Гражданская война в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:22, контрольная работа

Описание

Гражданская война - это вооруженная борьба за государственную власть между гражданами - большими массами людей, относящимися к различным классам и социальным слоям общества. Корни гражданской войны в России - в существовавшей веками социальной несправедливости, в том, что политическая элита не сумела осознать многообразие интересов всех слоев общества и упустила возможность гражданского соглашения между ними.

Содержание

План
Когда и почему началась Гражданская война…………………………………..3
Характеристика белого движения……………………………………………….4
Характеристика зеленого движения……………………………………………..6
Характеристика красного движения……………………………………………..7
Политика военного коммунизма………………………………………………....8
Почему победили красные?....................................................................................9
Итоги………………………………………………………………………………10
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа история.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

Итоги.

Гражданская война привела  к колоссальным жертвам и невосполнимым потерям. Ущерб, причиненный народному хозяйству, составил 50 млрд. рублей золотом, от голода, болезней, белого и красного террора, в боях погибло 8 млн. человек, численность рабочего класса сократилась вдвое, большая часть интеллигенции эмигрировала. Важным последствием гражданской войны было становление административно-командной системы управления. В центре ее стояла РКП(б), которая подменила собой Советы и др. государственные органы, создала политический механизм насилия и рассматривала военно-коммунистическую систему как переход к коммунистическим общественным отношениям. Таким образом, в годы гражданской войны большевики сумели отстоять государственность и суверенитет России. Однако поддержка большевизма населением носила условный характер. Гражданская война 1918-1920 гг. закончилась серьезным кризисом большевистской власти.

 

Список литературы:

  1. Верт Н. «История советского государства 1900-1991». – М.,1999
  2. Левандовский А. А. «История России , 20 - начало 21 века». – М.,2003
  3. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. «История России». – М., 2000
  4. Справочник школьника: 5-11 классы. – М..6 АСТ-ПРЕСС,2001
  5. Хуторский В. Я. «История России Советская эпох (1917-1933)». – М.,1995

 

 

 

 

Вопрос 2. Царствование Александра 1

План 

Царствование Александра I…………………………………………………….12

Реформаторские проекты  Александра I М. М. Сперанского………………...12

1. Начало реформ………………………………………………………………..12

2. Реформы государственного управления…………………………………….13

Список литературы……………………………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Царствование  Александр I.

АЛЕКСАНДР I (1777-1825), российский император (1801-1825), первенец великого князя Павла Петровича (позднее император Павел I) и великой княгини Марии Федоровны. В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским. Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. В 1805-07 участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807-12 временно сблизился с Францией. Вел успешные войны с Турцией (1806-12) и Швецией (1808-09). При Александре I к России присоединены территории Вост. Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 возглавил в 1813-14 антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814-15 и организаторов Священного союза.

Реформаторские проекты Александра I и М. М. Сперанского

1. Начало реформ

Вступив на престол, Александр  не рискнул прямолинейно проводить политику абсолютизма. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызвавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику “по законам и сердцу” своей бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Александр восстановил отменённые Павлом “Жалованные грамоты” дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешён свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентациями в быту, одежде, общественном поведении и т. д. Эти меры создали Александру славу либерала.

Вступив на престол, Александр  дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно - политическим проблемам. 5 апреля 1801 был создан Непременный совет — законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя. Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя – граф П. А. Строганов, польский князь А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад Российской империи.

Реформы государственного управления.

В 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с петровских времён являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения  функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.).

В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и  контролирующим органом в системе  государственного управления. Его участие  в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил  право делать “представления” императору по поводу устаревших законов.

Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными  делами ведал Святейший Синод, члены  которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия всё больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.

Александр I надеялся с введением министерской системы центрального управления навести порядок и укрепить государство. Но решительной победы с злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нём с опасением уронить престиж Сената. Становилось очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а не пожирала её ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.           

Разочарование в ближайшем окружении заставило  его искать опору в людях, лично  ему преданных и не связанных  с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а  позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М. Сперанского (1772 – 1839), которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы.

Сперанский  происходил из семьи сельского священника. Выдающиеся способности и трудолюбие выдвинули его на важные государственные посты. В 1807 г. Александр приблизил его к себе, а затем взял с собой, отправляясь в Эрфурт на встречу с Наполеоном. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. “Не угодно ли вам, государь, - в шутку спросил он Александра, - обменять мне этого человека на какое-нибудь королевство?”

Сперанский  отличался широтой кругозора  и строгой системностью мышления. Он не терпел хаоса и сумбура. Любой, самый запутанный вопрос в его  изложении приобретал упорядоченную стройность. В 1809 г. по поручению Александра он составил проект коренных преобразований.

Осуществление проекта М. М. Сперанского могло  бы способствовать началу конституционного процесса в России. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой – всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на её рассмотрение, и заслушивать отчёты министров.

Все власти –  законодательная, исполнительная и  судебная – соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царём. Мнение Государственного совета, утверждённое царём, становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить без осуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Реальная законодательная  власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчёркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать “мнение народное”. В этом и заключается его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей.

По проекту  Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землёй или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: “Никто не может быть наказан без судебного приговора”. Это должно было ограничить власть помещиков над крепостными.

Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был  создан Государственный совет. В  течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств.   

Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ. Высшее дворянство, прослышав о планах Сперанского наделить гражданскими правами крепостных, выражало недовольство. Против Сперанского объединились все консерваторы, среди которых особо выделялся А. А. Аракчеев, бывший фаворит Павла, попавший в милость и к новому императору. Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно, повод императору усомниться в правильности избранного им пути. Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную. Сперанский был окружён платными и добровольными шпионами, которые передавали царю каждое его неосторожное слово. В марте 1812 г. он был отстранён от дел и сослан в ссылку.

Реформы 1802-1812 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они  усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и  прежде, император обладал верховной  законодательной властью.

В 1819 г. Александр поручил императорскому комиссару при польском правительстве Н. Новосильцеву составить конституционный проект. Работа велась в строжайшей тайне в Варшаве и к 1820 г. была завершена. За основу ее авторы взяли проект польской конституции, использовался и проект Сперанского.  В результате был создан достаточно консервативный документ, известный как «Уставная грамота Российской империи». Проект сохранял доминирующее положение монарха во всех областях государственного управления. Новым было создание двухпалатного парламента, в который депутаты частично назначались царем, частично выбирались на основании многоступенчатых выборов. Вводились комплекс гражданских прав и свобод федеративное государственное устройство. О реальности намерений царя говорят и составленные манифесты о даровании конституции и упразднение за ненадобность конституции царства Польского.

Однако ни чего подобного обнародовано не было. Более  того, в начале 20-х годов Александр  не только отказывается от преобразований, но и начинает проводить все более и более консервативную внутриполитическую линию, опираясь на безупречно исполнительного А. А. Аракчеева, с одинаковым рвением готовившего как проект отмены крепостного права, так и введение военных поселений. Причинами такого поведения царя, по мнению Ключевского, были революции в Италии и Испании, призрак которых царь увидел в восстании Семеновского полка в 1820 г., и война за независимость в Греции в 1821 – 1830 гг. историки Н. Я. Эйдельман, С. В. Мироненко считают, что решающим фактором стало явное недовольство царства и опасение Александра повторить судьбу отца.

Таким образом, отказ от преобразований произошел  в силу «реальной или мнимой узости социальной опоры для них и  боязни царя войти в конфликт с  основной массой дворянства». Эта позиция  подтверждается, если рассмотреть постановку и решение вопроса о крепостном праве в царствование Александра I. Еще с друзьями в «Негласном комитете» Александр обсуждал положение крестьян, но от идеи отмены крепостного права уже тогда отказались из-за боязни крестьянских выступлений, угрожавших порядку и стабильности государства. Результатом обсуждений стало всего лишь запрещение печатать объявления о продаже и крестьян без земли с раздроблением семей и прекращение раздачи государственных крестьян в частные руки за услуги, особо активно проводившиеся Екатериной II. Однако в частных беседах царь неоднократно говорил о необходимости освободить крестьян, одобрительно отзывался о стихотворении Пушкина « Деревня», в котором осуждалось крепостное право.

Информация о работе Гражданская война в России