Государство и экономика — особенности взаимодействия (ретроспектива и современность)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:50, реферат

Описание

Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства. Нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определённом воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

Работа состоит из  1 файл

Реферат история экономики Государство и экономика.docx

— 42.96 Кб (Скачать документ)

      Реферат

      на  тему

      «Государство и экономика — особенности взаимодействия (ретроспектива и современность)»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2011

    1. Роль  государства в  рыночной экономике

      Рыночный  механизм свободной конкуренции  имеет много достоинств, его возможности  велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства. Нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определённом воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

      Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного  воздействия на поведение хозяйственных  субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

      Целесообразно рассмотреть причины государственного вмешательства в экономику. Еще в XVIII в. А. Смит определил следующие функции правительства:

  • обеспечение национальной обороны;
  • отправление правосудия;
  • организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
  • образование юношества;
  • сбор налогов для оплаты нужд государства.

      По  сей день никто не оспаривает необходимость  этих функций, кроме того, к  ним добавились и новые. Но что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые  в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно вмешиваться.

      Стоит отметить, что среди экономистов  нет единого мнения о том, в  какой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого прямого вмешательства не получится и  функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке.

      Как уже отмечалось представления различных  экономистов и политиков о  том, какие именно процессы могут  регулироваться государством и какие  – рынком, не совпадают. Поэтому степень государственного вмешательства  в экономику в различных странах неодинакова.

      1.1 Функции государственного регулирования.

      Роль  государства в рыночной экономике  проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

      Как правило, государство корректирует те "несовершенства", которые присущи  рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

      Экономические функции современного государства  довольно многообразны и сложны.

      Можно выделить следующие функции государства:   

    • Стимулирование сбалансированного экономического роста
    • Обеспечение занятости
    • Регулирование цен
    • Создание правовой основы
    • Распределение ресурсов
    • Регулирование рынка труда
    • Обеспечение социальной защиты
    • Сохранение и улучшение окружающей среды
    • Региональная политика
    • Реализация национальных интересов

Государство обеспечивает внешние условия функционирования экономики.

      1.     Государство охраняет экономическое пространство внутри страны (от внешнего вторжения).

      2.     Государство обеспечивает социальную стабильность в стране (экономика зависит от этого).

      3.     Государство является также и субъектом экономических отношений.

      4.     Государство воздействует на экономику путём публичного права (борьба с монополизмом).

Когда государство  чрезмерно вмешивается в экономику, то:

      1.     Отключается механизм спроса и предложения (так как государство берёт на себя определение потребностей).

      2.     Устраняется экономическая ответственность предпринимателя (предприниматель на заинтересован в производстве продукта, так как ничего "не поимеет" с излишков, и ничего не потеряет, если не выполнит норму).

1.2 Методы государственного регулирования рыночной экономики

 Государство  выполняет свои функции, применяя  методы, к которым рыночная система  предъявляет следующие требования:

      Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны), всеобщий административный контроль над ценами и т.п.

      Во-вторых, влиять на рынок в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

      В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.

      В-четвёртых, государство, применяя экономические регуляторы, должно постоянно контролировать приносимые ими положительные и отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.

      В-пятых, необходимо учитывать национальную специфику, которая ощутимо сказывается на экономической деятельности.

    В настоящее время, очевидно, что в  Российской Федерации необходимо усилить  роль государства в укреплении собственной  экономики, в том числе через соответствующие методы финансового воздействия на нее.

    Необходимость государственного вмешательства в  экономику обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением  потребностей всего общества: обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и т.д. Неслучайно в странах с развитой рыночной экономикой государственное финансовое регулирование широко используется в хозяйственной практике.

    При этом современная система государственного регулирования социально-экономических  процессов представляет собой сложный  механизм, каждый из компонентов которого имеет конкретное действие, направленное на достижение поставленных целей государством, и в то же время работающий как  целостная система, служащая инструментом реализации государственной экономической  и социальной политики.

    Рассматривая  конкретные методы государственного финансового  воздействия на отраслевую структуру экономики, целесообразно вспомнить очевидную истину: нормальное функционирование экономики возможно при условии органической связи каждой отрасли и ее структурных подразделений с другими. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обслуживает его сбалансированное развитие как единого целого. При этом, выражая интересы всех экономических субъектов, государство должно организовывать производство и реализацию продукции тех отраслей, которые не привлекают частный капитал ввиду своей низкой рентабельности либо по другим объективным и субъективным причинам.

    В целом основными методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются.

    1. Бюджетная политика, которая может  предусматривать прямое финансирование мероприятий по развитию той или иной отрасли, а также другие формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей: субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные гарантии и др.

    2. Денежно-кредитная политика (обеспечивающая  получение необходимых средств предприятиями, организациями и индивидуальными предпринимателями для сохранения и дальнейшего развития своей деятельности через соответствующие экономические механизмы либо, наоборот, ограничивающая получение дополнительных доходов путем необоснованного повышения цен и тарифов на свою продукцию). Именно поэтому к данной политике относятся также предпринимаемые государством меры по созданию конкурентной среды и ограничению монополистической деятельности.

    3. Федеральные целевые программы.  Различные экономические программы,  носящие целевой характер, в ряде  случаев содействует серьезным  структурным сдвигам в экономике.  Именно поэтому приоритетные  направления программ обычно  финансируются из государственного  бюджета. Многие из указанных  программ затрагивают широкий  спектр экономических и социальных  вопросов. В то же время ряд  федеральных целевых программ  носят ярко выраженный отраслевой характер. Финансовое обеспечение этих программ предусматривает выделение соответствующих бюджетных средств.

    4. Налоговое регулирование (изменение  состава налогов налоговой системы,  налоговых ставок, налоговой базы, состава налогоплательщиков, установление  налоговых льгот и др.). Исходной  установкой при проведении налогового  регулирования служит не только обеспечение правового порядка взыскания с плательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика заключается не только в выполнении предписаний налоговых законов, но и в их совершенствовании.

    5. Амортизационная политика, которая  тесно связана с налоговым  регулированием, поскольку влияет на налогообложение прибыли и имущества.

Информация о работе Государство и экономика — особенности взаимодействия (ретроспектива и современность)