Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:48, доклад
В Англию готика проникла через Нормандию из Франции в последних годах XII в., когда хор собора Парижской богоматери был закончен и началась постройка Шартрского собора.
В Англии с XIII в. ускорилось развитие ремесленного производства и внешней торговли, росли города, особенно Лондон, Кентербери, Ноттингем и др. Прогрессивные тенденции общественного развития отразились и в идеологии. Брешь в церковно-схоластическом догматизме пробили попытки Роджера Бэкона (около 1214—1294 гг.) и Дунса Скотта (около 1270—1308 гг.) объяснить мир на его собственной основе. Это был первый в эпоху средневековья поворот к материалистическому пониманию мира.
В Куин-колледже (начат
в 1440 г.) в Кембридже, повторившем ту же
общую схему, капелла связана в единый
блок с библиотекой, а холл, расположенный
под прямым углом к последней, находится,
как и в средневековом жилом доме, на стороне
двора, противоположной парадному входу,
который в XV—XVI вв. все еще трактовался
в виде надвратной башни.
Особо выделялась и
общественная часть колледжа (холл
и капелла). В Модлин-колледже она
подчеркнута значительными по сравнению
с жилым комплексом размерами, ритмическим
чередованием больших оконных проемов
со стройными контрфорсами и противопоставлением
того же мотива в галерее, в более приземистых
пропорциях. Единство двух разномасштабных
частей комплекса - жилой и общественной
- было в значительной мере достигннуто
благодаря единому ритму вертикальных
членений всей галереи клуатра и включению
в композицию фасада надвратной башни
крупных мотивов - сплошь остекленного
эркера и входного проема под ним.
К числу зданий, строившихся
с благотворительной целью, относится
госпиталь св. Марии в Чичестере
(конец XIII в.), включающий собственно госпиталь
с двумя рядами комнат, открывающихся
в общий холл и церковь. Открытые деревянные
стропила искусной работы английских
плотников опираются на наружные стены
и деревянные стойки, скрытые в перегородках,
отделяющих комнаты от холла.
С оживлением торговых
и культурных связей между городами
в средневековой Англии возникает
строительство гостиниц, выполняющих
нередко и функции почтовых станций.
Гостиница св. Георгия
в Гластонбери (XV в.) — ранний пример
подобного типа сооружений. Наличие каминов,
эркера и хорошая освещенность интерьеров,
как и ряд других особенностей, составляют
специфические черты архитектуры Англии
того времени.
Характерна трактовка
каменной стены в виде каркаса
и заполнения, идущая от архитектуры
фахверка. Главный фасад как бы
собран из ряда повторяющихся типовых
элементов, подчеркнутых поэтажно горизонталями
профилированных поясов и связанных
воедино стройными пилонами. Преобладание
световых проемов с легкими импостами
придает архитектурному облику сооружения
открытый и приветливый характер.
Готика в Англии:
церкви
Первым крупным сооружением, в котором для покрытия главного пространства был применен нервюрный свод, был романский собор в Дэрхеме (1093—1140 гг.).
В период проникновения
готики в Англию в ряде
Развитие шерстяного
производства и возросший экспорт
шерсти способствовали возникновению
ряда новых городов. В них возникло
много церквей, в которых проявились
такие особенности английской готики,
как плоские завершения башен
и прямоугольные в плане
В отличие от Франции,
где в небольших сельских и
приходских церквах нередко повторяется
композиция крупных соборов, в Англии
эти церкви составляют собственный
тип, и акцент здесь поставлен
не на центральной башне (над средокрестием),
а на осевой башне, венчающей западный
фасад.
Готические соборы
Англии высятся часто на открытых
участках и этим отличаются от французских,
хотя и более стройных и динамичных, но
обычно расположенных среди тесной городской
застройки.
В общей горизонтально-
Если во французских
соборах отношение ширины к длине
остается в среднем 1:4, то в Англии
оно доходит до 1:6. Апсида остается
прямоугольной; полуциркульная с венцом
капелл встречается редко.
В интерьере, особенно
в период ранней готики (в Англии
XIII в.), преобладают горизонтальные
членения; основные пространства —
хор, нефы, трансепт — трактуются как
самостоятельные части целого.
То же характерно
и для композиции внешних объемов.
Ярусы не вырастают один из другого,
а как бы накладываются один на
другой. Сравнительно низкий средний
неф определяет собой внешний
вид здания и высоту аркбутанов,
которые в английской готике играют
значительно меньшую роль и часто
бывают скрыты под кровлей боковых нефов
(собор в Уэльсе); их никогда не применяют
в восточной части.
Окна боковых фасадов
обычно невелики; зато окна хора часто
занимают все поле восточной стены
между контрфорсами. Окно-роза применяется
редко.
Порталы, как правило,
уступают по размерам французским. Их
скульптурное убранство скромно
и обычно не спорит с богатством
разработки всей плоскости стен западных
фасадов, иногда сплошь покрытых декоративными
нишами и скульптурой.
Арки в XIII в. применялись
ланцетовидные, с сильным подъемом
стрелы, а в конце готической эпохи
— четырехцентровые.
От простого (шестичастного)
свода английские зодчие уже в XIII в. перешли
к более сложным формам сводов с тьерсеронами
и лиернами, а позднее — к декоративным
сетчатым, звездчатым и веерным сводам,
иногда имитировавшимся в дереве.
Распространенная
в западной литературе периодизация
английской готики делит ее историю
на три этапа: ранняя готика, или
«ланцетовидная» (XIII в.); зрелая, или
«украшенная» (XIV в.), и поздняя, или
«перпендикулярная» (XV в.).
Нервюрный свод Дэрхемского
собора (1130 г.) явился ранним предвестником
рождения нового стиля, но первый значительный
памятник готической архитектуры в Англии
— новый хор собора в Кентербери— возник
лишь в последней четверти XII в. (1175—1184
гг.). Однако ряд характерных особенностей
(шестичастные крестовые своды над хором,
полукруглая апсида с кольцевым обходом
и сдвоенными колоннами), как и трактовка
ряда деталей, не получивших дальнейшего
развития в архитектуре Англии, связывает
это сооружение больше с архитектурой
Франции.
Самобытные черты
английской готики раннего периода,
соединившие в себе устойчивость
традиций с поисками нового, ярко выражены
в Уэльском и Линкольиском соборах
и в классическом памятнике английской
готики XIII в. — соборе в Солсбери.
Собор в Ульсе
Линкольнский собор
К началу XIII в. окончательно
складываются особенности, типичные для
английской готики. В храмостроении
она лучше всего представлена собором
в Солсбери.
Огромное значение
имела церковь Вестминстерского
аббатства - место коронации английских
монархов.
В основном к XIII в. относится
и весьма характерный для зрелой
готики собор в Йорке.
Многие памятники
английского средневековья
Ярким примером этого
является собор в Эксетере, в котором
после ряда перестроек (1224—1370 гг.) от романской
основы сохранилось очень мало. Наиболее
интересны в соборе своды (1328—1342гг.), которые,
развивая систему сводов Линкольнского
собора (1225—1253 гг.), подготовили переход
от крестового свода к позднеготическому
— веерному. Главное отличие сводов Эксетерского
собора — в веерообразном расположении
нервюр, распространившихся здесь и на
распалубки. Новую тенденцию в развитии
стиля отражает и уменьшение высоты яруса
трифориев, превратившихся в своего рода
аркатуру вследствие увеличения высоты
верхнего ряда окон. Это позволило лучше
осветить интерьер и придать ему большую
пространственность и легкость.
Перестройкой восточной
части старого романского собора
в Глостере открывается новый
этап в развитии средневековой архитектуры
Англии, причем национальные по своей
сущности формы, возникшие в результате
этой перестройки в хоре Глостерского
собора (закончена в 1350 г.), названные «перпендикулярной»
готикой, вскоре стали господствующими.
В конструкциях и особенно в декоре на
долгие годы возобладали пересечения
горизонтальных и вытянутых вертикальных
линий, прямые углы несомненно навеянные
традициями народного зодчества (фахверка).
Эти простые формы вытеснили прежний сложный,
криволинейный декор.
Темный нормандский
хор собора был превращен после
перестройки в светлый, с большими оконными
проемами. Старые романские столбы и стены
были отесаны и на гладкую поверхность
наложены стволы высоких тонких колонн
из парбекского мрамора. И, хотя в поярусном
членении хора сохранен романский принцип
(высота трифориев равна почти 7з высоты
хора), но высокий после перестройки верхний
ряд окон и трифории заняли по ширине весь
пролет между опорами.
В противоположность
раннему периоду готики, когда
в членениях интерьера
Черты стиля последнего
периода английской готики ярко выражены
и в клуатре (закончен в 1377 г.) Глостерского
собора, где впервые был применен
веерный свод, в котором характерен
не только рисунок нервюр, но и то,
что распалубки сливаются в воронкообразную
форму.
К сооружениям позднеготического
периода относится и неф (1379-1405
гг.) собора в Кентербери, где своды,
нервюры которых образуют подобия
звезд, покоятся на мощных столбах в
виде пучков вытянутых колонн.
Новые черты выражены
и в нефе собора в Винчестере (1394-1450
гг.), где по существу уже нет яруса
трифориев и нижняя аркада стала благодаря
этому значительно выше.
Особое место в
английской готике занимают небольшие
однозальные постройки - залы капитула.
В них наиболее последовательно доведен
до конца готический каркасный принцип,
здесь себя изживающий и постепенно перерастающий
в декоративный.
В небольшом красивом
зале капитула в Уэльсе сохраняется
как нижняя часть стены, так и
ясное членение на несущие и заполняющие
элементы. Центральный столб поддерживает
сильно профилированный свод. Здесь
конструктивное и декоративное еще не
противоречат друг другу.
То же самое можно
сказать и о зале капитула в
Солсбери. Но творческая фантазия мастеров
поздней готики все больше и больше
направлялась на поиски форм, поражающих
глаз.
Эти поиски нашли свое особенно яркое выражение в более поздних готических сооружениях начала XVI в., венцом которых явились три больших однозальных капеллы — Виндзорская, Кембриджская и Вестминстерская — позднеготические памятники периода раннего Возрождения в Англии времени первых Тюдоров.