История развития фармацевтического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 07:56, реферат

Описание

Возникновение профессии фармацевта в Европе. Салеранская мед. школа. Появление профессии фармацевта в России. Подготовка фармацевтов в России в XIX. Подготовка фармацевтов в России в XIX - начале ХХв.

Работа состоит из  1 файл

История разваития фарм.образования.docx

— 38.49 Кб (Скачать документ)

История развития фармацевтического образования.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОФЕССИИ  ФАРМАЦЕВТА В ЕВРОПЕ. САЛЕРНСКАЯ МЕД. ШКОЛА.

Длительное время  мед. И фарм. Развивались совместно  и представляли единую науку. Однако усложнение технологических приемов  приготовления ЛС и увеличение количества лекарств способствовали появлению  аптек и профессии фармацевта.

В западной Европе впервые  профессия фармацевта появилась  во Франции в 1178 году. Двумя годами позднее о ней уже сообщают английские хроники.

В 13 веке был узаконен порядок получения фарм. образования. Например, чтобы стать фармацевтом во Франции нужно было пробыть 4 года учеником в аптеке, затем 10 лет проработать помощником фармацевта и лишь после этого разрешалось сдавать экзамены на получение звания фармацевта.

Ведущее место в  подготовке врачей и фармацевтов  в Европе в средние века занимала Салернская мед школа, основанная в 9 веке. Для оканчивающих её было установлено 4 степени:

  1. Лиценциат – эту степень получали лица, изучившие основной курс фармации и овладевшие узкой специализацией (! Приготовление ЛС из готовых материалов)
  2. Бакалавр (наставник) – эту степень получали лица, которым доверялось обучение др.
  3. Магистр (учитель, мастер) – получали лица, широко овладевшие наукой и способные передавать свои знания др.
  4. Доктор (ученый, научающий) – эту степень получали лица, самостоятельно развивающие учение, теорию или самостоятельно на базе общей теории, развивающие практические выводы.

В 1213г Салернская школа была преобразована в университет.

В средние века объединения  людей одной профессии назывались – унивеситас (совокупность). По аналогии с ними так стали называть корпорации преподавателей и учеников. Так появился термин «университет».

Термин «факультет»  от латинского факультас – способность  умение талант, был введен в 1232 году для обозначения различных специальностей в Парижском университете.

Слово «студент»  происходит от латинского студере –  учиться. Количество студентов в средние века было небольшим и в пределах одной специальности редко превышало число 10. Для руководства ими из состава учеников выбирался староста десятки – декан (от лат децем – десять). Во главе университета стоял ректор (от лат ректор – управитель).

 

ПОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИИ  ФАРМАЦЕВТА В РОССИИ. ПОДГОТОВКА ФАРМАЦЕВТОВ  В РОССИИ В 19в.

В России первые упоминания о специалистах в области фармации –

Первоначально это  были иностранцы, но начиная с 17 века, появляются и отечественные специалисты. Подготовка фармацевтов в России до начала 19 века носили ремесленный характер: учение по этапам, от простого к сложному на рабочем месте, реализовывался принцип: "смотри и делай как я".

Аптекарские ученики  получали практический стаж и обучались фарм операциям в аптеках и аптекарских огородах. При огородах находились лаборатории для изготовления лекарственных препаратов.

В 18 веке были введены  экзамены название газеля(аптекарского помощника) и провизора. К испытаниям на звание гезеля допускались ученики, проработавшие в аптеке от 4 до 5 лет. Проработав в аптеке 2-3 года, гезель мог сдавать экзамены на звание провизора.

Провизор (заранее  заботящийся, изготовляющий) – специалист с высшим фармацевтическим образованием.

Экзамены на звание гезеля и провизора принимались  специальными комиссиями, состоящими из врачей и аптекарей, при Мед  канцелярии, а затем Мед…..

 Право на самостоятельную  фарм деятельность давалось только  провизорам.

В 1654 г при Аптекарском  приказе была открыта лекарская  школа. Набор в школу составлял 30 учеников, срок обучения 5-7 лет. Ученики  изучали мед ботанику, фармакологию, анатомию, фармацию и др предметы.

В 18 в. подготовка врачей велась в школах при госпиталях, открывшихся в Москве Петербурге и др городах. В госпитальных школах преподавалась «аптекарская наука» проводились практические занятия в аптеках и аптекарских огородах имевшихся при госпиталях. Из этих школ выпускались военные лекари. Спец. отделения для подготовки фармацевтов не было.

В 1786 г. Школы были отделены от госпиталей и стали называться медико-хирургическими учреждениями. Профессора ботаники и химии читали в училищах лекции по химико-фармацевтической тематике. В 1798г медико-хирургические  училище в Петербурге и Москве были переименованы в медико-хирургические  академии. Гражданских врачей готовил  открытый в 1755 г Московский университет. Медицинский факультет при нем  был создан в 1764г. Позднее подготовка врачей началась ив ряде др городов  России при открытых там университетах. Среди изучаемых дисциплин была и фармация.

Таким образом, до начала 19 в фарм образование неразрывно связано с мед образованием и является его частью. Врач помимо чисто медицинской имел так же и фармацевтическую подготовку, и мог в случае необходимости приготовить ЛС. Эта особенность объясняется практической необходимостью: аптек и специалистов с фарм образованием было ещё не достаточно.

 

ПОДГОТОВКА ФАРМАЦЕВТОВ  В РОССИИ В 19 НАЧАЛЕ 20 В. ФАРМ ОТДЕЛЕНИЕ  ПРИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ МЕДИКО-ХИМИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ

В 1808г при петербургской  медико-химической академии быдло создано  фарм отделение для подготовки специалистов. Тем самым было положено начало высшего фармацевтического образования в России. Срок обучения на фармацевтическом отделении был установлен в 5 лет. В 1835 году был введен 4-х летний курс обучения. При этом на отделение стали зачислять только лиц, имеющих законченное среднее образование и проработавших в аптеках не менее 3 лет. В то же время в России продолжала действовать старая схема ремесленной подготовки фармацевтических кадров.

Число слушателей, принимаемых на фармацевтическое отделение, было не велико. В 1-ые году принималось по 40 человек, с 1811 лишь 10, а в 70-х годах обучалось не более 2-3 человек.

Сокращение приема было вызвано недостатком вакантных  мест для провизоров в государственных аптеках. Владельцы частных аптек на всех участках фармацевтической работы предпочитали использовать гезелей, как более дешевую рабочую силу. В 1881 г фармацевтическое отделение при Петербургской военной мед академии было закрыто.

В 1801 г правилами  были установлены 3 фармацевтических звания: гезель, провизор и аптекарь. Принимать экзамены на фармацевтические звания могли только Петербургская и Московская медико-хирургическая академия и мед факультеты университетов

К испытаниям на звание гезеля допускались лица, имевшие 3-х годичный аптекарский стаж в качестве ученика. Как обязательные предметы были введены химия, физика, фармакология и фармакогнозия. Аптекарские ученики должны были иметь 4-х классное гимназическое образование.

Аптекарские помощники, прослужившие в казенной или частной аптеке не менее 3-х лет и прослушавшие курс лекций по фармацевтическим наукам (фармации, фармакологии, ботанике) при университете, допускались к сдаче экзаменов на звание провизора.

Существовали такие  курсы и при Томском императорском  университете, на которых с 1892-1904 прошли подготовку 32 провизора. Накануне октябрьской революции провизорские курсы функционировали в России при 10 университетах и выпускали по 30-40 провизоров в год.

Звание аптекаря могли получить только те провизоры, которые после 3-х летней работы сдавали  экзамены в большем объеме, чем  при сдаче экзаменов на звание провизора. Это звание давало право  на личное дворянство.

В 1845 г вместо звания аптекаря была установлена степень  магистра фармации, для получения  которой провизоры сдавали спец. экзамен и защищали диссертацию.

    Эти правила действовали  почти без изменений до октябрьской  революции 1917 года.

 

    ЖЕНСКОЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В КОНЦЕ 19 НАЧАЛЕ 20В.

В течение долгого  времени фармация в России, как и в других странах, была чисто мужской профессией, и лишь в 1888 г Медицинский департамент разрешил аптекам принимать учениц, которые могли по получении стажа экзаменоваться на звание аптекарского помощника, и впоследствии – на звание провизора.

В то же время, женщины  не допускались в университетские  аудитории и лаборатории для  подготовки к сдаче экзаменов: они  должны были готовиться частным образом. Подобные ограничения существенно затрудняли получение фарм образования женщинами.

Первой женщиной фармацевтом стала Анна Михайловна Макарова, которая в 1892 году сдала  экзамен на звание аптекарского помощника.

Первой звание провизора получила в 1897г Антонина Болеславовна Лесневская. К началу 1898г в России было всего 29 женщин фармацевтов, в том числе 3 провизора.

С началом русско-японской войны ситуация с подготовкой  женщин-фармацевтов резко меняется. Поскольку значительное число мужчин-фармацевтов  было мобилизовано в армию, для их замещения аптеки были вынуждены принимать учениц. Количество женщин в аптеках начинает резко увеличиваться. В 1911г среди них было уже 85 провизоров. Первой женщиной в России, получившей звание магистра фармации была Ольга Евгеньевна Габрилович.

 

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД.

После октябрьской революции резко меняется система подготовки фарм кадров. Поскольку все аптеки переходят в собственность государства и проблемы подготовки фарм персонала для работы в них так же должна была решаться государством.

Поэтому в 1918-1922 годах  в стране были открыты 1-ые высшие фарм учебные заведения, со сроком обучения 4 года. В августе 1918 года открылась  химико-фармацевтическое отделение  при Пермском университете. В 1919г  химико-фармацевтический институт был  создан в Петрограде.

В 1940г провизоров готовили уже 10 фарм институтов и факультетов, фармацевтов – 65 фарм училищ.

Ежегодный выпуск провизоров в предвоенные годы быстро увеличивался: в 1937г –

В 1937г были введены  ученые степени докторов и кандидатов фарм наук.

Длительное время  фармация существовала как единая наука, но к этому времени настолько  информационно расширилась, что  потребовалось выделение её отдельных разделов самостоятельные дисциплины, такие как фарм химия, фарм технология, управление и экономика фармации, фармакогнозия, токсикологическая химия.

С 1950г срок обучения на фарм факультетах мед институтов и фарм институтах был увеличен на год, и составил 5 лет.

К середине 1980-х годов  подготовка и усовершенствование фарм кадров с высшим образованием проводилось  в СССР во всех союзных республиках  на базе 32фарм факультетов и институтов. Специалисты со средним образованием обучались на базе 98 фарм училищ и фарм отделениях мед училищ.

 

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

В настоящее время  в России подготовка специалистов с высшим фарм образованием проводится в 47 ВУЗах. В их числе 2 фарм академии, 1 химико-фарм академия (Санкт-Петербург), а так же множество фарм факультетов мед академий и университетов. Существуют очная, вечерняя и заочная формы обучения

Получив диплом провизора  выпускники проходят послевузовскую подготовку в интернатуре по 3-м специальностям – управление и экономика фармации, фарм химия и фармакогнозия, фарм технология – и получают сертификат специалиста, который подтверждается каждые 5 лет после обучения по программе постдипломного образования.

Фарм образование  в Томске среднее фарм образование  в Томске.

Как было сказано  ранее, в дореволюционной России фарм кадры готовились кустарно-ремесленническим образом, на базе частных аптек через аптекарское ученичество с последующей сдачей экзаменов на звание аптекарского помощника. Подобная ситуация не могла удовлетворить развивающееся практическое здравоохранение. Обеспеченность населения леченых учреждений лек помощью, вновь открытые аптеки, организуемое аптечное

Вследствие этого  в послереволюционный период коренным образом изменилась система подготовки фарм кадров.

В январе 1918г был  запрещен прием в аптеки аптекарских  учеников. Начиная с 1920 г подготовка фарм кадров для аптек осуществлялась на спец курсах продолжительностью от 6-9 месяцев. В этот период начала формироваться система высшего и среднего фарм образования.

Для пополнения быстро сокращающейся численности аптечных работников, были открыты краткосрочные  курсы в Томке. Эти курсы не имели статуса учебного заведения  и даже собственного помещения. Для  проведения лекций было отведено помещение  в профессионально-технической школе. Частично их читали в университете, практические занятия проходили  под руководством управляющих на базе городских аптек.

Отсутствие собственного помещения не могло не сказаться  на качестве образования и делало затруднительным решение организационных вопросов. Поэтому в августе1921 года курсам было предоставлено помещение одной из закрытых аптек, организованна собственная библиотека и приобретены необходимые пособия. Однако из 100 человек обучавшихся на курсе их закончило всего 19.

Информация о работе История развития фармацевтического образования