Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 07:56, реферат
Возникновение профессии фармацевта в Европе. Салеранская мед. школа. Появление профессии фармацевта в России. Подготовка фармацевтов в России в XIX. Подготовка фармацевтов в России в XIX - начале ХХв.
История развития фармацевтического образования.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОФЕССИИ ФАРМАЦЕВТА В ЕВРОПЕ. САЛЕРНСКАЯ МЕД. ШКОЛА.
Длительное время мед. И фарм. Развивались совместно и представляли единую науку. Однако усложнение технологических приемов приготовления ЛС и увеличение количества лекарств способствовали появлению аптек и профессии фармацевта.
В западной Европе впервые профессия фармацевта появилась во Франции в 1178 году. Двумя годами позднее о ней уже сообщают английские хроники.
В 13 веке был узаконен порядок получения фарм. образования. Например, чтобы стать фармацевтом во Франции нужно было пробыть 4 года учеником в аптеке, затем 10 лет проработать помощником фармацевта и лишь после этого разрешалось сдавать экзамены на получение звания фармацевта.
Ведущее место в подготовке врачей и фармацевтов в Европе в средние века занимала Салернская мед школа, основанная в 9 веке. Для оканчивающих её было установлено 4 степени:
В 1213г Салернская школа была преобразована в университет.
В средние века объединения
людей одной профессии
Термин «факультет»
от латинского факультас – способность
умение талант, был введен в 1232 году
для обозначения различных
Слово «студент» происходит от латинского студере – учиться. Количество студентов в средние века было небольшим и в пределах одной специальности редко превышало число 10. Для руководства ими из состава учеников выбирался староста десятки – декан (от лат децем – десять). Во главе университета стоял ректор (от лат ректор – управитель).
ПОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИИ ФАРМАЦЕВТА В РОССИИ. ПОДГОТОВКА ФАРМАЦЕВТОВ В РОССИИ В 19в.
В России первые упоминания о специалистах в области фармации –
Первоначально это были иностранцы, но начиная с 17 века, появляются и отечественные специалисты. Подготовка фармацевтов в России до начала 19 века носили ремесленный характер: учение по этапам, от простого к сложному на рабочем месте, реализовывался принцип: "смотри и делай как я".
Аптекарские ученики получали практический стаж и обучались фарм операциям в аптеках и аптекарских огородах. При огородах находились лаборатории для изготовления лекарственных препаратов.
В 18 веке были введены экзамены название газеля(аптекарского помощника) и провизора. К испытаниям на звание гезеля допускались ученики, проработавшие в аптеке от 4 до 5 лет. Проработав в аптеке 2-3 года, гезель мог сдавать экзамены на звание провизора.
Провизор (заранее заботящийся, изготовляющий) – специалист с высшим фармацевтическим образованием.
Экзамены на звание гезеля и провизора принимались специальными комиссиями, состоящими из врачей и аптекарей, при Мед канцелярии, а затем Мед…..
Право на самостоятельную
фарм деятельность давалось
В 1654 г при Аптекарском приказе была открыта лекарская школа. Набор в школу составлял 30 учеников, срок обучения 5-7 лет. Ученики изучали мед ботанику, фармакологию, анатомию, фармацию и др предметы.
В 18 в. подготовка врачей велась в школах при госпиталях, открывшихся в Москве Петербурге и др городах. В госпитальных школах преподавалась «аптекарская наука» проводились практические занятия в аптеках и аптекарских огородах имевшихся при госпиталях. Из этих школ выпускались военные лекари. Спец. отделения для подготовки фармацевтов не было.
В 1786 г. Школы были
отделены от госпиталей и стали называться
медико-хирургическими учреждениями.
Профессора ботаники и химии читали
в училищах лекции по химико-фармацевтической
тематике. В 1798г медико-хирургические
училище в Петербурге и Москве
были переименованы в медико-
Таким образом, до начала 19 в фарм образование неразрывно связано с мед образованием и является его частью. Врач помимо чисто медицинской имел так же и фармацевтическую подготовку, и мог в случае необходимости приготовить ЛС. Эта особенность объясняется практической необходимостью: аптек и специалистов с фарм образованием было ещё не достаточно.
ПОДГОТОВКА ФАРМАЦЕВТОВ
В РОССИИ В 19 НАЧАЛЕ 20 В. ФАРМ ОТДЕЛЕНИЕ
ПРИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ МЕДИКО-
В 1808г при петербургской медико-химической академии быдло создано фарм отделение для подготовки специалистов. Тем самым было положено начало высшего фармацевтического образования в России. Срок обучения на фармацевтическом отделении был установлен в 5 лет. В 1835 году был введен 4-х летний курс обучения. При этом на отделение стали зачислять только лиц, имеющих законченное среднее образование и проработавших в аптеках не менее 3 лет. В то же время в России продолжала действовать старая схема ремесленной подготовки фармацевтических кадров.
Число слушателей, принимаемых на фармацевтическое отделение, было не велико. В 1-ые году принималось по 40 человек, с 1811 лишь 10, а в 70-х годах обучалось не более 2-3 человек.
Сокращение приема было вызвано недостатком вакантных мест для провизоров в государственных аптеках. Владельцы частных аптек на всех участках фармацевтической работы предпочитали использовать гезелей, как более дешевую рабочую силу. В 1881 г фармацевтическое отделение при Петербургской военной мед академии было закрыто.
В 1801 г правилами были установлены 3 фармацевтических звания: гезель, провизор и аптекарь. Принимать экзамены на фармацевтические звания могли только Петербургская и Московская медико-хирургическая академия и мед факультеты университетов
К испытаниям на звание гезеля допускались лица, имевшие 3-х годичный аптекарский стаж в качестве ученика. Как обязательные предметы были введены химия, физика, фармакология и фармакогнозия. Аптекарские ученики должны были иметь 4-х классное гимназическое образование.
Аптекарские помощники, прослужившие в казенной или частной аптеке не менее 3-х лет и прослушавшие курс лекций по фармацевтическим наукам (фармации, фармакологии, ботанике) при университете, допускались к сдаче экзаменов на звание провизора.
Существовали такие
курсы и при Томском
Звание аптекаря могли получить только те провизоры, которые после 3-х летней работы сдавали экзамены в большем объеме, чем при сдаче экзаменов на звание провизора. Это звание давало право на личное дворянство.
В 1845 г вместо звания
аптекаря была установлена степень
магистра фармации, для получения
которой провизоры сдавали
Эти правила действовали почти без изменений до октябрьской революции 1917 года.
ЖЕНСКОЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В КОНЦЕ 19 НАЧАЛЕ 20В.
В течение долгого времени фармация в России, как и в других странах, была чисто мужской профессией, и лишь в 1888 г Медицинский департамент разрешил аптекам принимать учениц, которые могли по получении стажа экзаменоваться на звание аптекарского помощника, и впоследствии – на звание провизора.
В то же время, женщины не допускались в университетские аудитории и лаборатории для подготовки к сдаче экзаменов: они должны были готовиться частным образом. Подобные ограничения существенно затрудняли получение фарм образования женщинами.
Первой женщиной фармацевтом стала Анна Михайловна Макарова, которая в 1892 году сдала экзамен на звание аптекарского помощника.
Первой звание провизора получила в 1897г Антонина Болеславовна Лесневская. К началу 1898г в России было всего 29 женщин фармацевтов, в том числе 3 провизора.
С началом русско-японской
войны ситуация с подготовкой
женщин-фармацевтов резко
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД.
После октябрьской революции резко меняется система подготовки фарм кадров. Поскольку все аптеки переходят в собственность государства и проблемы подготовки фарм персонала для работы в них так же должна была решаться государством.
Поэтому в 1918-1922 годах в стране были открыты 1-ые высшие фарм учебные заведения, со сроком обучения 4 года. В августе 1918 года открылась химико-фармацевтическое отделение при Пермском университете. В 1919г химико-фармацевтический институт был создан в Петрограде.
В 1940г провизоров готовили уже 10 фарм институтов и факультетов, фармацевтов – 65 фарм училищ.
Ежегодный выпуск провизоров в предвоенные годы быстро увеличивался: в 1937г –
В 1937г были введены ученые степени докторов и кандидатов фарм наук.
Длительное время фармация существовала как единая наука, но к этому времени настолько информационно расширилась, что потребовалось выделение её отдельных разделов самостоятельные дисциплины, такие как фарм химия, фарм технология, управление и экономика фармации, фармакогнозия, токсикологическая химия.
С 1950г срок обучения на фарм факультетах мед институтов и фарм институтах был увеличен на год, и составил 5 лет.
К середине 1980-х годов подготовка и усовершенствование фарм кадров с высшим образованием проводилось в СССР во всех союзных республиках на базе 32фарм факультетов и институтов. Специалисты со средним образованием обучались на базе 98 фарм училищ и фарм отделениях мед училищ.
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
В настоящее время в России подготовка специалистов с высшим фарм образованием проводится в 47 ВУЗах. В их числе 2 фарм академии, 1 химико-фарм академия (Санкт-Петербург), а так же множество фарм факультетов мед академий и университетов. Существуют очная, вечерняя и заочная формы обучения
Получив диплом провизора выпускники проходят послевузовскую подготовку в интернатуре по 3-м специальностям – управление и экономика фармации, фарм химия и фармакогнозия, фарм технология – и получают сертификат специалиста, который подтверждается каждые 5 лет после обучения по программе постдипломного образования.
Фарм образование в Томске среднее фарм образование в Томске.
Как было сказано ранее, в дореволюционной России фарм кадры готовились кустарно-ремесленническим образом, на базе частных аптек через аптекарское ученичество с последующей сдачей экзаменов на звание аптекарского помощника. Подобная ситуация не могла удовлетворить развивающееся практическое здравоохранение. Обеспеченность населения леченых учреждений лек помощью, вновь открытые аптеки, организуемое аптечное
Вследствие этого в послереволюционный период коренным образом изменилась система подготовки фарм кадров.
В январе 1918г был запрещен прием в аптеки аптекарских учеников. Начиная с 1920 г подготовка фарм кадров для аптек осуществлялась на спец курсах продолжительностью от 6-9 месяцев. В этот период начала формироваться система высшего и среднего фарм образования.
Для пополнения быстро
сокращающейся численности
Отсутствие собственного помещения не могло не сказаться на качестве образования и делало затруднительным решение организационных вопросов. Поэтому в августе1921 года курсам было предоставлено помещение одной из закрытых аптек, организованна собственная библиотека и приобретены необходимые пособия. Однако из 100 человек обучавшихся на курсе их закончило всего 19.
Информация о работе История развития фармацевтического образования