Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 02:21, реферат
1. Образование и становление Московского университета
2. Московский университет в XIX столетии
3. Московский университет в первой половине XX века
4. Московский университет в послевоенные годы
5. Университет сегодня
6. Факультеты МГУ
7. Использованные ресурсы
МГУ
— ведущий научный центр
Учебный
процесс и научную работу в
МГУ обеспечивает уникальный коллектив
преподавателей и ученых. Это — 2,5
тысяч докторов и почти 6 тысяч
кандидатов наук, около 5 тысяч профессорско-
В
структуре Московского
В последние годы университет осуществил целый ряд новых программ. Открываются новые факультеты; создаются новые кафедры, лаборатории, центры; вводятся новые учебные планы и программы, начаты научные исследования по новым 30 междисциплинарным программам. На 26 подразделениях университета работает более 140 дистанционных образовательных программ.
Университет остается крупнейшим инновационным центром. Первый в стране Научный парк, трансформирующий научные достижения в высокие технологии. За последние 3 года в Научном парке МГУ создано около 70 небольших компаний, главным образом в области химии и новых материалов, биотехнологии, фармацевтики, экологии и рационального природопользования, производстве научного оборудования. Более двух тысяч ученых МГУ вовлечены в инновационную деятельность. Ученые МГУ успешно сотрудничают со многими компаниями, выполняя исследования, направленные на развитие новых – инновационных – технологий. В инновационной деятельности наиболее очевидной становится и связь университета с работодателями. Здесь тоже делается немало: заключаются договора о сотрудничестве с ведущими организациями страны. Связь с работодателями – это и наши корпоративные университеты, которые успешно развиваются, являя собой пример инноваций в образовательном процессе. В 2006-2007 годах в рамках национального проекта «Образование» в МГУ была реализована программа формирования системы инновационного образования. Были разработаны учебно-методические комплексы 67 магистерских программ на базе принципов инновационного образования.
В
2006 году Московский университет вновь
взял на себя непростую задачу –
провести первый Фестиваль науки
в России. Традиция проведения подобных
фестивалей давно и прочно обосновалась
в развитых странах, а у нас она только
начинается. Второй Фестиваль науки стал
уже праздником всей столицы и собрал
около 100 тысяч участников и гостей, а с
2008 ода вышел на общероссийский уровень.
К 250-летию МГУ был запущен университетский
спутник «Татьяна», благодаря которому
были открыты новые физические явления
в околоземном космическом пространстве.
Готовится к запуску новый университетский
спутник «Татьяна-2», который будет изучать
воздействие Солнца на атмосферу Земли.
За последние пять лет приобрел более
500 единиц уникального оборудования, которое
позволяет проводить научные исследования
на самом современном уровне. В 2008 году
введены в строй супервычислительные
комплексы «Чебышев» (мощностью 60 Терафлоп,
результат совместной разработки МГУ,
Института программных систем РАН и компании
«Т-платформы») и Blue Gene/P (мощностью 28 Терафлоп,
производства IBM).
Московский университет — сложнейшее в инженерно-эксплуатационном отношении хозяйство. В МГУ насчитывается около тысячи отдельных зданий и строений общей площадью около миллиона кв. метров, в том числе 8 общежитий, в которых проживает свыше 12 тысяч человек, около 300 км различных коммуникаций.
Однако даже эти впечатляющие цифры не отвечают требованиям времени, современным тенденциям развития науки и образования. Сегодняшний уровень развития фундаментальных и прикладных научных исследований, их междисциплинарность, а также задачи подготовки специалистов широкого профиля требуют интенсивного развития и модернизации материально-технической базы. В октябре 1987 года правительство приняло решение о строительстве нового комплекса зданий для Московского университета, оборудованных по последнему слову науки и техники. Проект (архитектор Г.Н. Цытович) предусматривает возведение новых учебных и научных корпусов, библиотеки, бассейна, стадиона, дворца культуры, других объектов отдыха и бытового обслуживания. Новый университетский городок уже строится на Ломоносовском проспекте между проспектами Вернадского и Мичурина, органически продолжая уже сложившийся комплекс зданий. К январю 2005 года было завершено строительство Интеллектуального центра — Фундаментальной библиотеки МГУ. 1 сентября 2007 г. состоялось открытие Первого учебного корпуса гуманитарных факультетов на новой территории, который стал учебно-научным центром для исторического, философского факультетов, факультетов государственного управления и политологии. Построен современный Медицинский центр. Продолжает осваиваться и «старая» территория на Ленинских горах.
Огромный
научный потенциал, уникальные возможности
для междисциплинарных
Факультеты и кафедры университета всегда уделяли много внимания повышению качества подготовки специалистов. Многое делается и сегодня по обновлению и совершенствованию процесса обучения студентов и аспирантов. На ряде факультетов предусматривается двухступенчатая структура образования (бакалавр — магистр). В новых учебных планах усилена роль самостоятельной работы, связь с практикой, с будущей работой выпускника. Одной из важнейших стала проблема гуманитаризации образования. Преподаватели созданного межфакультетского центра социально-гуманитарного образования ведут на естественных и гуманитарных факультетах занятия по отечественной и мировой истории и культуре, филологии, экономике, праву, искусству. Студенты университета могут заниматься по индивидуальным планам, обучаться и слушать лекции по нескольким специальностям на разных факультетах. Много внимания уделяется здоровью студентов.
Дважды в неделю на первых двух курсах предусмотрены обязательные занятия физической культурой и спортом. На старших курсах эти занятия могут быть факультативно продолжены в спортивных секциях, а также в платных оздоровительных группах.
Для обучения в МГУ характерно сочетание учебной и научной работы, фундаментальной подготовки в избранной отрасли науки с узкой специализацией. Обычно фундаментальная основа закладывается на первых двух-трех курсах. Узкая специализация начинается после этого. Одной из важнейших особенностей учебного процесса в университете является соединение обучения с ведением самостоятельной научной работы, направление которой выбирают сами студенты. Работа в научных кружках, научно-студенческих обществах, участие в студенческих конференциях наряду с занятиями в семинарах, спецсеминарах позволяют студентам сделать правильный выбор. Многие студенческие работы печатаются в научных журналах и сборниках.
На ряде факультетов — историческим, филологическом, экономическом, социологическом, журналистики и психологии — существует вечерняя форма обучения, а на факультете журналистики и заочная.
Срок учебы в МГУ — 4-6 лет в зависимости от факультета и формы обучения. Оканчивая университет, студент подготавливает и защищает дипломную работу. Обучение в университете, как правило, бесплатное. Но в связи с развитием рыночных отношений с 1992 года решено сверх плана приема зачислять до 15% абитуриентов для платного обучения. Каждый успевающий студент получает государственную стипендию. Иногородним студентам предоставляется общежитие. Выпускники университета работают в вузах, научно-исследовательских институтах, школах, сферах производства и культуры, государственном аппарате, общественных и частных организациях. В соответствии с Уставом МГУ студенты и аспиранты имеют свои представительные органы для решения вопросов студенческой и аспирантской жизни. Главным органом такого самоуправления является Студенческий совет МГУ.
Московский университет служит также признанной школой повышения квалификации кадров. Ежегодно в МГУ проходят курс переподготовки до 5 тысяч преподавателей и сотрудников предприятий, учреждений и вузов.
В
реализации научных и культурно-
Крупнейшей
университетской библиотекой
Велики
международные связи
С 1946 года, когда в университете появились первые иностранные учащиеся, подготовлено свыше 11 тысяч высококвалифицированных специалистов для 150 зарубежных стран. Ежегодно в МГУ обучаются свыше 2 тысяч студентов и аспирантов из многих государств мира. Более 400 человек занимаются на курсах предуниверситетской подготовки для иностранных граждан.
Важнейшими областями научно-технического сотрудничества являются: совместная разработка научных проблем, обмен профессорами и преподавателями для ведения педагогической и научной работы, а также студентами и аспирантами для различных форм стажировок. Каждый год университет принимает на различные краткосрочные формы обучения свыше 2 тысяч иностранцев и направляет примерно столько же своих представителей во все уголки земного шара. В МГУ действуют международные курсы ООН по демографии, гидрологические курсы ЮНЕСКО, Международный центр по биотехнологии, Международный научно-лазерный центр, система курсов и семинаров по русскому языку для иностранных преподавателей. В 1991 году открыты Французский университетский коллеж, Русско-американский университет, Институт германской науки и культуры. Более 60 ученых, государственных и политических деятелей из зарубежных стран избраны почетными докторами и профессорами Московского университета. В свою очередь многие крупные ученые МГУ являются почетными членами зарубежных академий и университетов.
В
январе 2005 года Московский государственный
университет имени М.В.
Два
с половиной века истории старейшего
российского университета свидетельствуют
об огромном вкладе его питомцев в
дело служения общечеловеческим идеалам
свободы, гуманизма, добра, красоты, истины.
Информация о работе История Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова