Греческие полисы и Великая колонизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 15:15, лекция

Описание

1. Формировать общую картину исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;

2.Подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов;

3.Познакомить учащихся с основными направлениями греческой колонизации;

4.Обеспечить усвоение новых понятий;

Работа состоит из  1 файл

Конспект 1 урока.docx

— 39.85 Кб (Скачать документ)

Конспект   урока.

Тема  урока: Греческие полисы и Великая колонизация.

Цели  урока:

Образовательные цели:

1. Формировать  общую картину исторического  развития человечества, получение  учениками представлений об общих,  ведущих процессах, явлениях и  понятиях;

2.Подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов;

3.Познакомить учащихся с основными направлениями греческой колонизации;

4.Обеспечить усвоение новых понятий;

2. Развивающие цели:

Использовать  систему познавательных заданий  с целью развития у учащихся умений самостоятельной работы с учебником  и с источником, сформировать умение работать с исторической картой, обогащать и развивать словарный запас, выявлять причинно-следственные связи греческих полисов с великой колонизацией.

3. Воспитательные цели:

Приобщить учащихся к национальным и мировым культурным традициям, формировать правовую культуру школьников, формировать представления о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений. 

Учебно-методический комплекс:

Дополнительная  литература

Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции

Уильямс Д. Древняя Греция М.: 2007.

Справочники

Археологический словарь / Пер. с англ. М., 1990.

Гиро  П. Частная и общественная жизнь греков / Пер. с фр. СПб., 1996.

Учебная литература

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. В 2 вып. Выпуск II. Древняя Греция. Древний Рим. 9-е изд. – М.: Просвещение, 2005

История Древнего мира. 5 класс: Книга для чтения / Под ред. В.П.Будановой. М., 1999.

История Древней Греции / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1999.

Основные  учебники.

Михайловский  Ф.А. История Древнего мира: Учебник  для 5 класса общеобразовательных учреждений.-8-е  изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2006.-304с. 

Оборудование  урока:

-учебник;

-тетради;

- проектор;

- интерактивная  доска;

- мультимедия ресурсы «Общество и общественные отношения»;

- меловая  схема; 

- иллюстрации  (схемы ). 

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: лекция-диалог.

Вид практического занятия: Урок изучение нового материала. 
 

Ход урока:

План  изучения материала. Содержание  и приемы работы учителя. Содержание  и приемы работы учащихся.
    1. Организационная часть:
     
  1. Проверка  домашнего задания. Подготовка к изучению нового материала:
 
 
 
 
Перед началом изучения новой темы проверим ваше домашнее задание.
  1. Работа с карточками.
 

      6 человек будет работать с карточками. В карточках содержаться тестовые вопросы.  

Где, по мнению греков, жили Боги?

1. на солнце.

2. на горе Олимп.

3. на севере. 

Назовите  главного бога всех богов…

1. владыка.

2. Гера.

3. Зевс. 

Артемида  являлась владычицей…

1. зверей

2. земледелия

3. сражений. 

    1. Устный  фронтальный опрос.
 

Остальных проверим с помощью устного фронтального опроса. И так, задается вопрос, ученики, знающие ответ поднимают руки и отвечают на вопросы:

  1. Кто такие сатиры и нимфы?
 
 
 
 
 
 
 
  1. Кто такая Деметра?
 
 
 
  1. Откуда  появилось понятие «Авгиевы конюшни»?
 
 
 

Итак, проверили  домашнее задание.

Вывод: у греков много богов, много поверий и героев. Греки верили в то, что у каждого труда у всего происходящего вокруг них есть свое божество, и что ничего не случается просто так. Если идет гром, или же засуха, они думали, что согрешили, и бог так их наказывает. У них были свои герои, которые совершали разные подвиги и которыми они восхищались.

Дети  получают карточки, и в течении 10 минут отвечают на вопросы. Затем отдают их учителю. 
 
 

Правильный  вариант  ответа «2». 
 
 

Правильный  вариант  ответа «3». 
 

Правильный  вариант  ответа «1». 
 
 

Дети  внимательно слушают вопросы, и  если знают ответы, то поднимают  руки и отвечают на них.

1. Это низшие божества, которые населяли леса, реки, ручья и долины. Иногда они поднимались на Олимп и участвовали в пирах и совещаниях с богами.

2. Это богиня плодородия, покровительница земледелия, была сестрой Зевса.

3. царь  отправил Геракла почистить конюшни  Авгия, где было 5тыс.быков. Геракл запрудил 2 реки и направил на скотный двор воду. Так и почистил конюшни.

    1. Изучение нового материала:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. «Греческое  чудо»
                  
 
 
 
 
 
 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Образование полисов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Великая колонизация.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1.   Этап целеполагания и мотивации:
Итак, мы повторили с вами домашнее задание, и теперь мы начинаем изучать новую  тему «Греческие полисы и Великая колонизация». Эта тема очень интересна и познавательна. Она нам дает понять то, что происходило в древнем мире после «темных веков»,  как происходил процесс колонизации. Как развивалась новая культура в те времена. О том, как и почему возникла в Греции новая цивилизация, что собой представляли греческие полисы мы и поговорим на этом уроке.

    

  1. Устное изложение (сюжетное повествование)
 

 «Сегодня  мы рассмотрим тему «Греческие полисы и Великая колонизация».

     

      Что же такое «греческое чудо»?

     Для того чтобы понять этот термин и ответить на данный вопрос, необходимо знать понятие «темные века».

Кто сможет сказать о «темных веках»?

Темные  века - период в истории древнего мира, который наступал после вторжения  дорийцев в Грецию. В это время  в Греции снова воцарилась первобытность.

    После «темных веков» наступает время, когда развитие Греции шагнуло далеко вперед. Время, когда распространение железа ускорило развитие всех народов в древности. Греки сделали решающий шаг от первобытности к цивилизации. Греция в своем развитии обогнала все соседние страны. Они плавали по морям, строили из камня, отливали из бронзы. Появились монеты. И самое главное, у них была письменность. Это развитие и получило название «греческого чуда». Сами себя греки называли – эллины, а всех чужих – варварами.

«Греческое  чудо» - период времени, когда Греция переходит от первобытности к  цивилизации. 

Учитель закрепляет материал, что Греция сделала огромный шаг в своем развитии. Она обогнала все соседние страны. Ее культура отличалась от всех культур Древнего Востока. 

  1. Устное  изложение (объяснение):

Объяснить причины «греческого чуда» только с распространением железа было бы неверно. Хотя железо стало главным, но все же развитие страны проходило  прежним путем. Каждый греческий город превратился в центр небольшого самостоятельного государства – со своим правительством, войском и тер-ей, такое государство называлось – полисом. Самыми крупными были Афины, в Ю.Греции – Спарта, на побережье Малой Азии – Милет. Центром города был акрополь. Рядом располагалась рыночная площадь – агора, на которых происходили народные собрания, в которых участвовали полноправные граждане. Переселенцы не участвовали в собраниях.

  1. Самостоятельная работа с учебником

Прочитайте  в абзац пункта, и запишите в  тетради главные города-государства  Греции.

Итак, греки  обживали новые территории, постоянно  поддерживая связь, и торговлю друг с другом. Существовало 2 основных направления, на запад и восток. Переезд на новые земли означал получение нового гражданства.  

  1. Устное  изложение (объяснение):

  

На протяжении 300 лет Греция образовывала новые  полисы, этот период и стал называться Великой колонизацией.

Периодически  население Греции собирались, погружали свои вещи в корабли и навсегда уезжали со своих земель на новые земли. Место подбиралось тщательно, всегда на морском побережье, с удобной гаванью и высоким холмом. С местными племенами они договаривались.

  1. Работа с учебником:

Откройте  стр.137 учебника, и посмотрите на карту. Ответьте на вопрос, в каком направлении  шел процесс колонизации греками?

Прочитайте 2 абзац учебника на странице 138 и  ответьте на вопрос, почему греки покидали свои земли и уходили на новые  территории?  
 
 
 
 

Лучшие  земли были в руках знатных  людей – аристократов, потомков старейшин и басилеев. За долги  они отбирали у демоса (простого населения) земельные участки. Те, кто  лишался земель, лишались и гражданства. Кто отбирал земли у демоса, называли себя тиранами.

Вывод по параграфу:

После 300 летнего периода  «темных веков» в  истории Греции наступает  период расцвета, названный  «греческим чудом».  В этот период Греция начинает развиваться.

Развивается как внутренне, так  и внешне. Образуются греческие полисы, связанные друг с  другом торговлей. Аристократия владела всеми  плодородными землями, кроме того, с демосом  велась постоянная борьба, это и послужило  тому, что греки  покидали свои обжитые  земли. Это и привело  к Великой колонизации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети  делятся той информацией, которую  они знают. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 1: записать в тетрадях понятие «греческое чудо». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 2:

Запишите  понятие акрополь. 
 
 
 
 
 
 

Задание 3:

Откройте  учебник на странице 136, запишите города-государства Греции. (Афины, Спарта,Милет) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 4:

Запишите  термин Великая колонизация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 5:

Откройте  карту и просмотрите направление  колонизации греками. 
 

Задание 6:

Греки покидали свои земли в поисках  новых мест для жилья с плодородными землями, и чтоб стать гражданами в новых странах. Так же из-за постоянной борьбы между демосом и аристократией. 

Задание 7:

1. Запишите понятие демос и аристократия.. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1. Первичное повторение и закрепление  на воспроизводящем  уровне:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Закрепление объяснённого материала  состоит в том, что путём  высказываний или решения задач  учащиеся повторяют то, что им  преподано.

     В закреплении не учитель повторяет, а ученики. Здесь происходит не только повторение, но и активное воспроизведение учениками усвоенных ими знаний. Надо так ставить вопросы для закрепления, чтобы материал был повторен. 

  1. Заключительная  беседа:
  2. Что вы поняли под понятием «греческое чудо»?
 
 
 
 
 
 
 
  1. Почему  греки покидали свои земли?
 
 
 
 
 
  1. Самостоятельная работа:

За 1 минуту запишите в тетради, как можно  больше слов по изученной теме. 

         Вывод:   в Греции возникли особенные государства – полисы. В них развивалась новая культура. У них был свой взгляд на мир. Аристократия владела всеми плодородными землями, кроме того, с демосом велась постоянная борьба, это и послужило тому, что греки покидали свои обжитые земли. Это и привело к Великой колонизации.

В ходе закрепления материала ученики  должны повторить полученную информацию, проанализировать новый материал.

В ходе закрепления учувствует весь класс. 
 
 

1. «Греческое чудо» - это особенность пути развития греческой культуры, в течении которого она развивалась по своему пути, обогнав в своем развитии все соседние страны. 

2. Греки покидали свои земли из-за нехватки плодородных земель, и из-за постоянной борьбы аристократов и демоса.  

Задание 10:

Дети  записывают в своих тетрадях как  можно больше слов по изученной теме. 
 
 
 
 

    V Задание на дом.
  Учитель задает домашнее задание ученикам, записывает его на доску в левом  или правом углу доски сверху, чтобы  всем было видно.
    1. Прочитайте параграф №25 и ответьте на вопросы в конце параграфа на странице 139.
Ученики записывают домашнее задание в своих  дневниках, или в своих тетрадях.
 
 
V/ Подведение итогов.
Подведение  итогов по изучению нового материала:
  1. Подведение  итогов урока по содержанию:
Сегодня на уроке мы рассмотрели Греческие полисы и Великую колонизацию. Проследили ихобразование и развитие.
  1. Оценка учебной деятельности учащихся:

Выставляются  оценки, если есть таковые.

До свидания!

 

Информация о работе Греческие полисы и Великая колонизация