Историография Повести временных лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:44, доклад

Описание

Повесть временных лет - древнерусская летопись, созданная в 1110-х. Летописи - исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). «Погодичные статьи», в которых объединялись сведения о событиях, произошедших в течение одного года, начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»)

Содержание

1. Введение
2. История создания летописи
3. Повесть временных лет и предшествующие ей своды. Общее понятие о Повести временных лет
4. Заключение
5. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 38.75 Кб (Скачать документ)

Наиболее аргументировано  это гипотезу развил Б.А. Рыбаков. Он связывал составление того свода  с именем новгородского посадника  Остромира (1054-1059 гг.). По мнению исследователя  это было светская (боярская, посадничья) летопись обосновывавшая самостоятельностью Новгорода, его независимость от Киева. По убеждению Б.А. Рыбакова, в Новгороде в середине XI в. было создано публицистическое произведение, «смелый памфлет, направленный против самого великого князя киевского». Несмотря на то, что произведение имело не только антикняжескую, но и антиваряжскую направленность, оно впервые включало в себе легенду о призвании варягов, откуда она перешла позднейшее летописание.

Устные источники  в составе Повести временных  лет. А.А. Шахматов обратил внимание на то, что сам летописец одним  из своих источников называет устные предания. Так, под 6604/1096 г. он упоминает  новгородца Гюряту Роговича, рассказавшего ему югорскую легенду о народах, живущих на краю земли в «полунощных странах». Известие о кончине 90-летнего «старца доброго» Яня (под 6614/1106 г.) летописец сопроводил следующим упоминанием: «От него же и аз много словеса слышах, еже и вписах в летописаньи семь, от него же слышах».

Последние строки послужили основанием для разработки гипотезы о существовании уже  упоминавшихся «устных летописей» в составе Повести временных  лет. Опираясь на предположение А.А. Шахматова «о сказочных предках  Владимира», Д.С. Лихачев сопоставил ряд летописных упоминаний о них. В результате был сделан вывод  о том, что, по меньшей мере, два  поколения киевских летописцев получали информацию от двух представителей рода новгородских посадников: Никон - от Вышаты, а создатели Начального свода и Повести - от Яна Вышатича.

Гипотеза об «устных летописях» вызвала справедливую критику Б.А. Рыбакова. ОН обратил  внимание на то, что Д.С. Лихачев опирался в своих построениях на ряд  крайне слабо обоснованных допущений  А.А. Шахматова. Их критическая проверка лишала гипотезу об «устной летописи семи поколений» новгородских посадников очень важных начальных звеньев. Следует подчеркнуть, что отождествление информатора летописца Яня с Янем Вышатичем также не выдерживаем критики. Непосредственно перед записью о смерти «доброго старца», под тем же 6614(1096)г. упоминается о том, что Яь Вышатич был послан во главе военного отряда на половцев и одержал над ними победу. Для 90-летнего старика такие подвиги вряд ли возможны.

И все-таки летописец, несомненно, пользовался какими-то устными источниками, состав и объем  которых пока не установлены.

Цель создания древнейших летописных сводов, однако, не формулируется в них в явном  виде. Поэтому ее определение стало  одним их дискуссионных вопросов в современном летописоведении. Исходя из представления о, прежде всего, политическом характере древнерусского летописания, А.А. Шахматова, а за ним М.Д. Присёлков и другие исследователи полагают, что зарождение летописной традиции на Руси связано с учреждением Киевской митрополии. «Обычай византийской церковной администрации требовал при открытии новой кафедры, епископской или митрополичьей, составлять по этому случаю записку исторического характера о причинах, месте и лицах этого события для делопроизводства патриаршего синода в Константинополе». Это якобы и стало поводом для создания Древнейшего свода 1037 г. Такое вполне удовлетворительное, на первый взгляд, объяснение не позволяет, однако, понять, зачем потребовалось продолжать этот свод, а потом создавать на его базе новые летописные произведения. Видимо, поэтому о причинах, побуждавших продолжать летописание на протяжении нескольких веков, исследователи чаще всего молчат. Позднейшие своды, составлявшиеся на основе на основе Повести временных лет, исследователи представляют то сугубо публицистическими произведениями, написанными, что называется, за злобу дня, то некоей средневековой беллетристикой, то просто текстами, которые систематически с удивительными упорством и настойчивостью «дописывают»- едва ли не по инерции. В лучшем случае дело сводится к тому, что князья «усваивают… заботу о своевременном записывании событий» (хоть и непонятно, зачем им это понадобилось), а летописцы видят в своем труде «не удовлетворение исторической любознательности, а поучение современникам от прошлого». Причем это «поучение» по преимуществу было политическим. За него летописец якобы рассчитывал получить «осуществление своих заветных планов», весьма материальных по преимуществу. Кстати, из этого следовал вывод, что Повесть временных лет - «искусственный и малонадежный» исторический источник.

На наш взгляд, цель создания летописей должна быть достаточно значимой, чтобы на протяжении ряда столетий многие поколения летописцев продолжали труд, начатый в Киеве XI в. Должна она объяснить и «затухание» летописания в XVI-XVII вв. Вряд ли эта цель может быть сведена исключительно к меркантильным интересам монахов-летописцев. Эта гипотеза вызывала и более серьезные возражения. Так, отмечалось, что «авторы и редакторы (летописных сводов. - И.Д.) держались одних и тех же литературных приемов и высказывали одни и те же взгляды и на общественную жизнь и на нравственные требования». Подчеркивалось, что признание политической ангажированности авторов и редакторов Повести временных лет не объясняет, а противоречит представлению о единстве, цельности этого литературного произведения. И.П. Еремин обращал внимание на то, что расхождения (иногда радикальные) в оценках одного и того же деятеля, сохранявшиеся при последующей переписке или редактировании летописи, не находят тогда объяснения.

В последние  годы И.Н. Данилевский предложил  гипотезу об эсхатологических мотивах  как основной теме древнейшей русской  летописи. Судя по всему, для летописца  именно тема конца света была системообразующей. Все прочие мотивы и сюжеты, встречающиеся в Повести, лишь дополняют и развивают ее. Есть достаточные основания и для гипотезы о том, что ориентация на спасение в конце мира - сначала коллективное (т.е. на «большую» эсхатологию), а позднее индивидуальное (на «малую» эсхатологию) - определяла и важнейшую социальную функцию летописи: фиксацию нравственных оценок основных (с точки зрения летописи) персонажей исторической драмы, разворачивающейся на богоизбранной Русской земле, которая явно претендует стать центром спасения человечества на Страшном Суде. Именно эта тема определяет (во всяком случае, позволяет непротиворечиво объяснить) структуру летописного повествования; отбор материала, подлежащего изложению; форму его подачи; подбор источников, на которые опирается летописец; причины, побуждающие создавать новые своды и продолжать начатое когда-то изложение.

Глобальность  цели, которую ставил перед собой  летописец, предполагала многоплановость  изложения, охват широкого круга  самых разнообразных по своему характеру  событий. Все это задавало Повести  ту глубину, которая обеспечивала ее социальную полифункциональность: возможность «прагматического» использования текста летописи (для доказательства, скажем, права на престол, как своеобразного свода дипломатических документов и пр.) наряду с ее чтением в качестве нравственной проповеди, либо собственно исторического, либо беллетристического сочинения, и т.д. Необходимо сказать, что до сих пор идеи и духовные ценности, которыми руководствовался летописец в ходе своей работы, во многом остается загадочными.

Заключение

"Повесть временных  лет" сыграла важную роль  в развитии областных летописей  и в создании общерусских летописных  сводов ХV-ХVI вв.: она неизменно включалась в состав этих летописей, открывая собой историю Новгорода, Твери, Пскова, а затем и историю Москвы и Московского государства.

В литературе ХVIII-ХIХ вв. "Повесть временных лет" служила источником поэтических сюжетов и образов. Так, А. П. Сумароков, создавая свои классицистические трагедии, обращался не к античным сюжетам, а к событиям русской национальной истории (см. его трагедии "Синав и Трувор", "Хорев"), Я.Б. Княжнин свою тираноборческую трагедию "Вадим Новгородский" строит на материале летописи.

Большое место  занимают образы Владимира, Святослава, Олега в романтических "Думах" К.Ф. Рылеева, проникнутых пафосом  свободолюбивых идей.

Поэтичность летописных сказаний прекрасно почувствовал, понял  и передал А.С. Пушкин в "Песне  о вещем Олеге". В летописях  старался он "угадать образ мыслей и язык тогдашних времен" для  своей исторической трагедии "Борис  Годунов". Созданный поэтом величавый  по своей духовной красоте образ  летописца Пимена явился, по словам Ф. М. Достоевского, свидетельством "того мощного духа народной жизни, который  может выделять из себя образы такой  неоспоримой правды". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Шахматов А.А. «Повесть временных лет» и ее источники. // ТОДРЛ, IV. Л., 1940,

2. Сухомлинов М.И. О древней русской летописи как памятнике литературном. СПб, 1856

3. Истрин В.М. Замечания о начале русского летописания. - Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук, т. 26, 1921; т. 27, 1922

4. Насонов А.Н.  История русского летописания  XI - начала XVIII в. М., 1969

5. Алешковский М.Х. Повесть временных лет: Судьба литературного произведения в Древней Руси. М., 1971

6. Лихачев Д.С.  Великое наследие. «Повесть временных  лет» (1975). -Шайкин А.А. «Се повести временных лет»: От Кия до Мономаха. М., 1989

7. Данилевский  И.Н. Библеизмы «Повести временных лет». - В кн.: Герменевтика древнерусской литературы. М., 1993. Вып. 3.

8. Приселков  М.Д. История русского летописания  XI-XV вв. (1940). 2-е изд. М., 1996

9. Живов В.М.  Об этническом и религиозном  сознании Нестора Летописца (1998). - В кн.: Живов В.М. Разыскания  в области истории и предыстории  русской культуры. М., 2002

10. Шахматов А.А.  История русского летописания,  т. 1. СПб., 2002

           
 
 
 
 
 

                   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

                         ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                                им. В.И. ВЕРНАДСКОГО 
 
 

                                             Исторический факультет 
 
 
 

                           
 
 

               

                                              Доклад по предмету :   

                                   Историография Истории Украины

                                   На тему : Повесть временных лет 
 
 
 

                   
 
 

                                           

                                                                            Выполнил:

                                                                                      Студет группы Б  

                                                                                     Преподователь: 

                                                                                            Марциновский  П.Н.                                   
 
 

                                           

                                       Симферополь, 2011г.

Информация о работе Историография Повести временных лет