Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:05, реферат
Брянщина — неотъемлемая часть России, и ее прошлое также является частью общероссийской истории. К сожалению, состояние изученности жизни нашего края в XIX - XX в. нельзя назвать удовлетворительным. Идеологические пристрастия, следование сложившимся историческим схемам и стереотипам, недоступность многих архивных материалов — все это существенно влияло на степень объективности работ историков и краеведов.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..…2-2
ГЛАВА 1. БРЯНСКИЙ КРАЙ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА………………….3-3
§ 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО И
НАСЕЛЕНИЕ БРЯНЩИНЫ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ……….3-6
§ 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
БРЯНЩИНЫ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ………………………6-11
§ 3. 1905 ГОД НА БРЯНЩИНЕ………………………………..……… 11-14
§ 4. РАЗВИТИЕ РЕВОЛЮЦИИ В 1906-1907 ГГ.
СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА……………………………14-16
ГЛАВА 2.БРЯНЩИНА ВО ВРЕМЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ…… 17-19
ГЛАВА 3.БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ…………………………………………… 20-22
ГЛАВА 4. ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ НА БРЯНЩИНЕ………………23-24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………25-27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………28-28
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..…2-2
ГЛАВА 1. БРЯНСКИЙ КРАЙ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА………………….3-3
§ 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО И
НАСЕЛЕНИЕ БРЯНЩИНЫ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ……….3-6
§ 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
БРЯНЩИНЫ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ………………………6-11
§ 3. 1905 ГОД НА БРЯНЩИНЕ………………………………..……… 11-14
§ 4. РАЗВИТИЕ РЕВОЛЮЦИИ В 1906-1907 ГГ.
СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА……………………………14-16
ГЛАВА 2.БРЯНЩИНА ВО ВРЕМЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ…… 17-19
ГЛАВА 3.БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ…………………………………………… 20-22
ГЛАВА 4. ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ НА БРЯНЩИНЕ………………23-24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………2
ВВЕДЕНИЕ
XIX - XX век — очень непростое и противоречивое время в истории России. Три революции, Первая мировая и Гражданская войны, коренная ломка всех прежних устоев жизни общества и создание нового политического и социально-экономического устройства, массовые политические репрессии, огромные испытания Великой Отечественной войны, подъем разоренных территорий из руин — все эти события тяжелым бременем ложились на население страны, ломали судьбы миллионов людей. Но в это же время проявлялись и революционная активность трудящихся, и глубокий патриотизм в борьбе с иноземными захватчиками, и подлинный трудовой энтузиазм, и огромное терпение и стойкость духа при преодолении исторических испытаний. С особой силой массовый героизм, самоотверженность и мужество проявили советские люди в годы Великой Отечественной войны, сумев отстоять независимость Родины, спасти мир от фашизма, добиться великой Победы.
Именно в первой половине XX в. в стране был заложен фундамент тех экономических, социальных, научных, культурных достижений, которые позволили СССР стать в 1950—1980-е гг. одной из ведущих мировых держав с развитым многоотраслевым хозяйством, мощными вооруженными силами, самой эффективной общедоступной системой народного образования.
Брянщина — неотъемлемая часть России, и ее прошлое также является частью общероссийской истории. К сожалению, состояние изученности жизни нашего края в XIX - XX в. нельзя назвать удовлетворительным. Идеологические пристрастия, следование сложившимся историческим схемам и стереотипам, недоступность многих архивных материалов — все это существенно влияло на степень объективности работ историков и краеведов.
ГЛАВА 1. БРЯНСКИЙ КРАЙ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
§ 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО И НАСЕЛЕНИЕ БРЯНЩИНЫ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
На большей части территории государства состав и границы губерний и уездов оставались неизменными. Эго относилось и к Брянщине. Ее восточную часть составляли Брянский, Карачевский , Севский и Трубчевский уезды, а также часть Дмитровского уезда Орловской губернии,. Некоторые территории северных районов современной Брянской области входили в состав Рославльского уезда Смоленской губернии и Жизд-ринского уезда Калужской губернии. Западная часть Брянщины относилась к Черниговской губернии, на севере которой находились Новозыбковский, Стародубский, Суражский и Мглинский уезды. Крайний юго-запад (на правом берегу р. Цата) входил в состав Гомельского уезда Могилевской губернии.
После отмены крепостного права с созданием местного крестьянского самоуправления уезды были разделены на волости. В среднем в каждом уезде было по 10—15 волостей, число же селений в волостях колебалось от 7—8 до трех-четырех десятков, не считая мелких хуторов и отдельно располагавшихся имений.
Брянский уезд Наиболее значительным по территории (свыше 6 тыс. кв. верст) среди всех уездов Орловской губернии был Брянский уезд. По численности населения к концу XIX в. он также значительно превосходил все соседние уезды. За последнюю треть XIX в. население здесь удвоилось, и по переписи 1897 г. составляло свыше 200 тыс. человек, в том числе в г. Брянске — около 24 тыс.
Формально основной рост населения шел за счет крестьянства, но в реальности наиболее быстро росли новые рабочие поселки, возникшие в уезде после прохождения по его территории нескольких железных дорог, строительства железнодорожных станций и появления возле них новых промышленных предприятий. Наиболее крупным поселком была Бежица.
Население которой к концу XIX в. приближалось к 20 тыс., а в 1910-е гг. превзошло численность жителей г. Брянска.
Некоторые из таких поселков к началу 1920-х гг. стали основой формирования современных Володарского и Фокинского районов г. Брянска; другие же, постепенно разрастаясь, получили в советское время статус городов, стали райцентрами: Городец (Сельцо), Жуковка, Дубровка, Людйнка (Клетня).
Территория уезда делилась на 14 волостей: Супоневскую, Елисеевскую, Гасомскую, Любохонскую, Овстугскую, Княвицкую, Акулицкую, Алешинскую, Салынскую, Фощнянскую, Дятьковскую, Бытошевскую, Вороновскую и Снопотскую. В предреволюционные годы появилась еще одна волость — Лутенская, выделившаяся из Акулицкой.
Все центры волостей именовались селами, но некоторые (Дятьково, Любохна, Бытошь) были типичными рабочими поселками, а Дятьково по числу жителей (около 4 тысяч в конце XIX в.) превосходило отдельные уездные города.
Основную часть жителей уезда (более 85%) составляли крестьяне, хотя в реальности многие из них работали на фабриках, заводах, железной дороге, лесоразработках и т.д. Даже в г. Брянске они составляли почти половину населения и количественно превосходили мещан — основное городское сословие. Заметно больше, чем в других уездах, в Брянском проживало дворян — более двух с половиной тысяч, в том числе в Брянске — полторы тысячи.
Быстрый рост промышленности и транспорта способствовал развитию миграционных процессов, что приводило к некоторым изменениям в национальном составе населения. Если в середине XIX в- в Брянском уезде абсолютно преобладали русские, а
представители других национальностей исчислялись в лучшем случае десятками, то затем ситуация стала меняться. К концу XIX в. в уезде расчитывалось свыше 1600 белорусов, более 1100 поляков, около 850 украинцев, 300 немцев, примерно 250 латышей, свыше 150 татар, а больше других — евреев (свыше 2 тыс. чел.).
Переселившихся в Брянский уезд или приезжавших сюда на заработки белорусов, украинцев, латышей, татар составляли крестьяне, среди евреев и немцев преобладали мещане, а среди поляков были и крестьяне, и мещане, и немало (более 250) дворян.
Из новых населенных пунктов, возникших в конце XIX в., можно отметить лишь пристанционные поселки Синезёрки и Навля, появившиеся на крайнем западе Карачевского уезда после завершения строительства в 1897 г. железной дороги Брянск — Льгов. Основным грузом, отправляемым с этих станций, были лесоматериалы. Навля росла быстрее (здесь в 1902 г. проживало уже более тысячи человек), а после открытия в 1904 г. движения на участке железной дороги Навля — Конотоп и сквозного маршрута Москва — Киев станция и поселок при ней стали расти еще заметнее.
Из особенностей сословного состава Карачевского уезда можно отметить большую, чем в других уездах восточной Брянщины,
численность купечества (свыше 500 чел.). В самом Карачеве в конце XIX в. было столько же купцов, сколько в Брянске и Севске, вместе взятых, и почти в 4 раза больше, чем в Трубчевске.
Национальный состав населения уезда был однородным, с абсолютным преобладанием русских. Значительно меньше, чем в соседнем Брянском уезде, здесь было евреев (около 330), поляков (примерно 300), украинцев (около 160) и белорусов (менее 150), причем преобладавшие среди поляков, украинцев и белорусов крестьяне жили здесь не постоянно, а находились на временных работах.
На территории Севского уезда располагалось 14 волостей.
В конце XIX — начале XX вв. по северу и востоку Трубчевского уезда прошли две железнодорожные линии: Брянск — Гомель и Навля — Конотоп. Новых крупных поселков при них не появилось, но такие селения, как Выгоничи, Алтухово, Кокоревка, Суземка, где возникли станции, начали развиваться быстрее.
Общая численность жителей западных уездов Брянщины к концу XIX в. была такова: Суражский уезд — около 190 тыс. чел., Новозыбковский — свыше 170 тыс., Стародубский — около 145 тыс., Мглинский — около 140 тыс. чел. В пореформенные годы наиболее высокий темп прироста был в Суражском уезде (около 80%), наименьший — в Стародубском (менее 30%).
Еще одно отличие Западной Брянщины от Восточной состояло в более значительном числе еврейского населения (Черниговская губерния входила в так называемую «черту оседлости», отведенную евреям для жительства и включавшую 25 губерний на территории России и Царства Польского). Селились евреи чаще в городах и местечках, реже — в селениях и посадах; занимались ремеслом, торговлей (держали шинки или торговые лавки), ростовщичеством, в конце XIX — начале XX вв. многие пополнили ряды местной интеллигенции, некоторые стали крупными финансистами.
§ 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БРЯНЩИНЫ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Первая железная дорога в Брянском крае была строительство построена в 1868 г. Она пролегла от Орла через Карачев—Брянск—Смоленск—
К ним в 1870—1880-е гг. добавились Мальцовская узкоколейная дорога, связавшая с Риго-Орловской дорогой основные центры Мальцовского промышленного округа — Любохну, Дятьково, Людиново, Песочню (позже к основной дороге добавился еще ряд веток), а' также железная дорога от Жуковки до ст. Людинка (сейчас — Клетня), от которой разошлась целая сеть узкоколейных железных дорог. Все эти дороги не только имели большое транспортное значение, но и способствовали развитию промышленного производства, появлению новых экономических центров.
Новый бум в железнодорожном строительстве в России пришелся на 1890-е гг. коснулся он и Брянщины.
В 1899 г. открылось движение по железной дороге Москва—Брянск. Теперь из Москвы от Брянского вокзала (именно так первоначально назывался Киевский вокзал) можно было доехать до Брянска намного быстрее и удобнее, чем от Курского с пересадкой в Орле. В 1904 г. началось движение на участке Навля—Конотоп, что позволило открыть прямое сообщение Москва—Киев и дало основание позже переименовать Брянский вокзал в Киевский..
Строительство железных дорог требовало новых шпал, рельсов, паровозов, вагонов, различного железнодорожного оборудования. Многое из перечисленного производилось на заводах Брянщины. Производство шпал было организовано на Жуковском, а несколько позже и на Навлинском шпалопропиточных заводах, ладицйй завод сначала изготовлял рельсы, а затем специализировался в основном на выпуске вагонов, отчего в начале XX в. и назывался Радицким вагоностроительным.
Но совершенно особую роль играл крупнейший завод нашего края — Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод в Бежице, обычно именовавшийся просто Брянским заводом. Первый паровоз серии «ОД», выпущенный здесь в 1892 г., являлся по своему качеству не только лучшим в России, но и одним из лучших в Европе. Некоторые виды продукции производились только на Брянском заводе: стальные литые колеса для паровозов, четырехосные большегрузные железнодорожные цистерны и т.п. Представление о размахе производства дают такие цифры: на Брянском заводе пассажирский вагон собирали 14 дней, а товарный — один день; в то же время на Путиловском заводе в Петербурге на это требовалось соответственно 28 и четыре дня.
Особенности развития В начале 1900'х гг' ситуация изменилась в промышленности к худшему в связи с мировым экономическим кризисом. Уже к 1900 г. Брянский завод был вынужден сократить производство почти наполовину, упали цены и на акции предприятия. Положение немного улучшилось после получения в 1902 г. крупных военных заказов (в основном — на артиллерийские снаряды), но прежней стабильности уже не было. В этой ситуации руководство завода решило' связать судьбу предприятия с крупными монополистическими объединениями — синдикатами «Продамет» (1902), «Продвагон» (1903) и другими. С падением спроса на паровозы и вагоны Брянскому заводу пришлось частично менять специализацию. С 1906 г. здесь начали выпускать сельскохозяйственные машины и оборудование: ; плуги, бороны, сеялки, жатки. В последующие годы это производство постепенно расширялось.
Акционерное общество Мальцовских заводов, руководившее с 1894 г. делами бывших мальцовских предприятий, воспользовавшись благоприятными условиями экономического подъема 90-х гг., 1 начало отказываться от устаревших технологий, пригласило квалифицированных инженерно-технических работников и развернуло дело на широких капиталистических началах.
Плуги, выпущенные на Брянском заводе. тяжелыми для рабочих, но приносили большие доходы хозяевам.
С АО Мальцовских заводов было тесно связано еще одно акционерное общество - Мальцовского портланд-цемента (АО МПЦ) Оно было создано в 1899 г. по инициативе главноуправляющего заводами и фабриками Мальцовских заводов Льва Кирилловича Шешминцева.
Исследуя места в бассейне Болвы, Л.К.Шешминцев обнаружил близ д. Боровки Пупковской волости Жиздринского уезда богатые залежи мела и глины, пригодных для получения качественного цемента. сейчас
Город Фокино, здесь в августе 1899 г. и был заложен завод, давший первую продукцию уже в октябре 1900 г.
Клинцовское текстильное производство в конце XIX в_ заметно оживилось. В 1897 г. восемь суконных фабрик Клинцов производили продукции более чем на 3 млн. рублей. Наиболее успешно ли дела на Стодольской фабрике, основанной богатым купцом и владельцем чулочных фабрик Василием Барышниковым XIХ - начале XX вв. заметно повысилось качество сукон, большая гамма расцветок, значительно возросла производительность труда. Если в 1893 г. в расчете на одного рабочего выпускалось 650 аршин сукна, то к 1900 г. тысяча аршин (старый русский аршин соответствовал 0,71 м).