Исторический характер финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:20, контрольная работа

Описание

В настоящее время в России формируется государственный финансовый механизм регулирования отечественной экономики, соответствующий ее новому статусу. Все это предполагает закономерный интерес к познанию сущности финансов, их роли в экономике на различных этапах своего развития. Сегодня как никогда актуальным является обращение к причинам возникновения финансов, истории их становления и развития, анализу особенностей и закономерностей функционирования финансов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.1Сущность финансов…………………………………………………………...4
1.2Предпосылки возникновение финансов……………………………………...5
1.3Этапы развития и признаки финансов………………………………………..6
1.4Исторический характер финансов…………………………………………....9
Таблица№1……………………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………….....13
Список литературы………………………………………………………………14

Работа состоит из  1 файл

история финансов финал.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.1Сущность финансов…………………………………………………………...4

1.2Предпосылки возникновение финансов……………………………………...5

1.3Этапы развития и признаки  финансов………………………………………..6

1.4Исторический характер  финансов…………………………………………....9

Таблица№1……………………………………………………………………….12

Заключение…………………………………………………………………….....13

Список литературы………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Россия сегодня находится  на новом историческом рубеже: и  это не только начало нового столетия, не только исторический момент превращения России из страны с переходной экономикой в страну с реальной рыночной экономикой, это и период крупнейших реформации в финансовой системе Российского государства.

Если период 80-х – 90-х  годов XX в. можно охарактеризовать как период распада системы планового регулирования экономики и стихийного создания рыночных механизмов, постепенно заменяющих эту систему, то начало XXI в. мы вправе характеризовать как период активного создания нового финансового механизма государственного регулирования структуры отечественного рынка и быстро развивающейся сферы его внешнеэкономических связей. Начинается процесс государственного реформирования банковской и кредитной сферы, формирования новой налоговой системы, трансформации системы денежного обращения. Создаются, а вернее, возрождаются системы государственного финансового контроля, страхования, ипотечного кредитования. В настоящее время в России формируется государственный финансовый механизм регулирования отечественной экономики, соответствующий ее новому статусу.

Все это предполагает закономерный интерес к познанию сущности финансов, их роли в экономике  на различных этапах своего развития. Сегодня как никогда актуальным является обращение к причинам возникновения  финансов, истории их становления и развития, анализу особенностей и закономерностей функционирования финансов.

Цель данной работы –  проанализировать эволюцию финансов на различных этапах развития товарно-денежных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Сущность финансов

 

В литературе существуют разные представления как о происхождении термина «финансы» (фр. financia – доход, платеж), так и о сущности этой экономической категории. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII-XV вв. в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».Финансы возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Как историческая категория финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Во времена первобытно-общинного строя не было классов, не было и государства. Первое крупное деление общества на классы – это деление на рабовладельцев и рабов и первое государство – рабовладельческое. Существование государства предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы».В обществах с преобладанием натуральных отношений перераспределительные процессы носили прежде всего характер натуральных налогов и различного рода личных повинностей. Развитие товарно-денежных отношений привело к изменению формы перераспределительных отношений, - они стали носить преимущественно денежный характер. Однако суть этих отношений принципиально не изменилась.В дальнейшем термин «финансы» получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством, возникающих в процессе образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т. е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) имел особые полномочия; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер; в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата. Перечисленные признаки являются основными признаками финансов. По ним можно безошибочно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами, между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноположение субъектов (равенство в их правах и обязанностях), объединенных данными отношениями. Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения – всегда финансовые отношения. Исходя, из вышесказанного можно сформулировать общее определение финансов.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств, для осуществления экономических, социальных и политических задач.

 

1.2. Предпосылки  возникновение финансов

 

Каковы предпосылки  возникновения финансов? Ведь человечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство.

Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно ограничена и самое главное – произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т. е. возникли законодательно закрепленные системы государственных доходов и расходов с определенным составом и структурой. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения – часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение – формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т. е. изменяются во времени.

 
1.3. Этапы развития и  признаки финансов

 

Можно выделить два основных этапа развития финансов.

Первый этап — неразвитая форма финансов. Она характеризуется непроизводительным характером финансов, т. е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Характерной чертой второго этапа этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена – бюджетного – и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.Наряду со значительными расходами на военные цели, большие средства направлялись также на содержание государственного аппарата – парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.Двадцатый век характеризуется мощным развитием производительных сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функций капиталистических государств. Государство не только обеспечивало обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, свободу предпринимательства и правопорядок, но и стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта. В условиях государственно-монополистического капитализма, особенно после второй мировой войны, резко возрастают государственные расходы, в значительной мере обусловленные затратами на милитаризм. Скачок государственных расходов происходит в годы войн. Так, в США во время второй мировой войны вследствие скачкообразного роста военных затрат государственные расходы увеличились в 10 раз. Однако в послевоенные годы расходы государства сокращаются незначительно, и основная тенденция заключается в постоянном их увеличении. Значительное развитие получили расходы по вмешательству государства в экономику. Это выразилось в том, что возросли государственные капитальные вложения в электроэнергетику, угольную, газовую и другие отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства – одной из самых опекаемых отраслей экономики. В главных капиталистических странах за счет государственных средств была создана атомная промышленность. Резко увеличился государственный сектор экономики. Пытаясь увеличить занятость населения и сократить безработицу, правительства выдают предпринимателям, расширяющим производство, субсидии для капиталовложений. Резко повысились затраты на научно-технический прогресс (до 50-70% общей суммы расходов на эти цели). Государство стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам так называемые экспортные премии. Расходы по регулированию процесса капиталистического воспроизводства во многих странах достигли 20% и более общей суммы расходов государственного бюджета. По мере развития государственности и товарно-денежных отношений возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений, связанных с формированием и использованием этих фондов. В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новую стадию развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этой стадии финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: материальных благ, рабочей силы и производственных отношений. Другими словами, финансы – это всегда денежные отношения, в которых одним из субъектов выступает государство. В советской науке о финансах были попытки доказать, что услуги государства в виде бесплатного образования, медицинского и социального обслуживания представляли собой эквивалент налогам. Но эта точка зрения не стала преобладающей, и к финансам относили только денежные отношения, вызванные самим фактом наличия государства, т. е. имманентные государству как органу управления. Из всей совокупности денежных отношений финансы выделяются еще по одному признаку – это отношения, не выходящие за рамки распределительного процесса. Однако наука обычно не допускает категоричности и не признает жестких границ разделения, воздвигаемых теорией. Речь идет о прямом и косвенном воздействии финансов на все стадии воспроизводственного процесса. Действительно, от размера налога и способов его взимания напрямую зависят как объемы потребления (производственного и личного), так и темпы увеличения производства и потребления. Чем большая доля прибавочного продукта будет изыматься государством, тем уже границы расширенного воспроизводства и, наоборот, шире границы внепроизводственного потребления. Более того, финансы, напрямую не участвуя в производстве и обмене (кроме доли участия в обмене бюджетной сферы), базируются именно на доходе, создаваемом, в производственной сфере. Говоря о производственной сфере, имеется в виду любая легальная (не запрещенная законом) деятельность, приносящая прибыль, поскольку прибыль (доход) является объектом финансов. Во многих случаях объектом финансов становится движение денег и товаров в стадии производства и обмена – речь идет о косвенных налогах. Правительства многих стран, и России в частности, часть своих услуг, оплаченных налогами, «продают» вторично, требуя от своих граждан и юридических лиц оплату за отправляемые ими по закону функции, - сертификацию грузов, выдачу лицензий, всевозможные регистрационные сборы и т. д. Но в конечном итоге все это не выходит за рамки распределительного процесса – происходит перераспределение части доходов и прибылей. В дальнейшем, по мере вытеснения натуральных отношений денежными, налоги приобретают денежный характер. Они становятся более разнообразными, изменяются объекты обложения, вводится дифференциация ставок налога. Закон и общественное мнение делают обязательным уплату налога. Но как только размер налога превышает двадцатипроцентную границу дохода, появляются способы уклонения от налога и способы переложения налога. Начинается война между народом и правительством, которая продолжается до тех пор, пока не снизится налоговый порог, т. е. максимальный размер налога от суммы дохода. Граница налогового порога зависит от очень многих факторов и точно определить ее величину невозможно. Можно говорить только о конкретном государстве в конкретное время. Но и в этом случае на расчетную величину будут оказывать влияние социальные, политические, военные, экономические, технические, природные, демографические и многие другие факторы. Государство не может отменить налоги. В условиях превалирования товарно-денежных отношений нет другого способа обеспечить возможность выполнения государством своих функций. Даже в СССР, где государство было собственником всех средств производства, и его потребности вполне можно было покрывать прибылью от деятельности отраслей народного хозяйства, налоги играли существенную роль в формировании доходов бюджета. Исходя из вышеизложенного, финансы – это система денежных отношений по поводу формирования и использования денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.

Финансам присущи три  признака, действующих только в совокупности:

1) это всегда денежные  отношения;

2) это денежные отношения, вызванные фактом наличия государства как органа управления;

3) это отношения перераспределения  уже распределенного совокупного  продукта.

Если денежным отношениям двух или более субъектов присущи  все три признака, то это финансы. Любые другие денежные отношения не относятся к финансам.

 

1.4. Исторический  характер финансов 
        

 Общественно-экономические  формации отличаются друг от  друга производственными отношениями.  В свою очередь, новые производственные  отношения являются производными  от уровня развития производительных сил. И, наконец, новым производственным отношениям должно соответствовать и государственное устройство. В конкретном государстве изменения могут происходить не в такой последовательности и зависимости, но общая закономерность от частных случаев не зависит. Каждой общественной формации и, следовательно, государству в этой формации соответствует определенное финансовое устройство. Различие финансов разных общественно-экономических формаций обусловлено следующими причинами.

1. Каждой общественной формации соответствует собственная классовая структура общества. При этом финансы не могут не учитывать отношения распределения национального дохода, организуя их перераспределение в пользу государства.

2. В каждой общественно-экономической формации финансы подчиняются целям и задачам государства, защищающим интересы господствующего класса.

3. Каждый новый способ  производства порождает новую  систему хозяйственных отношений.  Так, если рабовладельческой и  феодальной формациям соответствовали натуральные отношения, то и формирование доходов государства носило преимущественно натуральный характер. Капиталистическое хозяйство является товарно-денежным.

Соответственно и формирование доходов государства осуществляется в денежной форме.

4. Если государство как орган управления служит задаче воспроизводства сложившихся производственных и классовых отношений, то этим же задачам служат и финансы.

5. Опыт XX в. свидетельствует  о том, что:

а) не бывает государства  с четким делением на классы;

б) в одно и то же историческое время существуют государства с разным общественным устройством;

в) переход от одной  общественно-исторической формации к  другой может продолжаться веками;

г) возможен экспорт не только технологии и общественного  устройства, но и финансов.

В условиях преобладания натуральных отношений даже в  наиболее развитых странах деньги не выполняли всех своих функций. Соответственно и финансы как система денежных отношений не могли носить всеобщего  характера. Нет достоверных данных о хозяйственном устройстве первобытно-общинного строя, и можно только предположить, что в отсутствие постоянного государственного аппарата отсутствовала и система формирования доходов и расходов такого государства. По мере формирования государственного аппарата и расширения его функций, и особенно по мере формирования постоянных войск, ведения фортификационного и дорожного строительства, возрастает роль финансов. Основными источниками доходов рабовладельческих государств являются контрибуции, военная добыча, натуральные налоги и личные повинности. Возможно, в конкретном государстве в конкретное время какие-то группы населения и платили денежный налог. Но в целом для рабовладельческой формации денежный налог мог носить лишь случайный характер. Денежные налоги не могли превалировать и при феодализме с натуральной формой ведения хозяйства. С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

На ранних стадиях  развития государства не существовало разграничения между ресурсами  государства и ресурсами его  главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (16-17 вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита. Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в 16-18 вв.  Откупная система налогообложения позволила сосредоточить значительные денежные ресурсы в руках откупщиков. Они становились первыми собственниками заводов, фабрик и банков, первыми представителями буржуазии. Откупщики уплачивали в казну оговоренную сумму, а весь налоговый сбор, естественно, превосходящий откупную сумму, составлял их доход. Откупщики, купцы, цеховые ремесленники – вот главные заинтересованные лица в замене феодальных отношений капиталистическими. Различные налоговые льготы и преференции, оградительные таможенные пошлины и налоговый иммунитет позволяли накапливать капитал частным лицам. Этот капитал с развитием производительных сил устремился в нарождавшуюся промышленность, способствуя развитию капиталистических отношений. И, наконец, правительство, ведя бесконечные феодальные войны, выступало крупнейшим заказчиком вооружения, фортификационных сооружений и флота, позволяя за счет перераспределения национального дохода через налоговую систему накапливать капитал в промышленности. Накоплению капитала способствовали и колониальные завоевания, стимулируя развитие отечественной промышленности, т. е. создавая условия для укрепления буржуазии. Из колониальных стран в метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. Государственные займы и налоги широко использовались в производительных целях для создания первых капиталистических предприятий. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма, которая позволяла первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Важно понять, что финансы как экономическая категория приобретают всеобщий характер лишь с переходом общества на товарно-денежные отношения. Но даже в этом случае сохраняются методы покрытия потребностей государства, не носящие денежный характер. Классический пример – всеобщая воинская обязанность. Исторический характер финансов позволяет сделать вывод, что любое государство в любое время создает систему формирования и использования фондов, необходимых для реализации своих функций. Методы и формы образования и использования фондов могут существенно отличаться друг от друга. Однако источники образования фондов всегда ограниченны, и ни одно правительство не может изобрести новых источников доходов для покрытия своих нужд. Речь идет не о форме изъятия, а об объекте обложения. Такими объектами выступали имущество и доход. Что касается форм изъятия, то уже в античных греческих государствах наряду с прямыми возникают косвенные налоги. Прямые налоги взимались с владельцев земли и скота. Во время войны вводился поимущественный налог. Косвенные налоги выступали в форме таможенных пошлин и налогов на торговлю. В Римской империи вводятся денежные выплаты в армии (для наемников, офицеров). Эти, а также другие потребности (организация зрелищ; помощь безработным свободным гражданам) требовали денежных затрат. Поэтому в дополнение к военной добыче и контрибуциям вводятся и денежные налоги. Первым таким налогом был налог на покупку и продажу) раба. Взимался налог (в размере 1%) и за продажу непродовольственных изделий. Во время войны каждый гражданин платил чрезвычайный налог на имущество.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица№1. Хронологическая  таблица основных исторических событий  в сфере финансов.

 

Период

Век / годы

Глава государства

Основные исторические события в сфере финансов

Xвек, 912-945гг.

Игорь Рюрикович

Заключил договор с Византией. Договор касается упорядочения торговых связей.

Xвек, 915-966гг.

Княгиня Ольга

Провела первую налоговую  реформу. Установила фиксированный  размер дани, порядок её сборов и  систематичность. Создала становища  и погосты.

XIвек, 1019-1054гг.

Ярослав Мудрый

Издал первый свод законов «Русская правда».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя общий итог работы, следует сделать следующие выводы.

Финансы – это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения – это финансовые отношения. Финансы обладают такими признаками, по которым их безошибочно можно выделить из разряда других возможных денежных отношений. Финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения. Нефинансовые денежные отношения такими актами не регулируются. Субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных  фондов денежных средств для решения экономических, социальных и политических задач.

Финансы – категория  историческая, поскольку они имеют  стадии возникновения и развития. Они появились одновременно с  возникновением государства и изменялись вместе с ним. Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Архангельский В.  Об условиях экономического развития  в 2004-2007 гг. // Экономист, 2004, № 7.

2. Барулин С. В., Ковалева  Т. М. Сущность финансов: новые  реалии // Финансы и кредит, 2004, №  5.

Информация о работе Исторический характер финансов