Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:34, контрольная работа
История Кузнецкого металлургического комбината одна из ярких, волнующих страниц становления и развития тяжелой промышленности. Этот гигант металлургии - детище первых пятилеток. Вся страна, весь народ с полным напряжением сил трудились над созданием материально-технической базы страны. Несмотря на отсутствие опыта большого промышленного строительства, несмотря на лишения, народ развернул невиданное строительство бастионов социалистической индустрии.
ВВЕДЕНИЕ
История Кузнецкого металлургического комбината одна из ярких, волнующих страниц становления и развития тяжелой промышленности. Этот гигант металлургии - детище первых пятилеток. Вся страна, весь народ с полным напряжением сил трудились над созданием материально-технической базы страны. Несмотря на отсутствие опыта большого промышленного строительства, несмотря на лишения, народ развернул невиданное строительство бастионов социалистической индустрии.
Кузнецкстрой был особенной стройкой. Завод и город сооружались в далекой Сибири, понятие о которой издавна связывалось с суровым и безлюдным краем, краем дикости, каторги и ссылки. Поэтому история Кузнецкого металлургического комбината - это история превращения отсталой каторжной Сибири в край мощной индустрии и высокоразвитого сельского хозяйства. Сооруженный при поддержке всей страны в кратчайшие сроки, Кузнецкий комбинат стал базой промышленного и гражданского строительства на обширных пространствах Сибири и соседних с нею районов, опорой социализма на Востоке страны.
1. РУДА И УГОЛЬ КУЗБАССА
Кузнецкий каменноугольный бассейн расположен в юго-восточной части Западной Сибири. Как экономико-географический район Кузбасс, включает в свои границы наряду с Кузнецкой котловиной горные массивы Кузнецкого Алатау, Горной Шории, Салаирского кряжа, а также небольшую часть Западно-Сибирской низменности. На этой территории сосредоточены колоссальные природные богатства.
По запасам каменного угля, мощности угленосных отложений, качеству и разнообразию углей Кузнецкий бассейн стоит на одном из первых мест в мире. Но не только углями богат Кузбасс. Железные и марганцевые руды, высококачественные известняки, доломиты, кварциты и другое сырье для черной металлургии; бокситы и нефелины - сырье для производства алюминия; полиметаллические руды - сырьевая база цветной металлургии; золото коренное и рассыпное; глины, пески, галечники и прочие строительные материалы - таков далеко не полный перечень даров природы, которыми щедро наделен этот край.
До Октябрьской социалистической революции полезные ископаемые края почти не использовались. В этом отношении весьма поучительна история производства черных металлов в дореволюционном Кузбассе1.
Потребность в металле Алтайских горных заводов и рудников вызвала сооружение в 1771 г. первого в Кузнецкой крае чугуноплавильного и железоделательного завода на реке Томь-Чумыш, названного Томским. В 1815 г. был основан Гурьевский завод, вначале как сереброплавильный, но вскоре его переоборудовали для производства чугуна и железа.
Наиболее крупная попытка создания металлургической промышленности в Кузбассе предпринята акционерным обществом Кузнецких каменноугольных копей, основными пайщиками которого были германские и французские капиталисты.
Ценность Тельбесского железорудного района уже в то время не вызывала сомнений. Но несовершенство примененных методов разведочных работ привело к преувеличению запасов железной Подгоняемое военной конъюнктурой акционерное общество пошло на риск и приняло решение о строительстве завода без проведения глубокого колонкового бурения.
В 1915 г. общество привлекло к работе по сооружению завода известного металлурга профессора (впоследствии академика) М.А. Павлова. Горячее участие в этом деле принял профессор Сибирского технологического института Н. В. Гутовский. Ученый-металловед Н. В. Гутовский был энтузиаст преобразования Сибири и давно вынашивал мечту о строительстве металлургического завода в Кузбассе. Именно ему принадлежит заслуга выбора еще в 1915 г. Горбуновской площадки, на которой впоследствии был сооружен Кузнецкий комбинат.
В начале 1917 г. для проектирования завода был приглашен славившийся на южных заводах талантливый доменщик М.К. Курако, страстно мечтавший о создании в России мощной металлургической промышленности.
Однако построить на юге страны полностью механизированный доменный цех, отвечавший замыслам М. К. Курако мешали своекорыстные интересы заводчиков. Нередко на пути его новаторских начинании вставали иностранцы, господствовавшие на южных заводах. Поэтому Курако с радостью - откликнулся на предложение принять участие в строительстве завода в новом районе, где, как он надеялся, не было препятствий на пути внедрения новой техники, как в старых металлургических центрах.
Вслед за М. К. Кураво в Сибирь приехала группа инженеров куракинской школы: Г. Е. Казарновский, Р. Б. Лизунов, П. Д. Зайцев, И. М. Демидов, М. Ф. Жестовский и др. Всех их увлекла мысль строить современный металлургический завод в богатой природными ресурсами и еще только вступавшей на путь промышленного развития Сибири. Оставшихся на юге доменщиков М. К. Курако приглашал приехать в Сибирь к пуску завода. Своего лучшего ученика И. П. Бардина он прочил на место начальника кузнецких домен.
М. К. Курако сразу взял ориентацию на самые крупные агрегаты, какие только знала техника того времени. Впервые в России проектировался металлургический завод, где тяжелый физический труд заменялся машиной. Проект создавался без иностранной консультации.
Но увидеть осуществление своей мечты М. К. Курако не удалось. Приобрести Горбуновскую площадку руководители Копикуза не смогли. Решили строить завод на Туштулепской площадке в Горной Шории, хотя освоить ее было намного труднее. Начали заготавливать строительные материалы, но из-за отсутствия средств работы были вскоре прекращены.
К моменту Октябрьской социалистической революции Кузнецкий бассейн оставался сельскохозяйственным краем. Вся его промышленность, за исключением угольных рудников на севере и в средней части Кузбасса и старого Гурьевского завода, превращенного в подсобное металлообрабатывающее предприятие, представляла собой мелкие кустарные заведения, которые перерабатывали сельскохозяйственное сырье. Основное богатство Кузнецкого края, первоклассный каменный уголь, не было использовано даже для удовлетворения потребностей Сибири и тем более для общегосударственных нужд. Высокие железнодорожные тарифы являлись непреодолимым препятствием для переброски кузнецкого угля и кокса уральской металлургии. Ни один из проектов строительства железнодорожных и водных путей для соединения Урала с Кузбассом не был проведен в жизнь. Безуспешные попытки строительства в Кузбассе металлургического завода особенно наглядно показали всю тщетность в условиях помещичье - капиталистического строя вызвать к жизни колоссальные богатства, скрытые в недрах Кузнецкого края.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ
И.П. БАРДИН
Для технического руководства строительством крупнейшего металлургического завода нужен был инженер-металлург с большим опытом и знаниями. К числу таких людей принадлежал главный инженер завода им. Дзержинского Иван Павлович Бардин История Кузнецкого металлургического комбината. Под ред. Б.Н. Жеребина. М., «Металлургия», 1973, С. 25.
Выходец из народа, он прошел нелегкий жизненный путь. Только благодаря упорству и страстному стремлению к науке, к технике, ему удалось окончить в 1910 г. Киевский политехнический институт. Но путь к инженерной деятельности для молодого, не имеющего связей инженера-металлурга в царской России оказался тернистым. Отчаявшись найти на родине работу по специальности, молодой металлург уехал в Америку в надежде обогатить свои знания и получить практический опыт на каком-либо крупном заводе, ведь американская металлургия была в то время наиболее передовой. Его надежда потерпела жестокое крушение при первом столкновении с американской действительностью. В конце концов он получил работу на заводе «Гери», самом крупном в мире, самом механизированном металлургическом заводе, но русский инженер с дипломом мог попасть на американский завод только в качестве рабочего. Бардина выручили отменное здоровье, большая физическая сила. Только это и помогло ему попасть в число счастливчиков, перед которыми открывались ворота завода.
В 1912 г. И. П. Бардин вернулся на родину. С помощью своего учителя по институту профессора В. П. Ижевского ему удалось устроиться чертежником в техническое бюро Юзовского завода. Здесь произошло знакомство И. П. Бардина с М. К. Kypaко. Дальнейшая совместная работа с этим замечательным человеком явилась для Бардина ценнейшей школой, воспитала в нем чувство необходимости постоянной борьбы за новое в технике. Он стал последователем и соратником М. К. Курако. После Великой Октябрьской социалистической революции И. П. Бардин руководил восстановлением и реконструкцией крупнейших в то время заводов - Енакиевского, Макеевского и им. Дзержинского, активно участвовал в возрождении и техническом совершенствовании черной металлургии Юга. Бардин энергично боролся за строительство крупных, полностью механизированных агрегатов, за внедрение самой прогрессивной техники. Он много сделал для того, чтобы советская черная металлургия после восстановления не была похожа на металлургию царской России, была поднята на высший технический уровень.
И. П. Бардин участвовал в рассмотрении проектов Магнитогорского и Кузнецкого заводов, давал по ним заключения. Обе стройки манили небывалым размахом, широкими возможностями осуществления давней мечты.
3. ГЕНПЛАН И РАБОЧЕЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Одной из важнейших задач в период подготовки строительства было проведение работы по уточнению генерального плана, изготовлению рабочих чертежей и заказу оборудования. Она была выполнена успешно благодаря тому, что на Кузнецкстрое с самого начала сформировался хорошо подобранный коллектив специалистов, основные силы которого были направлены на проектирование как решающий участок.
Утвержденный Гипромезом генеральный план Кузнецкого завода нужно было уточнить на месте, увязать с заводской площадкой. Во второй половине 1929 г. и начале 1930 г. он подвергся существенной переработке.2
И. П. Бардину и Г. Е. Казарновскому представилась возможность воплотить в жизнь куракинскую идею о наиболее рациональной планировке завода, хотя сравнительно небольшие размеры и чрезвычайно пересеченный рельеф заводской площадки создавали при этом значительные трудности.
Планировка основных цехов осталась без изменений. Но главное было не в этом. По проекту завод располагался на нескольких горизонтах, теперь был выбран так называемый командующий уровень, это позволило все главные производственные процессы вести на одной планировочной отметке, дало возможность в дальнейшем расширить завод, укрупнить агрегаты. Полностью избежать расположения цехов на нескольких уровнях не удалось, но рельеф местности был умело использован в интересах производства (например, расположение на разных планировочных отметках охладительного бассейна и электростанции, шихтового двора мартеновского цеха и рабочей площадки печей).
Коренные изменения были внесены в расположение путей внутри завода. По проекту основные грузы должны были перевозиться по перекрещивающимся путям. Проектировщики Кузнецкстроя устранили этот недостаток и максимально усовершенствовали планировку железнодорожных путей. Не стало встречных потоков, вагоны пошли по путям в одном направлении. Пути были специализированы: одни предназначались для транспортировки руды, другие - угля, третьи - для продукции горячих цехов и т. д. Этим самым исключалась возможность задержек и столкновений и могла быть обеспечена повышенная скорость движения. В отдельных местах, чтобы избежать пересечения нескольких железнодорожных путей, решено было строить туннели, которые не предусматривались проектом и были заимствованы из практики немецких заводов. Проектировщики остроумно использовали рельеф площадки, пропустив шлаковые пути через туннель. Так возникли шлаковый и северный путепроводы. Изменения в путевом хозяйстве И. П. Бардин считал большим плюсом плана Кузнецкого завода.
Когда специалисты фирмы «Фрейн» разработали в Америке эскизный проект, они имели перед собой план местности, но совершенно не представляли себе, какова она в натуре, эта далекая Кузнецкая площадка. И получилось так, что маленькую речушку Конобениху в северной части площадки, почти ручей, они приняли за настоящую реку.
Не поправил их в этом и Гипромез. Когда строители, руководствуясь эскизным проектом, стали делать разбивку основных цехов на площадке, они увидели, что ось завода, дойдя до Конобенихи, поворачивала в сторону, вдоль речки и поднималась дальше в гору. Нивелировка местности показала, что, если следовать проекту, придется снимать массу земли. А главное, заводская площадка искусственно укорачивалась. За Конобенихой оказалась хорошая площадка, ровная и невысокая. Решено было перенести на нее огнеупорный цех. А воды речки Конобенихи без особых трудностей отвели в сторону, пропустив через трубы, уложенные под землей. Впоследствии на этом месте расположились здание стриппера и нагревательные колодцы блюминга. Засыпка Конобенихи и перемещение шамото-динасового цеха значительно удлинили заводскую площадку.
В план северной части площадки были внесены и другие существенные поправки, которые дали возможность со временем значительно расширить производственные мощности завода.
27 октября 1929 г. И. П. Бардин доложил на совещании при Глав-чермете о всех изменениях, внесенных в генеральный план. В связи с уточнением генплана и имея в виду, что в первые годы работы завод будет базироваться на магнитогорской руде, было решено повысить годовую производительность завода в объеме его первой очереди до 505 тыс. т чугуна, а полезный объем доменных печей увеличить с 710 до 821 куб. м2.