Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:43, реферат
Арабо-мусульманская культурная традиция представляет собой своеобразную ветвь восточной культуры. Ислам - это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.
Арабо-мусульманская культурная традиция
представляет собой своеобразную ветвь
восточной культуры. Ислам - это одна
из самых распространенных религий:
приверженцев ее насчитывается около
900 миллионов, преимущественно в Северной
Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной
Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно
исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные
— в подавляющем большинстве. Много мусульман
также среди северо-индийских народов.
Население Индонезии почти целиком придерживается
ислама.
В сегодняшнем мире более 700 миллионов
человек на вопрос: "Кто ты по вере?"
- отвечают арабским словом муслим: "Человек,
исповедующий ислам", мусульманин.Связь
веры с традиционным образом жизни была
характерна для ислама во все времена,
но особенно очевидна она становится сегодня,
когда идеологи и политики, выступающие
под лозунгом ислама, пытаются как можно
больше людей объявить мусульманами только
потому, что они придерживаются многих
обычаев своих отцов.
Ислам возник как идеологическое и организационное
обеспечение целостного торгового и налогового
пространства в ареале караванного пути
из Индии в страны Средиземноморья (вдоль
берега Красного моря). Объединение племен
и стирание различий между ними, а также
замирение торговых городов и воинственных
бедуинов, живущих за счет грабежа караванов,
произошло благодаря упразднению культов
сотен родовых божеств и провозглашению
единым богом Аллаха. Так называли свое
божество люди рода курейшитов , к которому
принадлежал пророк Мухаммед.
В последние
десятилетия в мировой политике
все большее значение приобретает
исламский фактор. От имени ислама
и под его знаменами ведут деятельность
страны, политические партии, международные,
региональные и местные общественные
организации, экстремистские и террористические
группы.
Турция является одной из немногих мусульманских
стран, в которых ислам отделен от государства.
Но, несмотря на то, что Турецкая Республика
— светское государство, ислам остается
одним из главных сюжетов в картине его
политической жизни.
Признаки возросшего значения ислама
особенно заметны на бытовом уровне. На
улицах крупных городов сейчас можно встретить
множество девушек, головы которых покрыты
платками по мусульманскому обычаю, и
юношей, носящих бороду, чего практически
не наблюдалось в течение всего республиканского
периода развития Турции. Повсюду возникают
и активно развиваются религиозные ордена,
мусульманские благотворительные общества,
а также массовые организации и коммерческие
структуры, непосредственно связанные
с исламскими партиями.
С начала 90-х гг. XX в. влияние ислама на
политическую жизнь страны стало стремительно
расти. Это было связано с рядом причин,
главной из которых явилось разочарование
населения в пути, выбранном для страны
представителями «светских» партий. В
условиях постоянного экономического
кризиса, роста безработицы взоры простых
турок обернулись к религии.
Несмотря на реформы Ататюрка, ислам остается
важнейшим элементом влияния на общество.
Он сохранился и развился в форме орденов,
сект и поклонения духовным лидерам шейхам.
Эти ордена и секты в той или иной степени
влияют на политику страны через своих
представителей в партиях и в меджлисе
страны.
Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал
людей на основе общности религии, но национальные
противоречия в мусульманских странах
отнюдь не исчезли. Это нашло отражение
в разных течениях в мусульманской религии,
в расколах и сектах. Можно назвать следующие
основные течения в исламе: сунниты (они
являются самой большой по численности
группой), шииты, суфии, последователи
хариджизма и вакхабизма.
Некоторые ученые утверждают, что различное
в зависимости от местного контекста толкование
ислама в мире приводит в результате к
различным «исламам», поскольку “явно
существуют серьезные разногласия по
поводу того, что является фундаментальной
основой ислама, и как ее следует трактовать”
Кинг М. Закон бога против закона государства:
строительство исламской личности в Западной
Европе. — Лондон, изд-во Grey Seal, 1995. С. 3..
По настойчивому замечанию одного из авторов,
“ разновидностей ислама существует столь
же много, сколь многочисленными являются
ситуации, определяющие их формирование”
Азиз Аль-Азмех. Исламы и современности.
— М., 1999. С. 9..
Аналогично, с точки зрения социологии
в Турции существует несколько разновидностей
ислама. Попробуем осветить эти различные
сосуществующие вместе в данной стране
виды неофициального и официального ислама.
Государственный ислам: Лозаннский ислам
(Лозан исламы). Официальная государственная
исламская религия и ислам населения Анатолии
и деревенских жителей даже во времена
Османской империи отличались существенными
различиями. Широко распространенные
религиозные практики получили институционное
выражение в виде суфийских орденов. В
процессе превращения многих районов
в населенные пункты главы этих орденов
были связующим звеном между правителями
и простыми людьми. Ислам играл роль объединяющего
посредника между местным обществом и
политической структурой. Местные жители
разделяли с элитой религиозные убеждения,
и религия создавала фундамент культуры,
формировавшей политическую законность.
Таким образом, посредством ислама оформилось
единое многообразие мнений, однако взаимоотношения
с исламом и, конечно, его практики у правящей
элиты и масс сложились различные.
В процессе модернизации, начатой в стране
в начале ХХ века Мустафой Кемалем Ататюрком,
был установлен принцип секуляризма —
религия не вмешивается в дела государства
и политику. Государство Турции взяло
на себя роль “светского муджтахида (толкователя
религиозных законов)” и стало трактовать
ислам в соответствии со своими идеологическими
убеждениями. Некоторые исследователи
дают название «Лозан исламы (Лозаннский
ислам)» данному итогу официальных секуляристских
толкований религиозных законов, что является
государственным, то есть официальным
видом ислама в Турции Ихсан Йылмаз. Государство,
право, гражданское общество и ислам в
современной Турции // Журнал «The Muslim World»
(«Мусульманский мир»), http://ru.fgulen.com/index.
Печь шла об «очищенной» религии, свободной
от мистики и святых, и присутствия самостоятельных
религиозных учреждений. Это позволяло
жестко контролировать религию. Чтобы
подчинить религию политической надстройке,
государство в течение длительного периода
времени пыталось создать свой собственный
вариант ислама. В государственном варианте
ислама уже не существовало конфликта
между религией и турецким модернизмом,
включавшим в себя модернизированное
национальное государство, секуляризм,
демократию и отсутствие для религии роли
в общественной жизни. Целью Управления
по вопросам религии было создание смоделированного
под Турцию национального и модернизированного
ислама, однозначно ограничивающего межнациональные
связи и их роль, не поддерживающего международных
или межнациональных отношений с другими
государствами, и конкретно ограниченного
официальными границами национального
государства, установленными Лозаннским
договором от 1924 г. между Турцией и Европейскими
державами. Статья 27 Лозаннского договора
гласила: «Правительство Турции или государственные
органы не могут ни по какой причине осуществлять
ни власть, ни юрисдикцию в политических,
законодательных или административных
вопросах за пределами территории Турции
по отношению к гражданам территории,
находящейся под суверенитетом или протекторатом
другой державы, подписавшей настоящий
Договор, или по отношению к гражданам
территории, отделенной от Турции» Ихсан
Йылмаз. Государство, право, гражданское
общество и ислам в современной Турции
// Журнал «The Muslim World» («Мусульманский мир»),
http://ru.fgulen.com/index.
Турецкое государство стремилось превратить
религию в свою “помощницу”. Такое представление
о религии рассматривало ее в свете ответственности
за моральное состояние нации.
Образование и обучение вопросам религии
и этики должно происходить под контролем
и наблюдением государства. Обучение религиозной
культуре и образование в вопросах морали
должны быть обязательными предметами
программы начальной и средней школы.
Любое иное религиозное образование и
обучение является предметом выбора индивидуума,
а в отношении малолетних детей — просьбы
их законного представителя.
В результате религиозные учреждения
были привязаны к системе государственной
бюрократии. Впоследствии на протяжении
всего республиканского периода государство
начало вмешиваться в вопросы религии.
Одним из инструментов этого вмешательства
и контроля было Управление по делам религии,
созданное в 1923 г. В более поздних конституциях,
разработанных после государственных
переворотов 60-х и 80-х годов прошлого века,
его место в системе государственной власти
было еще раз подтверждено.
Вскоре после создания Управления по делам
религии государство предприняло попытку
установить контроль посредством данного
государственного органа над всей исламской
деятельностью. В результате религиозные
учреждения оказались привязанными к
государственной бюрократии и потеряли
автономию.
Управление имеет разветвленную организацию.
Оно контролирует все 86 тысяч мечетей
и нанимает на работу имамов, муфтиев и
муэдзинов, которые становятся в результате
государственными служащими с соответствующей
оплатой. Муфтии служат в качестве связующего
звена между местными верующими и государством.
Они также осуществляют управление за
имамами, прикрепленными к каждой мечети,
и обеспечивают их утвержденными сверху
текстами проповедей и другими материалами.
Имамы не только являются составной частью
административной структуры, но они также
идеологически подвластны решениям, принимаемым
главенствующими над ними, которые отражаются
в объявлениях, что они делают, и читаемых
ими проповедях.
Такая жесткая структура надзора оставляла
имамам весьма незначительную свободу
собственного трактования религии. Учителя,
учебники и учебные программы всех религиозных
школ находятся под непосредственным
контролем Генерального директора управления
по вопросам религиозного образования,
являющегося самостоятельным подразделением
Министерства образования.
За последние годы место гражданского
ислама в жизни турецкого общества и его
влияние на нее изменилось. После смерти
Мустафы Кемаля Ататюрка в 1938 г. начался
период изменений, и к началу 40-х годов
правящая элита была вынуждена сдаться
под давлением демократизации. В 1950 г.
Республиканская народная партия, которую
основал Мустафа Кемаль Ататюрк, проиграла
на выборах, и Турция начала испытывать
рост новых исламских настроений. Присутствие
конкурирующих политических партий означало,
что стало возможным проявлять в сфере
общественной жизни иные интересы, что
также значило послабление возрождению
ислама. Стали открываться исламские школы,
и было разрешено религиозное обучение
частным образом.
Хотя гражданский ислам официально изъят
из общественной жизни, он по-прежнему
остается глубоко укоренившимся в сердце
и разуме турецкого народа. Несмотря на
то, что государство продолжает следить
за бывшими религиозными лидерами, их
преемниками и религиозными деятелями,
тем в определенной мере все-таки удалось
восстановить свое влияние на общественную
жизнь путем вовлечения в религиозную
атмосферу широких масс.
Как подтверждает одно из недавних исследований
по Турции, «активное присутствие ислама
отличает практически все области турецкой
жизни… Этот ислам является не заменой
или альтернативой современному миру,
а составной частью жизни» Мардин Ш. Религия
и социальные изменения в современной
Турции: дело Бадиуззамана Саида Нурси.
— Элбани, изд-во State University of New York Press, 1989.
С. 229..
Изменения, наблюдаемые на общественном
уровне, являются еще более значительными.
Примером может служить возвращение в
среде исламских кругов к фетвам (религиозные
тексты). Сборники «фетва» превратились
в бестселлеры.
В 90-е годы усилилось движение радикального
ислама. Деятельность радикальных исламских
организаций в Турции была ориентирована
на установление в стране исламского строя,
и во многом предопределялась влиянием
иранского примера. Получив в эти годы
широкое распространение в условиях глубоких
социальных и политических проблем, сторонники
радикальных исламских преобразований,
развернув насилие и террор, усугубляли
негативные тенденции, имевшие место в
турецком обществе. Эти группы пользовались
достаточно широкой иранской поддержкой
и часто действовали движимые иранскими
региональными политическими и стратегическими
интересами. В силу того, что реакция турецких
властей на террористическую деятельность
исламских группировок в прошлом была
относительно вялой и ограничивалась
лишь временными мерами, в следствие чего
лидеры этих групп и их спонсоры резко
активизировались в надежде свергнуть
светский демократический режим в Турции.
По началу считалось, что маргинальность
сильных исламских групп в Турции, в отличие
от энергичной вооруженной оппозиции
в Египте или Алжире, не представляют особой
опасности. Однако, в свою очередь, лидеры
и спонсоры этих экстремистских организаций
полагали, что насилием против светских
символов турецкого государства они действительно
смогут установить в стране исламскую
форму правления.
Сторонники исламских реформ относительно
их отношений с соседним Ираном и влияния,
оказываемого на них идеями иранской революции,
отмечают, что Иран следует рассматривать
как пример и руководящий принцип, однако
программа, стратегия и тактика исламских
преобразований заложена в Коране и не
исходит от конкретного исламского государства.
Стратегические цели радикальных религиозных
движений должны реализовываться в три
этапа. Первая стадия, называемая “таблиг”
заключается в необходимости доведения
до населения исламского призыва, в ходе
которой следует убеждать людей принять
исламскую религию, установить исламское
государство и шариатское правление. Вторая
стадия носит название “джамаат” и призывает
к реструктурированию действующих исламских
общин в соответствии с требованиями первой
стадии. Третья заключительная стадия,
в ходе которой объявляется “джихад”,
подразумевает призыв к вооруженной борьбе
для защиты исламского образа жизни.
Итак, можно сделать некоторые выводы.
Ислам в современной Турции, несмотря
на проводимую в начале века политику
модернизации общества, по-прежнему оказывает
значительное влияние на повседневную
жизнь общества. Это проявляется в том,
что некоторые религиозные группы и ордена
поддерживают вполне светские партии;
в том, что происламские партии действуют
в рамках закона и пользуются демократическими
средствами для достижения своих целей;
а также в том, что исламские ордена и религиозные
группы, в основной массе, не подрывают
своими действиями принципы светского
характера государства.
В последние десятилетия в
1. Азиз Аль-Азмех.
Исламы и современности. — М., 1999.
2. Алекперов Р. Роль ислама во внутренней
и внешней политике Турции после Второй
мировой войны. Автореф… канд. полит. Наук.
— М., 1999.
3. Ихсан Йылмаз. Государство, право, гражданское
общество и ислам в современной Турции
// Журнал «The Muslim World» («Мусульманский мир»),
http://ru.fgulen.com/index.
4. Кинг М. Закон бога против закона государства:
строительство исламской личности в Западной
Европе. — Лондон, изд-во Grey Seal, 1995.
5. Кондокчан Р. Турция: внутренняя политика
и ислам. — Ереван, 1983. 238с.
6. Мардин Ш. Религия и социальные изменения
в современной Турции: дело Бадиуззамана
Саида Нурси. — Элбани, изд-во State University
of New York Press, 1989.
7. Фадеева И. Демократия в мусульманском
мире. Реальность и перспективы // Азия
и Африка сегодня, 2001, №6. С. 4—10.