Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:55, контрольная работа
суверенитет, который проявляется в независимости и самостоятельности государства во внешней политике и в осуществлении высшей власти над всеми объектами на данной территории. Решения государственных органов власти являются обязательными для всех граждан;
наличие у государства специальных органов принуждения. Государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву использования силы другими органами в пределах данного государства
по дисциплине
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В РОССИИ»
Исполнитель:
Специальность:
№ зачетной книжки:
Руководитель:
Задание
I
1. Является
ли наличие слоя профессиональных
управленцев основным
признаком государства?
Да, является. Основными признаками государства являются:
*
на издание законов,
* на сбор налогов с населения, необходимых для функционирования государства;
Во
1 пол. 15 века на Руси сохраняется «система
кормлений» (система натуральной
оплаты, содержания за счет местного населения
некоторых категорий
Хотя термин «бюрократия» возник только в 18 в., сами бюрократические структуры существовали задолго до этого. Бюрократия начала развиваться уже в самых древних государствах, где происходила профессионализация управления. Бюрократизация управления была одной из отличительных черт Древнего Египта и Римской империи.
- В
России бюрократия начала формироваться
в первой половине
15 века. В этот период органами госуправления
были — избы. В них служат дьяки и подъячи.
В это время начинает складываться профессиональная
бюрократия.
Во второй половине 15 века заканчивается эпоха феодальной раздробленности и начинает складываться централизованное государство с центром в Москве. Государство называется Великое княжество Московское. В этот период бояре в массовом порядке переходят на службу к великому князю и становятся ниже по уровню, увеличивается состав и укрепляется положение Боярской Думы – совещательный орган при князе, который играет значительную роль в управлении. Великий князь считался с решениями Боярской Думы. Дворцово-вотчинная система управления государством, унаследованная от прошлого, включала управление собственно великокняжеским дворцом, осуществляемое дворецким и его подчиненными, а также управление княжескими селами и отдельными местностями. Этим заведовали пути – административные и судебные органы, во главе которых стояли путные бояре. В конце 15 в. началось перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную систему управления
- В
16 в. на Руси складывается единое централизованное
государство, значительно увеличивается
территория страны, вводятся единая система
налогообложения и единая денежная система,
начинают оформляться функционально-
- В 17 в. главной тенденцией в развитии государственности на Руси было ее продвижение по пути к абсолютизму. Это проявлялось в постепенном усилении власти царя, централизации государственного управления, разрастании и усложнении государственного аппарата и росте числа чиновников, ослаблении деятельности сословно-представительных органов. В этот период усиливается расцвет приказной системы: увеличивается число приказов (к концу века их становится около 50), создается важный приказ — тайный — занимается государственной изменой. По-прежнему функционирует Боярская Дума. Создается ближняя тайная, комнатная дума, куда входили приближенные лица к царю, по сути своей это было правительство.
- В первой половине 18 в. в России сложился абсолютизм. Монарх обладает неограниченной властью, государство достигает наивысшей степени централизации, создан разветвленный государственный аппарат, укрепляется постоянная армия и полиция. Идет процесс разделения органов власти. Законы играют значительно бòльшую роль в жизни общества, чем прежде. Новый импульс развитию бюрократии в России был дан реформами Петра I, который стремился, ориентируясь на опыт стран Западной Европы, заменить потомственных бояр профессиональными чиновниками. Высшими бюрократическими органами стали Сенат, пришедший на смену Боярской Думе, и коллегии, которые заменяли прежние приказы. Стремясь законодательно зафиксировать происходящие с аппаратом управления изменения, Петр I подписал Генеральный регламент коллегий (1720). Этот документ содержал правила функционирования государственного аппарата как бюрократической организации: выстраивал иерархию, устанавливая подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, закреплял обезличенность взаимоотношений посредством связей между инстанциями только письменным образом, устанавливал специализацию и обязанности всех служащих. Дополнительная проработка принципа иерархии была проведена посредством Табеля о рангах (1722), который устанавливал иерархию служащих и правила продвижения по служебной лестнице. Наконец, в 1763 г. повсеместно было введено регулярное жалование для чиновников. Хотя Россия всегда считалась страной бюрократов, их доля в общей численности населения была невелика – ниже, чем в развитых странах Западной Европы. По своим характеристикам бюрократия императорской России тяготела к восточному варианту: была подконтрольна вышестоящим чиновникам, но не обществу, отличалась коррумпированностью и невысокой эффективностью. Кроме того, в российской бюрократии неформальные отношения часто выходили на первый план, из-за чего отсутствовала как четкая профессиональная специализация, так и зависимость продвижения чиновника по службе от служебной компетентности. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении — все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.
- Вторая половина 18 в. вошла в историю России как время правления Екатерины II, эпоха просвещенного абсолютизма и «золотой век» дворянства. Екатерина II стремилась устранить элементы варварства из народной жизни, сделать общество более просвещенным, близким к западноевропейскому, законодательство — более либеральным; она стремилась увеличить силы местной администрации, разграничить ведомства и привлечь к управлению земские структуры. Центр тяжести всего управления страной был перенесен в области, в центре оставалась лишь обязанность общего руководства и наблюдения. При Павле I местное и сословное управление было ограничено, а власть центральных органов усилилась.
- В 19 в. важнейшими характеристиками госуправления в России были дальнейшая централизация и бюрократизация госаппарата. Усложнившиеся задачи государства потребовали создания новых органов управления, усложнилась и внутренняя структура госучреждений. Между центральными и местными учреждениями установились более тесные связи.
- В 20 в. управленческий аппарат СССР унаследовал основные особенности бюрократии дореволюционной России. Советская администрация не превратилась в европейскую бюрократию, а сформировала в 1920–1930-е особый тип чиновничества – номенклатуру. Карьера члена номенклатуры зависела не столько от его деловых качеств, сколько от политической лояльности (при Сталине) и от личных связей (при преемниках Сталина). Резко возрос сам штат управленцев, что, однако, не способствовало росту качества управления.
- Экономические
реформы при М.Горбачеве и Б.Ельцине проводились
под лозунгом борьбы с бюрократией. Так,
при проведении приватизации в 1990-е главным
аргументом в ее пользу было утверждение,
что частный предприниматель будет управлять
предприятием эффективнее государственного
бюрократа. Однако даже в начале 2000-х власть
бюрократии в России остается не эффективной,
но сильной – государственные чиновники
сохранили возможность контроля над всеми
основными сферами жизни общества, а число
их возросло даже по сравнению с советским
периодом. Поэтому рационализация управленческого
аппарата остается важнейшей задачей,
которую еще предстоит решать в ходе будущих
реформ.
Задание
II
Совнарком — Совет народных комиссаров.
Совмин — Совет министров.
Эти
термины относятся к периоду
социализма в госуправлении России.
Задание
III
1700 - переход на общеевропейский счет лет (юлианский календарь);
1701 – начало
частичной секуляризации
1703 – основание Санкт-Петербурга;
1705 – начало астраханского восстания;
1708 – начало
реформы местного
1711 – учреждение Сената;
1718 – отмена приказов и введение коллегий;
1719 – начало губернской реформы;
1721 – учреждение Синода;
1722 – указ Петра 1 о престолонаследии, согласно которому царь сам назначает себе преемника по своей воле;
1724 – отмена
подворного обложения и
С моей точки зрения, наиболее сильное влияние на систему госуправления в первой четверти 18 в. оказали следующие события:
Важную
роль в утверждении абсолютизма
играла церковная реформа.
1701 — начало частичной секуляризации
монастырских владений и патриаршество
было ликвидировано, для управления церковью
была создана Духовная
коллегия — Святейший правительствующий
Синод — 1721.
1703 — основание Санкт-Петербурга и перенос туда столицы из Москвы.
1708
— начало реформы местного
управления. В результате реформы
прежнее административное
1711 — учреждение Сената. Переход к абсолютизму знаменовался и судебной реформой. Высшей судебной инстанцией был монарх. Его компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной. Следующей инстанцией был Сенат, подчиняющий себе Юстиц-коллегию (в числе всех других) и всю систему судебных учреждений. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией, и его решения были окончательными.
Информация о работе История государственного управления в России