Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:04, реферат
Двадцатый век стал веком освобождения африканских стран от колониальной зависимости. Этому предшествовал длительный процесс национально-освободительного движения. Национально-освободительное движение – это, прежде всего борьба народов против захватов и раздела мира, против политики национального гнета и иностранного господства.
Введение с. 3
Глава 1 Панафриканизм. с. 4
Глава 2 Негритюд. с. 7
Заключение с. 10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
РЕФЕРАТ
Студентки IV курса
Талалаевой Кристины Владимировны
Идеология африканского национально-освободительного движения: панафриканизм, негритюд.
Тюмень
2012
Оглавление.
Введение с. 3
Глава 1 Панафриканизм. с. 4
Глава 2 Негритюд. с. 7
Заключение с. 10
Введение.
Двадцатый век стал веком освобождения африканских стран от колониальной зависимости. Этому предшествовал длительный процесс национально-освободительного движения. Национально-освободительное движение – это, прежде всего борьба народов против захватов и раздела мира, против политики национального гнета и иностранного господства.
Во 2-й половине 19 в. национально-освободительное
движение претерпело существенные качественные
изменения и стало принимать
более организованные формы. Появились
первые общественно-политические организации
и общества культурно-просветительского
и религиозно-реформаторского
Идеология – важное
звено национально-
Цель данного реферата
– охарактеризовать основные черты
национально-освободительного движения
в Африке, а именно дать представление
о панафриканизме и негритюде.
Глава 1. Панафриканизм.
Панафриканизм — идейно-политическое движение, возникшее на рубеже XIX—XX вв. в среде афро-американской интеллигенции, требовавшей предоставления равных политических прав в США. Впоследствии, панафриканизм был связан с требованием представителей африканских общественно-политических движений о предоставлении независимости африканским странам. Ну а после получения странами Африки независимости панафриканизм был связан с идеей, разработанной первым президентом Ганы, Кваме Нкрума, в 1960-е, создания единого государства на африканском континенте Соединённых штатов Африки. Таким образом, главной причиной возникновения такой идеологии можно считать существующий в мире порядок – колониальная система, с униженным положением африканских народов.
Одним из основателей движения во II половине 19 века считается Эдвард Блайден, который выступал с требованиями «духовной деколонизации» Африки, он утверждал, что для европейцев характерны сугубый материализм и индивидуализм, воинственность, конкуренция и культ науки, а африканцам свойственно духовное начало, связь с природой, естественность и доброжелательность. В одной из его основных работ «Христианство, ислам и негроидная раса» (1887 г.) утверждается, что ислам, способный сплотить африканцев, должен стать главной религией Черной Африки, христианство же оказывает разлагающее социальные структуры действие. Сразу после публикации в Британии книга вызвала широкий резонанс: значительная часть читателей не могла поверить, что книга была написана африканцем.
В 1900 году Сильвестр Уильямс организовал в Лондоне Первую панафриканскую конференцию.
Инициатором и идейным
вдохновителем созыва панафриканских
конгрессов стал Уильям Дюбуа, автор
многих работ по негро-африканской
истории и один из признанных лидеров
негритянского движения США. Дюбуа
обратился к президенту Вильсону
и участникам Парижской мирной конференции
с предложением о пересмотре правового
статуса негро-африканских
Первый Панафриканский конгресс состоялся в Париже в феврале 1919 г. В его работе приняли участие 57 человек - представители 15 стран. Африканцев было 12 человек, они представляли 9 стран. Председательствовал на заседаниях депутат французского парламента сенегалец Блез Диань. Конгресс впервые выдвинул развернутую политическую программу от имени афро-американцев и африканцев. Она сочетала вполне конкретные предложения с общими принципами, чаще всего для колониальных держав неприемлемыми. Конгресс призвал Парижскую мирную конференцию разработать кодекс законов в защиту интересов африканцев. В резолюциях были сформулированы принципы управления коренным населением Африки. Землю и природные богатства предлагалось использовать в интересах африканцев, инвестирование иностранного капитала регулировать таким образом, чтобы предотвратить эксплуатацию африканцев и истощение природных богатств. В резолюциях содержались призывы покончить с рабством, запретить принудительный труд и телесные наказания, предоставить всем детям в колониях право учиться читать и писать на родных языках и на языках метрополий за общественный счет. Требования следующих трех панафриканских конгрессов немногим отличались от программы, выдвинутой на первом.
Изменение характера антиколониальной идеологии сказалось в первые послевоенные месяцы. В октябре 1945 г. в Манчестере состоялся V Панафриканский конгресс. Он знаменовал собой наступление качественно нового этапа в борьбе африканских народов. Африку представляло неизмеримо больше стран и организаций, чем на предыдущих конгрессах. Среди 200 участников были Кваме Нкрума, Джомо Кениата, Хастингс Банда - впоследствии президенты Золотого Берега, Кении, Ньясаленда, южноафриканский писатель Питер Абрахамс, видные общественные деятели. Председательствовал на большинстве заседаний Уильям Дюбуа, которого называли "отцом панафриканизма".
Победа антигитлеровской коалиции окрылила участников конгресса надеждой на перемены во всем мире. Антиколониальный и антиимпериалистический дух возобладал на конгрессе. Было обсуждено положение во всех регионах Африки, во многих африканских странах. Среди резолюций наибольшее значение имели три: "Вызов колониальным державам", "Обращение к рабочим, крестьянам и интеллигенции колониальных стран" и "Меморандум к ООН". Конгресс выступил с новыми, революционными требованиями и сформулировал их как в масштабе континента, так и конкретно для всех крупнейших регионов и стран.
Манчестерский конгресс разработал в общих чертах практическую программу политического освобождения Африки. Выдвинув задачу освобождения всех народов Африки независимо от их расовой принадлежности, панафриканское движение способствовало общему подъёму освободительной борьбы на африканском континенте.
После завоевания
политической независимости большинством
африканских стран
Совместная
программа панафриканистов
Таким образом, идеология панафриканизма основывается на следующих идеях. Все когда-либо существовавшие культуры (цивилизации) уникальны, неповторимы, несравнимы между собой и способны мирно существовать в рамках одного общественного организма, из этого и вытекает мысль о самостоятельном, независимом существовании африканских государств. Как уже говорилось, идеология со временем менялась. Так, в середине 20 века появилась идея об объединении африканских стран и народов, как на континенте, так и за его пределами. Фактором идентификации выступали не положение и достаток, а национальность, трактуя смысл идентификации в самопознании человека. То есть, суть идеологии в делении человечества на расы и защита интересов своей, это вытекало из объективных причин – колониальной политики, существовании рабства, притеснении чернокожих в их правах на территории их же стран.
Глава 2. Негритюд.
В 30-х годах 20 века в среде выходцев из Вест-Индии и западноафриканских французских колоний в Париже начало формироваться течение общественной мысли, получившее название "негритюд" (т.е. "негрскость"). Негритюд - культурно-философская и идейно-политическая доктрина, теоретическую базу которой составляет концепция самобытности, самоценности и самодостаточности негроидной расы.
Сторонники негритюда, как
и панафриканисты, делили человечество
по расовому признаку. Однако если участники
панафриканского движения исходили
из реально существовавшего