Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:58, реферат
При Иване IV произошли значительные изменения в положении русской православной церкви в российском обществе. В шестнадцатом веке были заложены многие традиции взаимоотношений государства и права, которые благополучно дожили до эпохи преобразований Петра Великого, а некоторые традиции этих взаимоотношений, существуя до сих пор, оказывают огромное воздействие на взаимоотношения современной России с православной церковью.
Отсюда, целью данного реферата является прояснение узловых проблем во взаимоотношениях государства и церкви на этапе укрепления Московского государства в царствование Ивана IV, получившего прозвище «Грозный».
Введение
Глава 1. Проблемы взаимоотношений государства и церкви в начале ХVI века.
Глава 2. Проблемы взаимоотношений государства и церкви при царе Иване IV Васильевиче.
Заключение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Проблемы взаимоотношений государства и церкви в начале ХVI века.
Глава 2. Проблемы взаимоотношений государства и церкви при царе Иване IV Васильевиче.
Заключение
Введение
Проблемы взаимоотношений церкв
Одной из важнейших частей этой проблемы являются отношения государства и церкви на этапе укрепления Московского централизованного государства в ХVI веке, которое совпало с эпохой первого русского царя Ивана IV (1533-1584гг.)(1). Русская православная церковь уже тогда была не только носителем отечественной культурной традиции, но и одним из самых богатейших землевладельцев в стране. Именно поэтому изучение взаимоотношений государства и церкви при Иване IV всесторонне подойти к вопросу о социально-экономической политике государства.
При Иване IV произошли значительные изменения в положении русской православной церкви в российском обществе. В шестнадцатом веке были заложены многие традиции взаимоотношений государства и права, которые благополучно дожили до эпохи преобразований Петра Великого, а некоторые традиции этих взаимоотношений, существуя до сих пор, оказывают огромное воздействие на взаимоотношения современной России с православной церковью.
Отсюда, целью данного реферата является прояснение узловых проблем во взаимоотношениях государства и церкви на этапе укрепления Московского государства в царствование Ивана IV, получившего прозвище «Грозный».
Для того чтобы достичь данной цели необходимо ответить на следующие вопросы:
______________________________
1. Шмидт С.О. У истоков
Для того чтобы добиться цели, и ответить на все поставленные вопросы, необходим всесторонний анализ исторических источников, опубликованных в Хрестоматии по отечественной истории, составленной авторским коллективом ученых Исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова(2). Важнейшие исторические источники можно разделить на следующие группы:
2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Н.Г. Георгиева, Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: учебное пособие.-М.: Проспект, 2001.-с.110- 131;
3. Российское законодательство
Х-ХХ веков в 9 томах: -т.2 Законодательство
периода образования и
4. Горсей Джером. Записки о Московии ХVI века.-СПБ, 1909; Об "Описании Московии" Александра Гваньини // Античность и современность. К 80-летию Федора Александровича Петровского. М. Наука. 1972
Достижение цели и задач невозможно без изучения научной литературы. Важнейшей работой, используемой в процессе подготовки данного реферата, являются очерки по истории русской церкви, написанные крупнейшим знатоком церкви в Дореволюционной России, министром по
делам вероисповеданий во Временном правительстве 1917 года, белоэмигрантом, Антоном Карташевым. Ценность данного сочинения важна для нас, так как автор на основе огромного количества русских средневековых документов воссоздает деятельность русских митрополитов шестнадцатого века, через призму взаимоотношений церкви и государства(5). Так же в работе использованы классические труды:
1) советских ученых, изучавших эпоху Ивана Грозного - А.А. Зимина, Р.Г. Скрынникова, С.О. Шмидта(6);
2) дореволюционного историка- Д.И. Иловайского(7).
В этих работах ставятся и исследуются проблемы политики государства по отношению к церковно - монастырскому землевладению. Анализируя классические труды советских авторов можно сделать выводу о том, что в их работах исследуются, в основном, экономические и имущественные отношения церкви и государства, а взаимоотношения государства и церкви сводятся только к этим отношениям.
_____________________________
5. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви.-М.: Терра, 1997;
6. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: очерки социально-экономической и политической истории России середины ХVI века.-М.: издательство социально-экономической литературы.-М., 1960: Скрынников Р.Г. Иван Грозный и его время.-М.: Знание, 1991; Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма: исследование социально- политической истории времени Ивана Грозного.-М.: Прогресс-Культура, 1996.-с.10;
7. Иловайский Д.И. Царская Русь (московско-царский период).-М.: издательство «Астрель», 2004
Глава 1. Проблемы взаимоотношений государства и церкви в начале ХVI века
На взаимоотношения православной церкви и государства огромное значение оказало их положение в начале ХVI веке. Если говорить о Московском государстве, то оно к началу шестнадцатого века переживало далеко не лучшие времена. Только в начале столетия закончился процесс объединения русских земель вокруг Москвы- города Псковское и Рязанское княжество только в 1510-х годах признали над собой власть московского князя Василия III, но традиции удельного периода в истории русских земель сохранялись в разных сферах общественных отношений. Старые боярские и княжеские роды лишались отчин и вековых привилегий. Актуальной была и внешняя угроза - Великое княжество Литовское, Крымское, Казанское и Астраханское ханства стремились всячески противодействовать объединению русских земель вокруг Москвы, поэтому все княжение Василия III (1505-1533гг.)- отца Ивана Грозного, прошло в кровопролитных войнах с Литвой. В этих условиях молодому Московскому государству требовалось решить очень важные задачи:
Решить эти задачи
можно было только путем ограничения
церковно-монастырского
В каком положении
находилась Русская православная церковь ко времени вступления на прародительский
престол московского великого князя и
первого русского царя Ивана IV? На протяжении
нескольких веков политической раздробленности
в русских землях, православная церковь
была практически единственным институтом,
сохранявшим духовные традиции народа,
хранящим память о едином национальном
самосознании. Во время объединения русских
земель, церковь оказала полную поддержку
московским князьям. Менялись времена,
поколения московских князей, но мощь
и значение церкви, как оплота борьбы с
монголо-татарским нашествием только
усиливались. Вместе с тем усиливались
и материальные богатства русской православной
церкви. Так английский путешественник
Джером Горсей сообщал о том, что церкви
в 1553 году принадлежит около трети всех
земель в Московском государстве. Монастыри
в средневековой России владели громадными
землями, которыми их жаловали князья
и бояре. Так, в 1562 году Троице- Сергиева
лавра владела 132 (143,88 гектара) десятинами
земли с 255 селами и 150 деревнями(8). Одним
из важнейших факторов увеличения богатства
церкви стала победа иосифлян- сторонников
обогащения церкви, над нестяжателями
- сторонники церкви, лишенной материальных
богатств. Это выразилось в том, что русские
митрополиты уже в первых десятилетиях
ХVI века старались во всем угождать
государству. Примером такой деятельности
стало благословление митрополитом Даниилом
Василия III на второй брак, исходя из государственной
необходимости - рождение наследника престола.
Причем, московский ______________________________
8. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: очерки социально-экономической и политической истории России середины ХVI века.-М.: издательство социально-экономической литературы .-М., 1960; Горсей Джером. Записки о Московии ХVI века.-СПБ, 1909;
князь нарушил запрет на вступление в брак с Еленой Глинской данный представителями зарубежной православной церкви. По Москве в то время ходил анекдот. Вопрос: «есть ли митрополит на Москве?». Ответ: «митрополита нет, а есть митрополит Даниил!». Князь Андрей Михайлович Курбский называл митрополита Даниила «потаковником»(9). Такая позиция была характерна для русской православной церкви в первых десятилетиях ХVI века. Она была обусловлена следующими обстоятельствами:
1) стремлением русской
православной церкви сохранить
богатства накопленные
2) стремлением поддержать
государство, как главного
3) наметившимися потребностями
церкви в сильном, но
Таким образом, ко времени начала правления Ивана IV сложились очень важные характерные особенности взаимоотношений государства и церкви:
Церковь помогала государству
держать в повиновении огромные
массы населения. А московское государство
щедро одаривало церковь
______________________________
9. Карташев А.В. Очерки по
Если рассматривать церковь не только как крупного землевладельца, но и как фундамент духовных отношений, то русская православная церковь пользовалась большим авторитетом. Даже иностранцы отмечали о распространении религиозных обрядов в жизни подданных московского великого князя(10). Все россияне считали себя православными христианами, а необходимость ежедневного присутствия на церковных службах и участия в церковных обрядах вообще практически ни у кого не вызывала сомнений. Осуществление функций контроля над умами людей- вот основная функция церкви, необходимая и щедро вознаграждаемая государством.
В годы правления Елены Глинской (1533-1538гг) и в годы малолетства первого русского царя Ивана IV позиции русской православной церкви значительно усилились, что выразилось в увеличении церковно- монастырского землевладения.
______________________________
10. Об "Описании Московии" Александра Гваньини // Античность и современность. К 80-летию Федора Александровича Петровского. М. Наука. 1972
Глава 2. Проблемы
взаимоотношений государства и
К моменту вступления Ивана IV на царский престол остро вставала проблема дальнейшего укрепления Московского государства. Для решения этой проблемы необходимо было:
1) расширить социальную
базу царской власти путем наде
2) ограничить церковно-
монастырское землевладение, с
целью высвобождения пахотных
земель для наделения ими служи
Еще при Василии Третьем государство стремилось сдержать рост церковного землевладения, запрещались вклады в монастыри.
Уже в 1540-х годах правительство Ивана IV стало принимать меры, направленные на секуляризацию- изъятие монастырского землевладения. Эти устремления соответствовали устремлениям части православного духовенства - нестяжателей, которые стали группироваться вокруг священника члена Избранной рады - священника Сильвестра о необходимости ограничения земельных богатств русской православной церкви.
15 сентября 1550 года правительство
обсудило с митрополитом
______________________________
11. Избранная тысяча 1550г.//Хрестоматия
по отечественной истории…с.113
12. Зимин А.А. Реформы Ивана
Грозного: очерки социально-
Многие земли, ранее принадлежащие церкви, изымались из её юрисдикции. Руководство церкви, во главе с митрополитом Макарием, противилось этой секуляризации имущества, но её тревожила очень важная проблема появившаяся уже в шестнадцатом веке - нарушение устоев церковно - монастырской жизни. Со всей остротой и злободневностью вставал вопрос о созыве нового церковного собора. С другой стороны, нарождающееся служилое сословие было не довольно концентрации в руках церкви громадных земельных владений и требовало его перераспределения в свою пользу. Для решения всех этих вопросов был созван Стоглавый собор в 1551 году, на котором и был принят сборник решений церковного собора, получивший название: «Стоглав». Эта была своеобразная программа государственных преобразований в области государственно- церковных отношений. Государство брало на себя функции контроля за надлежащим исполнением обрядов русской православной церкви, в связи с тем, что церковная служба «не сполна совершается»(13), а «люди на церковных службах находятся в шапках, разговаривают и не слушают проповеди». Критике подвергалось и церковное судопроизводство. Государство брало на себя право вмешательства в юрисдикцию церковных судов по причине искоренения взяточничества и лихоимства. Руководство церкви не всегда поддерживало преобразования, но готово было расстаться с частью земель во имя укрепления церковной организации и искоренения небрежности в исполнении обрядов, содействующее росту недовольства церковью в российском обществе. Возникает вопрос: Откуда взялась эта небрежность в исполнении обрядов русской православной церкви? Все дело в том, что церковные иерархи участвую в политических конфликтах 30 годов ХVI века наносили непоправимый урон авторитету церкви. Русская православная церковь поддерживала то одну, то другую группировку бояр, боровшихся за