Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:52, реферат
Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник.
Новое время, начавшееся
в 17 веке стало эпохой утверждения
и постепенной победы в Западной
Европы капитализма, как нового способа
производства, эпохой быстрого развития
науки и техники. Под влиянием таких точных
наук, как механика и математика, в философии
утвердился механицизм. В рамках этого
типа мировоззрения природа рассматривалась,
как огромный механизм, а человек, как
инициативный и деятельный работник.
Основной темой
философии Нового времени стала
тема познания. Сложились два крупных
течения: эмпиризм и рационализм, по-разному
трактовавшие источники и природу
человеческого знания.
Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона.
Бэкон был сторонником
эмпирических методов познания (наблюдение,
эксперимент). Философию он считал опытной
наукой, основанной на наблюдении, а
ее предметом должен быть окружающий
мир, включая и самого человека. Сторонники
эмпиризма призывали во всем полагаться
на данные опыта, человеческой практики.
Сторонники рационализма
считали, что основным источником достоверного
знания является знание (Декарт, Спиноза,
Лейбниц). Основателем рационализма
считается Декарт - автор выражения
"подвергай все сомнению". Он
считал, что во всем надо полагаться
не на веру, а на достоверные выводы,
и ничто не принимать за окончательную
истинную.
Наряду с позитивной
оценкой возможностей познания, в 17
веке возрождается и философский
агностицизм, отрицавший возможность
познания мира человеком. Он проявил
себя в творчестве Беркли и Юма, полагавших,
что человек познает всего
лищь мир явлений, но не способен проникнуть
в глубину вещей, дойти до знания законов
окружающей природы.
Пантеистическую направленность имели взгляды Спинозы, утверждавшего, что природа - есть причина самой себя и всех протекающих в ней процессов. Бог не стоит над природой, а является ее внутренней причиной. Знание достигаются разумом и оно является первейшим условием свободной деятельности человека.
Немецкий философ
Лейбниц подчеркивал духовный характер
мира. Основой мироздания являются
монады, как единицы бытия, придающие
миру разнообразие и гармонию.
В 17 веке широкое
распространение получило "юридическое"
мировоззрение. В его рамках развивалась
теория "общественного договора"
(Гоббс, Локк). Она объясняла происхождение
государства добровольным соглашением
людей во имя собственной безопасности.
Это мировоззрения исповедовало идею
естественных прав человека на свободу
и собственность. Юридическое мировоззрение
выражало настроения молодой буржуазии,
как класса, сформировавшегося в Новое
время.
В развитие социальных
учений Нового времени в 18 веке особый
вклад внесло французское Просвещение
(Монтескье, Вольтер, Руссо), которые
идейно подготовили французскую
революцию 1789 - 1794 гг. Они воспринимали
церковь, как символ невежества и
мракобесия, тормоз развития общества,
поэтому девиз Вольтера: "Раздавите
гадину!", стал лозунгом эпохи, предопределив
требования отделения церкви от государства.
По убеждению Просветителей общественный
прогресс возможен только при помощи разума,
права, науки и образования. Человек - природно-социальное
существо и способен к бесконечному развитию
и совершенствованию своей деятельности.
Но частная собственность делает людей
неравными, порождает зависть и вражду
между ними, следовательно, новое общество
надо создавать на основе социального
равенства и справедливости. Просветители
стояли на позициях исторического оптимизма,
а их идеалом была республика, как форма
народовластия.
Значительный вклад в учение о природе и сущности человека, путях его воспитания, внесли французские Материалисты 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали, что человек - продукт окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо изменить обстоятельства их жизни. Эта идея Просветителей явилась источником возникновения марксистской философии.