Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:23, контрольная работа
Цель: работая с исторической справкой, в которой дано описание гербов, определить при каком главе государства существовали данные гербы, проследить процесс развития историю герба и гимна как символа России. Определить, что обозначают символы современного герба РФ.
Задача работы было показать, что символы России - это неотъемлемые атрибуты государственности и суверенитета, отражающие социальное лицо своей эпохи, культурное и духовное состояние общества, его традиции, миропонимание, отношение к власти и т. д
1. Введение
Цель: работая с исторической справкой, в которой дано описание гербов, определить при каком главе государства существовали данные гербы, проследить процесс развития историю герба и гимна как символа России. Определить, что обозначают символы современного герба РФ.
Задача работы было показать, что символы России - это неотъемлемые атрибуты государственности и суверенитета, отражающие социальное лицо своей эпохи, культурное и духовное состояние общества, его традиции, миропонимание, отношение к власти и т. д
Понятие «символ» очень многомерно. Не случайно проблемами символа и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей - математики, психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы.
По мнению А. Ф, Лосева, Понятие «символ» является «упорным, цепким, тысячелетним понятием».
Воздействие символа начинается уже через его внешнюю форму. «За элементами понятий, выраженных в словах, стоят чувственные ассоциации. Они как бы проецируют понятия на наиболее подходящие чувственные образы и тем самым помогают сформировать символ», - объясняют принцип создания символа философ Л. В. Уваров.
Несмотря на то, что теоретические основы изучения той группы символов, о которой пойдет речь в данной работе недостаточно разработаны (не очень пока ясно даже к какой сфере деятельности их можно отнести: к социально-политической, идеологической, правовой и т. д.), совершенно очевидно, что посредством их выражены определенные общественные отношения, что, как всякий символ, они - социальные феномены и, следовательно, всегда несут на себе печать своего общества. В них явно или неявно отражено социальное лицо эпохи, конкретного исторического времени, через их назначение всегда можно определить уровень развития самого общества.
К символам «не своей» эпохи надо относиться осторожно. Однако это не значит, что они нам не интересны. Причины и принципы их возникновения, их эволюция помогают не только всесторонне представить исторический процесс, но и приблизиться к пониманию мировоззрения человека прошлого, вплотную подойти к изучению социальной психологии отдельных слоев русского общества, его менталитета, вопросам недостаточно изученным, но очень важным.
В данной работе речь пойдет о символах государственного суверенитета России того периода отечественной истории, который в последние годы привлекает общественное внимание, - до 1917 г.
Для любого современного государства
его символы существуют а триединстве:
греб, флаг и гимн. Подобное триединство
в мировой практике начало складываться
сравнительно поздно, с XIX в. С этого
времени символы
Российская государственная символика находится в ряду тех проблем, которые еще не так давно казались малозначащими, не вызывали особого интереса ни у историков, ни у широкого круга читателей. Теперь уже новое поколение, повернувшись лицом к своей истории, вспомнили и о давно забытых эмблемах и символах. С этих позиций и рассматриваются в данной работе герб, флаг и гимн Российской Федерации.
2. Символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн, столица
Каждое государство имеет символы (герб, флаг, гимн) и столицу. Их значение заключается в том, что они являются выражением суверенитета государства, его сущности, национальных традиций, истории развития, формы устройства.
В соответствии с Положением о Государственном флаге Российской Федерации, утвержденном Указом Президента от 11 декабря 1993 г… Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней -красного цвета. Отношение ширины флага к его длине- 2:3.
Государственный флаг Российской Федерации находится постоянно на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях - резиденциях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ.
На зданиях других органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах Государственный флаг поднимается в дни праздников и памятных событий.
Положение о Государственном флаге РФ предусматривает, что в ряде случаев он поднимается в соответствии с морскими традициями и правилами дипломатического протокола, например, на морских судах и других средствах передвижения, на которых в качестве официальных лиц находятся Президент или Председатель Правительства.
Государственный флаг может находиться в рабочих кабинетах Президента, председателей палат Федерального Собрания, председателя Центрального банка, руководителей органов исполнительной власти субъектов федерации, глав местной администрации и некоторых других должностных лиц.
Кроме того, впервые российское законодательство предусматривает, что государственный флаг может быть поднят не только при церемониях и других торжественных мероприятиях, проводимых органами государственной власти, но и во время семейных торжественных мероприятий.
Положение о Государственном
флаге РФ особое внимание уделяет
вопросу о соотношении флагов
в федеративном российском государстве;
флаги субъектов федерации, предприятий,
организаций, административно-
Лица, виновные в осквернении Государственного флага, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением
о Государственном гербе
Символика изображений на гербе - историческая, но отдельные её элементы могут быть переосмыслены с позиций сегодняшнего дня. Так, три короны можно трактовать как символы трех ветвей власти - исполнительной, представительной и судебной. Скипетр - это символ защиты суверенитета государства. Держава - символ единства, целостности государства. Всадник, поражающий копьем дракона - символ борьбы добра и зла. Вместе с тем, этот символ указывает, что Москва, Русь -сердце страны.
В полном варианте (многоцветном) Государственный герб помещается на бланках федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства, решений Конституционного Суда и других высших судов страны.
Государственный герб изображается на паспортах граждан, гербовых печатях государственных органов, официальных резиденциях Президента, Правительства, Генерального Прокурора и некоторых других органов, на пограничных знаках и пунктах пропуска через Государственную границу.
В соответствии с Положением
о Государственном гимне
Иногда к исполнению Государственного гимна предъявляются отдельные дополнительные требования, например, во время исполнения его на военных кораблях и судах, при проведении официальных мероприятий за границей, спортивных соревнованиях. Эти требования содержатся в воинских уставах, специальных правилах Министерства иностранных дел и др.
В иных случаях Государственный гимн Российской Федерации может исполняться с разрешения Правительства.
3. Государственный герб России: история и современность
Указом Президента Российской
Федерации от 30 ноября 1993 года восстановлен
исторический герб России в виде двуглавого
орла. На Руси он известен в качестве
наследственной эмблемы Тверского
князя Михаила Борисовича с 60-х
годов XV века. Но как герб государства
он появился в 1497 году на печати Иоанна
III Васильевича. Иоанн III был женат
первым браком на тверской княжне и
после присоединения к Москве
Тверского княжества (1485) мог претендовать
на использование этого герба. Вероятно,
большую роль в этом сыграл второй брак
Иоанна III. В 1472 году он обвенчался с Зоей
(Софьей Фоминичной) Палеолог, племянницей
последнего византийского императора
Константина XI Драгаса, который употреблял
изображение двуглавого орла как эмблему
своей династии. Наследником византийского
престола после гибели Константина XI при
падении Царьграда считался старший брат
Софьи царевич Андрей. Иоанн III со временем
откупил у него право на византийский
престол и именно в качестве наследника
последнего императора Восточной Римской
Империи стал использовать изображение
двуглавого орла.
Историки, правда, считают, что
влияние на Иоанна III оказал и пример европейских
монархов, воспринимавших двуглавого
орла как олицетворение императорской,
в то время как одноглавый орел символизировал
власть королевскую.
За многовековую историю своего
существования российский герб никогда
не имел узаконенного эталона, поэтому
при очередной коронации он, как правило,
менял облик и атрибуты. В разное время
среди них были: меч - символ сражений,
крест - православия, евангелие - надежды,
единорог - безгрешности, розы - юности,
пальмовая ветвь - триумфа и мира, факел
- свободы, масонский жезл - просвещения,
лавровый венок - славы, молнии - военной
мощи, свастика - прогресса и другие. При
этом классические геральдические парадигмы
герба отечественными учеными не разрабатывались.
Это объяснялось тем, что в России геральдика
как наука складывалась под влиянием Запада,
но с большим запозданием. Первую попытку
обозначить геральдическую парадигму
российского герба предпринял царь Алексей
Михайлович, пригласив из Австрии герольдмейстера
Священной Римской империи Лаврентия
Курелича, который в 1672 году подготовил
"узаконение", разъясняющее символику
герба России. А 1672 году был опубликован
первый русский гербовник под названием
"Титулярник". К сожалению, после
этого геральдическая парадигма российского
герба не разрабатывалась и в настоящее
время отсутствует.
Необходимость ее разработки
диктуется многими обстоятельствами,
в частности потребностью в воспитании
уважения к государственным символам
России, повышении авторитета нашего Отечества,
нашей истории, возрождении девальвированного
исторического сознания российских граждан,
наконец, реализации стройной геральдической
политики не только в политической системе
государства, но и в Вооруженных Силах
Российской Федерации. Это тем более важно
в условиях, когда в средствах массовой
информации и в сознании большинства россиян
процветает обывательский дилетантизм,
легковесное толкование символов России,
а также исторические мистификации и псевдонаучные
спекуляции.
Что же символизирует российский
двуглавый орел?
С древнейших времен орел воплощал
собой божественность, солнечную силу,
царственность, высшую власть, величие
и бессмертие. Он выражает также мужественность,
бесстрашие, обороноспособность, активность,
духовность и возвышенные устремления.
Считается также, что орел летает
настолько высоко, что никакие катаклизмы
на земле ему не страшны. Поэтому в гербе
России орел олицетворяет и то подлинное
величие, которое проявляется в тяжелейших
испытаниях: достаточно вспомнить Куликовскую
битву, Смутное время, Отечественную войну
1812 года, Великую Отечественную войну
1941-1945 гг. И сегодня Россия переживает
тяжелые времена, но орел в ее гербе напоминает
о том, что и на сей раз Россия выстоит
и возродиться.
Орел в гербе символизирует
также способность к самоотверженному
терпению: он может парить высоко в небе,
терпеливо выжидая, пока штормы и ураганы
под ним не улягутся, что по сути своей
глубоко созвучно исключительно русскому
христианскому виду святости, названному
страстотерпчеством. Наиболее ярко оно
проявилось в удивительном подвиге князей
Бориса и Глеба, считающихся покровителями
русского воинства и заступниками земли
Русской. В этом отношении две головы орла
напоминают нашим современникам о двух
братьях, двух великих страстотерпцах,
своей жизнью противостояли войне.
Орел олицетворяет также идею
отцовства, которая трансформируется
в Государственном гербе в идею Отечества,
идею Родины.
Наконец, российский орел выражает
и идею обновления, омоложения. По преданиям,
орел бесстрашно поднимаешься высоко,
подставляя свои крылья палящим лучам.
Затем он камнем падает в океан, а появляется
на поверхности с парой новых крыльев,
вновь становясь молодым, что, кстати,
соответствует идиоме "пройти через
огонь и воду". Не случайно погружение
в воду стало частью обряда христианского
крещения. Для современной России это
символическое значение орла подчеркивает
оптимистическую идею возрождения.
Что же касается двуглавого
орла, то он с древности был символом священного
союза, двойной силы, двойной мудрости,
"неусыпного бодрствования", всеведения,
процветания. Якутские шаманы, изображая
его на своей одежде, считали его своим
главным помощником, духом верхнего мира,
страны предков, которую шаман мог посетить
при камлании, лишь превратившись в двуглавого
орла.
Российский двуглавый орел
указывает на евроазиатский состав России
как на уникальное, по мнению Д. С. Лихачева,
соединение в ней двух великих культур
- Востока и Запада. Две орлиные головы,
бдительно смотрящие по сторонам, символизируют
надежную охрану страны с Востока и Запада.
В политическом значении двуглавый
орел выражает равноправие, демократию,
сочетание интересов всех социальных
групп, наличие прав и свобод граждан,
законность, правосудие и порядок. В этическом
значении он - нравственное совершенство,
поэтому для христиан он символизирует
Иисуса Христа. Алхимики считали его символом
философского камня, а масоны - высочайшим
символом абсолютного совершенства. Считая,
что у двуглавого орла одна голова смотрит
в будущее, другая - назад, в прошлое. Это
напоминание каждому россиянину, что он
должен знать, помнить и гордиться своим
прошлым, потому что без прошлого нет будущего.
Как взаимодействие двух противостоящих
направлений политических идей и движений,
называемых иногда правыми и левыми, двуглавый
российский орел с политической точки
зрения воплощает в себе сосуществование
идеи консерватизма (с ее тягой к стабильности,
устойчивости, сохранению старого) и идеи
реформаторства (стремление к новизне,
смелым социальным преобразованиям и
изменениям).
Крылья орла из трех рядов с
двенадцатью маховыми перьями - это символ
объединения усилий, братских уз, прочного
союза и равенства прав субъектов федерации.
Двенадцать - священное число, олицетворяющее
высшее совершенство, гармонию, целостность,
равновесие и порядок. Не случайно этим
числом было определено количество знаков
зодиака, месяцев в году в атлантической
цивилизации, олимпийских богов, подвигов
Геракла, звеньев в цепи Будды, учеников
Христа, ворот, ступеней и драгоценных
камней на стенах Небесного Иерусалима,
главных православных праздников, магических
растений у розенкрейцеров, музыкальных
тонов в додекафонии, орнаментов в одежде
китайских чиновников и многое, многое
другое.
Три ряда перьев - символ превосходства,
уверенности, силы, приспособляемости,
а также трех высших духовных ценностей:
истины (правды), добра и красоты. Именно
эти ценности обусловлены и следуют из
деления сознания на разум, волю и высшие
чувства, которые являются предметом изучения
трех ветвей философии: логики, этики и
эстетики. Такая научная картина структуры
способности человека к познанию совпадает
с христианской картиной деления души,
которую проповедовал Спаситель.
Клюв, язык, глаза, лапы и когти
орла в геральдике принято называть термином
"вооружение". Детали вооружения
обычно выделяются цветом, отличным от
основной окраски орла, который в таком
случае именуется вооруженным. Именно
таким был прежний российский двуглавый
орел: его фигура была черного цвета; клюв,
глаза, лапы и когти - золото, а язык - красного.
Вооруженный двуглавый орел считался
олицетворением военной угрозы, агрессивности
государства, его опоры на военную силу.
Современный российский двуглавый
орел представлен невооруженным: его глаз,
клюв, язык, лапы и когти имеют тот же цвет,
что и оперение. Такой орел символизирует
государство, политика которого строиться
на оборонительной военной доктрине, опирающейся
на принципы добрососедства и миролюбия.
Но крепкий и острый клюв орла все же раскрыт:
это говорит о том, что Россия способна
надежно обеспечить свою безопасность,
защитить себя и своих союзников от любо
агрессии.
У вооруженного орла язык является
показателем свирепости, ярости и гнева.
Язык современного невооруженного орла
символизирует мудрость, интеллект и духовное
богатство как движущие силы на пути духовного
развития. Орел в древности считался посланником
богов, а ег язык олицетворял высшее знание,
силу пророческого вещания. В Древнем
Риме жрецы-авгуры гадали по ауспициям
- полету и пению птиц, пытаясь расшифровать
их священные знания. Многие птицы объявлялись
вещими, а самой вещей птицей считался
орел. Позже у масонов и мистиков он стал
символом инициации (посвящения в тайные
знания), а его язык - символом голоса бога.
Золотой орел на красном поле при Петре
I был заменен черным на золотом. В лапах
орла - скипетр (символ достоинства и целостности).
Композиция из трех корон в
гербе России стала изображаться с 1625
года, а царь Алексей Михайлович объяснял
это дополнение присоединением к Руси
трех царств: Сибирского, Казанского и
Астраханского. Три короны символизировали
также христианскую троицу и три христианские
добродетели: Веру, Надежду и Любовь. Когда
в 1699 году три короны скрепили лентой Святого
апостола Андрея Первозванного, их символику
стали связывать с идеей братства и единой,
общей истории трех восточнославянских
народов: русских, украинцев и белорусов.
Сегодня три короны олицетворяют три ветви
власти: законодательную, исполнительную
и судебную. Как символ благословения
и награды России: за героическое прошлое,
мученическое настоящее и богоизбранное
будущее.
Короны символизируют также
неусыпную, неустанную, полную забот и
беспокойства деятельностью людей, которые
облечены властью, поэтому они олицетворяют
почетный и священный долг служения народу
и высшую ответственность перед ним.
Ленточке между коронами в прошлом
не раз придавался статус ленты высшей
государственной награды России - Орден
Андрея Первозванного, поэтому она была
голубой. Лента символизировала богоизбранную
миссию России и ее божественное покровительство.
Сегодня она выражает идею единства и
плодотворного сотрудничества трех вервей
власти, необходимость четкой согласованности
усилий ветвей власти.
Завитки ленты в в геральдике
символизируют верность традициям предков,
сохранение всего лучшего, что оставили
нам отцы и деды: национальную самобытность,
менталитет, боевую славу, достижения
науки и культуры. После восстановления
Ордена Андрея Первозванного в июле 1998
года ленту в гербе России можно снова
назвать Андреевской, указывающую на устремленность
России к процветанию, величию и славе.
На груди орла помещен щит с
изображением всадника, поражающего копьем
крылатого змия. Долгие годы всадник олицетворял
великого князя, государя, царя или его
наследника. Со времен Петра I его стали
величать Святым Георгием, считавшимся
покровителем не только русских князей
и военных, но и всей России, символом борьбы
добра со злом. Сам по себе щит с гербом
Москвы указывает на преемственность
новой России и на нашу столицу, как н собирательницу,
защитницу и мать земель русских. Всадника,
изображенного на щите, в XIX стали изображать
скачущим справа налево.
Красный цвет поля в современном
гербе - символ животворной силы, русской
идеи, героизма, красоты и победы, а золотой
цвет орла - символ достоинства, величия,
богатства, великолепия, вечности и славы.
Итак, современный российский
герб олицетворяет историческую преемственность
России, ее устремленность в бедующее,
к государству равных прав и возможностей,
где удовлетворяться интересы каждого
гражданина. К этому постепенно и продвигается
новая Россия, выйдя на путь построения
правового государства.
4. История гимнов России
В России
долго не было своего гимна.
Вплоть до ХVII века во время
государственных церемоний и
событий общегосударственного В течение всего ХVIII века функции гимна выполнял средневековый общеевропейский гимн "Тебя, Бога, хвалим". Его исполняли после побед русских войск, в конце торжественных молебствий и в "царские" дни императорской семьи. К хвалебным кантам, ораториям примыкал старейший русский "Преображенский марш Петра Великого", созданный ближе к концу царствования Петра. К концу ХIХ века Преображенский марш стал главным в России. С 1917 года этот марш некоторое время выполнял функции государственного гимна. Первым официальным Датой рождения второго официального гимна России - "Боже, Царя храни" на мелодию А.Ф. Львова - стало 25 декабря 1833 года, день празднования годовщины изгнания французов из России. Этот гимн существовал до 2 марта 1917 года, дня отречения от престола императора Николая II. После февральской революции 1917 года непродолжительное время роль гимна выполняла "Русская Марсельеза". По предложению В.И. Ленина "в новых условиях" "непримиримой классовой борьбы" вместо "буржуазной "Марсельезы" стал использоваться "Интернационал". 10 января 1918 года на III съезде Советов он исполнялся уже как гимн победившей пролетарской революции. 1 января 1944 года впервые
прозвучал по радио новый В 1990 году решением Совета Министров РСФСР в России была образована правительственная комиссия по созданию нового государственного гимна (сопредседатели - Сергей Михалков, министр культуры РФ Евгений Сидоров, председатель Союза композиторов России Владислав Казенин). В качестве его музыки власти одобрили "Патриотическую песню" М.И. Глинки. Был объявлен конкурс на текст гимна. Согласно условиям конкурса, стихи принимались от всех граждан России. Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 года утверждено Положение о Государственном гимне РФ, на основании которого Государственным гимном Российской Федерации является мелодия, созданная на основе "Патриотической песни" М.И. Глинки в аранжировке А. Петрова. Комиссией по подготовке нового гимна был объявлен конкурс на его текст, всего в комиссию поступило свыше 6000 текстов. После долгой работы остановились на двадцати, которые были записаны на пленку хоровым коллективом. После прослушивания этих текстов члены комиссии пришли к выводу, что ни один из озвученных вариантов не подходит для государственного гимна России. Работа комиссии была прекращена в 1996 году. В январе 1998 года Президентом
РФ Борисом Ельциным был внесен на
рассмотрение Государственной Думы
федеральный конституционный На встрече высших руководителей
законодательной и 4 декабря 2000 года Президент
РФ Владимир Путин внес в
Государственную Думу наряду
с федеральными законами о
государственной символике В декабре 2000 года была образована рабочая группа по рассмотрению предложений о тексте государственного гимна. В состав рабочей группы включены, в частности, губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, министр культуры Михаил Швыдкой, председатель думского комитета по культуре и туризму Николай Губенко, ряд депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, а также Администрации Президента. 30 декабря 2000 года Президент
РФ Владимир Путин подписал
Указ о тексте В середине января 2001 года Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы текст Государственного Гимна России в качестве проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный конституционный закон "О Государственном Гимне РФ". 7 марта 2001 года Госдума
приняла в первом, втором и
третьем, окончательном, |