Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:17, реферат
Декабристы, их жизнь и деятельность и значение этого в отечественной истории и культуре — тема, привлекавшая внимание и ученых (историков, литературоведов), и публицистов, общественных деятелей. Образ поведения декабристов и лиц их круга побуждал к творчеству и в сферах художественной литературы, искусства.
Введение
Основная часть
1. Исторические взгляды декабристов
2. Мысли об «Истории государства Российского»
Вывод
Библиография
Введение
Основная часть
Вывод
Библиография
Введение:
Декабристы, их жизнь и
деятельность и значение этого в
отечественной истории и
Самостоятельное значение имеет
и рассмотрение декабристов в
плане историографии и истории
общественно-политического
Понимание сложности и интереса данного вопроса, делает эту тему острой и актуальной.
Целью данной работы, является исследование мнений и взглядов декабристов об «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина
В связи с этой целью нам предстоит решить ряд последовательных задач:
- изучить теорию и методологию познания на основе которой строится концепция русского исторического процесса
- проанализировать
- исследовать особенности
взглядов декабристов на
Объектом исследования, мы
можем считать
Предметом исследования – становится – концепция русского исторического процесса.
Основная часть
Исторические взгляды декабристов
Исторические взгляды
декабристов являлись важной составной
частью их революционного мировоззрения.
Живой интерес к истории - весьма
приметная черта не только российской,
но и европейской интеллектуальной
жизни начала XIX в. Очень заметным
было стремление постигнуть причины
и последствия французской
История стала любимой наукой всей патриотически настроенной молодежи. А. Бестужев писал в начале 30-х гг.: "Мы живем в веке историческом". Продолжая свою мысль, он говорил: "Теперь история не в одном деле, но и в памяти, в уме, на сердце у народов. Мы ее видим, слышим, осязаем ежеминутно; она проницает в нас всеми чувствами" . Молодая Россия, рожденная 12-м годом, стремилась к самопознанию, пыталась осмыслить общую картину неодолимого движения века, движения, в котором столь деятельное участие принял русский народ.
Высокий уровень специальной подготовки в области истории некоторых членов тайного общества дворянских революционеров оказался в том, что среди них были историки не только по призванию, но и по роду служебной деятельности. Помощниками "по архивной части" при военных историках генералах Жомини и Бутурлине состояли Н. Муравьев и А. Корнилович. Собирал материалы для истории казачества служивший в Комитете по устройству Войска Донского В.Сухоруков. Историографом русского флота был Н. Бестужев, а затем короткое время - Д. Завалишин. Наконец, П. Муханов, С. Палицын, В. Раевский преподавали историю в военных учебных заведениях. В числе авторов исторических книг и статей, опубликованных членами тайного общества до 1825 г., следует назвать также Г. Батенькова, Ф. Глинку, Н. Кутузова, П. Черевина, В. Штейнгеля. Декабристы продолжали свои исторические изыскания и на каторге, и в ссылке. Но, к сожалению, многие замыслы их не осуществились из-за суровых условий жизни, недостатка книг, а многое из написанного пропало - рукописи прятали и в случае опасности уничтожали.
Несомненным публицистическим талантом отмечены многие мемуарные произведения декабристов, первое из которых появилось еще за десять лет до восстания - "Письма русского офицера" Ф.Н. Глинки, а также многие исторические очерки, из которых обратили на себя внимание А.С. Пушкина статьи А.О. Корниловича и В.Д. Сухорукова.
Мысли о значении истории
для воспитания молодого поколения
развивали члены Союза
Заметным событием русской
общественной мысли первой четверти
XIX в. стал не только многотомный труд
Н.М. Карамзина "История государства
Российского", но и критика декабристов,
направленная против его концепции.
Признавая большие научные
Революционеры 20-х гг. стремились найти в истории обоснование прав и способности русского народа к самостоятельной политической жизни. В ответ на посвящение Карамзина своего труда Александру I - "История народа принадлежит царю" - Никита Муравьев начал свою записку словами: "История принадлежит народу". С этим девизом горячо соглашался Николай Тургенев: "История народа принадлежит народу - и никому более" .
Весьма твердо протестовал Н.М. Муравьев против сведения прошлого народа к деятельности отдельных великих исторических личностей. В обзоре русских и зарубежных трудов о Суворове "Рассуждение о жизнеописаниях Суворова" в 1816 г. двадцатилетний публицист ядовито иронизировал над заменой военной истории биографиями полководцев, напоминающими "восточные повести о неимоверных подвигах и доблестях калифа Дамасинского и Багдадского".
Среди будущих декабристов уже в 1815-1816 гг. созрела мысль о создании истории великой эпопеи русского народа - борьбы с нашествием Наполеона. Ф. Глинка, В. Штейнгель и другие не раз говорили о необходимости этого исторического труда не только для описания русского военного искусства, воинских подвигов и воодушевления народа, но также и для извлечения уроков будущими поколениями. Офицеры-дворяне, они без колебаний признали, что именно народ явился спасителем России, что Наполеон обманулся "в уме и духе народа", пренебрегая патриотическим настроением русских крестьян.
Значительным было влияние на политические взгляды декабристов новгородской традиции. "История великого Новгорода меня также утверждала в республиканском образе мыслей", - показывал на следствии П.И. Пестель. Рылеев убеждал Батенькова, что стоит ударить в колокол, как не изменившийся за сотни лет народ побежит на вече.
Мысли о вольном Новгороде
будили смелые революционные мечты
у патриотов, задыхавшихся под аракчеевским
гнетом. В этом причина того, что
новгородская тема была одной из самых
ярких в политической агитации декабристов.
Постоянно напоминая, что и в
древности "мысль о народодержавии
не чужда была России", что русские
были "на высокой степени
Только некоторые из декабристов
дали положительную оценку крестьянским
выступлениям. Декабрист В.Д. Сухоруков
оправдывал крестьянские восстания, в
частности восстание под
Многие из декабристов стали историками
революционного движения 1816-1826 гг.
______________________________
Волк С.С. Отчизны верные
сыны //
Их вечен с вольностью союз: Литературная
критика и публицистика декабристов.
М., 1983. С.5-31.
Рассмотрим, одну из самых ярких точек зрения на «Историю Государства Российского» Карамзина, декабриста Муравьева:
Муравьев Никита Михайлович (1795--1843) -- декабрист, публицист, автор декабристской конституции. Отец, М. Н. Муравьев, содействовал Карамзину в подготовке "Истории государства Российского". С глубокой привязанностью относясь к Карамзину (в Петербурге Карамзин подолгу жил в доме Муравьевых), Н. М. Муравьев постоянно спорил с ним. Широкое распространение в культурной среде получили его "Мысли об "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина" (1818).
//«Мысли...»
…История принадлежит народам. В ней находят они верное изображение своих добродетелей и пороков, начала могущества, причины благоденствия или бедствий. Долго были мы лишены бытописателей, имея только Щербатова и Татищева1. Наконец, Н. М. Карамзин, ревнуя к отечественной славе, посвятил 12 лет постоянным, утомительным изысканиям и привел сказания простодушных летописцов наших в ясную и стройную систему. Неоцененное благодеяние! С скромностью истинного дарования говорит нам историк, что в труде сем ободряла его надежда сделать российскую историю известнее. Исполнилось желание его -- мы гораздо знакомее стали с делами предков наших. До сих пор, однако ж, никто не принял на себя лестной обязанности изъявить историку общую благодарность. Никто не обозревал со вниманием великости труда его, красоты, соразмерности и правильности частей, никто не воздал писателю хвалы, достойной его, ибо хвала без доказательств есть хвала черни.
Неужели творение сие не возродило многих различных суждений, вопросов, сомнений! Горе стране, где все согласны. Можно ли ожидать там успехов просвещения? Там спят силы умственные, там не дорожат истиною, которая, подобно славе, приобретается усилиями и постоянными трудами. Честь писателю, но свобода суждениям читателей. Сомнения, изложенные с приличием, могут ли быть оскорбительными?
Основательное обозрение истории затруднительно для одного человека; философ, законоискусник, пастырь церкви, военный должны каждый в особенности участвовать в подвиге сем. Один должен вникать в дух, в котором она написана, -- не приданы ли векам отдаленным мысли нашего века, не приписаны ли праотцам понятия, приобретенные уже внуками. Другой должен сверять ее с источниками. Третий -- разбирать суждения сочинителя о торговле, о внутреннем устройстве и так далее.
Информация о работе Исторические взгляды декабристов на "Историю Государства Российского" Карамзина