Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:11, контрольная работа
Последствия войны оказались нелегкими для Казахстана: не хватало рабочих рук, т.к. многие не вернулись с войны, эвакуированные специалисты вернулись на родину, гибель из-за откочевки во время коллективизации. Квалификация рабочих была невысокой поэтому создавались школы и училища трудовых резервов. За счет демобилизованных воинов шло пополнение в рядах тружеников полей и рабочих предприятий. Казахстан оказывал помощь пострадавшим районам (Украина, Сталинград, Кавказ).
1. Введение
2. Индустриальное развитие Казахстана (1946–1970 гг)
1. Казахстан в послевоенные годы
2. Развитие промышленности 1950-1960гг
3. Научно-техническая революция
3. Заключение
Главное содержание и основную направленность поворота середины 1960-х годов определили хозяйственные реформы. Эти мероприятия были, пожалуй, самой крупной за весь послевоенный период попыткой реорганизации экономики, поскольку сразу затронули несколько отраслей — промышленность, строительство, сельское хозяйство.
Осуществленная с 1957 г. перестройка управления отраслями по территориальному принципу, предусматривающая создание системы советов народного хозяйства (совнархозов), вскоре стала давать сбои. Причины:
В 1962 г. была предпринята попытка укрупнения совнархозов в Казахстане. Была осуществлена перестройка партийных органов, которые были разделены на промышленные и сельскохозяйственные по так называемому производственному принципу. В 1965 г. сентябрьский Пленум ЦК КПСС, осудив администрирование в руководстве экономикой, высказался за управление промышленностью по отраслевому принципу и образование союзно-республиканских министерств по отраслям промышленности. Было предложено предоставление большей самостоятельности предприятиям, развитие хозяйственного расчета, делалась ставка на экономическое стимулирование и материальное поощрение работников. В 1965 г. сессия Верховного Совета СССР 6-го созыва приняла «Закон об изменении системы управления промышленностью и преобразования некоторых других органов государственного планирования». Такие же постановления и законы приняли, естественно, ХIV Пленум ЦК Компартии Казахстана и Верховный Совет Казахской ССР. Следуя принятым решениям были упразднены Совет народного хозяйства Казахской ССР и совнархозы экономических районов. В республике был образован ряд отраслевых союзно-республиканских министерств (цветной металлургии, геологии, мелиорации и водного хозяйства и другие), объединения предприятий (промышленности, строительных материалов), лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, пищевой промышленности и др. Вместе с тем, историческая практика показала, что реформы в области управления экономикой не смогли обеспечить крупных радикальных преобразований. Эти меры на какое-то время приостановили негативное развитие событий, вновь создали предпосылки для перелома ситуации в экономике.
Символом революционного прорыва в развитии науки стал первый в мире полет человека в космос, осуществленный Ю. А. Гагариным 12 апреля 1961 г. Это подводило экономику к необходимости начать переход к научно-индустриальному производству, базирующемуся на достижениях научно-технической революции (НТР).
Государственный научно-технический комитет при Совете Министров Казахской ССР совместно с Государственным плановым комитетом (Госпланом) республики разработали план внедрения новой техники в различных отраслях промышленности Казахской ССР.
Были созданы специальные комиссии по содействию техническому прогрессу, призванные контролировать выполнение планов механизации и автоматизации производственных процессов. Стали создаваться научно-технические общества, конструкторские бюро, производственные совещания. Оживилась работа изобретателей и рационализаторов. Для активизации их деятельности был создан премиальный фонд. Одним из главных направлений научно-технического прогресса являлась электрификация производства.
Высокими технико-экономическими показателями отличались вступившие в действие Карагандинская ГРЭС-2 и Бухтарминская ГЭС. Более 45 тыс. км высоковольтных линий электропередач пересекли республику во всех направлениях.
В угольной промышленности в основном были механизированы процессы добычи угля. Автоматизация механизмов на комбинате «Карагандауголь» позволила высвободить 2700 человек и повысить производительность труда по комбинату на 6%. Крупным горнодобывающим предприятием стал угольный разрез Экибастуза, где применялась технология добычи угля с использованием мощных экскаваторов. Была улучшена технология работ на Шымкентском заводе им. М. И. Калинина. В 1965 г. за разработку и внедрение прогрессивных технологических процессов большая группа работников Ачисайского полиметаллического комбината и ученых республики была удостоена звания лауреатов Ленинской премии. Коренным образом изменилась технология поисково-разведочных работ, нефтедобычи, нефтепереработки. На базе технического прогресса стали развиваться новые для республики отрасли промышленности — производство титана, магния, синтетического каучука, полиэтилена, подъемных кранов и т. д. Возникли крупные предприятия электротехнического машиностроения: Усть-Каменогорский конденсаторный и Кентауский трансформаторный заводы, завод Семипалатинсккабель. Павлодарский машиностроительный завод был реконструирован в тракторный.
В мощную отрасль превратилась химическая промышленность. Были осуществлены крупные меры по освоению нефтяных и газовых месторождений на Мангышлаке. В 1965 г. свою первую нефть дало месторождение Узень.
Новыми предприятиями пополнилась легкая промышленность. В Алматы, Шымкенте были введены в строй предприятия хлопчатобумажной промышленности, а в Жезказгане, Семипалатинске, Актюбинске — трикотажные фабрики. Начали давать продукцию предприятия пищевой промышленности в Жамбыле (Таразе), Темиртау.
Предпринятые шаги по хозяйственной реформе 1965 г. стимулировали решение вопросов технического перевооружения, совершенствования организации труда и производства. Устранялась излишняя регламентация (организация регулирования) деятельности предприятий, расширялась хозяйственная самостоятельность. Заработали такие рычаги, как прибыль, цена, премия, кредит. Большое внимание уделялось материальной заинтересованности каждого работника и предприятия в целом.
В Казахстане за 1966 год на новый порядок планирования — хозрасчет — перешли 11 промышленных предприятий, в том числе Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Шымкентский цементный завод, обувная фабрика «Жетысу» в Алматы и др. Предприятия, перешедшие на новые формы управления, стали перевыполнять план, повысилась их рентабельность (прибыльность). К концу 1967 г. по новому порядку работали 193 предприятия, т. е. 10 % общего количества промышленных предприятий республики, здесь была занята четвертая часть всех работников, и они вырабатывали почти треть валовой промышленной продукции. В 1968–1969 п. перевод своих предприятий на новую систему хозяйствования полностью завершили 13 министерств и ведомств. К 1970 г. по новой системе планирования работало уже более 80%. Предпринятая хозяйственная реформа оживила работу предприятий, строительства и транспорта.
К 1970 г. значительно вырос удельный вес Казахстана в народном хозяйстве СССР по добыче угля, железной руды, выплавке стали и прокату черных металлов. Республика давала большую часть общесоюзного производства свинца, меди и титана. Общесоюзное значение приобрела к тому времени нефтедобывающая и химическая промышленность.
Темпы развития промышленности в 1960-е гг. привели к появлению новых городов на карте республики, которые появлением были обязаны крупным месторождениям полезных ископаемых: Рудный — в Кустанайской области; Актау — в Мангистауской области.
Решающую роль в строительстве городов играли различные ведомства. Для работы в местах добычи полезных ископаемых со всех концов страны проводились так называемые оргнаборы:
С 1959 по 1964 гг. в Казахстан ежегодно прибывало в среднем по 64 тыс. человек;
С 1965 по 1975 гг. в состав Казахской ССР из других республик влилось 115 тыс. человек.
Недостатки строительства городов:
Формирование и развитие новых промышленных районов:
В Казахстане интенсивно строились железнодорожные пути. Развитие получили в эти годы и другие виды транспорта: авиационный, водный, трубопроводный, в особенности, автомобильный. Укрепилась материально-техническая база автомобильного транспорта. К 1970 г. протяженность автомобильных дорог Казахстана с твердым покрытием достигла 40 тыс. км. Были построены авторемонтные заводы в Алматы, Жамбыле (Таразе), Целинограде. В 12 областных центрах были введены в эксплуатацию новые автовокзалы.
В 2 раза была увеличена емкость городских телефонных станций. Фототелеграфной связью были охвачены 10 областных центров республики.
Численность рабочего класса и его удельный вес в составе занятого населения продолжали возрастать: а) к 1959 г. — 47,9 %; б) к 1970г. — 57,6%. Возрос также удельный вес служащих, а число колхозников — сократилось.
Недостатки хозяйственной реформы 1960-х гг.
Меры, намеченные хозяйственной реформой, были первым шагом на пути формирования концепции механизма управления. По мере развития реформы вновь созданная система экономического управления начала сдавать позицию за позицией: 1) Участились корректировки, направления, дополнения планов; 2) Ограничивались права предприятий; 3) Усилился диктат центра и т. д.
Этих недостатков не избежала и экономика Казахстана, функционировавшая в составе единого народно-хозяйственного комплекса СССР и имевшая сырьевую направленность развития отраслей:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сладкая эйфория победы не требовала принуждения к тяжелому труду по восстановлению разрушенной страны. Энергия войны была столь велика и имела такую инерцию, что ее необходимо было «переключить» на мирное строительство. По напряженности оно было сходно с войной: в 1948 г. Страна достигла и превзошла довоенный уровень промышленного производства, что по нормальным меркам немыслимо. А в 1952 г. объем промышленного производства в 2,5 раза превысил уровень 1940 г. Сделано было много - возрождались к жизни разрушенные города, восстанавливались и строились новые предприятия.
Но нельзя забывать о том, какой ценой достигался этот рост. Война
усилила контроль над всеми сферами жизни. Снижение цен в городах
проводилось за счет ухудшения жизни сельского населения.
Неадекватная
оплата за напряженный производительный
труд не давала возможности
поднять уровень благосостояния народа.
В ответ, как бы в вознаграждение
народу за перегрузки двух десятилетий,
принципом государственной политики
было сделано постоянное, хотя бы и скромное,
улучшение жизни населения. Именно тогда
возникли закрепленные в государственной
идеологии (и укрепляющие государство)
специфические стереотипы советского
массового сознания: уверенность
в завтрашнем дне и убеждение,
что жизнь может только
улучшаться. Народ же со своей
стороны, в очередной раз
предоставил государству, власти огромный
кредит доверия - мирился с теми
невзгодами, которыми была отмечена их
жизнь, их быт, верил в «светлое будущее».
Информация о работе Индустриальное развитие Казахстана (1946–1970 гг)