Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:15, реферат
Афинское государство стало формироваться на рубеже VIII–VII веков до нашей эры.
Процесс государствообразования произошел в результате объединения четырех родственных племен, это процесс объединения называется синойкизм.
Возникновение Афинского государства.
Социальная структура афинского общества.
Политическая структура Афинского вначале образования (VII – VI веков)
Реформа Солона, ее политическое значение.
Государство и право Древней Греции.
План.
Афинское
государство стало
Процесс государствообразования произошел в результате объединения четырех родственных племен, это процесс объединения называется синойкизм.
Образования Афинского государства связывается с легендарной личностью Песея.
Афинское государство возникло как город – полис, вблизи морского побережья, но не на самом побережье из–за опасности нападения.
Между Афинами и морем расположился порт Пирей.
Афины занимали пересеченную местность со значительными возвышенностями, которые являлись наблюдательными пунктами для предупреждения горожан о грозящем нападении.
В
V–IV веках построен Порфенон на
возвышенности, который сейчас реставрируется.
2. Социальная структура
Уже к началу VII века в основном завершается формирование социальной и политической структуры государства.
Социальная структура афинского общества состояла из трех основных категорий.
1. Высший слой – эвпатриды (благородные) состоял из представителей рода племенной знати, которые и формировали государство.
5.
Вплоть до реформ Солона между
рабами и свободными
Поскольку геоморы и демиурги имели общее название - демос, то феты - низшая часть демоса.
С течением времени между эвпатридами, с одной стороны, и демосом, с другой, обострились политические противоречия, которые определялись
Это
противостояние и являлось двигателем
социально – экономического развития
страны.
3. Политическая структура Афин вначале образования.
(VIII – VI века)
После создания государства, которое представляло собой город – полис, юридически высшим органом власти в Афинах было народное собрание.
Правом на участие в этом органе имели все свободные полноправные граждане мужского пола, достигшие совершеннолетия (20 лет).
Полномочия Народного Собрания были не ограничены, они могли решать любые вопросы внутренней и внешней политики.
Фактически высшая законодательная власть в стране принадлежала Совету старейшин, в котором насчитывалось 300 человек. Этот орган определял вопросы, выносимые на Народное Собрание, старейшины руководили народными собраниями.
Высшая исполнительная власть принадлежала царю – басилевсу. Он обладал высшей военной, исполнительной, судебной властью, являлся главным жрецом.
Юридически базилевс в Афинах избирался Советом старейшин, но на самом деле власть передавалась по наследству. И поэтому уже в конце VII в. эвпатриды начали борьбу за ограничение власти басилевса.
В конце VII в. эвпатриды добиваются упразднения должности басилевса и заменяют ее коллегиальным органом – коллегией архонта, которая первоначально состояла из 9 человек, руководивших отдельными отраслями экономики и политики
1.
Архонт – эпонин обладал
2. Архонт – базилевс, который обладал жреческими функциями.
3.
Архонт- полемарх, обладавший высшей
военной властью.
Первоначально все архонты избирались пожизненно, но их полномочия стали ограничиваться сначала 10 годами, а к концу VII века избирались ежегодно.
Помимо этих органов во второй половине VII века возник законосовещательный орган с широкими полномочиями – Ареопаг.
Практически надгосударственый орган, который осуществлял контроль за всеми государственными органами и прежде всего коллегией архонтов.
Несмотря на то, что юридически Ареопаг не обладал властью, все решения выполнялись неукоснительно.
В состав ареопага входили по должности бывшие и настоящие архонты, поэтому орган и обладал высшей властью.
В
VII века Ареопаг заседал на горе Арес, которая
находилась в центре Афин и была защищена
вокруг высокими вершинами.
4.Реформа
Солона, ее политическое
значение.
На рубеже VII–VI веков до нашей эры политическое противостояние эвпатридов, сохраняющих всю полноту политической власти, и демоса, не имевшей политической власти, достигает максимальной остроты.
Эвпатриды приходят к идее проведения реформ, это было крайне необходимо.
В 1594 году до нашей эры архонт Солон, избранный при поддержке и эвпатридов и демоса проводит первую грубую социально- экономическую реформу, состоящую из 2 частей
1. Отмена долгового рабства в стране – сисахфия (встряхивание бремени). В соответствии с этим положением все ранее попавшие за долги в рабство, в том числе и проданные за пределы государства, выкупались за государственный счет. И впредь запрещалось долговое рабство под угрозой уголовного наказания.
Реформы
Солона окончательно разделяют общество
на свободных и рабов. Афины становятся
страной классического
2. Решение аграрной проблемы в Афинах. Были установлены 2 критерия частной собственности: вводился максимальный размер землевладения, вводилась свободная купля - продажа земли, а также провозглашалась свобода завещаний. Это способствовало развитию частной собственности на землю и неизбежно приводило к дальнейшему обезземеливанию бедноты.
Центральное место среди
Солон
сохранил деление афинского общества
на 4 племени – филы и создал на
базе этого деления новый
Большое значение имело создание Солоном поистине демократического органа – гелиэи. Первоначально это был суд присяжных, членами которого могли стать граждане всех 4 разрядов. Со временем полномочия гелиэи будут расширены, и она станет важным политическим органом.
По мнению современников, реформы Солона носили компромиссный, половинчатый характер. Ни демос, ни эвпатриды не были ими удовлетворены, но с сегодняшней точки зрения эти реформы играют важную роль в становлении Афинского демократического государства.