Государство и право Золотой Орды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:55, доклад

Описание

Золотая Орда не имела четко определенных границ. Ее власть распространялась не столько на территорию, сколько на народы и племена, находившиеся на разных стадиях социально-экономического и культурного развития, исповедовавшие различные религии. Столицей этого государства стал сначала Сарай-Бату, а затем Сарай-Берке в нижнем течении Волги. Постепенно монголы смешались с тюркскими народами и племенами, официальным стал тюркский язык.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 27.81 Кб (Скачать документ)

Русский народ никогда  не мирился с монголо-татарским  игом и вместе с другими народами оказывал захватчикам упорное сопротивление. С возвышением Московского княжества  русский народ под руководством великого князя Дмитрия нанес  в 1380 г. первый сокрушительный удар полчищам Золотой Орды в великой битве на Куликовом поле. Окончательного освобождения от захватчиков русский народ добился в XV в.

Монголо-татарские  завоевания на столетия задержали социально-экономическое  и культурное развитие русского общества.

Право. Слабая из-за недостатка источников изученность  права Золотой Орды ограничивает возможность его сколько-нибудь обстоятельного изложения. Источником права в Орде являлась прежде всего Великая Яса Чингиз-хана, составленная в 1206 г. в качестве назидания его преемникам, состоявшая из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки. Источниками права были также нормы обычного права кочевых народов. По мере исламизации Золотой Орды в ней начал действовать шариат. Он применялся главным образом в городах и в местностях с оседлым населением.

Устные и письменные распоряжения и предписания ханов  являлись для подданных, в том  числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и  беспрекословному исполнению. Они применялись  в практике государственных органов  Золотой Орды и высших должностных  лиц государства.

Право Золотой Орды характеризуют крайняя жестокость, узаконенный произвол феодалов и  должностных лиц государства, архаичность  и формальная неопределенность. Даже Яса Чингиз-хана стала нам известна не как единый писаный акт, а из отдельных упоминаний и выдержек, содержащихся в различных неправовых источниках. Только нормы шариата  были письменными и в этом отношении  выгодно отличались от других правовых источников.

Имущественные отношения  в Золотой Орде регулировались обычным  правом и были весьма запутаны. Это  особенно относится к земельным  отношениям — основе феодального  общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства  принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. Владельцы поместий, естественно, должны были нести различные вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю.

В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась  с правом собственности на землю  улуса. Наследником здесь считался младший сын. По монгольскому праву  младший сын вообще имел приоритет  в наследовании.

Семейно-брачное  право монголо-татар и подвластных  им кочевых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей  степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, составлявшей часть  аила, рода, являлся отец. Он был собственником  всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать  в рабство. Количество жен не было ограничено. У мусульман законных жен могло быть не более четырех. Дети жен и наложниц юридически были в равном положении при некоторых  преимуществах сыновей от старших  жен и законных жен у мусульман. После смерти мужа управление всеми  делами семьи переходило в руки старшей  жены. Так продолжалось до тех пор, пока сыновья не становились взрослыми  воинами.

Власть мужа над  женой устанавливалась заключением  брака, одной из форм которого являлось действительное или обрядовое похищение  невесты. При заключении брака семья  или род жениха выкупали невесту  из семьи или рода последней. В  свою очередь родственники невесты  обязаны были выделить ей приданое. Размер выкупа и приданого, расходы  на брачные торжества определялись общественным и имущественным положением родичей брачащихся.

Уголовное право  Золотой Орды отличалось исключительной жестокостью. Это проистекало из самой природы военно-феодального  строя Золотой Орды, деспотической  власти Чингиз-хана и его преемников, суровости отношений, низкой общей  культуры, присущей кочевому скотоводческому  обществу, находящемуся в самой начальной  стадии феодализма. Жестокость, организованный террор являлись одним из условий  установления и охранения длительного  господства над покоренными народами. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам и должностным лицам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке, ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника. Она полагалась также в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел; казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь, как правило, производилась публично и способами, характерными для кочевого образа жизни, — посредством удавливания на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми. Можно было также зарезать человека “как барана”.

Применялись и другие виды наказаний, например за бытовое убийство допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялся социальным положением убитого. У кочевников за кражу лошадей, баранов требовался выкуп в десятикратном размере. Если виновный был несостоятельным, он обязан был продать своих детей и таким образом уплатить выкуп. При этом вора, как правило, нещадно били плетьми.

В уголовном процессе при дознании привлекались свидетели, произносились клятвы, применялись  жестокие пытки. В военно-феодальной организации розыск необнаруженного  или скрывшегося преступника  возлагался на десяток или сотню, к которым он принадлежал. В противном  случае ответственность несла вся  десятка или сотня.

Время монголо-татарских  завоеваний составляет крупный период в истории нашей страны. Это  период тяжких испытаний для попавших под иноземное иго народов. Монголо-татарское  нашествие надолго приостановило  и отбросило назад экономическое, политическое, культурное развитие Средней  Азии, Закавказья, Руси.

Громадная империя  Чингиз-хана недолго оставалась единой. Неумолимые законы развития феодализма привели ее сначала к распаду  на крупные государства, а со временем к все большему дроблению, что  и предопределило в конце концов крушение всех монголо-татарских государств.

Монголо-татары, покоряя  народы нашей страны, устанавливали  различные формы их политической зависимости. Часто они сохраняли  существующую государственную организацию, ставя лишь местных князей в положение  своих вассалов. Так было в Закавказье, на Руси, в некоторых других местах.

Правовая система, принесенная Чингиз-ханом и его  преемниками, была архаичной и примитивной. Принятие ислама обогатило ее, поскольку  шариат был примером развитого феодального  права. У покоренных народов завоеватели  сохраняли их собственные правовые системы.


Информация о работе Государство и право Золотой Орды