Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:40, реферат
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?
Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.
Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.
Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.
Петр, мечтавший о могуществе своей державы, не был равнодушен к концепциям меркантилизма. Идея о руководящей роли государства в жизни общества вообще и в экономике в частности (с применением методов принуждения в экономической политике) совпадала с общим направлением идеи "насильственного прогресса", которому следовал Петр.
Но важнее другое - в российских
условиях не только и не столько
концепции меркантилизма
Схожая ситуация возникла
и в торговле. Создавая собственную
промышленность, государство создавало
(точнее - резко усиливало) и собственную
торговлю, стремясь получить максимум
прибыли с ходовых товаров
внутри страны и экспортных товаров
при продаже их за границей. Государство
захватывало торговлю примитивным,
но очень эффективным способом -
введением монополии на заготовку
и сбыт определенных товаров, причем
круг таких товаров постоянно
расширялся. Среди них были соль,
лен, кожа, пенька, сало, воск и многие
другие. Установление государственной
монополии вело к волюнтаристскому
повышению цен на эти товары внутри
страны, а самое главное - к ограничению,
регламентации торговой деятельности
русских купцов. Следствием стало
расстройство, дезорганизация свободного,
основанного на рыночной конъюнктуре
торгового предпринимательства. В
подавляющем ряде случаев введение
государственной монополии
Петровская эпоха осталась в истории русского купечества как подлинное лихолетье. Резкое усиление прямых налогов и различных казенных "служб" - при таможнях, питейных сборах и т.д. - скупцов как наиболее состоятельной части горожан, насильственное сколачивание торговых компаний (формы организации торговли, которая казалась Петру наиболее подходящей в российских условиях) -это только часть средств и способов принуждения, которые Петр применил к купечеству, ставя главной целью извлечь как можно больше денег для казны.
В русле подобных мероприятий
следует рассматривать и
Грубое вмешательство государства в сферу торговли привело к разрушению зыбкой основы, на которой в значительной степени держалось благосостояние многих богатых купцов, а именно ссудного и ростовщического капитала.
Такова была цена, которую
заплатили русские
Особенностью промышленности
было то, что она основывалась на
принудительном труде. Это означало
распространение
Особенностью внешней торговли России этого периода было то, что вывоз, составлявший 4,2 млн. руб., вдвое превышал ввоз.
Интересы развития промышленности и торговли, без которых крепостническое государство не могло успешно решать поставленные перед ним задачи, определяли его политику в отношении города, купечества и ремесленного населения. Население города делилось на "регулярное", владевшее собственностью, и "нерегулярное". В свою очередь, "регулярное" делилось на две гильдии. К первой относились купцы и промышленники, а ко второй - мелкое купечество и ремесленники. Правом выбора в городские учреждения пользовалось только "регулярное" население.
Примерно с конца 10-х годов XVIII в., когда военная гроза окончательно отодвинулась на запад и в успешном завершении войны никто не сомневался, Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики. Была ликвидирована фактически монополия на экспортную торговлю. Претерпела изменения и промышленная политика правительства. Суть изменений состояла в принятии различных мер по поощрению частного промышленного предпринимательства.
Особое распространение
получила практика передачи государственных
предприятий (в особенности убыточных
для казны) частным владельцам или
специально созданным для этого
компаниям. Новые владельцы получали
от государства многочисленные льготы:
беспроцентные ссуды, право беспошлинной
продажи товаров и т.д. Существенную
помощь предпринимателям оказывал и
утвержденный в 1724 г. Таможенный тариф,
облегчавший вывоз за границу
продукции отечественных
Однако нет никаких оснований думать, что, изменяя какой-то мере экономическую политику, Петр намеревался ослабить влияние на экономику господствующей системы власти, т.е. неосознанно способствовал развитию капиталистических форм и приемов производства, получивших широкое распространение в это время в Западной Европе.
Суть происшедшего состояла
в смене не принципов, а акцентов
промышленно-торговой политики. Давая
"послабление" мануфактуристам
и купцам, государство Петра не
собиралось устраняться из экономики
и даже ослаблять свое воздействие
на нее. Теперь вся сила тяжести была
перенесена с открытых форм принуждения
на создание и деятельность административно-контрольной
бюрократической машины, которая
могла направлять экономическую (да
и не только ее!) жизнь страны через
тщательно продуманную систему
своеобразных шлюзов и каналов в
нужном государству направлении. Именно
эта работа и была поручена вновь
созданным специальным
Следует отметить, что до
этого времени Россия не знала
органов управления торговлей и
промышленностью. Создание и начало
деятельности коллегий и Главного магистрата
составляло суть происшедших перемен.
Эти бюрократические учреждения
явились институтами
Организация или передача
новых предприятий компаниям
или частным предпринимателям представляли
формы фактической аренды. Условия
этой аренды четко определялись и
при необходимости изменялись государством,
имевшим право, в случае их неисполнения,
конфисковать предприятия. Главной
обязанностью владельцев было своевременное
выполнение казенных заказов; только излишки
сверх того, что теперь называется
"госзаказом", предприниматель
мог реализовать на рынке. Это
резко снижало значение конкуренции
как вечного движителя
Активное воздействие государства на экономическую жизнь страны - это лишь один аспект проблемы. Социальные отношения в государстве деформировали черты мануфактур как потенциально капиталистических предприятий. Речь прежде всего об использовании рабочей силы.
Во время Северной войны
государство и владельцы
Резкий поворот в политике правительства отразился на промышленности, под сомнение ставилась возможность поставок продукции в казну. 18 января 1721 г. Петр подписал указ, который разрешал частным мануфактуристам, вне зависимости от их социальной принадлежности, покупать к своим заводам крепостных крестьян, чтобы использовать их на заводских работах. Этот указ знаменовал собой решительный шаг к превращению промышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический уклад, в предприятия крепостнические, в разновидность феодальной собственности _ своеобразную вотчинную мануфактуру. Промышленность России была поставлена в такие условия, что она фактически не могла развиваться по иному, чем крепостнический, пути. Крепостническая политика в промышленности деформировала и процесс образования русской буржуазии. Крепостническая деформация коснулась и сферы общественного сознания. Став душе владельцами, мануфактуристы не ощущали своего социального своеобразия, а стремились повысить свой статус путем получения дворянства.
Таким образом, отмечаю два
самых важных последствия активного
государственного промышленного строительства:
создание мощной экономической базы,
столь необходимой
РЕФОРМА СОСЛОВНОГО УСТРОЙСТВА РУССКОГО ОБЩЕСТВА.
Серьезные изменения произошли
в системе феодальной собственности,
владельческих и
Указ о единонаследии завершил консолидацию класса феодалов в единый класс - сословие дворян - и укрепил его господствующее положение.
Но здесь имелось и другая сторона. Помещики и бывшие вотчинники были обязаны нести службу в регулярных армии и флоте, в аппарате власти и управлении. Это была постоянная, обязательная, пожизненная служба. Все это вызывало недовольство дворянства и приводило к тому, что известная его часть участвовала в различного вида заговорах.
Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению.
Петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над войсками. Для этого нужно было, прежде всего, распространить среди дворян образование. Петр установил новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.
Указами 1712, 1714 и 1719 гг. был
установлен порядок, по которому "родовитость"
не принималась во внимание при назначении
на должность и прохождении
В 1722 г. была издана "Табель о рангах", которая устанавливала обязательность службы дворян, причем они должны были начинать ее с самых низших чинов служебной лестницы, состоявшей из 14 ступеней, или чинов (приложение 1).
ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА.
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа.
В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.
“Морозов сообщает, — указывает Зызыкин, — что сначала в Синод хотели ввести и протестантских пасторов и сделать его высшим административным учреждением и для других христианских Церквей (первое время ему и подлежали лютеранские Церкви). Это было окончательным уничтожением особности Церкви, высший орган которой получал бытие от государства и становился одним из государственных учреждений. В соответствии с этим исповедь и проповедь поставлены на службу государству. Преступления государственные духовник открывал полиции, а проповедь признана была стать одним из политических средств для государства”. О сильном влиянии протестантства указывает и С. Платонов. Он пишет: “С реформой Петра протестантская культура стала широко влиять на Русь”. <10>
Информация о работе Исторические условия и предпосылки Петровских реформ