История Беларусии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:19, контрольная работа

Описание

Задачи истории: 1) Изучение исторического процесса с целью лучшего понимания действительности.
2) Объяснение явлений и событий с позиции объективности и критицизма.
3) Поиск причинно - последственных связей как основы событий.
4) Пробуждение исторической памяти, национального самосознания.
5) Воспитание патриотизма, ответственности за судьбу страны.

Работа состоит из  1 файл

история Б....билеты к экзамену.doc

— 758.50 Кб (Скачать документ)

Феодальными отношениями называются такие отношения, которые основаны на частной собственности на землю и неполной собственности на работников — крестьян. Поскольку при феодализме основным средством производства была земля, она и стала собственностью феодалов. Верховным собственником земли ее распорядителем в раннефеодальном государстве — Киевской Руси, куда вошли земли кривичей, радимичей и дреговичей, был великий князь. Он регулировал владения крупных, средних и мелких феодалов в зависимости от своих военно-политических и финансовых целей. Феодалы получали во владение землю от великого князя за службу, в основном военную или государственную. Получив землю, феодал независимо от формы собственности (условной или безусловной) не мог обойтись без крестьян, т.к. землюнужно было обрабатывать.Феодал наделял землей крестьян, которые попадали при этом к нему в зависимость. Существовали две формы феодальной зависимости: экономическая (выполнение крестьянами феодальных повинностей: дани, оброкапродуктами, денежного оброка, барщины) и личная (лишение личной свободы). В Древнерусском государстве все крестьяне уже находились в экономической зависимости и выполняли в пользу феодалов повинности — давали дань, платили оброк и даже вы­полняли барщину. Но первоначально основной формой повинностейбыла дань. Она взималась продуктами неземледельческого характера (мехом, медом, рыбой, грибами и т.д.). Это было связано с тем, что уровень производительности труда в крестьянском хозяйстве был еще низким. Крестьяне не производили в достаточном количестве излишков продуктов, которые феодал мог забирать. При феодализме помимо принципа «нет земли без господина» действовал другой принцип — пользоваться крестьянином так, чтобы его хватило на завтра, т.е. давать возможность воспроизводиться крестьянскому хозяйству. Когда же производительность труда в крестьянском хозяйстве возросла, феодалы начали переводить крестьян на оброк продуктами, денежный оброк и даже барщину. При феодализме все 4 формы феодальных повинностей сосуществовали, но однаиз них в тот или иной период была
главной, доминирующей: в 9 — 11в. — дань, в 11 — 14 в. — оброк продуктами, в 15 — первой половине 16в. — денежныйоброк, со второй половины 16 в. — барщина.

Но одной экономической зависимости для эксплуатации фе­одалами крестьян было недостаточно. Феодалы стремились уста­новить и личную власть над крестьянином. Уже в «Русской прав­де» Ярослава Мудрого встречаются и категории лично зависимых крестьян — закупы, рядовичи, изгои, холопы и др. Но все они, кроме холопов, были еще временно лично зависимыми и могли освободиться, если отдавали купу или выполняли условия дого­вора — ряда. Да и феодалы еще не стремились их закабалить окон­чательно, ибо сами еще не были неограниченными собственни­ками земли. Крестьяне в это время жили общинами и сообща отвечали за выполнение повинностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Культура Беларуси в 9 - 13 вв. В 9-13 вв. шло развитие культуры.В своей основе она соединяла языческую и греко-византийскую традицию. Язычество сближало славянские общности кривичей, дреговичей, радимичей с местным населением - балтами. Силы, с кот чел не мог справиться, древние славяне наделяли качествами живых существ (водяной,домовой,лесовой и др). Возникли обряды, связанные с разными моментами с/х работ. Они становились целыми календарными циклами: прилет птиц, гуканье весны, вербная неделя, юрьев день, купаловские дни, дожинки, зажинки и т.д. С языческих богов больше всего поклонялись богу грома, молнии и дождя Перуну. Широко был представлен у наших предков культ солнечных богов: Хорос, Даждьбог, Купала и Ярило. Христианство появилось в Палестине во времена Римской империи в среде бедного еврейского населения. В первые столетия верующие собирались в домах для чтения евангелий и тайной вечери. Со временем в христианской церкви на первое место выдвинулись обряды, пышные богослужения, стала складываться церковная иерархия. На первом Виленском церковном соборе (325 г.) в Никее и на втором (381 г.) в Константинополе был разработан в общих чертах «символ веры» - краткое изложение основных положений христианской церкви. В символ веры вошел догмат триединства Бога («Бог - отец», «Бог - сын», «Бог - дух святой») и воскресение Христа. Римские императоры приняли христианство и сделали его гос-ной религией. После распада Римской империи на 2 части римский патриарх, Папа, считал себя 1-м среди патриархов. Вост-е (греческие) патриархи не хотели подчиняться Папе Римскому. Произошел раскол на 2 церкви: западную, римско-католическую и восточную, византийскую (православную), или греческую (1054 г.). Вост-слав княжества приняли византийскую церковь. В 988 г. Киевский князь Владимир принял христианство и в р. Днепр крестил жителей Киева. На Руси появилось духовенство, во главе которого стал митрополит, ему подчинялись епископы. Русское духовенство всегда поддерживало светскую власть. Церковь получила 10-ю часть гос-ных доходов. На Беларуси также стало распространяться христианство, его вначале принимали высшие слои общества, а затем и остальные люди. В 992 г. была создана Полоцкая, в 1005 г. - Туровская епархии. Благотворным было влияние христианства на распространение письменности и образования. Важными культурно-просветительскими центрами на территории Беларуси стали монастыри: Туровский (Варваринский), Мозырский(Петропавловский и Параскевы), Полоцкий (Борисоглебский). При монастырях были своеобразные мастерские (скриптории), в которых переписывались Священное писание и произведения отцов церкви, патерики и жития, византийские хроники и местные летописи. Осн. жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание.Одним из 1-х памятников летописания является «Повесть временных лет». Продолжением ее явились местные летописи: Киевская, Галицко-Волынская, Новгородская, Суздальская. Имеются данные о том, что летописи составлялись в Полоцке, Турове, Новогрудке. Широкое распространение получила каноническая литература, жития и поучения: «Туровское евангелие», «Оршанское евангелие», «Полоцкие евангелие», «Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Авраамия Смоленского», «Слова Кирилла Туровского: «Притча о душе и теле», «Про слепого и хромого» и др. О распространении письменности на Беларуси свидетельствуют надписи на свинцовой печати полоцкого князя Изяслава, знаменитом кресте Ефросиньи Полоцкой, каменных пряслицах 12 в., найденных в Витебске, Друцке, Пинске. В Бресте обнаружен самшитовый гребень с вырезанным алфавитом (буквы от «А» до «Л»), берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле. Памятниками письменности Беларуси явл надписи на камнях-валунах («Борисовы» и «Роговолодов» камни). Мировым достижениям соответствовало строительство храмов, их архитектура, роспись, убранство. Храмы были не только культовыми сооружениями, в них размещались архивы, гос-ная казна, библиотеки, школы. В 11 в. по инициативе князя Всеслава был построен в Полоцке Софийский собор. В нач 12 в. в Бельчицах (близ Полоцка) сооружена Борисоглебская церковь, а в 1161 г. в Сельце Спасо-Преображенский собор  (Спасский или Спасо-Ефросиньевский). Для этого собора по заказу Ефросиньи Полоцкой мастер-ювелир Лазарь Богша создал в 1161 г. крест, обложенный золотыми и серебрянными пластинами с миниатюрными изображениями христианских святых, выполненными многоцветной эмалью. До наших дней сохранилась Борисоглебская, или Коложская, церковь в Гродно. В Каменце в конце 13 в. была возведена вежа (Белая вежа), памятник военного зодчества в Беларуси. В духовно-культурной жизни Беларуси того времени яркой личностью выступает Кирилл Туровский (возможно, 1130 - не позднее 1182 гг.). Он был высокообразованным человеком, блестящим литератором, выдающимся религиозным деятелем. Сохранилось 30 молитв, 8 «слов», 3 поучения, 2 канона, написанных Туровским. За выдающееся ораторское искусство современники называли его «Златоустом». По желанию горожан и князя Юрия Кирилл стал туровским епископом. Личностью, оставившей заметный след в культурной жизни Беларуси, была Ефросинья (Предслава) Полоцкая (возможно, 1104 - 1167 гг.), внучка Всеслава Чародея. Вначале переписывала книги, после постриглась в монашки, поселилась в келье Софийской церкви в Полоцке, где продолжала переписывать книги, позже создавала летописи и собственные писания. В дальнейшем стала игуменьей монастыря Св. Спаса в Полоцке, построила мужской монастырь. В конце жизни Ефросиния совершила паломничество в Иерусалим, где и скончалась. Декоративно-прикладное искусство развивалось под влиянием Византии, однако ремесленники вносили в него и местные черты. Изделия из дерева, кости, металла украшались резьбой, инкрустацией в виде различных орнаментов (геометрические фигуры, фантастические звери и птицы). О высоком художественном мастерстве говорят каменные иконки, украшенные тончайшей резьбой, шахматные фигурки из кости и камня, найденные в Гродно, Волковыске, Лукомле. Ювелиры создали золотые украшения, покрытые цветной эмалью, изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позолотой. Все это свидетельствовало о высоком уровне развития культуры на тер Бел. Большинство памятников культуры древн Бел погибло во времена многочисл-х войн.

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Феодальная раздробленность.

Процесс феод-ой раздробл.был вызван дальнейшим развитием производ.сил и с.х. и ремесле,ростом горордов,повсеместным преобладанием феодальных отнош.Это вело к укреплению местных феод-х центров и стремлению местной феод-ой власти к политическому обособлению своих кН-в.Эти кН-ва имеют собственные интересы,цели и задачи.Одним из первых нач.обособл.Полоцкое кН-во.После смерти Брячислава(1044) пол-им кН-м стал его сын всеслав.Сначала он не выступал против киевских князей и даже поддерживал их в борьбе с кочевниками.Но уже в 1065 г. Всеслав напал на псков,кот.наход.под эгидой Киева.Нападение было отбито.Но в след.1066 г. Всеслав захватил Новгород,разграбил его,взяа большую часть нас-я себе.В ответ на это Изяслав Ярославович захватил Всеслава.В 1067 г. На р.Немига произошла битва Всеслав-Изяслав.Изяслав заманил его в лагерь под Оршей,захватил в плен и посадил в тюрьму.В 1068 г. В Киеве вспыхн.восстание,о время кот.Всеслав освободился и провозгласил Киев ВКЛ.В 1069 г. Изяслав возвр.из Польши,а Всеслав убегает в Полоцк.Сын Изяслава-Мстислав-выгоняет Всеслава из Полоцка.В 1071 г. Всеслав возвр-ся в Полоцк.В к.11-нач.12 вв.от Киева обособл.и др.земли.Выделились в Понемонье Гродненское,Новогрудское и Волковыское.На юге-Пинское и Дубровское.В 60-70 гг. 12 в. Пол. и Вит.кн-ва попадают в зав-ть от Смоленского кН-ва.Под властью Смоленских земель-Орша,Кричев,Мстиславль,Копыль.Земли,располож.на лев.берегу Днепра,и тер.правого берега-Черниговкие кн-ва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Борьба с агрессией крестоносцев на балтских и славянских тер. Политически раздробленные и ослабленные феодаль­ными междуусобицами белорусские земли стали объектом агрес­сии  немецких крестоносцев, кот во 2 половине 12 в. начали проникать в восточную Прибалтику. Предки латышей и эстонцев к тому времени еще не имели своей государственности. Тем не менее первые немецкие отряды, кот высадились в устье Западной Двины, были разбиты. Однако они прибывали во все большем количестве, и с конца 12 в. между ними и прибал­тийскими племенами началась упорная длительная война.

Планомерное завоевание Прибалтики крестоносцами связа­но с именем епископа Альберта, который построил в устье Запад­ной Двины крепость Ригу в 1201 г. Годом позже он создал при помощи римского папы — рыцарский орден, который вначале назывался орденом меченосцев, а с 1237 г. — Ливонским. В ско­ром времени орден возвел несколько крепостей, и прибалтам уже не под силу было сдерживать крестоносцев. Они просили помо­щи у Полоцка. В то время власть Полоцка распространялась на нижнее течение Западной Двины, и прибалтийские племена ливов и латгалов платили ему дань. Здесь имелись и 2 крепости — Герцике и Кукейнос, которые принадлежали Полоцку. Появление немецких крестоносцев в Прибалтике стало угрожать полоцким князьям потерей этих земель. Поэтому летом 1203 г. дружины полоцкого князя Владимира осадили немецкие крепости Икскюль и Гольм. В том же году князь Герцике Всеволод совершил поход на Ригу. Но эти походы не принесли Полоцку успеха. Не был успе­шен поход Владимира вместе с ливами против крестоносцев и в 1206 г. 11 дней полочане безуспешно осаждали Гольм и вынужде­ны были отступить. Не помогли и камнеметательные машины. Немецкие рыцари были вооружены лучше полочан. Им помогали северные немецкие города, германский император, папа римс­кий и правители других стран Западной Европы.

В 1208 г. крестоносцы захватили Кукейнос, а в 1209 г. разгра­били и сожгли Герцике. В следующем, 1210 г. между рижским епис­копом Альбертом и полоцким князем Владимиром был заключен договор, по которому Полоцк сохранял свое право получения дани с ливов. Но платить ее обязался епископ. Через два года начались новые переговоры. Владимир потребовал от крестоносцев отка­заться от крещения ливов, угрожая сжечь все их замки. Но до­биться своего он не смог. К тому же на Полоцкую землю начали совершать набеги литовцы, что значительно ослабило военные силы полочан. Переговоры закончились тем, что Владимир вы­нужден был отказаться от НижнегоПодвинья, добившись только свободной торговли по Западной Двине. Но борьба полочан про­тив крестоносцев после этого не прекратилась. В 1214 г. немцы, нарушив договор, вновь напали на Герцике, но были разбиты ли­товцами, призванными Полоцком. Город с частью княжества не­которое время еще принадлежал Полоцку.

В 1216 г. полочане совместно с эстами и литовцами готовили новый поход против крестоносцев. Но накануне его полоцкий князь Владимир внезапно умер. Есть предположение, что он был отравлен немецкими лазутчиками.

В первой трети ХШ века Полоцк и Витебск признали верховную власть смоленского князя Мстислава Давыдовича. Это содействовало объединению сил для борьбы с немецкой агрессией. В 1236 г. под Шавляем рыцари были разбиты литовцами, а в 1237 г. пол Драгичином они потерпели поражение от волынского князя Данилы Романовича.

Для укрепления своего могущества меченосцы объединились в 1237 г. С Прусским (Тевтонским) орденом. Объединенное орденское государство представляло большую опасность для литовских, белорусских и русских земель.

Чтобы противостоять опасности  Полоцк и Витебск установили политические связи с 1Пыдимиро-Суздальской и Новгородской землями, что позволило им нанести поражение шведам в битве на Неве в 1240 г., а 5 апре­ля 1242 г. разбить немецких крестоносцев на  Чудском озере.

Важную роль в борьбе против немецкой агрессии сыграл литовский народ. В 1260 г. литовцы вместе с русскими и белорусскими воинами нанесли новое поражение крестоносцам на озере Дурбе. Особенно отличились в борьбе с немецкой агрессией дру­жины гродненского старосты Давыда. В 1314 г. гродненские отряды подруководством Давыда оказали помощь осажденномуНовогрудку. В 1319 г. Давыд совершил успешный поход в Пруссию, а в 1323 г. его дружины нанесли тяжелое поражение крестоносцам под Псковом и за рекой Нарвой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Нашествие монголо-татар на Вост. и Центр Европу.

Бел земли на протяжении многих лет находились под угрозой монголо-татарского нашествия. Только героическая борьба Смоленского княжества в 1238 спасла население Беларуси от монголо-татарского нашествия. Осенью 1239 монголо-татарские орды направились в южные земли  Руси. По пути они захватили и уничтожили  Глухов, Чернигов, сожгли окрестности Гомеля, но гомельскую крепость взять не смогли.

Упорное сопротивление монголо-татарам оказывали жители бел городов и тогда, когда монголо-татары, опустошая Русь, двинулись в 1240-1242 на запад. Фланговые отряды Батыя во главе с Гуюнком и Кейданом прошли через южную часть Беларуси, опустошили и разграбили Мозырь, Туров,Пинск,Брест.

Летописи и другие источники донесли до нас неск легенд о жестоких битвах с монголо-татарами в низовьях Припяти,  «за Мозырем, на реке Акуневке»  около Крутогорья, где были разгромлены отряды Кейдана.

В сер и 2 пол 13 в монголо-татары еще не раз осуществляли походы на бел и литовские земли.   Они имели место в 1275,1277,1287,1315,1325,1338 гг. Но завоевать и подчинить их им не удалось. Это можно объяснить рядом причин:

1.ко времени приближения монголо-татар к бел землям они были уже обескровлены в тяжелой борьбе с населением сев и юж земель Руси(Рязань,Киев,Чернигов,Смоленск)

2.сами Полоцкая, Смоленская,Новогрудская и др земли в это время были уже довольно сильными в военном отношении.

3.в союзе с князьями бел-х земель в это время находились и князья литовские, кот имели хорошо вооруженные силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Предпосылки и начальный этап формирования ВКЛ

Процесс образования одного из крупнейших государств Восточной Европы эпохи Средневековья - Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского и других земель - был сложным и длительным по времени. Окончательно территориальные границы Великого княжества установились во второй половине XIV в. Они простирались от Балтийского до Черного морей с севера на юг, от Брестчины до Смоленщины с запада на восток.

Информация о работе История Беларусии