Идеология африканского национально-освободительного движения: панафриканизм, негритюд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:04, реферат

Описание

Двадцатый век стал веком освобождения африканских стран от колониальной зависимости. Этому предшествовал длительный процесс национально-освободительного движения. Национально-освободительное движение – это, прежде всего борьба народов против захватов и раздела мира, против политики национального гнета и иностранного господства.

Содержание

Введение с. 3
Глава 1 Панафриканизм. с. 4
Глава 2 Негритюд. с. 7
Заключение с. 10

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ АФРИКА.docx

— 31.48 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Студентки IV курса

Талалаевой Кристины Владимировны

Идеология африканского национально-освободительного движения: панафриканизм,  негритюд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень

2012

 

Оглавление.

Введение            с. 3

Глава 1 Панафриканизм.        с. 4

Глава 2 Негритюд.         с. 7

Заключение          с. 10

 

 

 

Введение.

Двадцатый век стал веком  освобождения африканских стран от колониальной зависимости. Этому предшествовал длительный процесс национально-освободительного движения.  Национально-освободительное движение – это, прежде всего борьба народов против захватов и раздела мира, против политики национального гнета и иностранного господства.

Во 2-й половине 19 в. национально-освободительное  движение претерпело существенные качественные изменения и стало принимать  более организованные формы. Появились  первые общественно-политические организации  и общества культурно-просветительского  и религиозно-реформаторского характера, активно включавшиеся в политическую жизнь. Начался процесс формирования идеологии освободительного движения, что было связано с появлением в африканском обществе нового образованного социального слоя, новой элиты. Как правило, она состояла из людей, обслуживавших колониальный режим: чиновников, учителей, священников, врачей и юристов. В большинстве своем эти африканцы стали отходить от религии предков, сложившихся традиций. По мере принятия христианства, их связи с племенными институтами слабели, а приобщение к европейской культуре росло. В рамках новой элиты стала складываться национальная интеллигенция. Наиболее благоприятные условия для этого сложились в первую очередь в Западной Африке.

Идеология – важное звено национально-освободительного движения, ведь это система взглядов и идей, которые выражают интересы групп общества, в ней осознаются и оцениваются существующие в  обществе порядки, а также обосновываются преобразования.

Цель данного реферата – охарактеризовать основные черты  национально-освободительного движения в Африке, а именно дать представление  о панафриканизме и негритюде.  

Глава 1. Панафриканизм.

Панафриканизм — идейно-политическое движение, возникшее на рубеже XIX—XX вв. в среде афро-американской интеллигенции, требовавшей предоставления равных политических прав в США. Впоследствии, панафриканизм был связан с требованием представителей африканских общественно-политических движений о предоставлении независимости африканским странам. Ну а  после получения странами Африки независимости панафриканизм был связан с идеей, разработанной первым президентом Ганы, Кваме Нкрума, в 1960-е, создания единого государства на африканском континенте Соединённых штатов Африки. Таким образом, главной причиной возникновения такой идеологии можно считать существующий в мире порядок – колониальная система, с униженным положением африканских народов.

Одним из основателей движения во II половине 19 века считается  Эдвард Блайден, который выступал с требованиями «духовной деколонизации» Африки, он утверждал, что для европейцев характерны сугубый  материализм  и индивидуализм, воинственность, конкуренция и культ науки, а африканцам свойственно духовное начало, связь с природой, естественность и доброжелательность. В одной из его основных работ «Христианство, ислам и негроидная раса» (1887 г.) утверждается, что ислам, способный сплотить африканцев, должен стать главной религией Черной Африки, христианство же оказывает разлагающее социальные структуры действие. Сразу после публикации в Британии книга вызвала широкий резонанс: значительная часть читателей не могла поверить, что книга была написана африканцем.

В 1900 году Сильвестр Уильямс  организовал в Лондоне Первую панафриканскую конференцию.

Инициатором и идейным  вдохновителем созыва панафриканских конгрессов стал Уильям Дюбуа, автор  многих работ по негро-африканской  истории и один из признанных лидеров  негритянского движения США. Дюбуа  обратился к президенту Вильсону и участникам Парижской мирной конференции  с предложением о пересмотре правового  статуса негро-африканских народов. У него было несколько проектов, в частности о создании африканского государства под международным  контролем на территории бельгийских, португальских и бывших немецких колоний. Державы-победительницы не стали  рассматривать эти планы. Тогда  Дюбуа и его сторонники решили созвать Панафриканский конгресс, чтобы  довести до сведения участников Парижской  мирной конференции и мирового общественного  мнения нужды негро-африканских  народов и добиться понимания  и поддержки.

Первый Панафриканский конгресс состоялся в Париже в феврале 1919 г. В его работе приняли участие 57 человек - представители 15 стран. Африканцев было 12 человек, они представляли 9 стран. Председательствовал на заседаниях депутат французского парламента сенегалец Блез Диань. Конгресс впервые выдвинул развернутую политическую программу от имени афро-американцев и африканцев. Она сочетала вполне конкретные предложения с общими принципами, чаще всего для колониальных держав неприемлемыми. Конгресс призвал Парижскую мирную конференцию разработать кодекс законов в защиту интересов африканцев. В резолюциях были сформулированы принципы управления коренным населением Африки. Землю и природные богатства предлагалось использовать в интересах африканцев, инвестирование иностранного капитала регулировать таким образом, чтобы предотвратить эксплуатацию африканцев и истощение природных богатств. В резолюциях содержались призывы покончить с рабством, запретить принудительный труд и телесные наказания, предоставить всем детям в колониях право учиться читать и писать на родных языках и на языках метрополий за общественный счет. Требования следующих трех панафриканских конгрессов немногим отличались от программы, выдвинутой на первом. 

Изменение характера антиколониальной идеологии сказалось в первые послевоенные месяцы. В октябре 1945 г. в Манчестере состоялся V Панафриканский конгресс. Он знаменовал собой наступление качественно нового этапа в борьбе африканских народов. Африку представляло неизмеримо больше стран и организаций, чем на предыдущих конгрессах. Среди 200 участников были Кваме Нкрума, Джомо Кениата, Хастингс Банда - впоследствии президенты Золотого Берега, Кении, Ньясаленда, южноафриканский писатель Питер Абрахамс, видные общественные деятели. Председательствовал на большинстве заседаний Уильям Дюбуа, которого называли "отцом панафриканизма".

Победа антигитлеровской коалиции окрылила участников конгресса  надеждой на перемены во всем мире. Антиколониальный и антиимпериалистический дух возобладал на конгрессе. Было обсуждено положение  во всех регионах Африки, во многих африканских  странах. Среди резолюций наибольшее значение имели три: "Вызов колониальным державам", "Обращение к рабочим, крестьянам и интеллигенции колониальных стран" и "Меморандум к ООН". Конгресс выступил с новыми, революционными требованиями и сформулировал их как в масштабе континента, так  и конкретно для всех крупнейших регионов и стран.

Манчестерский конгресс разработал в общих чертах практическую программу политического  освобождения Африки. Выдвинув задачу освобождения всех народов Африки независимо от их расовой принадлежности, панафриканское движение способствовало общему подъёму  освободительной борьбы на африканском  континенте.

После завоевания политической независимости большинством африканских стран панафриканские идеи начинают воплощаться в налаживании  всесторонних межафриканских связей и  в поддержке движений, добивающихся ликвидации колониальных и расистских режимов. Эти идеи ярко выражены в работах Кваме Нкрума, который придавал очень большое значение единству африканских народов. Африка должна объединиться – говорил Кваме Нкрума; именно так он назвал одну из своих книг, в которой обосновывал необходимость объединения. Он считал, что общая политика и единые действия приведут к прогрессу и развитию, и борьба с империализмом возможна лишь единым фронтом.

Совместная  программа панафриканистов изложена в документах 6-го панафриканского  конгресса (Дар-эс-Салам, 1974), требующих  пресечения эксплуатации империализмом  природных и людских ресурсов Африки, осуществления прогрессивных  преобразований и усиления борьбы за права человека во всём мире. 

Таким образом, идеология панафриканизма основывается на следующих идеях. Все когда-либо существовавшие культуры (цивилизации) уникальны, неповторимы, несравнимы между собой и способны мирно существовать в рамках одного общественного организма, из этого и вытекает мысль о самостоятельном, независимом существовании африканских государств. Как уже говорилось, идеология со временем менялась. Так, в середине 20 века появилась идея об объединении африканских стран и народов, как на континенте, так и за его пределами. Фактором идентификации выступали не положение и достаток, а национальность, трактуя смысл идентификации в самопознании человека. То есть, суть идеологии в делении человечества на расы и защита интересов своей, это вытекало из объективных причин – колониальной политики, существовании рабства, притеснении чернокожих в их правах на территории их же стран.

 

 

Глава 2. Негритюд.

В 30-х годах 20 века в среде выходцев из Вест-Индии и западноафриканских французских колоний в Париже начало формироваться течение общественной мысли, получившее название "негритюд" (т.е. "негрскость"). Негритюд - культурно-философская и идейно-политическая доктрина, теоретическую базу которой составляет концепция самобытности, самоценности и самодостаточности негроидной расы.

Сторонники негритюда, как  и панафриканисты, делили человечество по расовому признаку. Однако если участники  панафриканского движения исходили из реально существовавшего социального  неравенства, то последователи негритюда - из духовных и физиологических особенностей "негритянской расы". Они утверждали, что негр от природы обладает такими чертами, которых лишены представители других рас, поэтому "негрская культура" заслуживает особого места в ряду прочих культур.

Один из ярких идеологов  негритюда Л. Сенгор – сенегальский поэт и философ, политик, первый президент  Сенегала. же в университете Л. Сенгор начал сотрудничать в нескольких журналах африканской диаспоры, среди которых выделялось «Негритянское образование». Именно на страницах этого издания Л. Сенгор развил и обосновал идеи негритюда. Л. Сенгор придумал удивительное определение африканскому мышлению — он назвал его танцующим . Там, где европеец погружен в логические конструкции, человек с темным цветом кожи чувствует ритм, постоянную нервную пульсацию вселенной. Он двигается в такт этому ритму, он живет в такт этому ритму; на такого человека можно оказывать давление, его можно поработить, но музыка будет звучать вопреки любому произволу. И человек останется частью этой музыки. Причем, где бы ни жил африканец, на родине или в Америке и Европе, ему присущи эти черты. Но африканскую цивилизацию он никогда не осмысливал изолированно от остального мира, выступая сторонником диалога, а не конфронтации. Однако, для того чтобы диалог состоялся, необходимо была борьба. Л. Сенгор писал: «Негритюд — это простое признание факта, что ты — негр. Чистое принятие своей участи, своей истории и культуры. Будь собой — и этого достаточно». Африканское общество понимается как уникальное, как идеальный социальный организм.

Идеология негритюда подчеркивает, что африканское общество не отсталое, как считают европейцы, это иной мир, который гармоничен в своем развитии. Этому культурному кругу противостоит северный, объединявший европейские народы, жившие к северу от Средиземного моря. Основной чертой Северного круга было насилие.

В странах Западной Африки значительная часть исследователей, выступая против европоцентризма, пришла к утверждению теории негритюда, провозглашавшего уникальность и своеобразие африканской культуры и призывавшего к признанию генетической связи Черной Африки и Древнего Египта, Финикии и аравийский арабов, переселившихся из районов Африки. Расовое самосознание стало основополагающей идеей этой концепции, а главной целью его сторонников – возвышение достоинств черной расы, воспевание особенностей «негритянского образа философского мышления».

Таким образом, идеология  негритюда возникла из протеста против колониализма и расовой дискриминации, выступала против приоритета европейских духовных ценностей. Позднее негритюд приобрёл другую окраску — в нём стали прослеживаться мотивы расовой исключительности, расовое сознание негритюда противопоставлялось классовому.

 

Заключение.

Идеология национально-освободительного движения Африки, панафриканизма и  негритюда складывалась из объективных  причин. Это, прежде всего существование  рабства, и колониальная политика в  Африке, угнетавшая народы этого региона, используя их самих и их территории как ресурс для обогащения. Народы колоний надеялись, что послевоенное мирное урегулирование будет сопровождаться предоставлением свободы и независимости. Однако эти надежды не сбылись. В колониальных и зависимых странах росли патриотические силы, выступавшие за независимость. Их едеологическую составляющую можно охарактеризовать так.

Идеология панафрканизма  основана на идее равенства всех рас, на возможности мирного сосуществования всех народов и в неприемлемости ущемления каких-либо народов. Первоначально, панафриканизм сформировался как требование равных политических прав для афроамериканцев в США. Но затем это становится идеологией национально-освободительного движения стран Африки, провозглашая необходимость отмены колониального режима, предоставления самостоятельности всем африканским странам, а позднее выдвигается идея о дружеском сосуществовании всех стран континента и совместной политики, а также поддержке борьбы против остатков неравноправия по отношению к чернокожим. Основывается она, прежде всего на глубоком социальном неравенстве, на экономических и социальных нуждах африканцев.

Идеология негритюда выдвигает  мысль о уникальности и гармоничности  негроидной расы. Если идеологи панафриканизма исходили из реального социального  неравенства, то последователи негритюда подчеркивали духовные и физиологические особенности своего народа, которые ставят их расу в особое положение среди других культур. Противопоставлялось европейское общество – как общество с идеалами насилияч, а общество чернокожих – гуманное от природы.

Информация о работе Идеология африканского национально-освободительного движения: панафриканизм, негритюд