Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:25, доклад
В VII веке у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменных отношений. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейхи (главы племен) и сайды (племенные старейшины) захватили лучшие земли оазисов. В их собственность перешло, большое количество скота. Появились рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей. Разложение родоплеменных отношений особенно далеко зашло в Хиджасе (районе побережья Красного моря). В этом районе находились торгово-ремесленные города Мекка, Ясриб
Судопроизводство.
Первоначально Мухаммед,
а затем и назначенные им управители
отдельных областей лично рассматривали
судебные дела. Судебная власть стала
считаться важнейшей
Основными чертами судопроизводства были:
непрерывность судебного процесса,
единоличное решение судебных споров,
отсутствие принципиальных различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел
Кади не был связан
определенным, жестким порядком судопроизводства.
Кроме судебных полномочий,
кади осуществлял надзор за распределением
наследства, установлением опеки
и многим другим.
В Арабском халифате не было правового равенства между мусульманами и немусульманами. Например, зиммиям (иудеям, христианам и др.) запрещались браки с мусульманами, не разрешалось ездить на лошадях и т.д.
Характерная черта
мусульманского права - открытое закрепление
преимуществ мусульман над «
Рабство в Арабском халифате сохранялосьно широко развито не было. Труд рабов использовался преимущественно в домашнем хозяйстве, После образования у арабов сильного централизованного государства 'число рабов возросло, увеличились и масштабы их эксплуатации на трудоемких работах в сельском хозяйстве и рудниках. Правовое положение рабов не отличалось так сильно от правового положения свободных, как в античных странах: рабы могли заключать договоры, участвовать в военных походах.
В гражданском праве
особого внимания заслуживает право
собственности на землю. Исламом
утверждалось, что вся земля принадлежит
Аллаху. С возникновением государства
религиозные воззрения на характер земельной
собственности, стали обеспечиваться
силой государственного принуждения.
Так, в Арабском халифате установилось
верховное право государственной собственности
на землю
Мусульманское обязательственное право, обладая рядом общих черт с обязательственным правом, других правовых систем Средневековья, содержало и ряд особенностей:
оно выделялось сравнительно
большей развитостью своих
в исламе существовало единое учение об обязательствах, включавшее в себя и гражданско-правовые, и религиозные обязательства. Соответственно обязательства делились на неограниченные и ограниченные:
Первые не были установлены законом, но определялись религией и простыми нормами нравственности (помощь бедным, спасение потерпевших бедствие и т.д.).
Вторые, установленные
законом,
Мусульманскому праву
было известно деление на обязательства
из причинения вреда и обязательства
из договоров. Лицо, причинившее вред
умышленно или вследствие неосторожности,
неопытности, обязано было возместить
нанесенный ущерб.
В мусульманском
праве получили довольно полное развитие
договоры купли-продажи, найма, дарения,
ссуды, заклада.
Заключение
Таким образом, государственный аппарат Халифата был достаточно централизованным. Этому во многом способствовала концентрация в руках главы государства значительной части земельного фонда страны.
Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Мусульманское право изначально исходило из того, что деятельность людей в конечном итоге определяется «божественным откровением», но это не исключает возможности человека самому выбирать и находить должную направленность своих поступков. Поэтому отказ от надлежащего поведения рассматривается не только как юридическое нарушение, но и как религиозный грех, влекущий высшее возмездие.