Государство и право Республики Беларусь в конце 20 - начале 21 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:52, реферат

Описание

По своей сущности Республика Беларусь – правовое государство. Это такой тип государства, в котором существует конституционный строй. То есть, принята и действует демократическая Конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны законом.

Содержание

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями 1996 г.):основные черты белорусского государства……………………………...3
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями 1996 г.): о Президенте Республики Беларусь……………………………………….5
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями 1996 г.): о Парламенте – Национальном Собрании Республики Беларусь……….7

Работа состоит из  1 файл

кср.docx

— 31.25 Кб (Скачать документ)

Учреждение  образования

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

                                                                                             

Юридический факультет 
 

Кафедра истории государства  и права

                                               
 

              Специальность «Международное право»  
               
               
               
               
               
               

КСРС  на тему: 

«Государство и право Республики Беларусь

в конце 20 - начале 21 вв.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гродно 2011 

     Оглавление 

     
  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями 1996 г.): основные черты белорусского государства……………………………...3
  2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями 1996 г.): о Президенте Республики Беларусь……………………………………….5
  3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями 1996 г.): о Парламенте – Национальном Собрании Республики Беларусь……….7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями 1996 г.): основные черты  белорусского государства

     Каждое  государство обладает определенными  чертами, отражающими его особенности. Можно характеризовать то или  иное государство как демократическое или тоталитарное, республику или монархию, федерацию или унитарное государство и т.д. Совокупность характерных черт составляет общую картину способа организации государства.

     По  своей сущности Республика Беларусь – правовое государство. Это такой  тип государства, в котором существует конституционный строй. То есть, принята и действует демократическая Конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны законом.

     В правовом государстве утверждается принцип разделения властей, независимости суда при отправлении правосудия, защита граждан от неправомерных посягательств.

     Современная конституционная наука исходит  из того, что содержание Конституции  должно быть основано на принципах  права и справедливости, роль человека сводится лишь к отражению этих принципов  в Конституции и осуществлению  контроля за их соблюдением. В случае если Конституция не отражает или не в достаточной мере отражает эти принципы, они все равно действуют и должны быть отражены в процессе ее толкования.

     В правовом государстве обеспечивается равенство всех перед законом  и судом. Недопустима  дискриминация  по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к  религии, месту жительства, убеждений  и других обстоятельств.

     Для правового государства характерна свобода личности, т.е дозволено все, что не запрещено законом. Формирование правового государства длительный, но, тем не менее, необходимый процесс.

     Конституция Республики Беларусь в качестве первого  раздела содержит раздел «Основы  конституционного строя». Уже сам  факт начала текста Конституции (помимо преамбулы как вектора законотворческой и правоприменительной деятельности) с данного раздела свидетельствует о его фундаментальном значении.

     Что же представляет собой конституционный  строй?

     Конституционный строй – такой общественный и  государственный строй, характеризующийся  демократизмом, т.е. имеющий следующие  признаки:

     1. подчинение государства праву  (причем не формально провозглашенное, а реально воплощенное);

     2. признание и гарантированность  неотъемлемых прав человека, существование такого правового статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права;

     3. разделение властей, система сдержек  и противовесов как важнейшее  сдерживающее начало против сползания  власти к авторитаризму и тирании;

     4. многообразие форм собственности  и реальные возможности для  существования и развития частной собственности как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности;

     5. политический плюрализм, т.е. многообразие  мнений, суждений и взглядов;

     6. наличие гражданского общества.

       Таким образом, под конституционным  строем понимают государственный и общественный строй, который определен демократической Конституцией как основным законом страны, и для которого в силу демократизма Конституции характерны указанные выше черты.

     Основой всего конституционного строя является закрепленный в ст. 2 Конституции  РБ принцип о человеке, его правах и свободах, гарантиях их реализации как высшей ценности и цели функционирования общества и государства. К числу основ также следует отнести зафиксированную в ст. 3 Конституции идею народного суверенитета. Именно народ является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь. Свою власть народ осуществляет как непосредственно (путем референдума, участия в выборах), так и через представительные и иные органы. Формы и пределы этой власти определяются Конституцией. В целом является общепринятым подходом установление в Конституции пределов власти народа.

     Так, некоторые вопросы не могут быть вынесены на народное голосование в силу опасений, что их решение будет основано, скорее, на эмоциях, чем на разумном расчете, например, о помиловании преступников, о размерах налогов и тому подобное.

     Республика  Беларусь с начала 90-х годов прошлого столетия выбрала демократический путь развития. Вначале это было зафиксировано в Декларации о государственном суверенитете, а затем в законе от 27 февраля 1991 г. об основных принципах народовластия в Республике Беларусь. В настоящее время демократизм конституционного строя закреплен в Конституции 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). В данной работе рассматривается конституция 1994 г. (с изменениями 1996 г.)

     В статье 6 Основного Закона зафиксирован важнейший принцип организации и деятельности государства – разделение властей: государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную, судебную.

     Конституционный  строй утвержден народом, что  обусловливает юридическую силу конституционных норм, их верховенство и обязательность для органов государства и граждан. 
 
 
 

     Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями 1996 г.): о Президенте Республики Беларусь 

     Необходимость конституционной реформы в 1996г. обусловливалась  объективными факторами. В Конституции  Республики Беларусь в редакции 1994г. изначально был заложен дисбаланс  функций и полномочий Верховного Совета и исполнительной власти, возглавляемой Президентом Республики Беларусь.

     Поэтому не случайно наиболее существенные изменения  в новой редакции Конституции претерпел раздел IV, посвященный организации и деятельности высших органов государства - Президента, Парламента, Правительства и судов. Произошло перераспределение полномочий между указанными органами, их уточнение.

     В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (в редакции от 15 марта 1994 г.) Президент являлся главой исполнительной власти. В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию в ноябре 1996 г., Президент утратил данное полномочие.

     Так, по новой редакции Конституции, В иерархии высших государственных органов первое место принадлежит Президенту, который является теперь главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. Им может быть гражданин Республики Беларусь по рождению и проживающий не менее 10 лет в Беларуси перед выборами. Возрастной ценз и срок полномочий не изменился. Полномочия расширились. Так, например, Президент может издавать декреты, указы и распоряжения, назначать республиканские референдумы, назначать очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы, распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией. А также образовывать, упразднять и реорганизовывать Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте. Было введено понятие впервые делегированного законодательства.

     Президент РБ является главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина.

     Президент олицетворяет единство народа, гарантирует  реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет РБ в сношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

     Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой  неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями 1996 г.): о Парламенте – Национальном Собрании Республики Беларусь 

     В Конституции Республики Беларусь в  редакции 1994г. изначально был заложен  дисбаланс функций и полномочий Верховного Совета и исполнительной власти, возглавляемой Президентом Республики Беларусь. В противоречие с основополагающим принципом разделения властей, который исходит из требования равенства ветвей власти и их самостоятельности, Верховный Совет рассматривался в качестве органа, стоящего прежде всего над властью исполнительной

     Он  выступал не только в качестве одной  из ветвей власти, но и по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать законы утратившими силу, Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу.

     Согласно  внесенным изменениям был образован  новый законодательный орган  – Национальное Собрание с Советом  республики из 64 представителей (по 8 от каждой области и г. Минска и 8 представителей, предложенных Президентом) и Палатой представителей из 110 депутатов, избираемых на основе всеобщего, прямого, свободного и равного избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочия  Парламента – 4 года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

       С введением двухпалатной структуры  полномочия распределяются между палатами. Право законодательной инициативы принадлежит: Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики,  Правительству и гражданам в количестве не менее 50 тысяч человек (статья 99 Конституции)

Информация о работе Государство и право Республики Беларусь в конце 20 - начале 21 вв