Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 23:49, контрольная работа
Отсюда очевидно, что посвященная этому изучению геральдика, получает совершенно определенное место в ряду вспомогательных исторических знаний или дисциплин и, служит необходимым вспомогательным средством при изучении исторических памятников, дает весьма важное пособие, как для истории, так и для археологии.
Поэтому, целью данной работы является рассмотрение этапов возникновения и становления геральдики, как науки, более тщательнее.
Введение
Со времен так называемой эпохи умственного просвещения конца XVIII-го столетия и до наших дней нередко слышались и еще слышатся голоса, заявляющие, что изучение такой науки, как геральдика, не может иметь никакого научного значения и является лишь бесполезной тратой времени.
Но так как для человеческого ума не существует более важного объекта для познавания, как изучение самого себя, то и всякое явление человеческой культуры, безусловно, представляет научный интерес, ибо культура и выражает собой развитие человеческого духа в пределах народности и других исторических условий. И поэтому изучение гербов и геральдики, как составной части культурной истории, не может быть маловажным, а тем более бесполезным.
Отсюда очевидно, что посвященная этому изучению геральдика, получает совершенно определенное место в ряду вспомогательных исторических знаний или дисциплин и, служит необходимым вспомогательным средством при изучении исторических памятников, дает весьма важное пособие, как для истории, так и для археологии.
Поэтому, целью данной работы является рассмотрение этапов возникновения и становления геральдики, как науки, более тщательнее.
1. История происхождения гербов
История гербов началась много тысяч лет назад, так как изобретение всякого рода знаков и символов было всегда свойственно человеку.
Первоначально, каждое племя или род почитало своими заступниками различных животных или птиц: медведей, орлов, волков, оленей и др. Их изображали перед входом в жилище, на стенах, их брали на охоту и на войну. Считалось, что они приносят удачу и защищают от бедствий, поскольку являются проводниками божественной силы. Это и были первые известные нам родовые символы, так называемые тотемы. Термин "тотем" происходит из Северной Америки, и на языке индейцев оджибве слово "тотем" означает понятие "его род". Этот обычай существовал у древних народов, однако и в наши дни он принят среди племен, ведущих первобытный образ жизни.
Следует отметить и то, что все древние цивилизации имели в своих традициях священные изображения, которые сопровождали все важные исторические события. Например, в Древнем Египте символы сопровождали всю жизнь человека и имели очень важное значение в жизни государства. Имя фараона или знатного человека заключали в особую рамку-картуш, тем самым открывая для него путь к вечности. Физическое уничтожение подобного изображения несло тому, кому оно принадлежало, полное забвение. Так наносили самый страшный вред врагам.
Символические покровители — божества в образе животных — были и у древнеегипетских городов: бык в Мемфисе, корова в Дендере, баран в Элефантине, сокол в Эдфу.
Так же и среди азиатских народов, особенно тюркского и монгольского происхождения, существует аналогичный обычай "тамга". Тамга - это знак родовой принадлежности, изображение животного, птицы или оружия, принимаемого каждым племенем в качестве символа, который изображается на знаменах, эмблемах, выжигается на шкуре животных, и даже наносится на тело. У киргизов существует предание, что тамги были присвоены отдельным родам самим Чингисханом, вместе с "уранами" - боевыми кличами (которые использовались и европейскими рыцарями, из-за чего попали затем на гербы в виде девизов).
Прообразы гербов - различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи - применялись еще в древности. Но эти знаки использовались как украшение, произвольно менялись владельцами, не передавались по наследству и не подчинялись никаким правилам. Лишь некоторые эмблемы островов и городов античного мира использовались постоянно - на монетах, медалях и печатях.
Итак, можно с уверенностью сказать, что различные системы знаков отличия и эмблем существовали всегда и всюду.
Однако, появлению гербов все же способствовало несколько факторов. В первую очередь - феодализм и во вторую – крестовые походы.
Считается, что гербы появились в X веке. Вообще-то говоря, никто до сих пор не знает, когда и где появились изображения, которые мы сейчас называем гербами, так как само слово герб (herb, erb, irb) имеет славянские корни и переводится как “наследство”. В западноевропейских языках мы встречаем другое значение. Французское слово armes, английское arms, немецкое Wappen переводились двояко: “гербы” и “оружие”. Поэтому выяснить точную дату и место происхождения, пока остается проблематичным вопросом для многих историков.
Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, относятся к XI веку, эти древнейшие гербовые печати помещены на брачном договоре 1000 года, заключённом Санчо, инфантом Кастильским, с Вильгельминой, дочерью Гастона II, виконта Беарнского. Хотелось бы отметить и то, что в эпоху поголовной неграмотности использование гербового знака для подписи и для обозначения собственности было для многих единственным способом заверить документ своим именем. Такой опознавательный знак был понятен и неграмотному человеку (вполне возможно, что гербы появились сначала на печатях, а уже затем на оружии и одежде).
Ключевой точкой в истории гербов можно считать и крестовые походы XI–XIII веков. 24 ноября 1095 года множество людей дали обет папе Урбану II освободить Гроб Господень в Святой земле от мусульман. Символом того, за что сражались эти люди, стали кресты, нашитые ими на одежду, — поэтому их и называли крестоносцами.
С этого момента использование крестов получило массовый характер — они служили в походе или в бою знаком, по которому узнавали воина. Средневековые воины по примеру воинов древности стали изображать свои гербы на щитах, плоская поверхность которых идеально для этого подходила. Но, как кажется, главная причина подобного расположения герба не в этом. Ведь щит защищает воина в битве физически, а герб символизирует духовную защиту, одновременно указывая на то, за что сражается рыцарь. Самые первые гербы были очень просты и делили поле щита на четыре части с помощью креста — главного символа этой двухсотлетней войны.
Эта традиция — изображать на гербах святыни рода, города или государства — сохранялась довольно долго. Впоследствии гербы, заслуженные в сражении и пожалованные государем, становились наследственными и передавались из поколения в поколение. Любые нарушения моральных или других законов пятнали святость родовых или государственных символов и считались великим позором. А захват вражеских геральдических знаков считался подвигом и значил даже больше, чем разгром вражеского войска.
Таким образом, с течением времени гербы очень распространились и усложнились. Появилась необходимость в том, чтобы упорядочить и узаконить правила их построения. Так появилась наука о гербах — геральдика.
2. Возникновение геральдики
Яркое и красочное искусство геральдики развилось в мрачные времена упадка культуры и экономики, наступившего в Европе с гибелью Римской Империи, когда возник феодализм и сложилась система наследственной аристократии. Но собственно, геральдика как особая форма символики возникла в процессе развития феодального строя в Западной Европе.
Первоначально геральдика возникла из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. И таким образом, создателями геральдики были герольды. Для них предъявляемый герб содержал всю необходимую информацию. Герольды впервые:
Существует два варианта происхождения терминов "геральдика" и "герольд":
Вариант первый - от позднелатинского heraldica (от heraldus - глашатай);
Вариант второй - от немецкого Herald - испорченного Heeralt – ветеран. Так называли в Германии в средние века людей, имевших репутацию доблестных и храбрых воинов, приглашавшихся в качестве почётных гостей и судей на разные торжества, и, в частности, на турниры. Эти ветераны должны были сохранять обычаи рыцарства, вырабатывать правила турниров, а также следить за их соблюдением.
Следует отметить и то, что предшественниками герольдов были представители нескольких родственных профессий, чьи обязанности объединялись и уточнялись, что и привело к появлению герольдов, в классическом понимании этого слова: глашатаи, странствующие менестрели и упомянутые выше ветераны.
Глашатаи или парламентёры использовались ещё в древних армиях для переговоров с противником, для оглашения указов и разного рода объявлений.
Менестрелями (франц. menestrel, от средневекового латинского ministerialis) называются средневековые певцы и поэты. Первоначально во всех феодальных государствах менестрелями назывались лица, состоявшие на службе у сеньора и исполнявшие при нём какую-либо специальную обязанность (ministerium), среди них были и поэты-певцы.. Функция придворных менестрелей состояла в воспевании и прославлении подвигов своих господ-феодалов. А отсюда недалеко уже и до функции распорядителей придворных церемоний и, в частности, рыцарских турниров. Древнейшим из известных поэтов-герольдов был Конрад Вюрцбургский, живший в XIII веке.
Как уже говорилось выше, в странах Западной Европы гербы приобрели большое значение. С XII века герольды пользовались особым почётом при дворе Английских королей. Эдуард III (1312-1377) организовал геральдическую коллегию "The College of Arms", которая действует до сих пор и располагается в Лондоне на улице королевы Виктории (Queen Victoria Street). Людовик VII (1120-1180) установил во Франции обязанности герольдов и приказал украсить все королевские регалии геральдическими лилиями.
В то время государства делились на несколько частей, так называемых геральдических марок, которые находились под наблюдением "оружейного короля" и нескольких герольдов. В 1396 году, Франция делилась на восемнадцать марок. В Германии XIV века все отдельные провинции имели своих герольдов.
К середине XIV века, обязанности герольдов уже точно формулируются. Звание герольда становиться почётным. В него возводят только после битвы, турнира или церемонии. Церемония заключалась в следующем, сначала государь возливал на голову посвящаемого кубок вина или воды, затем давал посвящаемому имя города или крепости, связанных с церемонией посвящения. Герольд сохранял данное имя до получения следующей высшей степени – звания оружейного короля (от французского - "roi d'armes" или от немецкого - "Wappenkoenig").
Существенные изменения произошли и в его обязанностях, которые делились на три группы:
1) специальные обязанности:
- объявление войны,
- заключение мира,
- предложение сдачи крепости,
- счёт убитых и раненых во время битвы или турнира,
- оценка доблести рыцарей;
2) присутствие на всех торжественных церемониях:
- на коронации или погребении государя,
- при возведении в рыцарское достоинство,
- на торжественных приёмах и т.д.;
3) геральдические обязанности
- составление гербов,
- составление родословных.
С XVIII века герольды
теряют свою былую
3. Геральдика становится наукой.
Через несколько
столетий после появления
При дворе Карла VII (1403-1461), служил главный герольд Франции Берри, который, по заданию короля, объехал всю страну, посещал замки, аббатства и кладбища, изучал изображения гербов и составлял родословные знатных старинных родов. По итогам проведённых исследований он составил регистр "Le registre de noblesse". Своей монографией, Берри положил начало, ведению французскими герольдами, регулярных генеалогических записей. В период правления королей, начиная с Генриха VIII (1491-1547) до Джеймса II (1566-1625), английские герольды получали аналогичные задания, и совершали, так называемые "геральдические визиты". Так именовались инспекционные поездки по стране, совершаемые для переписи знатных семейств, регистрации гербов и проверки соответствия содержания гербов истинному положению рода, которому этот герб принадлежит. По результатам таких "геральдических визитов", выяснилось, что подавляющее большинство старинных гербов, появившихся до 1500 года, были не пожалованы королём, а оказались присвоены владельцами самовольно. Изобрести простой герб не составляло особого труда. Не была редкостью и ситуация, в которой несколько, не имеющих между собой родственных связей дворян, имели одинаковые гербы. Создавшееся положение доказывало, что гербы приняты ими произвольно. Когда между владельцами одинаковых гербов возникал спор на этой почве, представитель каждой спорящей стороны апеллировал к королю, как к последней инстанции.