История экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 01:02, контрольная работа

Описание

Экономическая мысль появилась вместе с хозяйственной деятельностью людей, экономические теории возникли значительно позже. Экономическая теория характеризуется двумя признаками: анализом и систематизацией результатов анализа. Анализ появляется, когда человек начинает сам себе задавать вопросы: что это? почему это происходит? с чем это связано? и т.п. Ответы на эти вопросы, сведенные в логическую систему, т.е. систематизированные, и являются теорией.

Работа состоит из  1 файл

История экономики 4-й курс.docx

— 48.12 Кб (Скачать документ)

Для промышленности наиболее типичным было создание монополий типа синдиката. Они возникли в отраслях, связанных  с железнодорожным строительством. Это были объединения предприятий  по производству рельсов, потом заводов  по производству крепежа для рельсовых  конструкций, строительству мостов.

В начале XXв. самые мощные предприятия были созданы в отраслях тяжелой промышленности — добывающей, металлургической, машиностроении. Крупнейшим синдикатом в России был «Продамет», возникший в 1902г. для продажи изделий металлургических заводов. В том же году появился синдикат «Трубопродажа», а в 1903—1907 гг. — «Продуголь», «Кровля», «Медь», «Продруд». В нефтяной промышленности начали образовываться тресты. Одним из крупнейших трестов являлось «Товарищество братьев Нобель», которое сосредоточило в своих руках добычу, хранение, транспортировку, переработку и продажу нефти и нефтепродуктов. Монополистические объединения появлялись также в легкой и пищевой промышленности, сахарном, полотняном, джутовом, ниточном, шелковом производствах. Однако темпы процесса монополизации легкой промышленности отставали от аналогичного показателя в тяжелой. К 1914г. в стране насчитывалось более 200 монополистических объединений разного типа.

 

Вопрос 8.

Какова цель экономической  реформы П.А.Столыпина?

Обострение аграрного вопроса  в начале XX века (крестьянские выступления  в 1902 году и в первой революции) обусловило изменение аграрной политики правительства.

Реформе предшествовал манифест 03 ноября 1905 года об отмене выкупных платежей с 01 января 1906 года наполовину, а с 01 января 1907 года полностью.

Инициатором реформы был председатель Совета министров П.А.Столыпин. Главной  целью аграрной реформы П.А. Столыпина  было разрушение общины и предоставление земли крестьянам в частную собственность. Столыпин считал, что, став полным собственником  земли, крестьянин будет трудиться  с большим усердием, стремиться повышать урожайность, чтобы прокормить себя и продавать излишки. Столыпин надеялся создать в деревне слой зажиточного  крестьянства, который должен стать  надежной опорой монархической власти.

Начало реформ положил Указ от 09 ноября 1906 года, согласно которому крестьяне  получали право выхода из общины с  закреплением в личную собственность  причитающейся им части общинной земли. Выход из общины максимально облегчался – согласие общинного схода не требовалось. Указ обсуждался в III Государственной думе и стал законом 14 июня 1910 года.

Вторым направлением реформы была переселенческая политика. 9 марта 1906 года царь утвердил положение Совета министров «О порядке применения закона 1904 года», вводившее свободу  переселения. Эта мера должна была решить проблему малоземелья в европейской  части и способствовать хозяйственному освоению дальних территорий (за Уралом, в Сибири и Казахстане).

Переселенцы освобождались на длительное время от налогов, получали в собственность  участок земли, денежное пособие, мужчины  освобождались от воинской повинности.

Реформа была рассчитана, по меньшей  мере, на 20 лет.

Число крестьян переселившихся в 1904-1914 годах из центральных районов  страны за Урал, составило 3, 1 млн. человек. Однако в организационном плане  процесс переселения был подготовлен  плохо, из-за чего рос поток «обратных» переселенцев.

Экономическое стимулирование реформы  осуществлял Крестьянский поземельный  банк. Крестьянский банк приобретал земли  у помещиков и продавал крестьянам, поощряя путем предоставления льгот  создание отрубного и хуторского хозяйств. Кроме того, Крестьянский банк финансировал переселенческое  движение.

Реформа осталась незавершенной. После  убийства Столыпина в 1911 году реформу  начинают сворачивать, а с началом  первой мировой войны она была прекращена.

Аграрная реформа не решила всех поставленных перед ней задач. Община не была полностью разрушена, из ее состава вышло около 25% крестьян. Напряжение крестьян сохранялось, они  считали реформу справедливой, так  как она не затронула помещичьего  землевладения.

Однако реформа обеспечила некоторые  экономические достижения:

1) расширилась площадь сельскохозяйственных  земель и увеличился валовый  сбор зерна;

2) продолжалась дальнейшая специализация  земледелия и возрастала его  интенсификация;

3) развивается промышленность, связанная  с сельским хозяйством – сахарная, мукомольная, винная.

 

Вопрос 9.

Что такое «застой» в СССР? Какие последствия предвещал  «застой»?

Термин «застой» ведёт  своё происхождение от политического  доклада ЦК XXVII съезду КПСС, прочитанного М.С.Горбачёвым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах. Чаще всего этим термином обозначается период от прихода Л.И.Брежнева к власти (середина 1960-х) до начала перестройки (вторая половина 1980-х), отмеченный отсутствием каких-либо серьёзных потрясений в политической жизни страны, а также социальной стабильностью и относительно высоким уровнем жизни (в противовес эпохе 1920-х—1950-х годов).

В 1953г. советская экономика вступила в период «зрелого социализма» и относительной стабильности. Он продолжался до середины 1980-х годов. Для этого периода характерен отход советского руководства от наиболее одиозных проявлений сталинизма — массовых репрессий, жестокой эксплуатации всего населения, закрытости от внешнего мира и др. Стал постепенно повышаться уровень жизни населения благодаря снижению нормы производственного накопления до 20—23 % и выделению больших ресурсов на развитие потребительского сектора и жилищное строительство. Ускорилось научно-техническое развитие, причем не только в сфере ВПК и связанных с ним производств, но и в других секторах экономики.

Длительный, протяженностью в три десятилетия, период «зрелого социализма» не был однороден  и фактически вобрал в себя несколько  этапов экономического развития. С  середины 1950-х до середины 1960-х годов, в период правления Н.С. Хрущева, быстро росли новые отрасли промышленности, связанные с научно-техническим  прогрессом (химия, атомная энергетика, авиакосмическая промышленность и  др.), а также отрасли потребительского сектора. Но уже в это время  народное хозяйство столкнулось  с исчерпанием ресурсной базы и потребностью в переходе к интенсивному типу развития. Однако непосредственно  в годы правления Хрущева реакцией на экономические трудности были не всегда продуманные реорганизации  системы управления и шумные, но кратковременные кампании («химизация народного хозяйства»).

После того как Л.И. Брежнев  сменил Хрущева на посту руководителя КПСС и фактически руководителя СССР, в середине 1960-х годов по инициативе тогдашнего главы правительства  А.Н. Косыгина была предпринята попытка  придать импульс социалистической экономике путем расширения хозяйственной  самостоятельности предприятий  и введения отдельных элементов  рыночного механизма. Новая система  планирования и экономического стимулирования получила название хозрасчет предприятий.

Хозрасчет был попыткой дополнить  централизованное государственное  планирование инициативой и некоторой  самостоятельностью предприятий. Предприятие  было выделено в относительно самостоятельную  производственно-хозяйственную единицу, получившую в оперативное управление производственные фонды. Было снижено  число плановых заданий, и многие из них приобрели стоимостную  форму. Это повысило роль цен в  экономике, потому что теперь государство  с помощью надбавок к ценам  получило возможность стимулировать  предприятия к выпуску высококачественной и технически прогрессивной продукции. Но на практике этот механизм не работал. Предприятия стремились к выполнению плана в стоимостном выражении за счет использования более дорогого сырья и материалов или за счет повышения материалоемкости продукции. Большее значение сыграла возможность оставлять часть выручки предприятия для премирования работников. Кроме того, предприятия получили разрешение на самостоятельную реализацию сверхплановой продукции, выручка от которой также оставалась в их распоряжении.

Косыгинская реформа ускорила рост производства, повысила качество и расширила ассортимент продукции. Вторую половину 1960-х годов считают  «золотым веком» советской экономики. Тогда СССР имел реальную возможность  плавно, без потрясений перейти к  «рыночному социализму». Впоследствии на путь «рыночного социализма» вступил  Китай, успешно реализуя стратегию  сочетания плановых и рыночных начал. В нашей же стране из-за сопротивления  партийно-бюрократического аппарата, опасавшегося утраты контроля над экономикой, Косыгинская реформа была свернута через несколько лет.

В 1970-х годах советская  экономика получила возможность  сохранить экстенсивный тип развития, т. е. расширяться путем использования  все большего объема ресурсов. Это  произошло благодаря неожиданному скачку мировых цен на нефть и  резкому увеличению доходов СССР от экспорта энергоносителей. Приток нефтедолларов  позволил временно компенсировать падающую эффективность экономики, низкое качество продукции и сокращение сельскохозяйственного  производства путем массированного импорта зарубежной техники, товаров  народного потребления и продовольствия. Впоследствии это время было названо  «эпохой застоя».

К середине 1980-х годов  советская экономика столкнулась  с полным исчерпанием возможностей наращивания производства за счет дополнительного  вовлечения природных, трудовых и иных ресурсов, а также с падением доходов  от экспорта нефти и газа. Резко  усилилось отставание от США и  других развитых стран не только по эффективности и интенсивности  производства, жизненному уровню, но и  по другим важным народнохозяйственным показателям — валовой продукции  и темпам роста. Особенно тревожным  стало отставание от США в научно-технической  и военной областях. СССР потерял  положение второй экономической  державы мира, уступив это место  Японии. Необходимость глубоких реформ в СССР стала очевидной.

 

 

 

Вопрос 10.

Каковы итоги  экономического развития России за последние  пять лет?

Можно выделить следующие  плюсы и минусы экономического развития России за последние года.

Плюсы

1. Бурный экономический  рост. Рост ВВП в целом за  весь период составил около  70%, промышленности – 75%, инвестиций  – 125%. Благодаря этим показателям  Россия вернулась в "десятку"  наиболее развитых в экономическом  отношении стран мира.

2. Сформирована энергетическая  сверхдержава. Россия стала ею  благодаря политике, в соответствии  с которой значительная часть  нефтегазового сектора и доходов  от него попала под контроль  государства. Такие процессы происходят  в большинстве богатых сырьем  стран. Но в России укрепление  командных высот государства  в нефтегазовой отрасли привело  к полной открытости компаний  этого сектора для инвесторов.

3. Эффективное управление  нефтедолларами.

4. Рост промышленного  производства. Дефолт 1998 года дал  толчок развитию российской промышленности. По итогам 2007 года темпы прироста  промышленности достигли 6,3%. Особенно  хорошо дела шли в обрабатывающих  отраслях, темпы роста которых  обогнали ВВП. 

5. Рост доходов населения.  За истекшие восемь лет реальные  доходы населения выросли более  чем в два раза, на столько  же сократилась бедность. Если 2000 году в России за чертой  бедности находилось более 30% населения, то сейчас этот показатель  составляет примерно 14%. Средняя  заработная плата за восемь  лет выросла с 2,2 тыс. руб.  до 12,5 тыс руб., средний размер  пенсий – с 823 руб. до 3,5 тыс.  руб. 

Минусы 

1. Высокая инфляция. Несмотря  на все усилия, правительству  так и не удалось справиться  с ростом цен. 

2. Сырьевой характер  экономики. Несмотря на рост  производства, экономика России  продолжает оставаться преимущественно  сырьевой.

3. Зависимость от импорта  продовольствия. Россия по-прежнему  сильно зависит от импорта  продовольствия. Доля импортных  продуктов в среднем по стране  уже превышает 40%, в крупных  городах она достигает 70%, а  по некоторым видам продукции  – и 85%.

4. Увеличение разрыва  между бедными и богатыми. Цифры,  отражающие рост средних зарплат  и пенсий не показывают все  увеличивающегося разрыва между  бедными и богатыми. О нем свидетельствует  коэффициент дифференциации доходов,  демонстрирующий, что 10% самых  богатых россиян живут все  лучше и лучше по сравнению  с 10% самых бедных.

5. Фондовый рынок не  стал объектом вложения средств  населения. Фондовый рынок, показатель  капитализации крупнейших компаний  России, существует отдельно от  населения. Лишь 1 млн. человек из 140-миллионного населения страны, так или иначе, участвуют в биржевой торговле акциями. Около 70% населения вообще не имеет никаких сбережений. Из оставшихся 30%, 26% хранят сбережения только в денежной форме, причем многие, по старинке, не в банковском учреждении, а дома. Причина – в неразвитом инструментарии фондового рынка. Но именно привлечение средств массового инвестора является залогом финансовой и социальной стабильности. И наоборот, инвестиции значительного числа граждан в различные финансовые инструменты – основной показатель сформировавшегося среднего класса.

 


Информация о работе История экономики