Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:12, доклад
Современная система образования строится на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Указанные факторы стимулируют развитие в образовательной сфере различных социально-педагогических инициатив, пытающихся разрешить эти противоречия и удовлетворяющих новые потребности социума. Многие их них можно квалифицировать как образовательные технологии.
Ст. преподаватель Дюсекеева А.А.
Юридическая академия «Фемида», Казахстан
Использование интерактивных
методов обучения
на занятиях по истории
Современная система образования строится на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Указанные факторы стимулируют развитие в образовательной сфере различных социально-педагогических инициатив, пытающихся разрешить эти противоречия и удовлетворяющих новые потребности социума. Многие их них можно квалифицировать как образовательные технологии.
Сегодня цель обучения истории ориентирует не на передачу программных знаний, а на формирование обобщенных способов выполнения деятельности на примере решения познавательных задач данного предмета. Различия между «дать знания» и «достичь развития» огромно. Установка на механическое запоминание знаний приводит к скорому забыванию этих сведений студентами. Только осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятся подлинным достоянием человека – наш ум не расстается с теми истинами, которые для себя считает доказанными. [1]
Поэтому рассмотрим своеобразие, характерные признаки, специфику, условия организации интерактивного обучения, его ориентацию на взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов над активностью педагога на учебном занятии. Базовыми характеристиками интерактивного обучения выступают взаимодействие, общение и диалог, способствующие продуктивному усвоению учебной информации, развитию коммуникативной компетенции будущего преподавателя.
Каким
же образом нужно построить
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или с чем-либо (например, компьютером). Как специальная форма организации познавательной деятельности интерактивное обучение имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их студенты не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Место преподавателя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Преподаватель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).
Суть
интерактивного обучения состоит в
том, что учебный процесс
Интерактивная деятельность на занятиях по истории предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на семинарах организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. [2]
Мы предлагаем очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.
1. Творческие задания.
2. Работа в малых группах.
3. Обучающие игры.
3.1. Ролевые.
3.2. Деловые.
3.3. Образовательные.
4. Использование общественных ресурсов.
4.1. Приглашение специалиста.
4.2. Экскурсии.
5. Социальные проекты.
5.1. Соревнования.
5.2. Выставки,
спектакли, представления и т.
6. Разминки (различного рода).
7. Изучение
и закрепление нового
7.1. Интерактивная лекция.
7.2. Ученик в роли преподавателя.
7.3. Работа с наглядным пособием.
7.4. Каждый учит каждого.
8. Работа с документами (а также в ней).
8.1. Составление документов.
8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.
9. Обсуждение
сложных и дискуссионных
9.1 ПОПС – формула.
9.2. Проектный метод.
9.3 Шкала мнений.
9.4. Дискуссия.
9.5. Дебаты.
9.6. Симпозиум.
10. Разрешение проблем (а также).
10.1. Мозговой штурм.
10.2. Дерево решений.
10.3. Переговоры и медиация.
Следующим ведущим направлением в работе по повышению качества преподавания истории в ВУЗе с использованием информационно-коммуникационных технологий является работа с интерактивной доской.
Использование интерактивной доски относится к типу учебно-методической деятельности преподавателя[3], наиболее сложной и требующей высокой квалификации.
Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию и другое.
Работа с данной технологией имеет два направления:
1) Использование готовых интерактивных программ по истории.
2) Авторские разработки, направленные на повышения качества преподавания. [4]
Заключение
Таким образом, основы методики организации интерактивного обучения включают следующие положения:
- мотивационная
готовность студентов и
- нахождение проблемной формулировки темы занятия;
- организация учебного пространства, располагающего к диалогу;
- создание
специальных ситуаций, побуждающих
студентов к интеграции усилий
для решения поставленной
- выработка и принятие правил учебного сотрудничества для студентов и преподавателя;
- использование
«поддерживающих» приемов
- оптимизация
системы оценки процесса и
результата совместной
- развитие
общегрупповых и межличностных навыков
анализа и самоанализа.
Литература:
Источник
— «http://ru.wikipedia.org/
Информация о работе Использование интерактивных методов обучения на занятиях по истории