Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:06, реферат
Гу́нны — союз племён, образовавшийся во II—IV вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну, прикочевавших во II в. из Центральной Азии, и местных угров и сарматов, вторгшийся в 70-х годах IV в. н. э. в Восточную Европу. Гунны создали огромное государство от Волги до Рейна. При полководце и правителе Аттиле пытались завоевать весь романский запад (середина V в.). Центр территории расселения гуннов находился в Паннонии, где позже обосновались авары, а затем — венгры.
ВВЕДЕНИЕ
Гу́нны — союз племён, образовавшийся во II—IV вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну, прикочевавших во II в. из Центральной Азии, и местных угров и сарматов, вторгшийся в 70-х годах IV в. н. э. в Восточную Европу. Гунны создали огромное государство от Волги до Рейна. При полководце и правителе Аттиле пытались завоевать весь романский запад (середина V в.). Центр территории расселения гуннов находился в Паннонии, где позже обосновались авары, а затем — венгры.
По одной из версий, большое объединение номадов (известное из китайских источников под названием «хунну» или «сюнну») в конце III века до н. э. образовалось на территории Северного Китая. Хунну около рубежа н. э. начали продвижение на запад. Со II века н. э. появились в степях Северного Причерноморья. В IV—V веках н. э. выходцы из племенного союза «Хунну» возглавляли царственные династии в Северном Китае. В 70-х годах IV века гунны покорили аланов на Северном Кавказе, а затем разгромили государство Германариха, что послужило импульсом к Великому переселению народов. Гунны подчинили большую часть остготов (они жили в низовьях Днепра) и заставили вестготов (живших в низовьях Днестра) отступить во Фракию (в восточной части Балканского полуострова, между Эгейским, Чёрным и Мраморным морями). Затем, пройдя в 395 году через Кавказ, опустошили Сирию[2] и Каппадокию (в Малой Азии) и около этого же времени, обосновавшись в Паннонии (римской провинции на правом берегу Дуная, ныне — территория Венгрии) и Австрии, совершали оттуда набеги на Восточную Римскую империю (по отношению к Западной Римской империи до середины V века гунны выступали как союзники в борьбе против германских племён). Покорённые племена они облагали данью и принуждали участвовать в своих военных походах.
В середине I тыс. до н.э. на базе кочевых племен Монголии и Ордоса складывается союз племен «сюнну» и «дунху», первое из которых сыграло заметную роль в исторических событиях своей эпохи, оказывая влияние на историю сопредельных стран.
Происхождение названия этой группы племен неясно. Более поздний этноним «хунны» или «гунны» является производным от имени сюнну и был скорее политическим, чем этническим. Вопрос об этнической принадлежности хуннов остается невыясненным. Большинство исследователей считает их прототюрками.
Европейцам
хунны известны под именем гунны
и ассоциируются с
В отличие от европейских или черных гуннов менее известны азиатские племена гуннов, обитавших в Центральной Азии, в том числе, на территории Казахстана в последние века до н. э. — первые века н. э.
Главную роль в жизни хунну играло скотоводство, особенно коневодство. Лошади хунну в массе своей были небольшого роста, коренастые, грубого мускулистого сложения, с короткой широкой мордой. Они были очень выносливы: «В восхождении на склоны гор и спуске с них при входе в горные реки и выходе из них лошади Серединного царства уступают сюннуским», — писал китайский сановник Чао Ко. Хунну разводили также овец. Хозяйство хунну было экстенсивным скотоводством. Однако у них существовало и земледелие. В источниках сообщается, что «в северных землях стужа рано наступает, и хотя неудобно сеять просо, но в земле гуннов сеяли». |
Важным источником существования была охота. Источники сообщают о хунну: «Мальчики могут ездить верхом на овцах, натягивать лук и стрелять птиц и мышей; немного подросши, они стреляют лисиц и зайцев, которых употребляют в пищу. По существующим среди них обычаям, в спокойное время следуют за скотом и попутно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом существование».
О развитии ремесел у хунну известно по находкам изделий из металла, кости и рога, камня, глины и дерева. Наличие в погребениях керамики, кувшинов, горшков, кружек, изготовленных вручную и на гончарном круге, свидетельствует о довольно высоком уровне развития гончарного искусства. Наряду с предметами местного производства при раскопках погребений хунну встречаются вещи иноземного происхождения. Часть их попадала сюда в результате торговли: шелковые ткани, китайские предметы роскоши из дерева, лака, зеркала, поделки из нефрита.
Гунны изобрели мощный дальнобойный лук, который достигал в длину более полутора метров. Он делался составным, а для большей прочности и упругости его укрепляли накладками из кости и рогов животных. Стрелы употреблялись не только с костяными наконечниками, но с железными и бронзовыми. Делали и стрелы-свистунки, прикрепляя к ним костяные просверленные шарики, издававшие в полете устрашающий свист. Лук вкладывался в особый футляр и прикреплялся к поясу слева, а стрелы находились в колчане за спиной воина справа.
В хуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. Хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли начальники поколений (старейшины). Имелись совет старейшин и народное собрание. Источники сообщают, что «у хунну было обыкновение три раза в году собираться в Лунци, где в первой, пятой и девятой луне, в день, под названием «сюй» приносили жертву духу неба. На сих собраниях начальники поколений рассуждали о государственных делах, забавлялись конской скачкой и бегом верблюдов». Однако в недрах родового строя уже зрели черты новых общественных отношений. В основе этого процесса лежало развитие производства и производственных отношений. Одной из причин явилось развитие обмена и торговли. Изделия из золота, дорогие иноземные товары, найденные при раскопках, свидетельствуют о возросших потребностях верхушки общества.
Во главе страны стоял шаньюй, который был неограниченным властелином, за ним шли князья, носившие общее название темников. Они являлись сыновьями, братьями или близкими родственниками шаньюя. Всего темников было 24, и каждый из них имел свой участок земли для кочевий.
Сфера влияния хунну 209 г. до н.э. – 216 г. н.э.
В III веке до н.э. набеги усиливаются. После объединения китайской империи под руководством Цинь Ши-хуанди Китай начинает активную внешнюю политику. Цинь Ши-хуанди отправляет на север против хунну свое войско. Оно оттеснило их в пустынные земли.
Новое возвышение хуннов происходит при правителе Модэ. Он осуществил реформы, превратившие его племенной союз в могучую державу. Население делилось на тумены – десятки тысяч семей. Каждый хунн был военнообязанным. Начальниками туменов становились принцы крови и родовые старейшины, что разделило власть между шанъюем и знатью, ограничив произвол и тех и других.
Рядовой хунн, родившись воином, должен был быть только им и никем иным. Военная добыча становилась его неотъемлемой собственностью.
Основным оружием хуннского всадника был лук. Такой воин не мог выдержать рукопашной схватки с пехотинцем или с тяжеловооруженным всадником, но превосходил их в мобильности. Поэтому тактика хуннов состояла в изматывании противника. Издалека засыпая его свистящими стрелами (нововведение Модэ), они не подпускали его к себе на близкое расстояние. Потому война была сравнительно безопасна и приносила хуннам немалый доход. Военная добыча хуннского воина не облагалась никаким налогом, доходы шанъюя и вельмож заключались в основном в поступлении дани с соседних племен и Китая: Китай, правда, не платил дани в открытую, но постоянно посылал богатые подарки.
Заложив основы своего государства, шанъюй Модэ решил обезопасить его границы. В ответ на требования дун-ху о передаче им части земли, он пошел на них походом и наголову разбил не ожидающих нападения дун-ху. В итоге вся степная часть Маньчжурии оказалась в руках Модэ. Сразу после этого он напал на юэчжи и прогнал их на запад. Около 205-204 г. он подчинил себе Ордос. Затем, воспользовавшись гражданской войной в Китае, совершил туда набеги. В 203- 202 годах до н.э. подчинил себе северные племена- хуньюй, кипчаков. Под ударами его конницы пало государство динлинов. После этого он начал постепенную экспансию на юг, в Китай, где только что закончилась гражданская война. Хунны осадили и подчинили себе крепость Маи, зимой 200 года подошли к городу Цзиньян. Император Гаоцзу (Лю Бан) лично повел войска против них, но в результате сильных холодов треть воинов обморозили руки.
Модэ притворным отступлением заманил в засаду лучшие части китайского войска и окружил авангард вместе с императором. Семь дней китайское войско сдерживало хуннов. Положение было безнадежным. Но Модэ неожиданно решил отказаться от дальнейшей борьбы, отпустил это войско и повернул в степи. Гаодзу и Модэ заключили договор “мира и родства” по которому Гаодзу отдавал за Модэ свою дочь и обязывался ежегодно посылать подарки.
Несмотря на определенные успехи, Модэ не смог продолжить экспансию. Причиной этого стали непрекращающиеся войны с юэчжи. Хунны были вынуждены соблюдать мир с Китаем. Когда один из пограничных князьков-хуннов напал на Китай, шанъюй отослал его на запад и принес извинения Китаю.
Вскоре, в 177 году до н.э., ценой мобилизации всех сил, хуннам удалось разбить юэчжей и захватить все княжества Восточного Туркестана и Усунь.
Сын Модэ, Лаошань-шанъюй, довершил начатый отцом разгром юэчжей. В 166 г. до н.э. он с 140-тысячной конницей вторгся в Китай, взял несколько городов и, даже, сжег летний дворец императора. Пока Китай готовил ответный удар, хунны ушли восвояси, не потеряв ни одного человека. После этого 4 года подряд хунны грабили Китай, пока, наконец, император Вэнь-Ди решил заключить с хуннами мир. Хунну признавалось государством, равным Китаю, причем Китай должен был ежегодно посылать скрытую дань в виде подарков. Смерть Лаошаня в 161 году не позволила ему решить вопрос о торговле. Его сын Гюньченю после 4 лет пререканий пошел на Китай новым походом. Разграбив пограничные территории, он увел свои войска от удара неприятеля. И так несколько лет подряд.
В 156 году в Китае разразился новый династический кризис, связанный с воцарением Цзин-ди. За невмешательство в ход дел хунны в 152 году получили от победившей династии новый договор, разрешающий свободную торговлю. Сверх того, шанъюю была отправлена в жены китайская царевна с большим подарком. Именно 152 год до н.э. считается кульминацией могущества хуннов в центральной Азии.
Несколько десятилетий после этого хунны сохраняют свою гегемонию, но затем стратегической инициативой овладевает Китай.
В 90 г. н.э. Китай подготовил огромную, прекрасно обученную армию. Главная армия состояла из 70 тысяч всадников и 100 тысяч пехоты. Также по флангам шли еще две 40-тысячные армии. Шанъюй Хулугу для отражения этой угрозы провел полную мобилизацию своей страны. На западе против 40 тыс. воинов он выставил 25 тыс., на востоке против 30 тысяч конников и 10 тысяч пехоты выставил 30 тысяч всадников. А против главной армии – всего 50 тысяч.
Восточная часть китайской армии, углубившись в степь, так и не нашла противника и, измотанная беспрерывным маршем, пошла назад. Тут ее и атаковали хунны. В течение нескольких дней непрерывных атак китайцы отступали на юг, и в итоге от китайского войска осталась лишь малая часть, которой удалось дойти до границ Китая под защиту крепостей.
Западное войско, устав от преследования хуннов, также повернуло назад, не дожидаясь истощения коней.
Против основной китайской армии Хулагу-шанъюй выставил 6 тысяч пеших союзных динлинов. Они на некоторое время сдержали наступление китайцев, но в итоге были разбиты. Китайская армия продолжила наступление и у реки Джигюй встретилась с 20- тысячным отрядом хуннов, потеснила ее. Но эти арьергардные бои дали время шанъюю стянуть все силы. Видя изнурение своего войска, китайский полководец решает начать отступления. Но ночью, во время одной из ночевок китайцев, 50-тысячное войско хуннов под руководством самого шанъюя успевают окружить китайское войско и вырыть на пути у него глубокий ров. После чего утром с тыла произвели нападение. Здесь хунны показали умение использовать свое единственное преимущество перед прекрасно вооруженным и обученным китайским войском – маневренность: удары китайских воинов постоянно попадали в пустоту, тогда как хуннские стрелы всегда находили свои цели. Среди китайцев началась паника, и хунны наголову разбили превосходящее по численности вдвое войско.
Вновь восстанавливается гегемония хуннов в центральной Азии. Под властью хуннских правителей оказалась территория, простиравшаяся от Забайкалья до Тибета и от Восточнорго Туркестана до среднего течения Хуанхе. «Держава Хунну» была огромной, но крайне непрочной.
В 55 г. произошло разделение гуннского государства на две части — южную и северную. В северо-западной Монголии вблизи озера Кыргыз Hyp властелин северных хуннов Чжичжи основал свою резиденцию. Отсюда он совершал походы на соседние племена усуней. Во враждебных отношениях с Чжичжи находился Китай, особенно после того, как тот приказал убить китайского чиновника и посла. Острое соперничество происходило между ним и главой южных хуннов. В этих условиях для Чжичжи оказалось своевременным предложение владетеля государства Кангюй, которое находилось на берегах Сырдарьи, о союзе и совместной борьбе с государством Усунь. Он пригласил Чжичжи в свои восточные владения — в Таласскую долину и предоставил ему право командовать кангюйской кавалерией. Кроме того, отдал шаньюю в жены свою дочь, подарил несколько тысяч верблюдов, ослов, лошадей. Кангюйский владетель надеялся, что Чжичжи вскоре разобьет армию усуней, захватит их владения в долине Или и Чу. Однако Чжичжи не смог разгромить усуней. Назревал конфликт между ним и обманувшимися в своих надеждах кангюйскими аристократами. Вскоре произошел разрыв. По словам летописцев, шаньюй отказался подчиниться обычаям кангюйцев, «в гневе убил дочь кангюйского князя, а также именитых людей и несколько сотен простого народа, или же бросал их в реку Далай (Талас)». За это Чжичжи был изгнан из ставки кангюйского владетеля и ушел в верховья Таласа, где стал строить себе город.
Информация о работе Гунны и их взаимоотношения с соседними странами