Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:49, контрольная работа
Цель работы: проанализировать экономические мысли средневековой Европы.
Задачи работы:
• Влияние христианства на экономическую мысль, основные требования ересей и народных движений;
• Описать экономические взгляды Фомы Аквинского;
• Основные положения средневековых мыслителей, которые отвергают меркантилисты.
Введение……………………………………………………………………………... 2
1. Влияние христианства на экономическую мысль. Экономические проблемы в трудах Фомы Аквинского……………………………………………………….. 3
2. Экономические требования ересей и народных движений……………………. 6
3. Отношение к труду и богатству античных и средневековых мыслителей
Основные положения средневековых мыслителей, которые отвергают меркантилисты ...………………………………………………………………..…… 9
Заключение…………………………………………………………………………. 12
Список используемой литературы………………………………………………. 13
Эти «ереси», направленные
против феодальных отношений,
в большой степени
3. Отношение к труду и богатству античных и средневековых мыслителей.
Средневековье с самого начала определило свое отношение к труду и богатству, совершенно отличное от отношения к ним в античном мире. В последнем труд не мог считаться добродетелью, более того, он вообще не рассматривался как существенный признак человека. Человеческий идеал античности предполагал индивида—члена полиса, государства, гражданина, поглощенного общественной, политической, культурной жизнью, а не физическим трудом. Этот труд перекладывался на плечи рабов, вольноотпущенников. Гражданин — воин, участник народного собрания, спортивных состязаний, религиозных жертвоприношений, посетитель театральных зрелищ и дружеских пиров — личность, развивающая себя вне сферы материального производства. Богатство — средство для ведения гражданской жизни, и поэтому экономические теории античности сводятся к вопросу: какой вид собственности обеспечивает наилучших граждан? Античная цивилизация в «классический» период не знала высокого достоинства физического труда, его религиозно-нравственной ценности. Платон, отвергая зримый, осязаемый мир — бледную копию мира идей, Аристотель, подчеркивая политическую природу человека, относились к производительному труду с аристократическим презрением. Благородная праздность доблестна. Труд для древних был недосугом, своего рода отклонением от нормального образа жизни. Однако необходимо подчеркнуть, что понимание ими досуга не сводилось к пустому безделью. Древнегреческое oyfikf\ (лат. schola) — свободное время, досуг, отдых, праздность; но это слово обозначало также время, посвященное учености и ученым беседам, школу, в особенности философскую школу (отсюда и средневековая scholastica).
Что же касается труда, то термин «novoc» имел и второй смысл, тесно сплетавшийся в сознании древних греков с первым: тягость, страдание, несчастье физический труд — мука и боль — удел несвободных и низших, тяжкое и нечистое занятие, унижающее человека и приближающее его к скотине. Свободный человек пользуется услугами рабов и слуг, являющихся орудиями, инструментами, которые обеспечивают его благосостояние. Лишь для земледелия делалось исключение. Отсутствие интереса к механическим изобретениям, способным облегчить ручной труд, сочеталось с мечтами о «роботах» и чудесных устройствах, которые обеспечили бы полную праздность человека,— это достаточно ясно характеризует отношение к физическому труду в древности.
Основные положения средневековых мыслителей, которые отвергают меркантилисты.
Хотя мыслители позднего средневековья считали наиболее естественным натуральное хозяйство, в реальности происходила замена натурального хозяйства рыночными экономическими отношениями, а феодальной раздробленности - централизованными государствами. Развитие рыночных отношений и централизация государственной власти вели к ускоренному развитию торговли и возникновению в Европе новых сословий: купцов и чиновников. Эти сословия находились вне традиционной средневековой системы сословий в обществе, и к тому же для успешности представителям этих сословий нужно было иметь светское образование. Не удивительно, что с этих сословий начинается смена сначала мировоззрения и жизненных целей, а потом религии.
Меркантилизм (от итальянского mercante — торговец, купец) – направление экономической мысли, последователи которого видели источник богатства за счет активного развития рынка и производства, внешней торговли, осуществления активного торгового баланса (превышения экспорта над импортом товаров).
исключительное внимание к сфере обращения
Основные особенности меркантилизма:
Хотя меркантилисты были людьми новой формации, представлявшими интересы свободного предпринимательства, они, тем не менее, не были сторонниками либерализации рынка труда и земельного рынка. Т.е. меркантилисты считали, что население нужно принуждать к труду, ибо сами по себе люди работать не будут.
поха меркантилизма была эпохой разрушения феодального уклада в экономике. В Европе существовал излишек рабочей силы, поэтому заработная плата была минимальной. Повышение заработной платы было нерациональным для любого купца, стремящегося наладить производство. (А нужно заметить, что в эту эпоху производство контролировали купцы, которые заказывали мелким ремесленникам товар или создавали небольшие мануфактуры.) Но заработная плата не удовлетворяла безработных, поэтому большинство из них стремились найти землю или стать профессиональными нищими. (Это больше соответствовало менталитету средневекового крестьянина, чем работа по найму.) Предприниматели же, чтобы увеличить производство стремились насильственно приставить людей к работе.
При этом для данной эпохи был характерен неэластичный спрос на промышленные товары, поскольку они были нужны для удовлетворения базовых потребностей. Но при этом был неэластичен и спрос на предметы роскоши, так как рост цен на них приводил к росту платежей, взимаемых землевладельцами со своих крестьян. Поэтому нет ничего удивительного, что меркантилисты считали спрос неэластичным. И для них рост цен означал рост прибылей торговцев, а значит и развитие торговли
Итак, меркантилизм рассматривал сферу торговли и государственное регулирование внешней торговли, ибо только внешняя торговля была способна увеличить богатство нации, т.е. ее золотой и серебряный запас.
В данной работе рассмотрены главные тенденции в изменении экономической мысли средневекового общества, изложины концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку. Как показано в работе, зарождение экономических идей происходит в древности. В основном, экономические учения этого периода находили отражение в рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств. Общая характерная черта экономических идей древности – отношение к рабству как к естественному, нормальному явлению, а также представление о разделении труда как основе экономической и политической жизни общества. Существенной особенностью идеологии средневековья является богословский характер. Этическая направленность экономической мысли пронизывает труды всех мыслителей средневековья, а окончательный разрыв экономических и этических проблем связан с появлением первых экономических школ.
Список использованной литературы:
1. История экономических учений (современный этап). Учебник / Под общей редакцией Худокормова А.Г. – М.: ИНФРА-М, 1998, 2004
2. История экономических учений. Учебник для вузов / Под ред. Адвадзе В.С., Квасова А.С. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
3. История экономических учений / Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2000
4. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005
5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник. 4-ое издание, переработанное и дополненное – М.: ИНФРА-М, 2004