История государственного управления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:55, контрольная работа

Описание

 суверенитет, который проявляется в независимости и самостоятельности государства во внешней политике и в осуществлении высшей власти над всеми объектами на данной территории. Решения государственных органов власти являются обязательными для всех граждан;
 наличие у государства специальных органов принуждения. Государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву использования силы другими органами в пределах данного государства

Работа состоит из  1 файл

контрольная по истории для закачки.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине  
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ»
 
 
 
 
 
 
 

              Исполнитель:

              Специальность:

              № зачетной книжки:

              Руководитель:  
               
               

Москва 2009

Задание I 

      1. Является ли наличие слоя профессиональных управленцев основным признаком государства? 

     Да, является. Основными признаками государства  являются:

  • отделение публичной власти от общества и появление слоя профессиональных управленцев;
  • суверенитет, который проявляется в независимости и самостоятельности государства во внешней политике и в осуществлении высшей власти над всеми объектами на данной территории. Решения государственных органов власти являются обязательными для всех граждан;
  • наличие у государства специальных органов принуждения. Государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву использования силы другими органами в пределах данного государства;
  • наличие у государства исключительных прав:

      * на издание законов, обязательных  для всех граждан, а также  всех, находящихся на территории  данного государства;

      * на сбор налогов с населения,  необходимых для функционирования государства;

  • наличие определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства;
  • наличие государственного аппарата — особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти;
  • наличие законов и норм, санкционированных государством и регулирующих жизнь общества;
  • наличие населения, на которое распространяется власть государства.
 
      
      1. Когда и в каких исторических условиях в России произошло отделение  публичной власти от общества и начал формироваться слой профессиональной бюрократии?
 

      Во 1 пол. 15 века на Руси сохраняется «система кормлений» (система натуральной  оплаты, содержания за счет местного населения  некоторых категорий должностных  лиц, несущих службу в пользу князя). Эта система была не эффективной для государственного управления и разорительна для населения. Она была ликвидирована при Иване IV земской реформой 1555 – 1556 гг. В это время складывается бюрократия — штат дьяков и подьячих — основа «приказной» бюрократии. Важнейшие органы государственного управления — избы. Вся система госуправления не упорядочена: большое количество должностей с неопределенными полномочиями, т.к. нет должностных инструкций, решения принимались произвольно. 

      
      1. Используя материалы КОПР-3 выделите этапы в формировании российской бюрократии.
 

      Хотя  термин «бюрократия» возник только в 18 в., сами бюрократические структуры  существовали задолго до этого. Бюрократия начала развиваться уже в самых  древних государствах, где происходила профессионализация управления. Бюрократизация управления была одной из отличительных черт Древнего Египта и Римской империи.

      - В России бюрократия начала формироваться в первой половине  
15 века. В этот период органами госуправления были — избы. В них служат дьяки и подъячи. В это время начинает складываться профессиональная бюрократия.

      Во  второй половине 15 века заканчивается  эпоха феодальной раздробленности  и начинает складываться централизованное государство с центром в Москве. Государство называется Великое княжество Московское. В этот  период бояре в массовом порядке переходят на службу к великому князю и становятся ниже по уровню, увеличивается состав и укрепляется положение Боярской Думы – совещательный орган при князе, который играет значительную роль в управлении. Великий князь считался с решениями Боярской Думы. Дворцово-вотчинная система управления государством, унаследованная от прошлого, включала управление собственно великокняжеским дворцом, осуществляемое дворецким и его подчиненными, а также управление княжескими селами и отдельными местностями. Этим заведовали пути – административные и судебные органы, во главе которых стояли путные бояре. В конце 15 в. началось перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную систему управления

      - В 16 в. на Руси складывается единое централизованное государство, значительно увеличивается территория страны, вводятся единая система налогообложения и единая денежная система, начинают оформляться функционально-специализированные органы государственного управления, построенные по принципу «вертикали власти» - приказы. Работающие в них незнатные дьяки постепенно стали играть не менее важную роль, чем знатные бояре. Возникает сословно-представительный орган — Земский Собор, который выполняет, в основном совещательные функции. Он имеет 2 палаты — верхнюю (царь, высшее духовенство, бояре) и нижнюю (избиралась из горожан, дворян, крестьян). В середине 16 в. Иван Грозный проводит реформы местного самоуправления — губную и земскую. Созданы новые органы местного самоуправления — земские (финансово-налоговые функции) и губные (полицейско-судебные) избы.

      - В 17 в. главной тенденцией в развитии государственности на Руси было ее продвижение по пути к абсолютизму. Это проявлялось в постепенном усилении власти царя, централизации государственного управления, разрастании и усложнении государственного аппарата и росте числа чиновников, ослаблении деятельности сословно-представительных органов. В этот период усиливается расцвет приказной системы: увеличивается число приказов (к концу века их становится около 50), создается важный приказ — тайный — занимается государственной изменой. По-прежнему функционирует Боярская Дума. Создается ближняя тайная, комнатная дума, куда входили приближенные лица к царю, по сути своей это было правительство.

      - В первой половине 18 в. в России сложился абсолютизм. Монарх обладает неограниченной властью, государство достигает наивысшей степени централизации, создан разветвленный государственный аппарат, укрепляется постоянная армия и полиция. Идет процесс разделения органов власти. Законы играют значительно бòльшую роль в жизни общества, чем прежде. Новый импульс развитию бюрократии в России был дан реформами Петра I, который стремился, ориентируясь на опыт стран Западной Европы, заменить потомственных бояр профессиональными чиновниками. Высшими бюрократическими органами стали Сенат, пришедший на смену Боярской Думе, и коллегии, которые заменяли прежние приказы. Стремясь законодательно зафиксировать происходящие с аппаратом управления изменения, Петр I подписал Генеральный регламент коллегий (1720). Этот документ содержал правила функционирования государственного аппарата как бюрократической организации: выстраивал иерархию, устанавливая подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, закреплял обезличенность взаимоотношений посредством связей между инстанциями только письменным образом, устанавливал специализацию и обязанности всех служащих. Дополнительная проработка принципа иерархии была проведена посредством Табеля о рангах (1722), который устанавливал иерархию служащих и правила продвижения по служебной лестнице. Наконец, в 1763 г. повсеместно было введено регулярное жалование для чиновников. Хотя Россия всегда считалась страной бюрократов, их доля в общей численности населения была невелика – ниже, чем в развитых странах Западной Европы. По своим характеристикам бюрократия императорской России тяготела к восточному варианту: была подконтрольна вышестоящим чиновникам, но не обществу, отличалась коррумпированностью и невысокой эффективностью. Кроме того, в российской бюрократии неформальные отношения часто выходили на первый план, из-за чего отсутствовала как четкая профессиональная специализация, так и зависимость продвижения чиновника по службе от служебной компетентности. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении — все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

      - Вторая половина 18 в. вошла в  историю России как время правления Екатерины II, эпоха просвещенного абсолютизма и «золотой век» дворянства. Екатерина II стремилась устранить элементы варварства из народной жизни, сделать общество более просвещенным, близким к западноевропейскому, законодательство — более либеральным; она стремилась увеличить силы местной администрации, разграничить ведомства и привлечь к управлению земские структуры. Центр тяжести всего управления страной был перенесен в области, в центре оставалась лишь обязанность общего руководства и наблюдения. При Павле I местное и сословное управление было ограничено, а власть центральных органов усилилась.

      - В 19 в. важнейшими характеристиками госуправления в России были дальнейшая централизация и бюрократизация госаппарата. Усложнившиеся задачи государства потребовали создания новых органов управления, усложнилась и внутренняя структура госучреждений. Между центральными и местными учреждениями установились более тесные связи.

      - В 20 в. управленческий аппарат СССР унаследовал основные особенности бюрократии дореволюционной России. Советская администрация не превратилась в европейскую бюрократию, а сформировала в 1920–1930-е особый тип чиновничества – номенклатуру. Карьера члена номенклатуры зависела не столько от его деловых качеств, сколько от политической лояльности (при Сталине) и от личных связей (при преемниках Сталина). Резко возрос сам штат управленцев, что, однако, не способствовало росту качества управления.

      - Экономические реформы при М.Горбачеве и Б.Ельцине проводились под лозунгом борьбы с бюрократией. Так, при проведении приватизации в 1990-е главным аргументом в ее пользу было утверждение, что частный предприниматель будет управлять предприятием эффективнее государственного бюрократа. Однако даже в начале 2000-х власть бюрократии в России остается не эффективной, но сильной – государственные чиновники сохранили возможность контроля над всеми основными сферами жизни общества, а число их возросло даже по сравнению с советским периодом. Поэтому рационализация управленческого аппарата остается важнейшей задачей, которую еще предстоит решать в ходе будущих реформ. 

Задание II 

     
  1. Раскройте значение терминов «Совнарком», «Совмин».

     Совнарком — Совет народных комиссаров.

     Совмин  — Совет министров.

  1. К какому периоду в истории российской государственности они относятся?

     Эти термины относятся к периоду  социализма в госуправлении России. 

Задание III 

      
      1. Какие события из приведенных ниже оказали, с вашей точки зрения наиболее сильное влияние на систему государственного управления в первой четверти 18 в.
 

1700 -  переход  на общеевропейский счет лет  (юлианский календарь);

1701 – начало  частичной секуляризации монастырских  владений;

1703 – основание Санкт-Петербурга;

1705 – начало  астраханского восстания;

1708 – начало  реформы местного самоуправления;

1711 – учреждение  Сената;

1718 – отмена  приказов и введение коллегий;

1719 – начало  губернской реформы;

1721 – учреждение  Синода;

1722 – указ Петра 1 о престолонаследии, согласно которому царь сам назначает себе преемника по своей воле;

1724 – отмена  подворного обложения и введение  подушной подати. 

      С моей точки зрения, наиболее сильное  влияние на систему госуправления в первой четверти 18 в. оказали следующие события:

      Важную  роль в утверждении абсолютизма  играла церковная реформа.  
1701 — начало частичной секуляризации монастырских владений и патриаршество было ликвидировано, для управления церковью была создана Духовная коллегия — Святейший правительствующий Синод — 1721.

      1703 — основание Санкт-Петербурга  и перенос туда столицы из  Москвы.

      1708 — начало реформы местного  управления. В результате реформы  прежнее административное деление  (губерния, провинция, уезд) было  изменено: провинции упразднены, число губерний увеличено до 40. С изменением административных границ в рамках губернской реформы было изменено и местное управление: разделены административные, финансовые и судебные дела. В дальнейшем унификация органов местного управления на территории всей страны привела к упразднению автономии некоторых окраин.

      1711 — учреждение Сената. Переход  к абсолютизму знаменовался и  судебной реформой. Высшей судебной  инстанцией был монарх. Его компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной. Следующей инстанцией был Сенат, подчиняющий себе Юстиц-коллегию (в числе всех других) и всю систему судебных учреждений. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией, и его решения были окончательными.

Информация о работе История государственного управления в России