Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:12, курсовая работа
Цель данной курсовой работы –рассмотреть развитие, основные процессы, которые оказывали влияние на государственное и правовое развитие Великобритании.
На основании поставленной цели, можно выделить следующие задачи –рассмотреть историю появления и развития Великобритании вплоть до ХХ века вкратце. Провести разбор государственного устройства и правовой системы Великобритании.
Объектом исследования данной курсовой работы является государство Великобритания, предметом исследования – государственное устройство и правовая система.
Введение;
I. Исторический очерк;
II. Государственное устройство Великобритании;
III. Правовая система Великобритании;
Заключение;
Список использованных источников и литературы;
Приложение № 1 «Премьер-министры XX века».
Британская конституционная монархия, занимает особое положение среди других десяти Европейских монархий, сложилась эта форма правления в Великобритании ещё в XVII веке. За многовековую историю этот институт власти не только не врос в демократическую структуру страны, но при этом, не утратил уважения большинства подданных и сохранил некоторые закулисные рычаги воздействия на правительство. Этому способствовал своеобразный национальный характер и менталитет жителей Великобритании.
Король (королева) –формально глава государства, за которым закреплены королевские прерогативы. Король или королева Великобритании, как глава государства, олицетворяют единство нации. Со времени «славной революции» в 1688 году и принятия Билля о правах в 1689 году, король лишился законодательных прав, они перешли к Парламенту, на протяжении последующих двух
______________________________
1.Советская историческая энциклопедия, Т.3, стр. 148.
столетий, суверен утратил
и исполнительные полномочия: они
перешли к кабинету министров
и его главе – премьер-
Процессы эти протекали мирно, так как оснований для социального взрыва и свержения монархии, как это произошло в Австро-Венгрии, Германии и России, не было. И соответственно в памяти народа не возникло ожесточения в отношении монархии. История XX века свидетельствует о том, что, исполняя свои основные функции, как главы государства (созыв и роспуск Парламента, объявление войны и заключение мира и т.д.), монарх фактически действовал по указанию премьер-министра.1 От своего лица король или королева, не делает заявления и не выступает в печати. Помимо государственных прерогатив на королевскую персону возложены церемониальные обязанности, например аккредитация иностранных послов.
Всего в XX веке в Великобритании сменилось шесть монархов:
изменив к тому же название Саксен-Кобург-Готской династии на Виндзорскую – по названию Виндзорского замка.
Со времени правления королевы Виктории за обладателем статуса короля, были закреплены три важных права: быть информированным по всем государственным вопросам; награждать за государственные заслуги; предупреждать или давать советы главе правительства.
Именно соблюдение монархом политической нейтральности позволила ему в XX столетии предотвратить ряд политических кризисов и обеспечить функционирование демократической системы. Это происходило при четырех типах ситуаций:
Итак, к формальным обязанностям монарха относится:
- созыв и роспуск Парламента;
- открытие сессий Парламента,
выступление с речью, в
- назначение премьер-министра,
членов правительства,
- наложение вето на
законопроекты, принятые
- представительно в
- монарх является верховным главнокомандующим вооруженных сил и потому имеет право объявлять войну и мир, а так же имеет право объявлять помилование.
Но это все формальные функции монарха, согласно конституционной доктрине Великобритании, глава государства должен действовать по совету своих министров. Так как, именно министры подписывают акты и несут за них ответственность. Но при этом, монарх не обязан следовать рекомендациям советникам, если, по его мнению, их действия и принципы ведения политических игр, нарушают «базис английской Конституции».
Подводя итог, можно сказать, что царствование каждого монарха XXвека, отличалось своеобразием, которое зависело от личности монарха, его взаимоотношений с главой кабинета и складывавшейся ситуацией.
Утратив реальную власть, британская монархия не потеряла своего общественно-политического влияния. Однако значительный ущерб престижу короны нанесли кризы внутри самого королевского дома.
Нельзя и учитывать и того, что реформы, проведенные правительством Т. Блэра, объективно ослабляют институт монархии. Учреждение органов самоуправления в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии, превращающие Великобританию в конфедерацию, ставит под вопрос единство Соединенного Королевства. Не меньшую опасность для монархии представляет реформа Палаты лордов, лишившая титулованную аристократию права заседать в этом учреждении.
Вековая наследственная пирамида власти разрушается, и, самое главное, - суверен остается единственной персоной, чей титул передается по наследству.
Тем не менее за Короной остаются её хотя и символические, но почетные обязанности. Прежде всего, более четырех столетий суверен – верховный правитель англиканской церкви (Церкви Англии). Монархи являются связующим звеном между Церковью Англии и государством. Эта связь была установлена Актом о престолонаследии 1701 года, где говорится, что монарх «не должен исповедовать папистскую религию или вступать в брак с папистом».1
Теперь рассмотрим органы законодательной власти – двухпартийный парламент. Избирается на 5 лет. Состоит из двух палат – Палата Общин (Нижняя Палата Парламента) и Палаты Лордов (Верхняя Палата Парламента).
Нижняя Палата Парламента – единственный центральный государственный орган законодательной власти. Главная черта – выборность.
______________________________
В результате парламентских выборов становится ясно какая из двух партий встанет у руля государства. Всего эта палата насчитывает 650 членов, срок их избрания 5 лет. Лидер победившей партии становится премьер-министром и формирует состав кабинета министров и состав правительства.
При этом проигравшая партия становится официально партией оппозиции, и их лидер становится лидером оппозиции, и формирует «теневой кабинет министров» и «теневой состав правительства», чтобы быть всегда готовыми занять место руководящей партии.
Должность лидера оппозиции официально закреплена в избирательном законодательстве в 1937 году.
Отношения между партиями подчиняются неписанному кодексу – правящая партия должна действовать соответственно принципу ответственного правления, а партия оппозиции должна действовать конструктивно и ответственно.
Двухпартийная система представлена двумя партиями- лейбористов и консерваторов.
Консерваторы – политическое течение зародившееся в Англии, в ответ на Французскую революцию 1789 года. Основоположник – Э. Бёрк. Идеология – стремление к традиционализму, сохранение старых порядков и традиций. Противники «радикальных» реформ и экстремизма. Акцентируют свою позицию во внешней политике на укреплении безопасности, применение военной силы, в случае угрозы или агрессии, и полную поддержку традиционных союзников.
Лейбористы – политической движение основанное в 1900 году, как Комитет Рабочего Представительства, а с 1906 года переименована в лейбористскую. Придерживаются социал-демократических взглядов. Выступают с поддержкой профсоюзов и за общественное регулирование экономики. Ярые сторонники кардинальных реформ.
Палата Лордов (Верхняя Палата Парламента) –главная особенность этой палаты, что должности в ней не выборные, а членство в ней предоставляется по наследству или путем назначения монархом. Таким образом, контингент Палаты Лордов – графы, маркизы, бароны, герцоги, два архиепископа, епископы, военнослужащие, директора предприятий, ученые, юристы, судьи. Численность палаты Лордов в XX веке составляла около 1171 члена. В отношении законодательной и законотворческой функций имеет мало полномочий и возможностей, повлиять на дальнейших ход, какого-либо законопроекта. Согласно актам от 1911 и 1949 годов, все законопроекты, проходящие через палату лордов, могут быть задержаны, но не более чем на 13 месяцев, но «финансовые билли», не могут быть отвергнуты и на их рассмотрение и подписание дается 1месяца. Но при всех этих оговорках, Палата лордов имеет, все же, определенную степень политического влияния.
Таким образом, к основным функциям Парламента относится принятие законов и контроль за деятельностью правительства.
Механизм принятия законов – обсуждение законопроекта в Палате Общин, далее в Палате Лордом. На первом чтении обозначаются основная цель и название билля, на втором чтении – рассмотрение полностью всего текста законопроекта, передача его в комитеты для постатейного обсуждения, внесения поправок и дополнений, на третьем чтении – законопроект обсуждают в целом, со всеми поправка и дополнениями, далее идет голосование. После того, как закон одобрили в Палате общин, он поступает в Палату Лордов, далее закон идет на подпись монарху.
К органам исполнительной власти относится правительство во главе с премьер-министром победившей партии и с кабинетом министров.
Премьер-министр – глава правительства. На эту должность встает лидер той партии, которая победила на выборах. В его функции входит выполнение исполнительных обязанностей:
- подписание всех
- объявление войны и мира;
- управление безопасностью;
- кадровые перестановки и должностные назначения;
- определение и следованию курса внутренней и внешней политики и множество других задач.
Перечень всех министров ХХ века представлен в приложении № 1.
Кабинет министров – официальные представители правительства, в числе от 18 до 25 человек, которых выбирает и назначает на должности премьер-министр, это обычно министры наиболее важных ведомств. В кабинете министров происходит обсуждение наиболее актуальных вопросов государственной власти; формируется курс ведения политики; осуществление функций органов исполнительной власти; руководство законотворческой деятельностью Парламента.
Состав правительства
– остальные члены
Подводя итог, по разбору и анализу государственного устройства Великобритании в ХХ веке, я могу сделать вывод, что этот период характеризуется значительным укреплением позиций органов исполнительной власти, концентрация всех политических сил в руках одной ветви власти.
Великобритания является конституционной монархией, имеет сильный и развитый государственный аппарат, который может, и оказывает влияние на мировую политику.
Право Великобритании прошло большой и трудоемкий путь в своем развитии и становлении.
Право Великобритании выделяется среди правовых систем других государств, такой своей особенностью, как отсутствие единой Конституции.
Особенностью права
Другая важная особенность права Великобритании, что в нем нет разделения на частное и публичное. А в прецедентом праве выделяют общее право и право справедливости.
Необходимо уточнить, что право Северной Ирландии отличается от действующего права в Англии и Уэльсе, а право Шотландии вообще функционирует самостоятельно.
Основными источниками английского права являются судебные прецеденты (решения высших судов), статуты (законодательные акты Парламента), делегированные законодательства (акты, которые издает орган исполнительной власти).
Информация о работе Государственное устроиство и правовая система Великобритании в ХХ столетии