Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:20, контрольная работа
Предгосударственный период истории родоплеменного строя Маркс и Энгельс называют военной демократией. Этот термин был введен американским историком Л. Морганом для характеристики древнегреческого общества в период его перехода от родовой общины к соседской. Военная демократия приходится на тот период истории, когда древняя родовая организация еще в полной силе, но уже появилось имущественное неравенство с наследованием имущества детьми, зародилась знать и царская власть, стало обычным превращение военнопленных в рабов.
Введение.
1. Этапы развития государственности.
2. Гомеровская Греция.
3. Рабовладельческое государство в Афинах.
3.1. Реформа Солона.
3.2. Тирания Писистрата.
3.3. Реформы Клисфена.
4. Афинское государство в 5 веке до н.э.
4.1. Государственный аппарат.
5. Рабовладельческое государство в Спарте.
5.1. Общественный строй.
5.2. Государственный строй.
6. Основные черты права.
6.1. Имущественные отношения.
6.2. Семейное и наследственное право.
6.3. Уголовное право.
6.4. Судебный процесс.
Заключение.
Список литературы.
5.1. Общественный строй
Для общественного строя
Спарты характерно сохранение пережитков
первобытнообщинного строя и
военная организация общества. В
отличие от Афин Спарта оставалась
на протяжении всей своей истории
земледельческой общиной. Ремесла
и торговля были делом неполноправных
периэков. Периэки были лично свободны,
но не имели политических прав, хотя
могли приобретать
Земля в Спарте была поделена на десять тысяч равных участков по числу равноправных граждан. Без участка не было гражданства. Обрабатывали землю илоты – представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, однако у них было свое хозяйство и орудия производства. От урожая, полученного с земли, около половины они платили господину в виде оброка. Илоты также несли военную службу.
Законы Спарты предписывали простоту быта и умеренность в пище. Граждане имели одинаковую одежду и вооружение. Социальное равенство подчеркивалось ежедневными коллективными трапезами, на которые каждый отчислял одинаковую сумму своего дохода. А в семейных отношениях не только поощрялись внебрачные связи, но запрещалось проявлять ревность, собственнические чувства по отношению к женщине.
5.2. Государственный строй
По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой. Народное собрание (апелла) сохранилось, но с течением времени утратило реальную власть. Оно созывалось нерегулярно по решению должностных лиц. Принимать участие в собрании могли граждане Спарты, достигшие тридцати лет и сохранившие свои наделы. Выступать в собрании, предлагать законы или кандидатов могли только должностные лица. Когда собрание выходило из подчинения властей, оно распускалось, а его решения считались не имевшими силы.
К ведению Народного собрания относились вопросы об избрании должностных лиц, принятие решений в споре о престолонаследии, выбор главы военного похода. Собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.
Народное собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо отвергались. Все решения собрания находились под контролем совета старейшин – герусии.
Во главе государства стояли два царя - архагета, выполняющие функции военных вождей и верховных жрецов. Они также осуществляли судебную власть. Однако фактическое руководство принадлежало эфорам, к которым постепенно перешли полномочия, принадлежавшие царям.
Эфоры занимали в государстве исключительное положение. Народное собрание ежегодно избирало коллегию эфоров из пяти человек, которая выносила свои решения большинством голосов. эфоры созывали и руководили деятельностью герусии и Народного собрания. В их ведении находились все вопросы внутренней и внешней политики; надзор за исполнением законов, нравами, соблюдением дисциплины; контроль за деятельностью всех должностных лиц. Непосредственной их компетенцией были судебные тяжбы по гражданским делам.
Одной из важных функций эфоров был контроль за деятельностью царей, вплоть до привлечения их к суду герусии, что позволяло ограничить их власть. Отчитывались эфоры только перед своими преемниками.
Герусия состояла из 28 членов – геронтов, избиравшихся в Народном собрании пожизненно. Цари были членами герусии. Как таковые они должны были подчиняться ее решениям. Герусия рассматривала и подготавливала законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам, являлась судебной инстанцией против царей. Первоначально герусия обладала почти неограниченной властью, с усилением власти эфоров значение герусии уменьшилось.
Особенности развития Спарты обусловили застой в социально-экономической и политической жизни общества. Но победа в Пелопоннесской войне привела к развитию товарно-денежных отношений. Имущественная дифференциация обусловила рост социальных противоречий, ослабивших государство. В середине II века до н.э. Спарта, как и другие греческие государства, оказалась под властью Рима.
6. Основные черты афинского права
Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Основным источником афинского права в период демократии был закон. Законы Драконта являются крупной победой демократии, так как по традиции толкование обычного права принадлежало аристократии, и приводило к частым злоупотреблениям. Запись действующих норм права позволила ограничить произвол в толковании юридических правил.
Драконт включил в законы ряд существенных положений: отменялась кровная месть, вводились новые правила судопроизводства. Оформилось право частной собственности, за посягательство на частную собственность вводилось суровое наказание. Жестокость наказаний – характерная черта раннего права, объясняемая также и упрощенным пониманием средств борьбы с преступностью. В начале века до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Солоном. Поднимаясь от раннего к зрелому состоянию, афинское право достигло относительно высокого уровня развития. Но все же наряду с законами важное место сохраняло обычное право. Афинские юристы не выработали общего понятия права, оно еще не было систематизировано. В уголовном праве значительное место сохраняли религиозные преступления.
6.1. Имущественные отношения
Имущественные правоотношения
достигли в Древних Афинах высокой
степени развития. Было известно деление
имущества на движимое и недвижимое.
Среди вещных прав были известны владение
и собственность, причем частная
собственность считалась
Особую разработку получают
обязательственные
6.2. Семейное и наследственное право
Вступление в брак в
Афинах считалось обязательным, но
безбрачие не влекло наказаний. Брачный
договор заключался главой семьи. Для
мужчин развод был свободен, для
женщин, занимавших подчиненное положение,
это было сложно. Первоначально обширная
родительская власть с течением времени
ослабляется. Наследование осуществлялось
по закону и по завещанию. По закону
наследниками первой очереди являлись
сыновья. Дочери могли получить наследство
лишь при отсутствии сыновей умершего.
Внебрачные дети наследниками не являлись.
При отсутствии наследников наследовали
боковые родственники. Наследование
по завещанию начинается с реформы
Солона. Завещание считалось
6.3. Уголовное право
По сравнению с гражданским, уголовное право было менее развито. Были известны следующие виды преступлений: против семьи, против личности, против собственности, государственные. Различались умышленные и неосторожные преступления. Было известно понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.
Среди государственных преступлений
наиболее тяжкими считались
6.4. Судебный процесс
Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Основным элементом судебного следствия были речи сторон. Свои показания стороны давали под присягой.
Начинать судебное дело в суде могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека – его простат, за раба – его господин.
Должностное лицо, получившее
жалобу, производило предварительное
расследование. При этом обвиняемый
и ответчик могли представить
письменные возражения против рассмотрения
дела по существу. Стороны представляли
все необходимые доказательства
по делу. Присяжные могли принять
любое решение по делу. Вначале
решался вопрос о виновности лица,
затем приступали к определению
меры наказания. Решение принималось
тайным голосованием. При равном счете
голос председательствующего
Заключение
В Афинах впервые в истории
наметились очертания некоторых
глобальных факторов становления демократических
государственно-правовых институтов.
Благодаря высокой политической
активности рядовых граждан –
демоса знать не смогла сохранить
государственные формы
Назидательной является и история падения афинской демократии в условиях, когда рабовладельческий строй даже не достиг пика своего существования. Труд свободных, создающих материальные ценности, утрачивает былой престиж. Возможность многих жить за счет рабов и неполноправных оказывала разрушающее влияние на общество.
Большинство афинских граждан
утратило прежние гражданские
В противоположность Афинам
Спарта вошла в историю как
образец аристократического военно-лагерного
государства, которое для подавления
огромной массы подневольного населения
искусственно сдерживало развитие частной
собственности и безуспешно пыталось
сохранить равенство среди
Таким образом, соперничество
Афин и Спарты было своеобразным соревнованием
двух разных гражданских и политических
общин в Древней Греции. Поучительным
является то, что соперничество этих
держав привело к затяжной Пелопоннесской
войне, результатом которой стало
ослабление всей полисной системы и
падение демократических
Список литературы
1. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998.
2. История государства и права зарубежных стран./ Под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. М., 1998.
3. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003.
4. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002.
5. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998.
6. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003.
7. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002.
8. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003.
9. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002.
10. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998.
11. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998.
12.Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002.
13. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003.
14.Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002.
15.Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998.
16. История государства и права зарубежных стран./ Под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. М., 1998.
17.Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002.
18. История государства и права зарубежных стран./ Под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. М., 1998.
19.Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003.
20.Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002.
21. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998.
22. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003.
23. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998.