Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:14, доклад
Почти тысячелетие насчитывает история древнерусского искусства. Оно зародилось в IX - X вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь; последним его этапом был XVII в.- период кризиса средневековой художественной культуры в России и сложения новых художественных принципов. Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии со многими культурами близлежащих, а порой и весьма отдаленных стран, древнерусское искусство, представляющее целостное и ярко самобытное явление, заняло свое особое место в истории мирового искусства.
Выполнил
Важенков Никита
Художественная культура Древней Руси
Почти тысячелетие насчитывает история древнерусского искусства. Оно зародилось в IX - X вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь; последним его этапом был XVII в.- период кризиса средневековой художественной культуры в России и сложения новых художественных принципов. Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии со многими культурами близлежащих, а порой и весьма отдаленных стран, древнерусское искусство, представляющее целостное и ярко самобытное явление, заняло свое особое место в истории мирового искусства. По своему значению оно стоит в одном ряду с Византией и крупнейшими очагами средневековой культуры Западной Европы и Востока. Существенные особенности древнерусского искусства в значительной степени определялись жизненностью патриотических идей. Уже в XI - XII вв. люди Древней Руси, жили ли они в Киеве, Новгороде или Владимире, ощущали свою связь с русской землей. Это чувство намного обострилось в период татаро-монгольского ига в XIII в., ускорило рост национального самосознания и, естественно, отразилось во всех сферах духовной жизни, в том числе и в художественном творчестве. В результате древнерусское искусство получило яркий отпечаток художественных вкусов народа, обрело свое национальное своеобразие.
Введение
«Христос Пантократор»
Первые иконы
Большая часть сохранившихся ранних икон находится в монастыре Св. Екатерины на горе Синай
«Апостол Петр»
«Богоматерь»
С принятием христианства на Русь пришли и новые для нее виды монументальной живописи – мозаика и фреска, а также станковая живопись – иконопись.
Иконопись в Древней Руси
Среди известных произведений древнерусской живописи имеется значительная группа «краснофонных» икон, т.е. изображений с одноцветной киноварной плоскостью фона (по иконописному – «света»). В эту группу входят знаменитые иконы:
«Еван, Георгий и Власий»
«Чудо Георгия»
«Илья пророк»
Один из первых христианских храмов был построен в Пскове княгиней Ольгой около 965 г., то есть ещё до крещения Руси, и был посвящён Божественной Троице. Поэтому Псков иногда называли «Домом святой Троицы», а Новгород - «Домом святой Софии». В Киеве ещё в 952 г. появилась деревянная София, воздвигнутая Ольгой, она сгорела в 1016 г. и на её месте, уже при Ярославе Мудром, была построена каменная София. Она была «о 13 версях» - о 13 главах, куполах, как символе «Христовой и Апостольской церкви» (1 + 12 апостолов). Многие храмы периода Киевской Руси сгорели, были разрушены в период монгольского нашествия. Среди сохранившихся могут быть названы храм Покрова на Нерли (1165), Дмитриевский собор (1194-1197).
Древнерусская архитектура
Византийская же система крестово-купольной церкви, с ясностью ее основных членений и логичностью композиции внутреннего пространства, легла в основу пятинефного киевского собора Софии
Самый ранний из сохранившихся памятников Новгорода - собор св. Софии (1045 - 1050)
Архитектура Нижнего Новгорода
Николо-Дворищенский собор (1113)
Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117)
Помимо Новгорода очень интересны и значительны архитектура Пскова. Еще в XII в. псковские зодчие воздвигли храм Спаса в Мирожском монастыре (до 1156 г.), в котором уже можно обнаружить особенности псковской архитектуры. Это одноглавая крестовокупольная церковь, производящая впечатление удивительной компактности, цельности и силы. Ясно выраженный основной объем храма венчает массивный барабан купола; центральная абсида почти равна по высоте стенам и отчетливо выступает на глади восточной стены. Низкие боковые абсиды образуют общий с центральной массив. Как и позднейшие сооружения Пскова, церковь Спаса отличается особенной пластичностью.
Архитектура Пскова
Итак, сложение древнерусской
государственности и обращение
к христианству, воздействие византийской
художественной традиции оказало значительное
влияние на формирование древнерусского
искусства. В архитектуре в начале
X-XI веков отчетливо отслеживается
византийский тип крестово–купольного
храма и его трансформация на русской
почве (Софийский собор в Киеве, Софийский
собор в Новгороде): на основу крестово-купольного
храма были поставлены тринадцать глав
нового храма. Эта ступенчатая пирамида
Софийского собора воскресила стиль русского
деревянного зодчества.
Большого расцвета архитектура достигла
в XII веке - постройка Успенского собора
во Владимире, белокаменного дворца в
селе Боголюбове, «Золотых ворот» во Владимире
- мощного белокаменного куба, увенчанного
златоглавой церковью, чудо русской архитектуры
- храм Покрова на Нерли.
Одновременно строились храмы в Новгороде
и Смоленске, Чернигове и Галиче, закладывались
новые крепости, сооружались каменные
дворцы, палаты богатых людей. Характерной
чертой русской архитектуры тех десятилетий
стала украшающая сооружения резьба по
камню.
В иконописи X-XI веков также прослеживаются
перенесение на русскую почву принципов
византийской монументальной храмовой
декорации, использование византийской
иконографии и техники иконописи. В ХI
– XII вв. было создано много икон.
Заключение