Исторические этапы развития Сорбонны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:12, реферат

Описание

История Сорбонны начинается раньше XII века, но именно в 1215 году формируется Парижский Университет, когда несколько церковных школ объединились и сформировали один из первых Университетов в Европе. Первоначально он имел 4 факультета: вольных искусств, канонического права, медицины и теологии. Уже в XIII веке университет стал одним из крупнейших в Европе. После забастовки 1229 - 1231 университет получил право местной автономии, подчиняясь непосредственно папе.

Работа состоит из  1 файл

сорбонна2.docx

— 33.65 Кб (Скачать документ)

     1 Исторические этапы развития Сорбонны 
 

     История Сорбонны начинается раньше XII века, но именно в 1215 году формируется Парижский Университет, когда несколько церковных школ объединились и сформировали один из первых Университетов в Европе. Первоначально он имел 4 факультета: вольных искусствканонического правамедицины и теологии. Уже в XIII веке университет стал одним из крупнейших в Европе. После забастовки 1229 - 1231 университет получил право местной автономии, подчиняясь непосредственно папе.

     В 1257 году теолог Робер де Сорбон, духовник короля Людовика IX Святого, основал в Париже богословский колледж для детей из бедных семей. Вначале это учебное заведение было рассчитано на 16 учащихся, по 4 от каждой из наций, имевших более всего представителей среди парижских студентов (французынемцыангличане и итальянцы). Но вскоре появилась возможность определить комплект в 36 учащихся. Не прошло и 50 лет, как известность колледжа затмила многие богословские заведения Европы.

     В 1470 году в Сорбонне открывается первая парижская типография. К этой же эпохе относится создание богатейшей библиотеки, для которой было построено  специальное здание.

     В 1554 году колледж получил название Сорбонна и постепенно объединился с теологическим факультетом Парижского университета. Курс обучения был 10-летний, и на последнем экзамене студент подвергался с 6 часов утра до 6 часов вечера нападению 20 диспутантов, которые сменялись каждые полчаса, он же был лишён отдыха и не имел права за все 12 часов экзамена ни пить, ни есть. Выдержавший испытание становился доктором Сорбонны и увенчивался особой чёрной шапочкой. Репутация Сорбонны настолько возросла, что вскоре её руководители заявили, что титул доктора они будут давать только одному члену каждого из монашеских орденов.

     Начиная с XVII века именем факультета, который  быстро сделался одним из центров  не только богословской, но и философской  европейской мысли и снискал  себе громкую славу, стали называть и весь Парижский университет.

     В XVII веке кардинал Ришелье обновил  и расширил Сорбонну, но в 1791 году, после  Французской революции 1789 года, она  была закрыта. В 1821 году университет, вновь  открылся. В разные годы в Сорбонне работали такие выдающиеся ученые, как Жозеф Гей-Люссак, Антуан Лавуазье, Луи Пастер, Пьер и Мария Кюри и многие другие. Не обошлось и без исторических парадоксов. Основанная как школа богословия, к середине XIX века Сорбонна превратилась в центр не только светского образования, но и антиклерикальной мысли. 
 
 
 

     1.1 Противостояние римской церкви 

     Новая богословская школа с первых же десятилетий  своего существования заняла оппозиционно-критическое  положение по отношению к римской  курии, и никогда этого положения  не меняла. Первое серьёзное столкновение Сорбонны с Римом произошло при  папе Иоанне XXII, который высказал во время торжественного богослужения в Авиньоне, что уготованное праведникам лицезрение Божие доступно им лишь в ограниченной степени. Доктора Сорбонны разразились филиппикой против этих соображений папы и заявили, что считают их еретическими. Иоанн пробовал уладить дело перепиской, но когда это не удалось, отправил в Париж двух нунциев, чтобы те доказали сорбонистам справедливость папских мнений. Сорбонисты назначили диспут — и так искусно настаивали на безгранично-блаженном лицезрении, что нунции удалились в полном смущении. Сорбонисты тотчас же выпустили свой приговор, осуждавший формально мнение папы, — а король Филипп VI отправил текст этого приговора папе. Король так близко принял всё это к сердцу, что даже угрожал папе жестокими карами, если тот не возьмёт свои суждения обратно. Курия уступила.

     Вообще XIV век был весьма благоприятным временем для увеличения могущества и авторитета Сорбонны: великий раскол западной церкви совершенно низвёл значение Рима, была потребность в высшем, авторитетном учреждении, которое взяло бы на себя охрану догматов: таким учреждением и явилась Сорбонна. В 1393 году 54 сорбонских доктора были уполномочены представить королю свои мнения о том, как покончить с расколом в церкви. Они и предложили меру, которая была вскоре приведена в исполнение, то есть собор высших духовных и светских лиц, который явился бы судьёй враждовавших авиньонского и римского пап.

     1.2 Отношение к догматам и суевериям

 

     Охраняя догматы, Сорбонна столь же ревностно  охраняла суеверия средних веков, вроде  веры в колдовство и чёрную магию. Когда Жанна д'Арк попала в руки англичан и герцог Бедфорд выдвинул против неё обвинение в сношениях с нечистой силой, Сорбонна писала похвалы глубокомыслию и проницательности этого следователя, а когда Жанну сожгли — отслужила благодарственное молебствие.

     В эпоху реформации Сорбонна представляла собой вначале умеренное, невоинствующее крыло европейского католицизма, то есть наиболее непопулярное в те времена течение. Она печатала в своих типографиях, кроме святых книг, ещё латинских авторов и некоторые произведения итальянских писателей (книгопечатание появилось во Франции в 1469 году также под покровительством Сорбонны). Тенденции Сорбонны явно высказались, когда парижский парламент раньше, чем зарегистрировать указ Генриха Валуа о допущении иезуитского ордена во Францию, обратился за советом к Сорбонне. Сорбонисты ответили, что они считают иезуитов опасными плутами и негодяями, а орден их скопищем злодеев. Папа велел сжечь публично этот отзыв, но никого, однако, из сорбонистов инквизиция не привлекла к ответственности. На парламент отзыв Сорбонны подействовал весьма мало: иезуитам было позволено устраиваться во Франции, но только без оглашения своего имени.

     В 1542 г. парижская Сорбонна выхлопотала себе у парламента право составлять список книг, которые она находит полезным запретить; такие списки Сорбонна и опубликовала в 154415471551 и 1656 гг.

     1.3 Сорбонна в руках Гизов

 

     Вскоре, однако, Сорбонна попала в руки Гизов и католиков. Это произошло в связи с тем, что Танкэрель, один из способнейших учеников Сорбонны, написал трактат, в котором некоторыми новыми аргументами пытался обосновать теорию Григория VIIИннокентия III и Бонифация VIII о праве пап низвергать и возводить на трон светских властителей. Трактат появился в год закрытия Тридентского собора — в 1563 году. На автора посыпались обвинения. Прокурор парламента по настоянию королевского канцлера потребовал у Сорбонны осуждения книги, но декан сорбонских докторов отвечал, что вопрос это сложный и о нём можно много спорить за и против. Тогда последовало тяжёлое унижение для гордого учреждения: сорбонистов заставили угрозами публично покаяться и извиниться в присутствии председателя, прокурора и 2-х членов парламента.

     С этих пор лозунгом Сорбонны становится месть династии Валуа. Сорбонна сближается с Гизами и, по необходимости, со всей ультракатолической партией. Она громитГенриха III, радуется его изгнанию из Парижа, проклинает и объявляет его низложенным с престола, когда он осаждает Париж. Когда убили Генриха III, Сорбонна убеждает парижан сопротивляться наварскому королю до последней капли крови и первая открыто ставит кандидатуру Филиппа Испанского. «Бог не простит Франции, если она королём своим сделает ренегата», — повторяли сорбонисты даже в последние дни осады.

     1.4 Потеря влияния

 

     Когда Генрих IV воцарился, он не мстил Сорбонне, но заботился лишь о том, чтобы впредь она не играла активную роль. В следующем веке Ришельё не только лишил Сорбонну всякой тени политического влияния, но даже вмешивался в чисто религиозные и научно-богословские функции сорбонистов, которые с яростью отстаивали последние остатки своей независимости.

     Декарт подвергся самому полному и решительному осуждению Сорбонны; любопытно, что с её стороны он был осуждён почти слово в слово теми же выражениями, как и со стороны своего протестантского критика, голландского пастора Воета, непримиримого врага Сорбонны и сорбонистов. ВольтерДидро и энциклопедисты также осуждены Сорбонной, но, как это ни странно, несколько менее сурово, чем автор «Discours de la méthode». К янсенистскому движению Сорбонна отнеслась милостиво, может быть, вследствие вражды Пор-Рояля к иезуитам, которых Сорбонна продолжала ненавидеть.

     Сорбонна  была в XVIII в. богатым учреждением, делами которого управлял «провизор» с четырьмя докторами, выбранными из своей среды всеми членами. Финансами заведовали специальные чиновники, назначаемые провизором. В 1790 году Сорбонна, как богословская школа, перестала существовать. В 1808 году декретом Наполеона её здания отданы в распоряжение Университета города Парижа. 

 

     2 Современное положение 
 

     В начале XX в. Сорбонна видела в своих стенах наших соотечественников, ставших впоследствии знаменитыми: в 1901 года здесь прослушал курс Максимилиан Волошин; в 1907 года студентом Сорбонны был Николай Гумилев; в 1909 года Марина Цветаева изучала в Сорбонне французскую литературу.

     В ходе знаменитой «майской революции» 1968 года именно в Сорбонне начались беспорядки, переросшие затем во всеобщую студенческую забастовку, которая привела  к перестройке всей системы французского высшего образования. В результате этих событий гигантский университет  был расчленен на части, которые  получили статус автономных ВУЗов. Прямыми  наследниками Сорбонны стали Париж I — Пантеон Сорбонна, Париж III —  Новая Сорбонна, Париж IV — университет  Париж-Сорбонна, Париж V — Университет  им. Рене Декарта. Все они связаны  единой сетью общих учреждений социального  назначения (Центр профессиональной ориентации, межуниверситетский центр  физкультуры и спорта и т. д.).

     Вузы  Сорбонны четко придерживаются специализации, доставшейся в наследство от факультетов  большого Парижского университета, на базе которых они основаны.

     Пантеон Сорбонна (Париж I) обязан своим именем площади Пантеона, на которой расположен. Здесь учится около 40 тысяч студентов. Университет предлагает обучение на факультетах права (в том числе и коммерческого), экономики, истории искусств и археологии, управления и менеджмента, международных и европейских отношений, географии, истории, философии, политических и социальных наук, математики и информатики. В его структуру входят также четыре института (демографии Парижа, экономического и социального развития, социальных вопросов труда, туризма) и сеть специализированных высших учебных заведений, занятых подготовкой кадров в области банковского дела, финансов и страхования. 

     Новая Сорбонна (Париж III), расположенная на улице Сорбонны, отличается чуть более скромными размерами и ярко выраженной гуманитарной направленностью. Около 20 тысяч студентов грызут здесь гранит науки на факультетах французского и латинского языков и литературы, общего и прикладного языкознания и фонетики, общего и сравнительного литературоведения, преподавания французского языка как иностранного, немецкого языка, англоязычного мира, испанистики и стран Латинской Америки, страноведения Италии и Румынии, востоковедения и арабистики, театроведения, киноведения, средств массовой коммуникации. 

Информация о работе Исторические этапы развития Сорбонны