Исламский мир и Арабский Халифат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:25, доклад

Описание

В VII веке у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменных отношений. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейхи (главы племен) и сайды (племенные старейшины) захватили лучшие земли оазисов. В их собственность перешло, большое количество скота. Появились рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей. Разложение родоплеменных отношений особенно далеко зашло в Хиджасе (районе побережья Красного моря). В этом районе находились торгово-ремесленные города Мекка, Ясриб

Работа состоит из  1 файл

Исламский мир и Арабский Халифат.docx

— 23.79 Кб (Скачать документ)

Судопроизводство.

Первоначально Мухаммед, а затем и назначенные им управители отдельных областей лично рассматривали  судебные дела. Судебная власть стала  считаться важнейшей прерогативой правителя любого ранга. Впоследствии право вершить суд делегировалось знатокам шариата, составившим вскоре влиятельную группу профессиональных судей - кадиев. 

Основными чертами  судопроизводства были:

непрерывность судебного  процесса,

единоличное решение  судебных споров,

отсутствие принципиальных различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел

Кади не был связан определенным, жестким порядком судопроизводства. 

Кроме судебных полномочий, кади осуществлял надзор за распределением наследства, установлением опеки  и многим другим. 

В Арабском халифате не было правового равенства между  мусульманами и немусульманами. Например, зиммиям (иудеям, христианам и др.) запрещались браки с мусульманами, не разрешалось ездить на лошадях и т.д.

Характерная черта  мусульманского права - открытое закрепление  преимуществ мусульман над «неверными». Даже раб-мусульманин в правовом отношении имел ряд преимуществ  по сравнению со свободным немусульманином. Немусульмане платили особые налоги: джизыо - подушную подать и харадж - земельный налог. Вопреки мусульманским догматам не пользовались всей полнотой прав даже принявшие мусульманство побежденные народы. 

Рабство в Арабском халифате сохранялосьно широко развито не было. Труд рабов использовался преимущественно в домашнем хозяйстве, После образования у арабов сильного централизованного государства 'число рабов возросло, увеличились и масштабы их эксплуатации на трудоемких работах в сельском хозяйстве и рудниках. Правовое положение рабов не отличалось так сильно от правового положения свободных, как в античных странах: рабы могли заключать договоры, участвовать в военных походах.

В гражданском праве  особого внимания заслуживает право  собственности на землю. Исламом  утверждалось, что вся земля принадлежит Аллаху. С возникновением государства религиозные воззрения на характер земельной собственности, стали обеспечиваться силой государственного принуждения. Так, в Арабском халифате установилось верховное право государственной собственности на землю 
 
 

Мусульманское обязательственное право, обладая рядом общих черт с обязательственным правом, других правовых систем Средневековья, содержало и ряд особенностей:

оно выделялось сравнительно большей развитостью своих институтов, а также слитностью с религией.

в исламе существовало единое учение об обязательствах, включавшее в себя и гражданско-правовые, и религиозные обязательства. Соответственно обязательства делились на неограниченные и ограниченные:

Первые не были установлены  законом, но определялись религией и простыми нормами нравственности (помощь бедным, спасение потерпевших бедствие и т.д.).

Вторые, установленные  законом,  
 
 
 

Мусульманскому праву  было известно деление на обязательства  из причинения вреда и обязательства  из договоров. Лицо, причинившее вред умышленно или вследствие неосторожности, неопытности, обязано было возместить нанесенный ущерб.  

В мусульманском  праве получили довольно полное развитие договоры купли-продажи, найма, дарения, ссуды, заклада. 
 

Заключение 

Таким образом, государственный  аппарат Халифата был достаточно централизованным. Этому во многом способствовала концентрация в руках  главы государства значительной части земельного фонда страны.

Право изначально формировалось  как важнейшая часть религии. Мусульманское право изначально исходило из того, что деятельность людей в конечном итоге определяется «божественным откровением», но это не исключает возможности человека самому выбирать и находить должную направленность своих поступков. Поэтому отказ от надлежащего поведения рассматривается не только как юридическое нарушение, но и как религиозный грех, влекущий высшее возмездие.

Информация о работе Исламский мир и Арабский Халифат