Государственный строй в Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:19, контрольная работа

Описание

Вскоре после смерти великого киевского князя Мстислава Владимировича (1125-1132) в Древней Руси усиливаются центробежные процессы. В определенной мере они определялись разложением великокняжеской дружины. Из военной правящей государственной элиты она превращается в вотчинников — региональную корпоративную боярско-дружинную верхушку. Во главе региональных элит утверждаются местные княжеские династии из различных ветвей Рюриковичей. Удельные княжества с быстро растущими городами в условиях натурального хозяйства были экономически самодостаточными и мало связанными друг с другом. Кроме того, после разгрома Хазарского каганата и печенегов, снижения активности варягов й стабилизации отношений с Византийской империей относительно ослабла внешняя угроза. После походов Владимира Мономаха утратила былую остроту и половецкая проблема.

Работа состоит из  1 файл

Ист. гос. и права.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

Владимиро-Суздальская  Русь

Северо-восточные земли, издавна населенные немногочисленными  угро-финскими и балтийскими племенами, были одним из основных районов славянской колонизации с VIII в. Волго-Окское междуречье было в равной степени защищено как от варяжских походов, так и от половецких набегов. Умеренный климат и торговые пути привлекали как стихийную крестьянскую колонизацию, так и организованную, опирающуюся на дружины княжескую.

В ХП-ХШ вв. происходит мирная деэтнизация значительной части  местного населения, ассимиляция его  древнерусской народностью, хотя отдельные  поселения местных этносов сохранялись  еще несколько веков. Наряду со старыми  городами — Ростовом, Суздалем появляются и быстро растут новые — Тверь, Владимир, Москва и другие, соперничество между ними и местными элитами влияло на особенности государственного управления. Ростово (Владимиро)-Суздальская Русь начала возвышаться со времен княжившего здесь Владимира Мономаха и считалась вотчиной Мономаховичей. К середине XII в. сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий превратил Ростово-Суздальское княжество в одно из сильнейших и даже занял в конце жизни великий Киевский стол. Официальным актом создания самостоятельного княжества было решение собора из представителей бояр и неродовитой верхушки крупнейших городов об избрании великим князем Андрея Юрьевича (вопреки прежнему договору с Юрием Долгоруким об избрании другого его сына).

Стремление вотчинных и служилых землевладельцев, духовенства старых и молодых городов утвердить собственную династическую линию и освободиться от наместников великих князей свидетельствовало о развитом региональном сознании местной элиты. Князь Андрей, прозванный по месту своей резиденции Боголюбским, стремился жесткими мерами придать своей власти монархические черты — согнал со своих столов братьев, устранил от дел многих бояр и безжалостно подавлял их сопротивление.

В 1174 г. Андрей пал жертвой  заговора бояр. Однако централизацию государственного управления и укрепление княжеской власти продолжили поддержанные горожанами братья Андрея — Михаил, а затем Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). Мятежное боярство было разгромлено; в борьбе с ним Владимиро-Суздальские князья опирались на быстро растущее дворянство. В XII в. дворяне выполняли разнообразные государственные и вотчинные функции — управляющих хозяйством, судебных чиновников, военных слуг, полицейских и пр. За свою службу они получали вознаграждение в виде денежного пожалования или условной земельной собственности (поместья). И все же доминирующая тенденция к установлению сильной монархической власти не успела полностью реализоваться в домонгольский период. Она наталкивалась на сопротивление и противоречия местных городских элит — боярской верхушки Росточа, Суздаля, Владимира и других городов. Из соперничества между элитами старых и новых городов, опиравшихся на различных представителей Мономаховичей, выросла полицентричная государственная система со сменой столиц, а состоящая из нескольких уделов Владимиро-Суздальская Русь становится место развитием великороссов и ядром великорусской государственности.

Таким образом, накануне монголо-татарского нашествия происходит ослабление межрегиональных связей, обособление отдельных территорий, разрушается до конфедеративного состояния политическое единство русских земель. Процессы социально-экономической, культурной и государственной дифференциации (в последней проявляются олигархическая, демократическая и монархическая тенденции) приводят к перерастанию региональных различий в субцивилизационные, кризису общеэтнического сознания и древенерусской цивилизации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление государственного управления на Руси проходило в результате военного типа политогенеза в VIII-IX вв., что было обусловлено сочетанием различных факторов: природно-ландшафтного, геополитического, социально-экономического, духовно-нравственного. Переход от потестарных отношений типа «военной демократии» через «вождества» к публичной власти, государственности на доклассовом уровне, но в сложно стратифицированном обществе был катализирован ксенократическим характером династии Рюриковичей.

Формирование региональных династий, передача старшей дружине  административных функций на основе кормлений, а затем перерастание последних в вотчинно-родовую собственность приводят к разложению великокняжеской дружины, регионализации Руси и дифференциации форм государственного правления в удельный период: монархия (Владимиро-Суздальская Русь), олигархическая (Галицко-Волынская) и республиканская (Новгород, Псков, Вятка).

 

 

 

 

 

 

 

Введение                                  2

 

1.Разработка и принятие конституции РСФСР 1918 года               3

          2.Основные принципы Конституции                                                6

    Заключение                                                                                        12

Список используемой литературы                                                    13

 

Введение 

      В истории  Российской Федерации насчитывается  5 Конституций—соответственно 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г.

Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что  показывает в целом относительную  стабильность конституций.

Принятие каждой из них  знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

      Первые  четыре Конституции РСФСР были  по своему типу советскими  социалистическими конституциями.  Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности, отра­жающей сохранение социалистических ценностей, утвержде­ние советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руково­дящей роли.

      Всем  конституциям советского типа был присущ в значительной мере фиктивный характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в них принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства России, возможностям использования гражданами закрепленных в конституциях прав и свобод.

     Общие черты  всех конституций РСФСР не исключают существенных особенностей в содержании каждой из них, юридической специфики отражения государственно-правовых институтов.

     Конституция  РСФСР 1918г. — первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, которая своим появлением ознаменовала становление основ советского права.

 

1. Разработка и принятие  конституции РСФСР 1918 года.

  Итоги преобразований  первого периода истории Советского государства были зафиксированы а Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая Советская Конституция обобщи­ла хотя и весьма небольшой опыт государственного строительства. В ней был использован нормативный материал, накопившийся с октября 1917 г.

  Среди первых актов  Советской власти, имевших конституционное значение, особое место занимает ленинская “Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа”, принятая III Всероссийским съездом Советов. Декларация решила основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя:

    - национализацию  земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.

  В Декларации были  зафиксированы основы государственного  строя “Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам”1. Декларация закрепляла также лишение эксплуататоров политической власти: “III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти”.

  По-новому решая  вопрос о форме государственного  единства Советской России, Декларация  провозгласила, что советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных рес­публик, однако не устанавливала при этом конкретных форм федерации. “...Стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномоч­ном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участ­вовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях”2.

  В Декларации отмечались также основные принципы советской внешней политики: борьба за мир, против колониального угнетения, за осуществление права наций на самоопределение в международном масштабе.

     Таким образом  Декларация в течение какого-то  времени могла выполнять функции  Конституции. Она была как бы  малой, крат­кой, временной Конституцией  Советского государства. Ставить  вопрос о развернутом Основном  законе в условиях января 1918 г. было преждевременно: революция победила еще не на всей территории страны, государственный механизм находился в стадии строительства, вопрос о форме государственного единства был решен только в принципе, правовая система находилась в про­цессе становления, сохранялось состояние войны с Германией, перемирие было весьма шатким.

     Тем не  менее, на III Всероссийском съезде  Советов проблема подготовки  Конституции была обозначена. При принятии резолюции “О федеральных учреждениях Российский Республики” левые эсеры внесли предложение дополнить этот проект закона пунктом, обязывавшим ВЦИК разработать к следующему съезду Советов основные положения Конституции. Съезд принял резолюцию с этим дополнением, однако никакой практической работы для его реализации проведено не было. Только весной 1918г., когда обстановка в стране существенно изменилась, появилась возможность и стала более острой необходимость создания полного Основного закона Российской Советской республики.

    30 марта 1918г.  Центральный Комитет Коммунистической пар­тии принял решение поручить Я. М. Свердлову провести через ВЦИК организацию комиссии для разработки Основного закона. Я М. Свердлов уже 1 апреля выступил на заседании ВЦИК с докладом о создании такой комиссии, и она была образована из пяти членов ВЦИК и представителей шести наркоматов; несколько позже в комиссию вошло еще несколько членов.

    Комиссия была  многопартийной: кроме большевиков  в нее вхо­дили два левых  эсера и один эсер-максималист  (с совещатель­ным голосом) Председателем комиссии стал Я. М. Свердлов, его заместителем — М. Н. Покровский, секретарем — В. А. Аванесов. О значении, которое придавалось разработке Конституции, говорит тот факт, что комиссию возглавил председатель ВЦИК, в нее вошли 3 члена Центрального Комитета Российской Комму­нистической партии (большевиков), крупные ученые, видные го­сударственные деятели.

     Участие  в комиссии эсеров, конечно, несколько  осложняло ра­боту, однако сколько-нибудь  существенного влияния на ее  ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комиссии: против 2—3 эсеров могли выступить 10—12 большевиков. Хотя на заседаниях комиссии обычно присутствовали не все ее члены, однако большинство при решении принципиальных мо­ментов за коммунистами обеспечивалось всегда. Это вовсе не означает, что работа комиссии проходила безмятежно и без всяких споров. Совсем наоборот: такие споры, порой ожесточенные, можно отметить на каждом заседании комиссии ВЦИК. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. И неудивительно. Создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик.

      Важный  спор возник уже в начале работы комиссии. На заседа­нии 5 апреля 1918 г. было решено поручить члену ЦК РКП(б), нар­кому по делам национальностей И. В. Сталину и ответственному работнику наркомата юстиции, известному государствоведу про­фессору М. А. Рейснеру подготовить доклады об основных принци­пах устройства Российской республики, которые должны найти от­ражение в Конституции3. Сталин и Рейснер подготовили два раз­личных проекта основных положений Конституции, главным содержанием которых была проблема федерации. Рейснер исходил из представлений о том, что национальный вопрос — пережиток феодализма, что он не имеет значения даже при капитализме и тем более не может приниматься в расчет в социалистическом государстве. В соответствии с этим М. А. Рейснер мыслил РСФСР как федерацию “трудовых коммун”, практически — как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездов и т. п.). Сама по себе эта идея была неплоха, ибо ее реализация могла бы способствовать укреплению государственного единства. Однако в реальных условиях 1918 года, когда по стране развертывались национальные движения под лозунгом создания национальной государственности, она была неосуществима и опасна.

Информация о работе Государственный строй в Древней Руси