Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:19, контрольная работа
Задачи истории: 1) Изучение исторического процесса с целью лучшего понимания действительности.
2) Объяснение явлений и событий с позиции объективности и критицизма.
3) Поиск причинно - последственных связей как основы событий.
4) Пробуждение исторической памяти, национального самосознания.
5) Воспитание патриотизма, ответственности за судьбу страны.
В середине 1990-х гг. главной задачей стал вывод экономики республики из кризисного состояния. Руководство страны отказалось от методов «шоковой терапии» (программы радикальных экономических преобразований) и неуправляемой приватизации, чтобы исключить возможность создания крупного частного капитала. Государство отказалось от купли-продажи земли сельскохозяйственного предназначения. Было решено не разрушать сложившуюся систему колхозно-совхозного производства, а разрешить существование наряду с ней фермерских хозяйств. Был избран путь создания социально ориентированной рыночной экономики. В 1996 г. по указанию Президента была разработана Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 года. На / Всебелорусском собрании (октябрь 1996) были утверждены «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 гг.».
II Всебелорусское народное собрание (2001 г.) утвердило Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 гг. Главной задачей этой Программы стало повышение благосостояния населения республики. Учитывая сложную демографическую ситуацию в стране (превышение смертности над рождаемостью), правительством разработана программа демографической безопасности, которая предусматривает материальную помощь многодетным семьям, улучшение медицинского обслуживания населения.
Важнейшими социально-экономическими проблемами в настоящее время являются: значительная доля устаревшего оборудования в промышленности, высокая энерго- и материалоемкость производства, недостаточный удельный вес наукоемкой продукции, все еще большое количество малорентабельных и убыточных предприятий, сложная экономическая и демографическая ситуация в сельской местности и малых городах, возрастание доли лиц пенсионного возраста и сокращение количества работающих. В числе угроз экономической безопасности страны ведущее место занимает постоянный и существенный рост цен на энергоносители, особенно на газ. Доля газа в производстве тепловой и электрической энергии в Беларуси составляет свыше 80 %.
III Всебелорусское народное собрание (2006 г.) приняло программу социально-экономического развития на 2006-2010 гг., в соответствии с которой предусматривается постепенный переход к постиндустриальному информационному обществу. В экономике проводятся преобразования, позволяющие развиваться разным формам собственности. В частном секторе Республики Беларусь в 2008 г. было занято 47,7 % населения. Сохраняется регулирующая роль государства в осуществлении рациональной структурной политики в промышленности и сельском хозяйстве. Приоритетное развитие получают высокотехнологичные наукоемкие отрасли. Основными направлениями социального развития являются: поддержка малоимущих слоев населения, мотивация повышения эффективности труда, развитие системы охраны здоровья, образования, науки, культуры. В целях обеспечения энергетической безопасности и ослабления зависимости от поставок энергоносителей разработан проект постройки в Гродненской области атомной электростанции, первый блок которой предполагается ввести в действие в 2015 г.
По предварительным данным переписи 2009 г. численность жителей Беларуси составила 9 млн 489 тыс. чел., что на 556 тыс. меньше, чем было в 1999 г.
Предусматривалась структурная перестройка экономики, создание рыночной инфраструктуры, повышение научно-технического потенциала, привлечение иностранных инвестиций, реформирование аграрного сектора. Особенностью белорусской модели экономики является высокая степень государственного регулирования, сохранение государственного управления отраслями экономики, сосуществование государственного и частного секторов экономики. Большое значение для реализации программ экономических реформ имеют экономические связи со странами СНГ и Россией.
Выполнение программы социально-экономического развития на 1996-2000 гг. позволило белорусской экономике преодолеть кризис и достичь уровня 1990 г. по производству промышленной продукций.
72. Культура Республики Беларусь
Демократизация общественной жизни, провозглашение суверенитета Беларуси оказали сильное влияние на содержание и направления развития культуры и науки. Национальный суверенитет невозможен без его национально-культурного наполнения. Это было тем более важно, что, начиная с 1930-х годов, шла денационализация белорусской культуры. Национальный нигилизм, безразличие к своей исторической памяти охватил широкие общественные слои общества. Неслучайно поэтому, что общественно-политический подъем сопровождался движением за возрождение белорусской и других национальных культур. На первый план выдвигались проблемы белорусского языка и его роли в обществе, национальной культуры и истории.
У истоков национально-культурного возрождения Беларуси стали общественные объединения историко-культурного направления "Толока" в Минске, "Походня" в Гродно и др. В 1989 г. состоялся учредительный съезд Товарищества белорусского языка им. Ф. Скорины, которое возглавил поэт Нил Гилевич. 27 января 1990 г. был принят Закон "О языках в Беларуси", по которому белорусский язык приобрел статус государственного. Закон обеспечивал право пользоваться русским языком как языком межнациональных отношений, а также создавал условия для развития всех национальных языков, которыми пользовалось население Беларуси.
В соответствии с законом в 1991 г. правительство Беларуси приняло Государственную программу развития белорусского языка и языков других национальностей, проживающих в республике. Программа расширяла сферы применения белорусского языка в государственных структурах, на производстве, в учебных заведениях. Это способствовало определенным сдвигам, но в связи с долгим отрывом от своих духовных и исторических традиций белорусский язык тяжело входил в повседневную жизнь. Некоторая часть общества категорически требовала оставить государственные функции и за русским языком. К 1995г. ему был возвращен статус государственного наравне с белорусским.
На культурно-национальное возрождение направлена деятельность Белорусского фонда культуры, Национального научно-просветительского центра им. Ф. Скорины, Международной ассоциации белорусистов. Широкую известность получило "Згуртаванне беларусау свету "Бацькаушчына", которое в июле 1993 г. провело в Минске I съезд белорусов мира.
Существенные изменения происходят в сфере образования. Сделаны определенные шаги по созданию и совершенствованию национальной системы образования. Происходит ее демократизация, ориентация на общечеловеческие ценности, повышение качества и эффективности образования. Возникли новые формы учебных заведений, появилось более 20 государственных гимназий, лицеев, колледжей. Высшее образование приводится в соответствие с международными нормами. В Беларуси работает 44 государственных университета и академии, 12 негосударственных учебных заведений. За десятилетие количество студентов возросло с 190 тыс. до 300 тыс. человек. В 2001 г. студентом стал каждый второй выпускник средней школы. По количеству студентов, в расчете на 10 000 жителей, Беларусь вышла на среднеевропейский уровень (300 человек).
В 90-е годы оказалась в полосе кризиса наука Беларуси. Количество научных сотрудников уменьшилось с 102,6 тыс. человек в 1990 г. до 43,7 тыс. в 1999 г., а бюджетное финансирование на их подготовку - в 4 раза. В этих условиях идет разработка концепции сохранения и развития научного потенциала республики. В 1991 г. начал работать Фонд фундаментальных исследований при Кабинете Министров РБ. Основной функцией Фонда является поддержка творческих коллективов и отдельных ученых при решении актуальных научных проблем. В 1996-2000 гг. в Беларуси разрабатывалось 48 государственных программ фундаментальных исследований. Идет перестройка работы АН БССР.
Значительные успехи сделаны в белорусистике. Опубликованы или переизданы десятки исследований по истории и культуре Беларуси. Среди них труды А.И. Малдиса, А.С. Лиса, В.Н. Конона, Г.А. Кохановского, Г.В. Штыхова и др. Переизданы работы репрессированных ученых А. Цвикевича, М. Довнар-Запольского, В. Игнатовского и др. Редакция энциклопедии выпустила шесть томов "Энциклопедии истории Беларуси".
Процесс возрождения особенно ощутимо отразился на литературе. Появились публицистические произведения М. Ермоловича "Старажытная Беларусь", В. Чаропки "Имя в летописи", К. Тарасова "Ефросинья Полоцкая". Большинство писателей направили свои творческие поиски на осмысление сложного социально-экономического и духовного развития Беларуси. Среди них В. Быков, Я. Янищиц, А. Кудравец, О. Лойко, С. Законников, А. Звонак, С. Граховский и др.
Увеличилось количество театральных постановок по национальной драматургии. В репертуарах драматических театров - пьесы по истории культурного наследия, такие как "Казимир Лыщинский", "Князь Витовт", "Шляхтич Завальня", "Тутэйшыя", "Знак беды", "Крест Ефросиньи Полоцкой" и др. Государственную премию Республики Беларусь получила постановка балета "Страсти" ("Рагнеда").
Традиционным стало проведение музыкальных фестивалей "Музыкальное Полесье", "Музы Несвижа", "Минская весна", "Белорусская сакавица", декада белорусской песни и поэзии в Молодечно и др. Особой популярностью пользуется международный фестиваль "Славянский базар" в Витебске.
Культурно-просветительные учреждения направили свои усилия на возрождение забытых праздников, обрядов, традиционных видов народного творчества. Начал работать литературный музей им. М. Богдановича в Минске, историко-этнографический в п. Мир, историко-краеведческий музей в Новогрудке и др. В Белорусскую культуру вернулся во всем своем величии восточнославянский первопечатник Ф. Скорина. В связи с 500-летием со дня его рождения по решению ЮНЕСКО 1990 г. был объявлен годом Ф. Скорины.
Возрождение национальной культуры привело к изменению отношений церкви и государства - от конфронтации к сотрудничеству. На 1 января 1988 г. в Беларуси насчитывалось 793 религиозные организации, которые относились к 8 конфессиям. На 1 июля 1995 г. в Беларуси действовало уже 2018 религиозных организаций, представлявших 24 конфессии. В республике зарегистрировано 7 религиозных учебных заведений, 10 монастырей (8 православных и 2 католических).
17 декабря 1992 г. был принят "Закон о свободе вероисповедания и религиозных организациях". Белорусское законодательство стремится обеспечить равенство всех религий и конфессий, государство одинаково относится ко всем религиозным организациям.
Таким образом, признание важности общечеловеческих и национальных ценностей открывает возможности для участия разных социальных групп населения, организаций в процессе духовного возрождения.