Государство и право Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:15, реферат

Описание

Афинское государство стало формироваться на рубеже VIII–VII веков до нашей эры.

Процесс государствообразования произошел в результате объединения четырех родственных племен, это процесс объединения называется синойкизм.

Содержание

Возникновение Афинского государства.
Социальная структура афинского общества.
Политическая структура Афинского вначале образования (VII – VI веков)
Реформа Солона, ее политическое значение.

Работа состоит из  1 файл

Государство и право Древней Греции.doc

— 43.50 Кб (Скачать документ)

        Государство и право Древней Греции.

        План.

    1. Возникновение Афинского государства.
    2. Социальная структура афинского общества.
    3. Политическая структура Афинского вначале образования (VII – VI  веков)
    4. Реформа Солона, ее политическое значение.
 
 
    1. Возникновение Афинского государства.

        Афинское  государство стало формироваться  на рубеже  VIII–VII веков до нашей эры.

        Процесс государствообразования произошел  в результате объединения четырех  родственных племен, это процесс  объединения называется синойкизм.

        Образования Афинского государства связывается с легендарной личностью Песея.

        Афинское  государство возникло как город  – полис, вблизи морского побережья, но не на самом  побережье из–за  опасности нападения.

        Между Афинами и морем расположился порт Пирей.

        Афины занимали пересеченную местность со значительными возвышенностями, которые являлись наблюдательными пунктами для предупреждения горожан о грозящем нападении.

        В V–IV  веках построен Порфенон на  возвышенности, который сейчас реставрируется. 

        2. Социальная структура

        Уже к началу VII  века в основном завершается формирование социальной и политической структуры государства.

        Социальная  структура афинского общества состояла из трех основных категорий.

        1. Высший слой – эвпатриды (благородные) состоял из представителей рода племенной знати, которые и формировали государство.

    1. Геоморы (земледельцы). Полностью свободные, обладали хозяйственной самостоятельностью, служили в армии, платили государственные налоги, повинности, были лишены политических прав.
    2. Демиурги (ремесленники, торговцы), граждане Афин, ограниченные в политических правах, обладали всей полнотой гражданских прав, платили государственные налоги, служили в армии.
    3. Рабы. Изначально в Афинах рабы являлись только объектом права,  но уже с начала VI века – только объектом частной собственности, что и определило классическую форму рабовладения в афинском государстве.
 

        5. Вплоть до реформ Солона между  рабами и свободными существовала  промежуточная категория –  феты – беднейшая часть демиургов и геоморов.

        Поскольку геоморы и демиурги имели общее название  - демос, то феты  - низшая часть демоса.

        С течением времени между эвпатридами, с одной стороны, и демосом, с  другой,  обострились политические противоречия, которые определялись

      • Возрастающей экономическим богатством части демоса,
      • Но при этом отсутствием у них политических прав;
      • Обнищанием эвпатридов,
      • Но по–прежнему сохраняющими политическое господство.

        Это противостояние и являлось двигателем социально – экономического развития страны. 

        3. Политическая структура  Афин вначале образования.

        (VIII – VI  века)

        После создания государства, которое представляло собой город – полис, юридически высшим органом власти в Афинах было народное собрание.

        Правом  на участие в этом органе имели  все свободные полноправные граждане мужского пола, достигшие совершеннолетия (20 лет).

        Полномочия  Народного Собрания были не ограничены, они могли решать любые вопросы  внутренней и внешней политики.

        Фактически  высшая законодательная власть в  стране принадлежала Совету старейшин, в котором насчитывалось 300 человек. Этот орган определял вопросы, выносимые на Народное Собрание, старейшины руководили народными собраниями.

        Высшая  исполнительная власть принадлежала царю – басилевсу. Он обладал высшей военной, исполнительной, судебной властью, являлся  главным жрецом.

        Юридически базилевс в Афинах избирался Советом старейшин, но на самом деле власть передавалась по наследству. И поэтому уже в конце VII в. эвпатриды начали борьбу за ограничение власти басилевса.

        В конце VII в. эвпатриды добиваются упразднения должности басилевса и заменяют ее коллегиальным органом – коллегией архонта, которая первоначально состояла из 9 человек, руководивших отдельными отраслями экономики и политики

        1. Архонт – эпонин обладал высшей  судебной и исполнительной властью.

        2. Архонт – базилевс, который обладал жреческими функциями.

        3. Архонт- полемарх, обладавший  высшей  военной властью. 

        Первоначально все архонты избирались пожизненно, но их полномочия стали ограничиваться сначала 10 годами, а к концу VII века избирались ежегодно.

        Помимо  этих органов во второй половине VII  века возник законосовещательный орган с широкими полномочиями – Ареопаг.

        Практически надгосударственый орган, который  осуществлял контроль за всеми государственными органами и прежде всего коллегией  архонтов.

        Несмотря  на то, что юридически Ареопаг не обладал властью, все решения выполнялись неукоснительно.

        В состав ареопага входили по должности  бывшие и настоящие архонты, поэтому  орган и обладал высшей властью.

        В VII века Ареопаг заседал на горе Арес, которая находилась в центре Афин и была защищена вокруг высокими вершинами. 

      4.Реформа  Солона, ее политическое  значение. 

        На  рубеже VII–VI веков до нашей эры политическое противостояние эвпатридов, сохраняющих всю полноту политической власти, и демоса, не имевшей политической власти, достигает максимальной остроты.

        Эвпатриды приходят к идее проведения реформ, это было крайне необходимо.

        В 1594 году до нашей эры архонт Солон, избранный при поддержке и  эвпатридов и демоса проводит первую грубую социально- экономическую реформу, состоящую из 2 частей

        1. Отмена долгового рабства в  стране – сисахфия (встряхивание бремени). В соответствии с этим положением все ранее попавшие за долги в рабство, в том числе и проданные за пределы государства, выкупались за государственный счет. И впредь запрещалось долговое рабство под угрозой уголовного наказания.

        Реформы Солона окончательно разделяют общество на свободных и рабов. Афины становятся страной классического рабовладения.

        2. Решение аграрной проблемы в Афинах. Были установлены 2 критерия частной собственности: вводился максимальный размер землевладения, вводилась свободная купля  - продажа земли, а также провозглашалась свобода завещаний. Это способствовало развитию частной собственности на землю и неизбежно приводило к дальнейшему обезземеливанию бедноты.

          Центральное место среди преобразований  Солона занимают политические  реформ, которые нанесли еще один  удар родовому строю. Важнейшая  из них тимократическая или цензовая. Все афинские граждане были разделены на 4 разряда по имущественному признаку. Деление на разряды имело политическое значение, поскольку каждому разряду предоставлялся определенный уровень политических прав.

        Солон сохранил деление афинского общества на 4 племени – филы и создал на базе этого деления новый государственный  орган – Совет четырехсот. Он избирался ежегодно из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Совет 400 – сот руководил подготовкой дел для обсуждения народным собранием, рассматривал некоторые текущие дела управления.

        Большое значение имело создание Солоном поистине демократического органа – гелиэи. Первоначально это был суд присяжных, членами которого могли стать граждане всех 4 разрядов. Со временем полномочия гелиэи будут расширены, и она станет важным политическим органом.

        По  мнению современников, реформы Солона носили компромиссный, половинчатый характер. Ни демос, ни эвпатриды не были ими удовлетворены, но с сегодняшней точки зрения эти реформы играют важную роль в становлении Афинского демократического государства.

Информация о работе Государство и право Древней Греции