Индустриальное развитие Казахстана (1946–1970 гг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:11, контрольная работа

Описание

Последствия войны оказались нелегкими для Казахстана: не хватало рабочих рук, т.к. многие не вернулись с войны, эвакуированные специалисты вернулись на родину, гибель из-за откочевки во время коллективизации. Квалификация рабочих была невысокой поэтому создавались школы и училища трудовых резервов. За счет демобилизованных воинов шло пополнение в рядах тружеников полей и рабочих предприятий. Казахстан оказывал помощь пострадавшим районам (Украина, Сталинград, Кавказ).

Содержание

1. Введение
2. Индустриальное развитие Казахстана (1946–1970 гг)
1. Казахстан в послевоенные годы
2. Развитие промышленности 1950-1960гг
3. Научно-техническая революция
3. Заключение

Работа состоит из  1 файл

История казахстана.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

     Главное содержание и основную направленность поворота середины 1960-х годов определили хозяйственные реформы. Эти мероприятия были, пожалуй, самой крупной за весь послевоенный период попыткой реорганизации экономики, поскольку сразу затронули несколько отраслей — промышленность, строительство, сельское хозяйство.

     Осуществленная с 1957 г. перестройка управления отраслями по территориальному принципу, предусматривающая создание системы советов народного хозяйства (совнархозов), вскоре стала давать сбои. Причины:

  1. нарушалось руководство отраслями как единым целым;
  2. терялась отраслевая перспектива в области технического перевооружения;
  3. сохранился прежний характер отношений между производителем и потребителем;
  4. предприятия вместо мелочной опеки министерств получили мелочную опеку совнархозов.

     В 1962 г. была предпринята попытка укрупнения совнархозов в Казахстане. Была осуществлена перестройка партийных органов, которые были разделены на промышленные и сельскохозяйственные по так называемому производственному принципу. В 1965 г. сентябрьский Пленум ЦК КПСС, осудив администрирование в руководстве экономикой, высказался за управление промышленностью по отраслевому принципу и образование союзно-республиканских министерств по отраслям промышленности. Было предложено предоставление большей самостоятельности предприятиям, развитие хозяйственного расчета, делалась ставка на экономическое стимулирование и материальное поощрение работников. В 1965 г. сессия Верховного Совета СССР 6-го созыва приняла «Закон об изменении системы управления промышленностью и преобразования некоторых других органов государственного планирования». Такие же постановления и законы приняли, естественно, ХIV Пленум ЦК Компартии Казахстана и Верховный Совет Казахской ССР. Следуя принятым решениям были упразднены Совет народного хозяйства Казахской ССР и совнархозы экономических районов. В республике был образован ряд отраслевых союзно-республиканских министерств (цветной металлургии, геологии, мелиорации и водного хозяйства и другие), объединения предприятий (промышленности, строительных материалов), лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, пищевой промышленности и др. Вместе с тем, историческая практика показала, что реформы в области управления экономикой не смогли обеспечить крупных радикальных преобразований. Эти меры на какое-то время приостановили негативное развитие событий, вновь создали предпосылки для перелома ситуации в экономике.

     Символом революционного прорыва в развитии науки стал первый в мире полет человека в космос, осуществленный Ю. А. Гагариным 12 апреля 1961 г. Это подводило экономику к необходимости начать переход к научно-индустриальному производству, базирующемуся на достижениях научно-технической революции (НТР).

     Государственный научно-технический комитет при Совете Министров Казахской ССР совместно с Государственным плановым комитетом (Госпланом) республики разработали план внедрения новой техники в различных отраслях промышленности Казахской ССР.

     Были созданы специальные комиссии по содействию техническому прогрессу, призванные контролировать выполнение планов механизации и автоматизации производственных процессов. Стали создаваться научно-технические общества, конструкторские бюро, производственные совещания. Оживилась работа изобретателей и рационализаторов. Для активизации их деятельности был создан премиальный фонд. Одним из главных направлений научно-технического прогресса являлась электрификация производства.

     Высокими технико-экономическими показателями отличались вступившие в действие Карагандинская ГРЭС-2 и Бухтарминская ГЭС. Более 45 тыс. км высоковольтных линий электропередач пересекли республику во всех направлениях.

     В угольной промышленности в основном были механизированы процессы добычи угля. Автоматизация механизмов на комбинате «Карагандауголь» позволила высвободить 2700 человек и повысить производительность труда по комбинату на 6%. Крупным горнодобывающим предприятием стал угольный разрез Экибастуза, где применялась технология добычи угля с использованием мощных экскаваторов. Была улучшена технология работ на Шымкентском заводе им. М. И. Калинина. В 1965 г. за разработку и внедрение прогрессивных технологических процессов большая группа работников Ачисайского полиметаллического комбината и ученых республики была удостоена звания лауреатов Ленинской премии. Коренным образом изменилась технология поисково-разведочных работ, нефтедобычи, нефтепереработки. На базе технического прогресса стали развиваться новые для республики отрасли промышленности — производство титана, магния, синтетического каучука, полиэтилена, подъемных кранов и т. д. Возникли крупные предприятия электротехнического машиностроения: Усть-Каменогорский конденсаторный и Кентауский трансформаторный заводы, завод Семипалатинсккабель. Павлодарский машиностроительный завод был реконструирован в тракторный.

     В мощную отрасль превратилась химическая промышленность. Были осуществлены крупные меры по освоению нефтяных и газовых месторождений на Мангышлаке. В 1965 г. свою первую нефть дало месторождение Узень.

     Новыми предприятиями пополнилась легкая промышленность. В Алматы, Шымкенте были введены в строй предприятия хлопчатобумажной промышленности, а в Жезказгане, Семипалатинске, Актюбинске — трикотажные фабрики. Начали давать продукцию предприятия пищевой промышленности в Жамбыле (Таразе), Темиртау.

     Предпринятые шаги по хозяйственной реформе 1965 г. стимулировали решение вопросов технического перевооружения, совершенствования организации труда и производства. Устранялась излишняя регламентация (организация регулирования) деятельности предприятий, расширялась хозяйственная самостоятельность. Заработали такие рычаги, как прибыль, цена, премия, кредит. Большое внимание уделялось материальной заинтересованности каждого работника и предприятия в целом.

     В Казахстане за 1966 год на новый порядок планирования — хозрасчет — перешли 11 промышленных предприятий, в том числе Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Шымкентский цементный завод, обувная фабрика «Жетысу» в Алматы и др. Предприятия, перешедшие на новые формы управления, стали перевыполнять план, повысилась их рентабельность (прибыльность). К концу 1967 г. по новому порядку работали 193 предприятия, т. е. 10 % общего количества промышленных предприятий республики, здесь была занята четвертая часть всех работников, и они вырабатывали почти треть валовой промышленной продукции. В 1968–1969 п. перевод своих предприятий на новую систему хозяйствования полностью завершили 13 министерств и ведомств. К 1970 г. по новой системе планирования работало уже более 80%. Предпринятая хозяйственная реформа оживила работу предприятий, строительства и транспорта.

     К 1970 г. значительно вырос удельный вес Казахстана в народном хозяйстве СССР по добыче угля, железной руды, выплавке стали и прокату черных металлов. Республика давала большую часть общесоюзного производства свинца, меди и титана. Общесоюзное значение приобрела к тому времени нефтедобывающая и химическая промышленность.

     Темпы развития промышленности в 1960-е гг. привели к появлению новых городов на карте республики, которые появлением были обязаны крупным месторождениям полезных ископаемых: Рудный — в Кустанайской области; Актау — в Мангистауской области.

     Решающую роль в строительстве городов играли различные ведомства. Для работы в местах добычи полезных ископаемых со всех концов страны проводились так называемые оргнаборы:

    С 1959 по 1964 гг. в Казахстан ежегодно прибывало в среднем по 64 тыс. человек;

    С 1965 по 1975 гг. в состав Казахской ССР из других республик влилось 115 тыс. человек.

Недостатки строительства городов:

  1. Форсированное строительство городов осуществлялось ведомствами без учета специфических особенностей и национального колорита;
  2. В архитектурном плане города были очень похожи друг на друга, совершенно не отражали географическую и историческую самобытность региона;
  3. Во многих городах не были продуманы меры защиты по экологической чистоте, переработке и ликвидации промышленных отходов;
  4. Годами не решались социальные проблемы, люди были вынуждены десятилетиями дожидаться квартир.

Формирование и развитие новых промышленных районов:

  1. На берегу Каспийского моря, вблизи города Шевченко (ныне Актау) была построена первая в мире атомная водоопреснительная установка;
  2. Быстрыми темпами развивалась легкая промышленность республики. Только за пять лет в строй было введено 14 крупных фабрик и комбинатов легкой и текстильной промышленности.

     В Казахстане интенсивно строились железнодорожные пути. Развитие получили в эти годы и другие виды транспорта: авиационный, водный, трубопроводный, в особенности, автомобильный. Укрепилась материально-техническая база автомобильного транспорта. К 1970 г. протяженность автомобильных дорог Казахстана с твердым покрытием достигла 40 тыс. км. Были построены авторемонтные заводы в Алматы, Жамбыле (Таразе), Целинограде. В 12 областных центрах были введены в эксплуатацию новые автовокзалы.

     В 2 раза была увеличена емкость городских телефонных станций. Фототелеграфной связью были охвачены 10 областных центров республики.

     Численность рабочего класса и его удельный вес в составе занятого населения продолжали возрастать: а) к 1959 г. — 47,9 %; б) к 1970г. — 57,6%. Возрос также удельный вес служащих, а число колхозников — сократилось.

Недостатки хозяйственной реформы 1960-х гг.

     Меры, намеченные хозяйственной реформой, были первым шагом на пути формирования концепции механизма управления. По мере развития реформы вновь созданная система экономического управления начала сдавать позицию за позицией: 1) Участились корректировки, направления, дополнения планов; 2) Ограничивались права предприятий; 3) Усилился диктат центра и т. д.

     Этих  недостатков не избежала и экономика Казахстана, функционировавшая в составе единого народно-хозяйственного комплекса СССР и имевшая сырьевую направленность развития отраслей:

  1. Огромный Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат стал надежной сырьевой базой для Магнитогорского металлургического комбината, Нижне-Тагильского металлургического завода и ряда других предприятий страны. В Казахстане добывалось только сырье, а предприятия конечной продукции находились в других регионах страны;
  2. Милитаризация экономики. Многие предприятия тяжелой промышленности нередко в непомерных объемах выпускали в ущерб народному хозяйству военную продукцию;
  3. Размещая крупные заводы и фабрики, всесоюзные ведомства мало заботились об экологической чистоте региона, подготовке кадров из местной молодежи и выделяли незначительные суммы на социально-бытовые нужды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Сладкая эйфория победы не требовала принуждения  к тяжелому  труду  по восстановлению разрушенной страны. Энергия войны была столь велика  и  имела такую  инерцию,   что   ее   необходимо   было   «переключить»   на   мирное строительство. По напряженности оно было сходно с войной: в 1948  г.  Страна достигла и превзошла довоенный уровень промышленного  производства,  что  по нормальным меркам немыслимо. А в 1952 г. объем промышленного производства  в 2,5 раза превысил уровень 1940 г. Сделано было много - возрождались к жизни разрушенные города, восстанавливались и строились новые предприятия.

      Но  нельзя забывать о том, какой ценой  достигался  этот  рост.  Война

усилила  контроль  над  всеми  сферами  жизни.  Снижение   цен   в   городах

проводилось  за  счет  ухудшения  жизни  сельского  населения.

      Неадекватная оплата за напряженный производительный труд не  давала  возможности  поднять уровень благосостояния народа. В ответ, как бы в  вознаграждение  народу  за перегрузки  двух  десятилетий,  принципом  государственной политики было сделано постоянное, хотя бы и скромное, улучшение жизни населения. Именно тогда возникли закрепленные в государственной  идеологии  (и  укрепляющие государство)  специфические  стереотипы   советского   массового   сознания: уверенность  в  завтрашнем  дне  и  убеждение,  что   жизнь   может   только улучшаться.  Народ  же  со  своей  стороны,  в  очередной  раз   предоставил государству, власти огромный кредит доверия -  мирился  с  теми  невзгодами, которыми была отмечена их жизнь, их быт, верил в «светлое будущее». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Индустриальное развитие Казахстана (1946–1970 гг)