Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 16:58, реферат
В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.
ВВЕДЕНИЕ
В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.
Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.
Красота
и мощь римской архитектуры
Искусство
Римской республики
IV-I века до
нашей эры
Римской республикой
называют эпоху Древнего Рима с IV по
I века до нашей эры, для которой
была характерна олигархическая форма
управления государством. Фактическая
власть сосредоточилась в руках сената
и консулов.
Археологические
раскопки, проведенные в середине
XIX века, показали, что наиболее ранние
поселения на территории Рима датируются
X веком до нашей эры. Фактически
же статус города Рим получил двумя
столетиями позже, когда два самых многочисленных
племени, заселявших пойму реки Тибр, объединились
в единую городскую общину.
С этого времени
начинается эпоха правления Рима
царями-этрусками. В конце VI века до
нашей эры этруски были изгнаны
с большей части территории Италии,
в том числе и из Рима. Именно этот момент
и является точкой отсчета Римской республики.
В течение трех
столетий Рим находился под управлением
монархов-патрициев, однако в III веке до
нашей эры власть в результате
нескольких переворотов перешла к нобилитету
(группе римских аристократов). Во время
их правления происходит окончательное
подчинение этрусков. В течение последующего
столетия Рим подчиняет своему влиянию
крупнейшие античные центры - Карфаген
и Афины. "Римляне покорили своей власти
почти весь известный мир. - писал во II
веке до н. э. выдающийся греческий историк
Полибий, - и подняли свое могущество на
такую высоту, какая немыслима была для
предков и не будет превзойдена потомками".
Как это часто
бывало в античной истории, завоеватели
перенимали и интегрировали культуру
подчиненных народов. Это произошло и
с Римом: огромное влияние на культуру
и искусство последнего оказали этрусские
и греческие традиции и художественные
школы. У этрусков римские правители переняли
также и социальное устройство (в частности,
деление граждан на сословия - касты) и
военную организацию. Фактически, до конца
II века до нашей эры этрусская культура
оказывала доминирующее влияние на развитие
Рима.
К концу 6 в. до н.
э. Рим — аристократическая
Напряженная
военная обстановка, в которой создавалась
республика, вынуждала к возведению оборонительных
и инженерных сооружений. Дальнейшее укрепление
стен Рима сопровождалось прокладкой
дорог, подземных водопроводов, канализационных
коллекторов.
Внешнеполитическая
история Римской республики со времени
установления республиканского строя
в конце 6 в. до н. э. до начала периода империи
в конце 1 в. до н. э. разделяется на несколько
этапов. Первоначально Рим, являвшийся
небольшим городом-государством, вел борьбу
со своими ближайшими соседями — племенами
латинов, эквов, вольсков — и подчинил
их своей власти. Следующим Этапом было
покорение Римом всей Италии. К концу республиканского
периода завершилось завоевание всех
средиземноморских государств и превращение
Рима в огромную мировую державу.
История римского
общества республиканского периода характеризуют
ожесточенной классовой борьбой. Эти столкновения
были, с одной стороны, результатом основного
противоречия рабовладельческого общества
— противоречия между рабами и рабовладельцами,
с другой стороны — результатом борьбы
плебеев с патрициями за свои политические
права и за улучшение своего экономического
положения. В конце республиканского периода—во
2—1 вв. до н. э. — общественные противоречия
усилились.
Приток огромных
масс рабов вел к увеличению удельного
веса рабского труда. Рабовладение вступило
в новый фазис: оно приобрело характер
организованной по-новому эксплуатации
рабов в крупных землевладельческих хозяйствах
— латифундиях и на рудниках. Восстания
рабов время от времени потрясают республику,
угрожая порой и самому ее существованию
(сицилийские восстания рабов 2 в. до н.
э.; восстание Спартака в 1 в. до н. э.).
В то же время нарастали противоречия между различными группировками внутри класса рабовладельцев, между правящей верхушкой и массами свободного
населения. Эти
конфликты нашли свое выражение
в долголетних ожесточенных гражданских
войнах 1 в. до н. э.
Римская мировая
рабовладельческая держава
Мировосприятие
римлян было более трезвым и практическим,
нежели поэтическое мировосприятие
древних греков, сформировавшееся на менее
зрелом этапе античного рабовладельческого
общества. В культуре огромной военно-административной
римской державы преобладание было на
стороне тех видов искусства и наук, которые
имели непосредственно практическое значение.
Отсюда — ведущая роль официальной гражданской
архитектуры в римском искусстве, отсюда
— развитие в скульптуре индивидуального
портрета и протокольно-повествовательного
исторического рельефа, отсюда — исключительное
развитие различных областей римского
права и т. д. Напротив, в таких видах искусства,
как монументальная скульптура и живопись,
а также в поэзии римляне были менее оригинальны,
и здесь сильнее выражена их зависимость
от греческих и эллинистических образцов.
Архитектура
Римской Республики
Как
указывалось, архитектура
была ведущим искусством
Древнего Рима. Если
для Греции главным
типом архитектурного
сооружения был храм,
то в римской архитектуре
основное место занимали
сооружения, воплощавшие
идеи могущества римского
государства, а позже
императора, отвечавшие
потребностям рабовладельческой
верхушки и направленные
на завоевание популярности
у свободного населения
городов: форумы, триумфальные
арки, амфитеатры, термы,
базилики, дворцы в виллы,
инженерные сооружения,
обслуживавшие города
римской державы и прежде
всего — гигантский
центр метрополии, город
Рим. Строительная техника
поднимается на большую
высоту, развивается
инженерное искусство,
использующее достижения
эллинистической науки.
Создаются грандиозные
акведуки, подающие
воду на десятки километров (акведук
Аппия Клавдия, 311 г.
до н. э.), дороги (Виа
Аппиа, 312 г. до н. э.; илл. 256),
мосты, сточные каналы (Клоака
Максима в Риме).
Храм Фортуны
При сооружении
храмов римляне заимствовали богатый
опыт греческой и этрусской архитектуры.
На набережной реки Тибр сохранился храм,
посвященный богине судьбы - Фортуне Вирилис.
Он был построен в I веке до н. э. на так
называемом Бычьем Форуме, площади, где
в древности торговали скотом. Здание,
которое отличается простыми и строгими
пропорциями, стоит на высоком подиуме,
широкая лестница и портик с шестью колоннами
придают особую величавость его фасаду.
Главная ось здания подчеркнута глубоким
портиком и лестницей, ведущей к нему.
Такой прием характерен для этрусских
храмов. Стены здания сложены из туфа,
а колонны вытесаны из твердого травертина.
Им же облицован подиум. Разница в материале
была искусно скрыта тонким слоем штукатурки,
которая покрывала здание.
Римляне широко
использовали для украшения зданий
греческую ордерную систему. В храме
Фортуны стройные ионические колонны
поддерживают перекрытия портика, а полуколонны
расчленяют стену здания. Спокойный ритм
колоннады создает единство архитектурного
образа.
Рядом с храмом
Фортуны находится круглый
Римский Форум
Центром деловой
и общественной жизни Древнего Рима
был форум, площадь, расположенная
в низине между холмами Капитолием
и Палатином. На ней происходили
народные собрания, где решались важнейшие
вопросы управления государством, войны
и мира: здесь на протяжении столетий кипела
напряженная политическая жизнь города.
На форуме находились здание государственного
архива, храмы, трибуна, с которой выступали
ораторы, две базилики, где заключались
торговые сделки и заседали суды, там же
стояли многочисленные статуи прославленных
римлян, а в дальнейшем и триумфальные
памятники римских императоров.
От форума начинались важнейшие дороги Италии, к нему сходились основные улицы города. Центральная площадь республиканского Рима имела неправильную форму, так как застраивалась в разное время. В I веке до н. э. ее размеры составляли 160 м в длину и от 50 до 80 м в ширину. Вокруг нее располагались общественные здания и портики, облик которых неоднократно изменялся. Раскопки в конце XIX - XX веке открыли развалины зданий, окружавших форум. Среди них возвышаются восемь гранитных колонн храма Сатурна, где хранилась государственная казна, руины базилики Юлия, построенной Цезарем в I веке до н. э., круглый храм богини Весты и три мраморные колонны храма сыновей Юпитера - Кастора и Поллукса.
Развитие теории
архитектуры
Расцвет архитектуры
Рима в эпоху Республики и творческое
использование достижений греческого
зодчества способствовали развитию
теории архитектуры. В I веке до н. э. инженер
и архитектор Витрувий создал трактат
"Десять книг об архитектуре", который
был подлинной энциклопедией строительной
практики его эпохи. Витрувий сформулировал
основные требования, которые применимы
к архитектурному сооружению любого времени:
оно должно сочетать в себе пользу, прочность
и красоту. От зодчего Древнего Рима требовалось
всеобъемлющее образование, включающее
знание климата, почвоведения, минералогии,
акустики, гигиены, прикладной астрономии,
математики, истории, философии, а также
архитектурной эстетики. Труд Витрувия
пользовался большой популярностью в
римское время и достиг настоящей славы
в эпоху итальянского Возрождения, он
послужил образцом для сочинений по теории
зодчества во всех странах Европы.