История государственной думы 1906-1917 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 14:57, реферат

Описание

в работе описана история существования Государственной думы с акцентом на те вопросы, которые в наши дни стоят чрезвычайно остро

Содержание

Введение ……………………………………………………..……….. 3
1. Законодательные органы в России
до Государственной Думы ………………………………….. 4
2. Российское общество на пороге XX века …………………… 5
3. Выборы в I Государственную Думу ……………………….… 6
4. I Государственная Дума России ………………………….… 7
5. II Дума – обреченная …………………………………….….. 10
6. III Дума - недостаточная достаточность ……………….….. 13
7. IV Дума - парадокс истории …………………………….….. 16
8. Заключение ……………………………………………………. 20
9. Список литературы ………………………………………….… 22

Работа состоит из  1 файл

ГОС ДУМА.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

Введение  ……………………………………………………..………..       3

  1. Законодательные органы в России

    до  Государственной Думы …………………………………..        4

  1. Российское общество на пороге XX века ……………………          5
  2. Выборы в I Государственную Думу ……………………….…          6
  3. I Государственная Дума России  ………………………….…           7
  4. II Дума – обреченная …………………………………….…..          10
  5. III Дума - недостаточная достаточность ……………….…..           13
  6. IV Дума - парадокс истории …………………………….…..          16
  7. Заключение …………………………………………………….           20
  8. Список литературы ………………………………………….…         22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Принятие  новой российской Конституции и  провозглашение Российской Федерации  правовым государством с республиканской  формой правления ставит историко-юридическую науку перед необходимостью исторического анализа в такой области, как становление и развитие системы государственных органов.

      В течение многих десятилетий изучение истории Государственной думы всех ее четырех созывов (1906-1917 гг.) имело академический характер. Но теперь, когда в стране появилась новая Государственная дума, это изучение приобретает и большое практическое значение. Политики, ученые, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной, нередко называют нижнюю палату Федерального Собрания пятой Думой (ныне уже и шестой). Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, ибо признается, что “работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни”1.

      Исторические  традиции проявляются не только в  сохранении определенной формы правления. Они бывают связаны, в частности, с особенностями развития парламентаризма, который так же может существовать в различных формах (например, президентская или парламентская республика) Иными словами, конкретные условия организации и деятельности законодательных органов страны формируются под воздействием исторически определенных факторов. Немалую роль в этом играют накопленный опыт, устойчивость демократических традиций, восприятие их населением и др.

      Как известно, основная задача исторической науки заключается в том, чтобы, опираясь на объективный анализ выявленных факторов, дать оптимальный прогноз развития того или иного явления, вскрыть причины тех или иных явлений в настоящем. Поэтому в настоящей работе я попытаюсь описать историю существования Государственной думы с акцентом на те вопросы, которые в наши дни стоят чрезвычайно остро. 
 
 
 
 
 

1. Законодательные  органы в России до Государственной Думы 

     К народному представительству люди стремились с далекой древности. Под звон колоколов в Новгороде  и Пскове, Москве и Рязани, в Киеве  и Владимире собиралось народное вече в Древней Руси, чтобы решить, кого призвать на княжение, собирать ли в поход дружину, увеличивать ли подати и т.д. В известной степени продолжением этой формы представительства был Земский собор. Правда, вначале он походил на “парламент чиновников” из представителей высшей администрации – руководителей приказов, церкви, столичного и провинциального дворянства; но постепенно в обществе вызрела идея выборности соборов: к концу XIV в. Земские соборы стали выбирать по сословиям.

     К концу XVII в. деятельность соборов отмирает. На смену им приходит Сенат Петра I, который взял на себя функции законодательного органа. Через Сенат Петр проводил все свои реформы. Столь же самодержавно правила и Екатерина II, хотя, будучи человеком для своего времени передовым, с ориентацией на европейские страны, она предприняла некоторые шаги в сторону формирования выборных общественных органов, в первую очередь в лице “Уложенных комиссий”.

     Попытка поставить страну на конституционный  путь была предпринята при Александре I. На 1 сентября 1810 г. было даже запланировано открыть Государственную Думу, созданную, по идеям М.М. Сперанского, по образу и подобию европейских парламентов.2  В дальнейшем активное конституционное брожение в кругах дворянства после победоносного марша в 1813 году по Европе испугали царя. Его последователи тоже не пошли на решительные реформы политической системы. Активный поиск конкретных форм конституционного устройства был отложен до начала XX века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Российское общество  на пороге XX века

     Период  с 1900 до 1917 гг. изучался в нашей истории  в основном как этап революционной  борьбы угнетенных масс. События этого  времени не рассматривались как  интегральный общенациональный кризис.

     К началу XX в. Россия была аграрно-индустриальной державой, занимала пятое место в мире по общему уровню промышленной продукции.

     В начале XX в. разразился промышленный кризис, который усилил революционные настроения. В тугой узел затянулись нерешенные проблемы: аграрная, национальная, демократизации государственного устройства и др.

     В 1894 г. на престол в возрасте 25 лет  взошел последний российский император  Николай II. Он был прекрасно образован и воспитан,  владел пятью языками. В то же время больших государственных талантов он не имел и бремя управления великой страной нес как тяжелый крест, отдыхая от него в кругу семьи. Земские деятели в ходатайстве царю просили повысить роль органов местного самоуправления, на что Николай II заявил, что расчеты земств на “участие в делах внутреннего управления” являются “бессмысленными мечтаниями”.3

     В начале века появились первые признаки раскола в государственном устройстве страны. Современники говорили о потере властью авторитета, о десакрализации самодержавия.

     Интеллигенция являлась наиболее образованной частью общества и была нацелена на инновационную деятельность, выходящую, как правило, за рамки официальной идеологии. Она была занята в государственном аппарате, в области культуры, в сфере материального производства, в управлении промышленностью, помещичьим хозяйством, частной юридической практикой и др. Получили мировое признание в качестве феномена российской интеллигенции: демократизм устремлений, последовательное отстаивание своей независимости от политической власти, самостоятельность мышления, тщательно оберегаемый “кодекс чести”, забота не только о своем благоденствии, но прежде всего о благе тех слоев населения, которые ввиду недостатка образования и культуры имели ограниченные возможности сознательно отнестись к своему историческому творчеству. 

     Хорошо  организованным было духовенство. Деятельность церковников возглавлялась Святейшим Синодом, подчиненным прокурору Синода, и согласовывалась с органами государственной власти.

     На  фоне относительно мирного развития капитализма и рабочего движения на Западе Россия выделялась остротой социальных конфликтов, завершившихся первой российской революцией (1905 г.). Революция заставила искать компромиссы.

  1. Выборы в I Государственную Думу
 

     Выборы  в I Государственную Думу проходили в марте-апреле 1906 г. Возникшие многочисленные политические партии в отношении к участию в выборах исходили из оценки ситуации, сложившейся в общественном движении после опубликования Манифеста 17 октября: на фоне четко обозначившегося спада стачечной борьбы широкий размах сохраняло крестьянское движение, вспыхивали восстания в армии и на флоте. Большинство левых партий бойкотировали выборы – большевики, национальные социал-демократические партии, эссеры, Всероссийский крестьянский союз.

     Очень продуманно и умело провели свою предвыборную кампанию кадеты, сумевшие привлечь на свою сторону большинство демократических избирателей обязательствами «сосчитаться» в Думе с правительством, провести радикальную крестьянскую и рабочую реформы, ввести законодательным путем весь комплекс гражданских прав и политических свобод.4 Тактика кадетов принесла им победу на выборах: они получили 161 место в Думе или 1/3 от общего числа депутатов.

     Черносотенные партии мест в Думе не получили. Серьезное  поражение потерпели на выборах  октябристы – к началу думской  сессии у них было всего 13 депутатских мест. Заметное место среди депутатов занимала крестьянская трудовая группа (107 мест), в которую в начале работы Думы входили рабочие и социал-демократы, прошедшие на выборах в тех губерниях, где бойкот не удался. Председателем Думы был избран кадет С.А. Муромцев.

     С 1906 г. по февраль 1917 г. в России действовали  Государственные Думы четырех созывов. Деятельность их представляет особый интерес, поскольку это были при  всей их ограниченности выборные народом  органы власти, имевшие право контроля за некоторыми сторонами управления государством, которые до этого времени безраздельно принадлежали царю-самодержцу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. I Государственная Дума России
 

     Событием  огромной исторической важности не только в данной стране, но и во всем цивилизованном мире было открытие в Петербурге 27 апреля 1906г. I Государственной Думы. Оно состоялось в самом крупном в столице Тронном зале Зимнего дворца и было обставлено весьма торжественно. Прибыло огромное число приглашенных, журналистов и дипломатических представителей из многих стран. Ждали царя, и он приехал. Однако «тронная» речь Николая II, в общем-то тусклая и бесцветная, лишенная глубокого содержания, разочаровала присутствующих 5.  

     Вследствие  неодновременности выборов работа I Государственной Думы проходила при неполном составе.  Заняв первенствующее положение в Думе, кадеты 5 мая в письменный ответ на «тронную» речь царя дружно включили требование отмены смертной казни и амнистии политическим заключенным, установления ответственности министров перед народным представительством, упразднения Государственного совета, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных монастырских земель и принудительного выкупа частновладельческих для ликвидации земельного голода русского крестьянина. Думцы надеялись, что с этими требованиями царь примет Муромцева, но Николай II не удостоил его этой чести. Ответ думцев был отдан в обычном порядке для «монаршего прочтения» председателю Совета министров И.Л. Горемыкину.

     13 мая 67-летний премьер с трудом  поднялся на трибуну и на  все требования послания ответил  категорическим «Нет!» Даже консерваторы  были обескуражены. “Ответ правительства – сплошная политическая ошибка” – написал об этом лидер октябристов А.И. Гучков6.

     19 мая 104 депутата Трудовой группы внесли своей законопроект (проект 104-х). Суть аграрной реформы по законопроекту сводилась к образованию «общественного земельного фонда» для обеспечения безземельного и малоземельного крестьянства путем отвода ему не в собственность, а в пользование участков в пределах определенной «трудовой» или «потребительской» нормы. Что касается помещиков, то трудовики предлагали оставить им лишь «трудовую норму». Конфискация земли у помещиков, должна была, по мнению авторов проекта, компенсироваться вознаграждением помещиков за изъятые земли.

     6 июня появился еще более радикальный  эссеровский «проект 33-х». Он предусматривал  немедленное и полное уничтожение  частной собственности на землю  и объявление ее со всем  недрами и водами общей собственностью всего населения России.

     Обсуждение  аграрного вопроса в Думе вызвало  рост общественного возбуждения  в широких массах и революционные  выступления в стране. Желая укрепить положение правительства, отдельные  его представители – Извольский, Коковцев, Трепов, Кауфман – выступили с проектом обновления правительства путем включения туда кадетов (Милюкова и др.). Однако это предложение было встречено в штыки консерваторами. Некоторые из них считали, что лучше избавиться от Думы вообще, чем обсуждать эту проблему. Они взяли верх.

Информация о работе История государственной думы 1906-1917 годов