Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:50, реферат
Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства. Нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определённом воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.
Москва, 2011
Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства. Нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определённом воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.
Государственное
регулирование экономики
Целесообразно
рассмотреть причины
По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к ним добавились и новые. Но что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно вмешиваться.
Стоит отметить, что среди экономистов нет единого мнения о том, в какой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке.
Как уже отмечалось представления различных экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие – рынком, не совпадают. Поэтому степень государственного вмешательства в экономику в различных странах неодинакова.
1.1 Функции государственного регулирования.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.
Как
правило, государство корректирует
те "несовершенства", которые присущи
рыночному механизму и с
Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны.
Можно
выделить следующие функции государства:
Государство обеспечивает
внешние условия
1. Государство охраняет экономическое пространство внутри страны (от внешнего вторжения).
2. Государство обеспечивает социальную стабильность в стране (экономика зависит от этого).
3. Государство является также и субъектом экономических отношений.
4. Государство воздействует на экономику путём публичного права (борьба с монополизмом).
Когда государство
чрезмерно вмешивается в
1. Отключается механизм спроса и предложения (так как государство берёт на себя определение потребностей).
2. Устраняется экономическая ответственность предпринимателя (предприниматель на заинтересован в производстве продукта, так как ничего "не поимеет" с излишков, и ничего не потеряет, если не выполнит норму).
Государство
выполняет свои функции,
Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны), всеобщий административный контроль над ценами и т.п.
Во-вторых, влиять на рынок в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.
В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.
В-четвёртых, государство, применяя экономические регуляторы, должно постоянно контролировать приносимые ими положительные и отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.
В-пятых, необходимо учитывать национальную специфику, которая ощутимо сказывается на экономической деятельности.
В настоящее время, очевидно, что в Российской Федерации необходимо усилить роль государства в укреплении собственной экономики, в том числе через соответствующие методы финансового воздействия на нее.
Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества: обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и т.д. Неслучайно в странах с развитой рыночной экономикой государственное финансовое регулирование широко используется в хозяйственной практике.
При
этом современная система
Рассматривая конкретные методы государственного финансового воздействия на отраслевую структуру экономики, целесообразно вспомнить очевидную истину: нормальное функционирование экономики возможно при условии органической связи каждой отрасли и ее структурных подразделений с другими. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обслуживает его сбалансированное развитие как единого целого. При этом, выражая интересы всех экономических субъектов, государство должно организовывать производство и реализацию продукции тех отраслей, которые не привлекают частный капитал ввиду своей низкой рентабельности либо по другим объективным и субъективным причинам.
В целом основными методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются.
1.
Бюджетная политика, которая может
предусматривать прямое
2. Денежно-кредитная политика (обеспечивающая получение необходимых средств предприятиями, организациями и индивидуальными предпринимателями для сохранения и дальнейшего развития своей деятельности через соответствующие экономические механизмы либо, наоборот, ограничивающая получение дополнительных доходов путем необоснованного повышения цен и тарифов на свою продукцию). Именно поэтому к данной политике относятся также предпринимаемые государством меры по созданию конкурентной среды и ограничению монополистической деятельности.
3.
Федеральные целевые программы.
4.
Налоговое регулирование (
5. Амортизационная политика, которая тесно связана с налоговым регулированием, поскольку влияет на налогообложение прибыли и имущества.