История Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:30, контрольная работа

Описание

Эпоха потестарной власти с его догосударственными и раннегосударственными периодами подготавливала эпоху династической казахской государственности. Однако естественный процесс складывания казахской народности и становления собственной суверенности в истории Казахстана испытал сильное деструктивное воздействие. Таковыми в этнополитогенезе были мощные миграционные потоки, неопределенность границ, смещение и исчезновение этнических групп и др.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по истории образование казахской народности.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

2. Образование казахского ханства

 

Процесс образования казахской  народности в XIV-XV вв. в основном завершился.

В середине XV в. – образовалось Казахское ханство –  итог противоречивого многовекового взаимодействия и взаимопроникновения политических и этносоциальных процессов, происходивших на территории нынешней Центральной Азии. В этнополитогенезе кочевых племен нельзя не отметить особую важность события тех времен, которым стала откочевка в 1459 году потомков основателя династии казахских ханов Урус-хана12 – Джанибека и Гирея – с преданными им племенами. Значение этого события в том, как отмечают казахские историки13, что оно ускорило процесс сложения казахской народности в результате выделения и обособления из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей Восточного Дешт-и Кыпчака, каким было здесь население к началу XY столетия, известное под общим собирательным названием узбеки.

Из Узбекского улуса выделились и перекочевали в Семиречье не просто разрозненные племена, недовольные политикой хана Абулхаира, но объединение родов и племен численностью до 200 тыс. человек, которые составляли в Дешт-и Кыпчаке население улусов потомков Урус-хана. Дневние рода жалаир, найман, алчин, кипчак и др. Стали этническими компонентами казахской народности. Нарицательное слово «казак», первоначально обозначавшее – свободный, скиталец, изгнанник или группу кочевников, которые отделились, вышли из какой-то подвластности и противостоящие ей, приобрело этнополитический смысл. Тюркоязычные племена, объединенные под властью потомков Урус-хана, обрели самоназвание и окончательно стали называться, правда, ни без субъективных видоизменений, казаками, а страна их – Казакстан. Новое этнополитическое качество степняков, утвердившихся на земле Семиречья, положило начало развитию собственно казахской государственности, а термина «казак» и «узбек» стали обозначать еще и разделение людей по месту жительства, очерченного уже своего рода политическими границами.

Вплоть до смерти последснего казахского хана Тавекель-Мухаммад-батыр-хана (Тауке) в 1718 году и превращения трех казахских  жузов в самостоятельные ханства  в эпохе казахской государственности этот отрезок времени можно выделить как почти 300-летний период централизованного этнополитического объединения казахов, которое являлось ничем иным, как государством. В этот период, например, в ханство сына Джанибека хана Касыма (1511-1523 гг.) под одной его властью был объединен в эль, один народ более миллиона казахов.14 К этому времени относятся общие для них узаконения: «Касыма праведный путь» (XYI в.), служившее основным законом; «Семь узаконений» хана Тауке (вторая половина XYII в., закреплявшее государственный строй и феодальное право казахов.

К этому же периоду этнополитогенеза относится внешнеполитическое становление правосубъектности казахского государства, в частности, можно привести пример самостоятельного установления по инициативе хана Тавеккеля (1586-1598 гг.) дипломатических отношений Казахского ханства с Москвой. «Официальные русско-казахские отношения, – писал В.Я. Басин, – начались, по-видимому, не позднее 90-х годов XYI века».15 В первой четверти этого столетия казахи, как самостоятельная народность стали известны и в западной Европе.

Наследственная ханская власть периода централизованного этнополитического объединения казахов заключалась в верховном праве распоряжения всей территорией казахских улусов, распределении им пастбищ и маршрутов кочевок, водных источников16, в организации их вооруженной защиты, в праве издавать общеобязательные повеления, а также казнить и миловать. Хан вел переговоры с другими государствами, объявлял войну и мир, заключал союзы.

Казахское ханство 16-18 вв. Было иерахизированной социально-политической структурой, вобравшей в себя традиции кочевой государственности, сочетавшей  элементы монархии и феодальной республики. Ежегодно созывались курултаи (народные собрания) из числа аристократов – старейшин и правителей родов, султанов –  для решения совместно с ханом общегосударственных дел. Влиятельные родоначальники составляли при хане совет биев – законосовещательный орган. Бии в родах олицетворяли судебную и административную власть. И, в отличие от султанов – потомков чингизидов (сословие «ак-суй-ек»),  составляли элиту «кара-суйек» – родовую знать.17

Войско казахского ханства формировалось  из вооруженных отрядов ханов, султанов, биев и народного ополчения. Каждый род, жуз имели свое знамя (тамгу) и свой боевой клич (уран), но все  войско выступало под одним небесно-голубым  знаменем и ураном ханства. Общественные отношения регламентировались ханскими установлениями, адатом (обычное право казахов) и решениями советом биев (ереже). Политическими центрами Казахского ханства на протяжении полутора столетий (с конца 16 до первой половины 18 века) были города Ташкент и Туркестан.

Активная внешняя политика государства, расширение владений, укрепление государственности, при первых ханах, особенно при Касымхане в начале XYI в., затем сменились усилением междоусобной борьбы, массовыми откочевками людей.

Во 2-й половине XYI в. происходит новый  политический подъем Казахского ханства, спад междоусобиц, развитие скотоводческого  и земледельческого хозяйства, торговых отношений, расширяются контакты с Россией и другими сопредельными странами.

Ханская власть того периода хоть и достигла в известной степени всеохватывающего характера и имела однородное этническое основание, однако элемент относительности в централизацию этой власти привносили борьба за власть султанов разных улусов и практически непрекращающиеся войны с узбеками и калмыками. Эти факторы препятствовали формированию такого необходимого элемента в становлении государственной власти казахского ханства, как организация населения по территориальному принципу. Основой государственности оставалась родовая организация населения, ацикличный характер скотоводческого хозяйства и кочевой образ жизни не обеспечивали необходимой стабильности ханской власти, а казахскому обществу – всобщей целостности.

С нач. XYIII в. участились набеги джунгар  на казахские земли. Поэтому хан Тауке предпринимает попытку объединения трех жузов. Казахское ханство, раздираемое междоусобицей и противоречиями, ослабленное в изнурительной войне с агрессором, ведет отчаянную борьбу за свою независимость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Завершая исследование вопросов о зарождении казахской народности и государственности в Казахстане, хочется сказать о том значении, какое имеет понимание данного вопроса в деле становления государственной независимости республики сегодня.

16 декабря 1991 года принимается Закон Республики Казахстан о независимости (имеющего силу Конституционного Закона). Объявив о своей независимости, Республика Казахстан стала представлять собой политически самостоятельное государство с многонациональным укладом, с единым монолитным организмом. 1995 г. 30 августа на всенародном референдуме принимается ныне действующая Конституция Республики Казахстан.

В настоящее время в республике происходит интенсивный рост числа  совместных предприятий, открываются  представительства крупнейших компаний мира, разрабатываются и осуществляются проекты совместной разработки природных ресурсов и переработки сырья и материалов, внедрение прогрессивных технологий в аграрной сфере и т.д.

Богатые природные ресурсы Казахстана, социальная и политическая стабильность в республике делают этот регион одним из наиболее привлекательных для вложения иностранного капитала среди республик бывшего Советского Союза.

Республика Казахстан стала  полноправным членом мирового сообщества, получив признание и поддержку  абсолютного большинства государств мира. На сегодня Казахстан признан 113 государствами, со 105-ю из них установлены дипломатические отношения. Укрепляется взаимодействие, расширяется сотрудничество с наиболее авторитетными международными структурами. В их числе ООН, Европейское сообщество, Международный и Европейский банки реконструкции и развития, Международный валютный фонд, МАГАТЭ, Красный Крест, ЮНЕСЕФ, ЮНЕСКО, ВОЗ и др. Республика присоединилась более чем к 40 международным конвенциям, ею подписано около 400 многосторонних и более 700 двусторонних договоров и соглашений.

В 1997 г. принято решение о переносе столицы из г. Алматы в г. Акмола, связанное с геополитическими, экономическими причинами развития Казахстана.

Разработана и принята к реализации Программа «О мерах по реализации стратегического развития Казахстана до 2030 года».

Политическое утверждение Казахстана сегодня неразрывно связана с  его политическим прошлым. Поскольку, как видно из настоящей работы, Казахстан издавна был свободным государством, а временный его союз с Россией был политическим шагом в борьбе за независимость.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XYI в. Алма-Ата, 1985. С. 89.
  2. Асфендилов С. Д.  История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата, 1993.
  3. Басин В.Я.  Россия и казахские ханства в XYI- XYIII веках. Алма-Ата. 1971. С. 78.
  4. Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л., 1968
  5. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. С. 43.
  6. Еенов А.Е. Возникновение и развитие социалистических земельных  правоотношений в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С. 52.
  7. Карамзин Н.М.  Предания веков М. 1988. С 195.
  8. Кляшторный С.Г., Султанов Г.И.  Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. 1992. С. 276.
  9. История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк /  Под ред. М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113.
  10. Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование. В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С. 61.
  11. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата, 1990.

1 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. С. 43.

2 Там же, С. 15.

3 История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк /  Под ред. М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113.

4 Гумелев Л.И. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.

5 Асфендилов С. Д.  История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата, 1993.

6 Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л., 1968.

7 Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата, 1990.

8 Карамзин Н.М.  Предания веков М. 1988. С 195.

9 Кляшторный С.Г. , Султанов Г.И.  Казахстан:  летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. С. 276.

10  Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов в ХVII - начале ХХ века. Алма-Ата, 1971. С. 506.

11 История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк /  Под ред М.К. Казыбаева. Алматы. 1993.

12 Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование. В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С. 61.

13 Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XYI в. Алма-Ата, 1985. С. 89.

14 Кляшторный С.Г., Султанов Г.И.  Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. 1992. С. 276.

15 Басин В.Я.  Россия и казахские ханства в XYI- XYIII веках. Алма-Ата. 1971. С. 78.

16 Еенов А.Е. Возникновение и развитие социалистических земельных правоотношений в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С. 52.

17 Зиманов С.З. Общественный строй казахов первой половины 14 века. Алма-Ата. 1958. С. 184.


Информация о работе История Казахстана