Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:16, реферат
Улан-Удэ, как и многие сибирские города, был основан в XVII веке русскими землепроходцами. 1666 год принято считать временем основания города. Расположен на берегах двух рек - Селенги и Уды.
Название свое получил от одной из них, поскольку основан был и строился преимущественно на берегу Уды. А так как на Иркутской земле тоже есть река Уда и город на ней был назван Нижнеудинском, то город, возникший в Забайкалье, окрестили Верхнеудинском. В советское время, а именно в 1934 г., его, как столицу автономной республики, переименовали в Улан-Удэ, т.е. красная Уда - красный советский город, находящийся на берегу реки Уды.
Введение
История города Улан-Удэ
Священное место и начало развития
Город в XVIII-XIXвеках
В настоящее время
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ
Кафедра
истории
Реферат
по
Истории Бурятии на тему: «История
основания города Улан-Удэ»
г. Улан-Удэ,
2011г.
Содержание
Введение
Заключение
Список
литературы
Введение
Улан-Удэ, как и многие сибирские города, был основан в XVII веке русскими землепроходцами. 1666 год принято считать временем основания города. Расположен на берегах двух рек - Селенги и Уды.
Название свое получил от одной из них, поскольку основан был и строился преимущественно на берегу Уды. А так как на Иркутской земле тоже есть река Уда и город на ней был назван Нижнеудинском, то город, возникший в Забайкалье, окрестили Верхнеудинском. В советское время, а именно в 1934 г., его, как столицу автономной республики, переименовали в Улан-Удэ, т.е. красная Уда - красный советский город, находящийся на берегу реки Уды.
В
XVI-XVII веках шло освоение земель за
Уралом. По мере продвижения первых
землепроходцев строились остроги,
прокладывались дороги, начиналось хозяйственное
освоение края. Так, в 1647 году был построен
Верхнеангарский острог, в 1648 году -
Баргузинский, в 1665 году казаки Баргузинского
острога основали Селенгинский острог.
А в 1666 году, русский казачий отряд
поставил в устье реки Уды, на высоком
скалистом берегу (около нынешнего
моста через реку Уду), маленький
деревянный домик, названный "Удинским
казачьим зимовьем". Удинское зимовье
было основано как центр сбора
ясака с местного населения, укрепленный
военный пункт для обороны
от враждебных нападений и как
одна из баз для продвижения русских
на Восток.
Современные города, как правило, основаны на тех территориях, которые в далеком прошлом были освоены человеком.
Имеются сведения, что примерно семь тысяч лет назад на территории современного Улан-Удэ появлялись люди.
Из имеющихся сведений можно отметить: погребение в поселке Шишковка, относящееся к эпохе неолита, станция Дивизионная - стоянка бронзового века, захоронения эпохи средневековья на окраине Этнографического Музея народов Забайкалья и поселка Зеленый, а также архивные сведения об обнаружении в районе поселка Силикатный захоронений эпохи хунну (3 век до н.э.). Окрестности города изобилуют археологическими древностями, свидетельствующие об истории города до периода освоения его русскими переселенцами.
Город Улан-Удэ расположен на слиянии двух рек: Селенги и Уды и начинался с небольшого казачьего зимовья в пору присоединения Восточной Сибири к Русскому государству (17 век). Место для города было выбрано казаками и называлось "Заудинским камушком", через него проходила дорога, которую местные люди называли "ханской дорогой звонкой" и действовала удобная переправа через реку Селенгу.
Это место почиталось бурятским населением как священное.
В 1666 году отрядом казаков Гаврилы Ловцова здесь было построено Удинское зимовье, что совпало по времени с отправкой из Москвы в Китай первого русского торгового казенного каравана по пути, в дальнейшем получившим название "Чайного пути". Через 14 лет в 1678 году томским сыном боярским Иваном Поршённиковым были возведены оборонительные стены Удинского острога. Выбор места диктовался удобной, с точки зрения обороны, позицией, что позволяло осуществлять контроль за перемещениями по территории Западного Забайкалья.
В 1687 году Удинский острог был реконструирован по приказу царского посланника, впоследствии генерал-фельдмаршала, друга Петра I Ф.А. Головина, прибывшего в Забайкалье для заключения Нерчинского пограничного договора с Китаем. Острог был обнесен большими тройными надолбами, рвом, был сделан тайный ход к реке, построены башни, караульная изба, посад, двойное ограждение (бревенчатый тын и рогатки), артиллерийская батарея, двое ворот, часовня.
В посаде располагалось около 100 казачьих изб. Зимой гору, на которой стоял острог, поливали водой, чтобы неприятель не мог подобраться к его стенам.
В
1689 году по ходатайству Ф.А.
Историческое место, которое занимал Удинский острог, находится над правым скалистым берегом Уды.
Простоял Удинский острог до второй половины 19 века, после чего он был разобран населением города на дрова.
Сейчас на месте острога установлен памятный знак и каменный крест.
Превращению
Удинского острога и крепости
в город способствовали приток русских
переселенцев в долину Селенги и
экономический подъем прилегающих
районов. Удинский острог становится основным
пунктом хранения товаров и формирования
караванов для торговли с соседями.
Благодаря своему выгодному географическому
положению город превратился
в административный и торговый центр
Забайкалья, посредника между Монголией,
Китаем и городами Восточной Сибири.
По мере развития города стали намечаться дороги в направлении городов Иркутска, Нерчинска, Читы, ставшие впоследствии основными при создании первых планов города.
К 1735 году в городе было уже 120 жилых домов. Первая планировочная структура города компактная, с ясно выявленной композиционной идей, частично сохранилась и до наших дней. Впечатляли своеобразием и красотой постройки деревянного и каменного зодчества, а также Одигитриевский собор (построен в 1741-1785 годах), Спасская (в 1786-1800 годах) и Троицкая церкви (в 1798-1806 годах). Одигитриевский собор - первое каменное сооружение Верхнеудинска является оригинальным памятником культовой архитектуры Сибири 18 века. Его положение приняли за исходную точку при определении сетки улиц на проектах планировки 18-19 веков.
С
1768 года была учреждена торговая ярмарка,
с 1780 года она стала проводиться
два раза в год и была самой
крупной по размерам торгового оборота
в Забайкалье. Город развивался,
как один из крупных центров оптовой
торговли на "Чайном пути", в нем
проживала большая колония
С 1783 город называется Верхнеудинском и становится уездным городом. Учреждается его герб, свидетельствующий о его торговом значении. Изображенный на гербе жезл Меркурия и рог изобилия символизировал, что "в сем городе производится знатный торг". Основными предметами торга были мануфактурные, кожевенные, скобяные, бакалейные, москательные и парфюмерные товары, сахар и чай. По описанию современников, Верхнеудинск напоминал сплошной торговый центр, который делился на две части - городскую, состоящую из деревянной крепости и слободскую с магазинами, торговыми лавками, частными домами и церквями.
В связи с расположением на Московском тракте, город стал крупным этапным пунктом на пути следования к месту назначения каторжных и ссыльных. Политические ссыльные, начиная с декабристов, способствовали распространению в Забайкалье просвещения и культуры.
В
1793 году было открыто первое учебное
заведение - малое народное училище,
преобразованное в 1806 году в уездное.
В нем работал известный
Преимущественно деревянный город часто подвергается пожарам, один из наиболее сильных пожаров в 1878 году уничтожает три четверти строений города. В 1830 и 1862 годах город переносит сильные землетрясения, а в 1867 году на него обрушилось наводнение, когда значительная часть города была залита водой.
Первая перепись населения 1897 года показывает, что в городе проживало около 8 тысяч человек. Социальный состав города в середине 19 века был разнородным и включал в себя мещан (1212 чел.), военных (717 чел.), разночинцев (480 чел.), купцов (171 чел.), дворян (109 чел.), чиновников (98 чел.), дворовых (71 чел.), духовенство (60 чел.), ссыльных (28 чел.) и др. Население города по религиозным конфессиям состояло из представителей самых разных вероисповеданий: православных, иудеев, магометан, католиков, древлеправославных, буддистов, лютеран и др.
В городе проживали люди разных национальностей - русские, евреи, поляки, буряты, китайцы, татары, грузины, армяне и пр.
В 19 веке в городе возводятся новые каменные общественные здания, среди которых публичная библиотека и городской банк.
На средства купца М.К.Курбатова строится первый мост через реку Уду. В 1803 году собрание купцов и богатых мещан решает на акционерных началах построить каменный Гостиный двор, строительство которого продолжалось до 1856 года. Гостиный двор стал главным общественным сооружением центра Верхнеудинска конца 19 века и до сегодняшнего дня сохранил важные элементы торговой площади, выполненные в формах русского классицизма.
В
1875 году в Верхнеудинске введено
Городовое положение, согласно которому
избирается первая Городская Дума,
а городской Головой избран купец
I гильдии И.П.Фролов. В 1873 году через
город проезжает наследник
С 1900 года открылось регулярное сообщение по железной дороге, связавшей Забайкалье с центром России. Строительство в конце 19 - начале 20 веков Великой Транссибирской магистрали привело к коренным изменениям всей экономической жизни города. В городе открываются отделения крупных банков, доходные дома, строятся новые предприятия - в 1913 году их насчитывалось 18, первая электростанция, работают гостиницы, иллюзион.
В
1912 году построена первая городская
телефонная станция, появился первый автомобиль
и установлено автомобильное
почтово-пассажирское сообщение Верхнеудинск-
Революционные события меняют уклад жизни города. В 1917 году был образован Верхнеудинский Совет рабочих и солдатских депутатов, под председательством В.М.Серова. Второй съезд трудового населения Прибайкалья поддержал установление Советской власти. В 1918 году город был занят войсками белочехов и белогвардейцев.
В 1920 году в нем устанавливается Советская власть. Верхнеудинск становится столицей Дальневосточной Республики, а в 1921 году губернским центром Прибайкальской губернии. В 1923 году создана Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика, включающая территории Бурятии, Усть-Ордынского и Агинского округов, а Верхнеудинскобъявлен ее столицей.
В
1926 году начинается воздушное сообщение
Верхнеудинск-Улан-Батор, первый аэродром
находился на месте нынешнего
республиканского ипподрома. Открылся
первый профессиональный театр, приступила
к вещанию небольшая