить, что  право Северной Ирландии отличается от действующего права в Англии и Уэльсе, а право Шотландии вообще функционирует самостоятельно.

Основными источниками английского  права являются судебные прецеденты (решения высших судов), статуты (законодательные  акты Парламента), делегированные законодательства (акты, которые издает орган исполнительной власти).

Информация о работе Государственное устроиство и правовая система Великобритании в ХХ столетии