Историография и ее роль в возникновении истории науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:00, реферат

Описание

В основу настоящей программы положена дисциплина «история исторической науки (историографии)».
Программа разработана Государственным университетом гуманитарных наук Министерства образования Российской федерации и одобрена экспертным советом ВАК Минобразования России по истории.
Программа разработана в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения материала. Хронологические рамки охватывают историю историографии от ее истоков в культуре древних цивилизаций до настоящего времени (рубеж XX–XXI вв.). Соискателям следует акцентировать внимание на разделы по периодам (и подразделы по регионам).

Содержание

1 Введение. Общие сведения о методах неразрушающего контроля 3
2 Физические основы и классификация оптических методов контроля. 4
3 Методы и устройства приема оптических сигналов 8
3.1 Визуально-оптический контроль 8
3.2 Лазерная оптическая дефектоскопия 11
3.3 Интерферометрический контроль 12
3.4 Использование голографической интерферометрии в неразрушающем контроле 15
3.5 Поляризационный (эллипсометрический) контроль 16
4 Когерентные и некогерентные источники излучения 18
5 Чувствительность и область применения. 19
6 Заключение 22
7 Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Историография.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РФ 

МОСКОВСКИЙ  государственный  ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И  АВТОМАТИКИ (технический  университет) 
 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ.

По предмету:   «История и методология науки» 

«Историография и ее роль в возникновении истории науки» 
 
 
 
 

                  Студентки: Иониной Е.В.

                  Группа:   ЭМС-1-10   

 
 
 
 
 
 

Москва 2010г.

    Содержание: 

1 Введение. Общие сведения о  методах неразрушающего контроля 3
2 Физические  основы и классификация  оптических методов  контроля. 4
3 Методы  и устройства приема оптических сигналов 8
  3.1 Визуально-оптический контроль 8
  3.2 Лазерная  оптическая дефектоскопия 11
  3.3 Интерферометрический  контроль 12
  3.4 Использование голографической  интерферометрии  в неразрушающем  контроле 15
  3.5 Поляризационный (эллипсометрический) контроль 16
4 Когерентные и некогерентные  источники излучения 18
5 Чувствительность  и область применения. 19
6 Заключение 22
7 Список  литературы 23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

введение

     В основу настоящей программы положена дисциплина «история исторической науки (историографии)».

     Программа разработана Государственным университетом  гуманитарных наук Министерства образования  Российской федерации и одобрена экспертным советом ВАК Минобразования России по истории.

     Программа разработана в соответствии с  проблемно-хронологическим принципом изложения материала. Хронологические рамки охватывают историю историографии от ее истоков в культуре древних цивилизаций до настоящего времени (рубеж XX–XXI вв.). Соискателям следует акцентировать внимание на разделы по периодам (и подразделы по регионам).  

     1. Общие вопросы  

     Понятие «историография». Его многозначность и изменчивость. Современные трактовки. Возможные ракурсы историографического  исследования, их специфика, эвристический  потенциал и ограничения. Тематическая историография, или историография проблемы. Субдисциплинарная историография. История исторической культуры. История историографии и история исторической мысли. Историография и источниковедение. Историография и методология истории. Историография и науковедение.

     Основные  аспекты и методология современного историографического исследования. Понятия «историографический факт» и «историографический источник». Виды историографических источников. Периодизация истории историографии. Понятия «школа» и «направление».  

     2. Предыстория и начало европейской исторической традиции  

     Между мифом и историей: протоистория. Эпос, литература и искусство архаической эпохи о деяниях богов и героев, храмовые записи о свершениях правителей. Теократический историзм Ветхого Завета. Гомер: первый опыт переживания прошлого как истории. Гесиод и его поэма «Работы и дни»: от мифа к логосу. Рассказ о пяти «веках» как первая схема исторического развития человечества.

     Греческая историография классической эпохи. История как жанр литературы. Первые историки. «Отец истории» Геродот. Глубина исторической ретроспективы. Устная традиция и исторический метод Геродота. Фукидид и его «прагматическая история». История как генезис событий «настоящего». Психологизация истории. Критерии достоверности и отбор свидетельств. Аристотель: концепция истины, противопоставление истории и поэзии (драмы). Исократ и «парадигматическая» история. Слияние истории с риторикой. Дидактическая тенденция: обучение на примерах и «уроки истории».

     Эллинистическая историография. Династические культы эллинистических царей и появление «местных» историй. Полибий и первая «всеобщая история». Понятие «ойкумены» и идея «всемирной истории» как единой истории греческого мира. Предмет истории: «знакомство с частностями» и «понимание целого». От свидетельств очевидцев к опоре на «авторитеты». Синтез прагматической и парадигматической истории: история как исследование особого типа и как школа жизни.

     Римская историография. От опытов «всеобщих историй» к «внутренней» истории Рима. Традиция римской анналистики. Гай Саллюстий Крисп: опыт написания «современной истории». Тит Ливий: ранняя история Рима, сотканная из легенд. Зачатки исторической критики. История и мораль: дидактическая функция истории. Публий Корнелий Тацит: риторическая история из примеров политических «пороков» и «добродетелей». Представление о неизменности человеческой природы и исторический скептицизм. История в биографиях великих людей: характер личности как фактор истории. Параллельные биографии Плутарха и «Жизнеописание двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла. «Как следует писать историю» Лукиана из Самосаты: первая попытка создания теории историописания. Цели и метод историописания. Проблема источников. Лучший историк – «свидетель событий». Язык и стиль повествования. «Последний римский историк» Аммиан Марцеллин: герой истории – Империя.   
 

     3. Средневековая историография  

     Историописание  переходной эпохи. Первый опыт богословской истории: «Церковная история» Евсевия Кесарийского. Основы христианской хронологии истории. Христианская идея истории у Августина: первый европейский опыт философии истории. Учение о двух «градах». Идея развития и способы периодизации истории. Жизнь и смерть Иисуса Христа – центральный пункт «священной истории». История как воля Бога. «История против язычников» Павла Орозия. Истории варварских народов. Исторические сочинения раннего средневековья: «О происхождении и деяниях гетов» Иордана, «История франков» Григория Турского, «История королей готов» Исидора Севильского, «Церковная история англов» Беды Достопочтенного», «История лангобардов» Павла Диакона. Историография «каролингского возрождения»: Эйнхард и его «Жизнеописание Карла Великого». Ранняя византийская историография и историческая проза. Прокопий Кесарийский. Иоанн Малала. Лев Диакон и его «История».

     Характерные черты и жанры средневековой историографии. Основания христианской историографии: теология истории. Взаимодействие античной и библейской концепций истории. «Исторический» метод истолкования Библии. Универсализм и провиденциализм христианского видения истории. Оттон Фрейзингенский, Иоанн Солсберийский, Иоахим Флорский и их место в истории средневекового историзма. Представления о времени и периодизация истории. История «священная» и история «светская». Идея развития в средневековой теологии истории. Дидактичность и символизм средневековой историографии. Жанры средневековой историографии и ее эволюция. Анналы и хроники. Всемирные хроники. Приемы элементарной критики свидетельств. Появление учебников по всемирной истории и исторических хрестоматий. Официальная хронистика: королевские и городские хроники. Хронисты позднего средневековья (Фруассар, Дж. Виллани и др.). Исторические мемуары: Жан де Жуанвиль, Филипп де Коммин.

     Региональные  модели средневековой  историографии. Роль устной традиции. Проблема передачи и фиксации. Скандинавские саги и эпос. Византийская традиция историописания в XI–XIII вв. Михаил Пселл и его «Хронография». Историческая проза: Анна Комнина и ее «Алексиада». «Хроника» и «Сокровищница православия» Никиты Хониата. Поздневизантийская историография: Михаил Дука. Русская летописная традиция: этапы развития и своеобразие в сопоставлении с латинской и византийской традициями письменной истории. Летопись и летописный свод. «Повесть временных лет». Источники составления летописей. Приемы отбора и истолкования материала. Проблема происхождения государства и великокняжеской власти. Особенности местного летописания. Первые исторические произведения в Древней Руси: исторические сказания, повести, «слова».  

     4. Историография раннего Нового времени  

     Историография эпохи Возрождения и Реформации. Рационализация взгляда на прошлое: светская концепция и новая периодизация истории. Культурная программа возрождения прошлого. Эрудитская школа: открытие первоисточников, сбор и первичная обработка материала. Рациональная критика и введение научного аппарата, историческая топография и хронология Флавио Биондо. Лоренцо Валла: «Трактат о подложности Константинова дара» и начало филологической критики источников. Исторический опыт и политическая идеология. Историки Флоренции. Риторическая школа и драматизм истории: Леонардо Бруни и Поджо Браччолини. Политическая школа: предмет истории – борьба политических партий за власть. Никколо Макиавелли. «История Флоренции» и «История Италии» Франческо Гвиччардини. Историография Реформации и Контрреформации в Германии и во Франции. «Всемирная история» Филиппа Меланхтона. Себастьян Франк: идея прогресса на основе разума и свободы. «Всеобщая история» Агриппы д’Обинье.

     Вершины ренессансной исторической мысли. «Десять диалогов об истории» Франческо Патрици. История как воспоминание. Фиксация прошлого и социальная функция истории. Место истории мысли и истории культуры в концепции всеобщей истории Патрици. Луи Леруа: идея множественности цивилизаций и история как способ изучения культуры. Модель «героического века». Оптимизм и исторический релятивизм концепции Леруа. Историография как гуманитарная наука и идея всеобщей истории Франсуа Бодуэна. Жан Боден и его «Метод легкого познания истории». Действие законов в истории. Влияние географических условий на историю человечества и судьбы народов. Боденовская теория климатов и идея прогресса. Фрэнсис Бэкон: история как опытное знание. История в системе наук. Всеобщая история как синтез, или «история эпох». Оригинальность бэконовской периодизации истории. Разрыв между теорией истории и ее практикой: «История правления короля Генриха VII» – образец политической историографии.

     Западноевропейская  историография в XVII – начале XVIII века. Научная революция и европейская культура XVII века. Складывание картезианского идеала науки. Выработка нового метода познания и принципов научного исследования. Теория естественного права и общественного договора: Гуго Гроций, Томас Гоббс и др. Рационализм и исторические предрассудки. Прагматизм и скептицизм в истории. Эрудиты и антиквары. Уильям Кемден: история и археология. Деятельность академий и ученых ассоциаций. Публикация источников. Бенедиктинские монастыри, их архивы и библиотеки. Мавристы. Ученые общества иезуитов. Жан Болланд и «общество болландистов». Гиперкритицизм. Жан Мабильон и его «Шесть книг о дипломатике». Формальные критерии достоверности. Разработка правил критического издания памятников. Создание вспомогательных исторических дисциплин: палеографии, археографии и дипломатики. Бернар Монфокон. Капитальные издания А. Муратори – начало внутренней критики источников.

     Русская историческая мысль  в XVI – начале XVIII века. Хронографы. Связь летописания с процессом государственной централизации: общерусские летописные своды. Влияние идей Возрождения. Новые жанры исторических сочинений. «Степенная книга», «История о Казанском царстве». Историческая публицистика: сочинения Ивана IV и А.М. Курбского. Летописание XVII века: «Новый летописец» и его редакции. Местная историография: сибирское летописание, исторические произведения казачества, раскольничье летописание. «История» Ф. Грибоедова. Изменения в характере и форме исторического повествования на рубеже XVII – XVIII вв. Распространение переводной исторической литературы и связи с западноевропейской историографией. Освоение научно-рационалистической традиции. Влияние реформ Петра I на развитие исторических знаний. Собирание исторических памятников и организация архивного дела. Исторические труды Ф. Прокоповича, Б.И. Куракина, П.П. Шафирова, А.И. Манкиева. «Гистория Свейской войны».

     Исторические  концепции Века Просвещения. Джамбаттиста Вико: принцип историзма и отрицание доктрины естественного права. Осмысление истории как особого рода истинного знания. «Новая наука» Вико о единстве исторического процесса, закономерности и повторяемости исторических явлений. Три эпохи развития человечества и идея круговорота. Представление об органической связи всех сторон исторического процесса. Метод исторических параллелей. Новое направление исторической мысли: «философская история». Идея прогресса и факторы истории. Воспитательная функция истории: «власть историка». Г. Болингброк и «Письма об изучении и пользе истории». Трактовка вопроса об историческом опыте. «О духе законов» и «Рассуждение о причинах величия и упадка римлян» Ш. Монтескье. Полемика между романистами и германистами о происхождении феодальных институтов. Формально-юридическая критика источников. Вольтер как историк: расширение горизонтов всемирной истории в «Опыте о нравах и духе народов и о главных событиях истории». Г. Мабли и его советы «О способе писать историю». «Десять эпох истории человечества» в сочинении Ж.-А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». «История Англии» Д. Юма: императив беспристрастности и пересмотр исторической традиции. Сочетание приемов гуманистической и философской истории. Британские историки-рационалисты. У. Робертсон и его концепция истории средневековой Европы. «История упадка и крушения Римской империи» Э. Гиббона – классический образец универсальной истории эпохи Просвещения.

Информация о работе Историография и ее роль в возникновении истории науки