История развития избирательного права в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:37, курсовая работа

Описание

В течение практически десяти лет за период с 1994/1995 гг. по 2003/2005 гг. весьма скромный по своим юридическим масштабам и политической роли институт, связанный с правом голоса граждан и их электоральной правосубъектностью, постепенно оформился в весьма сложный межотраслевой комплекс норм и институтов, гарантий и процедур, претендующий стать и быть политической конституцией страны.
Выборы из формальной, точнее административной, процедуры голосования превратились в политический институт. Волеизъявление граждан, выраженное в форме электоральных предпочтений, стало неотъемлемой частью механизма публичного властвования и управления.
На современном этапе развития избирательной системы Российской Федерации, понимаемой в широком смысле как система норм и институтов, учреждений и ценностей, избирательное право

Работа состоит из  1 файл

История развитя избирателоьного права.docx

— 48.88 Кб (Скачать документ)

История развития избирательного права в  России 

Избирательное право в  России - институт относительно молодой, несмотря на то, что деятельность таких органов «народоправства», как  вече Киева, Новгорода и других древнерусских городов, способствовала развитию российского избирательного права. На народном вече избирали высших должностных лиц государства: князей (в Новгороде - с 1136 г.), посадников (как правило, из числа военных бояр) и тысяцких. Принципы новгородской и псковской демократии предоставляли избирательные права не только знати - феодалам, владельцам торгового капитала, но и новгородскому плебсу. Выборными были и органы самоуправления пригородов улиц и концов (административно-территориальных единиц республик и городов Новгорода и Пскова), так называемые кончанские и уличанские старосты. Голосовали в новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника. Споры, связанные с нарушением порядка выборов, по материалам некоторых исторических документов, решались с помощью судебных поединков - так называемого поля, проведение которого регламентировалось.

С ликвидацией политической самостоятельности Новгородской и  Псковской республик угасли институты  избирательной системы.

Создание и деятельность земских соборов на Руси в качестве высших законовещательных и распорядительных органов сопровождались организацией и функционированием представительных выборных органов местного самоуправления, возглавляемых «излюбленными» головами, «лучшими» людьми - губными старостами, земскими судьями, целовальниками. Такие представители земских властей избирались всем взрослым мужским населением данной территории, за исключением служилых людей. Срок полномочий выборных не устанавливался, был неопределенным, хотя население могло и «переменить» их. Протоколы выборов утверждались в столице, в соответствующем территориальном или финансовом приказе (центральном судебно-административном государственном органе). Там же земские власти приносили присягу.

В соответствии с Грамотой jua права, вольности и преимущества благородного российского дворянства от 21 апреля 1785 г. дворяне наделялись правом объединяться в губернские дворянские общества, созывать и участвовать в съездах, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства. Дворянские собрания проводились один раз в три года в зимнее время по дозволению генерал-губернатора или губернатора для производства выборов.

Активным и пассивным  избирательным правом наделялись мещане (так официально называли горожан) мужского пола. Лишались избирательных прав граждане, осужденные судом или имеющие «явный порок».

Городовые обыватели формировали  выборным путем органы городского самоуправления - общую и шестигласную городские думы. От каждого из городских участков (округов) каждый из шести разрядов городского населения выбирался сроком на три года по одному гласному (т.е. обладавшему правом голоса депутату). Они и составляли общую городскую думу. На данном этапе эволюции избирательное право было сословным правом-привилегией.

Новый этап - «эпоха великих  реформ». В этот период  изданы демократические, с известной оговоркой, акты, установившие порядок избрания в земские и городские органы самоуправления, суд присяжных и мировой суд. Для кандидатов на выборные должности устанавливались цензы: возрастной, имущественный, образовательный, оседлости. Так как основной целью реформ являлась модернизация и европеизация социально-политической системы Российской империи, избирательное право стало более демократичным.

Выборы в земские учреждения проходили на началах сословности, имущественного и возрастного ценза, многостепенности для крестьян, закладывая тем самым элементы неравенства в организацию этих представительных органов. «Гласных» - депутатов в уездное земское собрание (распорядительный орган) выбирали в соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях, утвержденным 1 января 1864 г. В последствии это Постановление стало правовой основой организации и деятельности органов земского самоуправления, на избирательных съездах: уездных землевладельцев, городских обществ, сельских обществ.

Избирательных прав лишались лица:

-        моложе 25 лет;

-        находящиеся под уголовным следствием или судом;

-        опороченные по суду или общественному приговору; иностранцы, не присягнувшие на подданство России.

дифференцировались размеры имущественных цензов для представителей различных сословий и социальных групп:

-        от 15 тысяч рублей оценки недвижимого имущества

-        от 6 тысяч рублей размера годового оборота капитала у депутатов уездных избирательных съездов;

-        до 500 рублей оценки облагаемой налогом собственности у депутатов городских избирательных съездов;

-        для депутатов от сельских обществ имущественный ценз не устанавливался.

Для депутатов от сельских обществ была введена система  многоступенчатых выборов:

1.      формирование волостного схода путем выборов от сельских сходов

2.      избрание уездных гласных от сельских обществ выборщиками, направленными волостными сходами из своей среды.

Дальнейшее развитие избирательного права и формирование избирательной  системы происходило в момент формирования российской государственности  и конституционализма. Возрастающее революционное движение вынудило российское правительство пойти на расширение политических прав подданных, что повлекло создание системы представительных учреждений, состоявшей из Государственной Думы и Государственного Совета. Данные органы наполовину формировались путем выборов представителей от духовенства, науки, торговли и промышленности, земских собраний и дворянских обществ (всего 98 выборных членов).

Выборы в Государственную  Думу проводились на основе избирательных законов. Согласно первоначальному проекту избирательного закона, подготовленному Советом министров и обсужденному на Петергофских совещаниях, выборы в Государственную Думу предполагалось проводить на основе цензового представительства.

Первым избирательным  законом стало Положение о выборах в Государственную Думу, утвержденное 6 августа 1905 г.

От участия в выборах  согласно закону отстранялись:

а) лица женского пола;

б) лица моложе 25 лет;

в) обучавшиеся в учебных заведениях;

г) воинские чины армии и  флота, состоящие на действительной воинской службе;

д) так называемые бродячие инородцы;

е) иностранные подданные.

Избирательных прав также  лишались лица:

а) подвергавшиеся суду за преступления, влекущие  наказание в виде лишения  или ограничения прав состояния либо уволенные из службы;

б) «отрешенные от должности  по судебным приговорам» сроком на три года;

в) состоящие под следствием или судом по делам, указанным  в п. «а»;

г) так называемые несостоятельные, впредь до установления причин того;

д) признанные судом несостоятельными;

е) лишенные духовного сана или звания за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по сословным приговорам;

ж) осужденные за уклонение от воинской повинности.

При реализации своих избирательных  прав мужья и сыновья могли  использовать имущественные цензы жены или матери.

В съезде городских избирателей - городской курии могли принимать участие лица, являющиеся собственниками или владельцами недвижимого имущества в пределах города; лица, имевшие свидетельства для торгово-промышленного предприятия; лица, уплачивавшие квартирный или промысловый налог.

Для избирателей малых  городов выборы были двухстепенные: городской съезд, губернское собрание.

Выборы в губернских избирательных  собраниях и на съездах проводились  при тайном голосовании «посредством баллотировки шарами», а в городских избирательных собраниях - тайным голосованием «посредством записок».

Таким образом, данный закон  не устанавливал ни всеобщего избирательного права, ни прямого голосования, хотя по сравнению с предшествующим периодом политические права населения были расширены, и наметилась тенденция демократизации избирательной системы.

Вследствие обострения социально-политической ситуации данный закон был пересмотрен. 11 декабря 1905 г. был утвержден Закон «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений», значительно расширивший круг избирателей. По-прежднему право выборов оставалось непрямым и неравным. В центральных и национально-окраинных местностях империи выборы проводились не одновременно. Причем  в национально-окраинных местностях выборы проводились на основании особых правил. Голосование проводилось по куриям: землевладельцами, горожанами, затем крестьянами и рабочими.

Городское население малых  городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания. Закон 11 декабря 1905 г.  значительно увеличил число избирателей от горожан.

Для крестьян сохранились  четырехстепенные выборы в Государственную Думу,  им разрешили до начала выборов в Думу провести новое назначение выборных на волостных сходах. Избирательных прав лишались батраки, крестьяне, лишенные наделов за невзнос податей, проживавшие в городах или на территории казачьих войск, но не объединенные ни в волости, ни в особые селения (на Кавказе).

Жалобы на допущенные нарушения  при выборах рассматривались особыми уездными или губернскими комиссиями по делам о выборах.

Выборщики от рабочих принимали  участие в выборах членов Государственной Думы в составе губернского или городского избирательного собрания. Устанавливался кворум — присутствие не менее половины от общего числа выборщиков, в противном случае собрание должны были проводить вновь через семь дней, и оно считалось уже состоявшимся независимо от числа прибывших выборщиков.

Выборы в Государственную  Думу первого созыва прошли в соответствии с указанным Законом в феврале-марте 1906 г. По составу она была достаточно левой, иными словами, самым демократичным представительным органом монархической России. На основании Манифеста от 9 июня 1906 г. Дума была досрочно распущена.

Выборы в Думу второго  созыва проходили на основании того же Закона и дали еще более левый  состав, деятельность которого также, мягко говоря, не устраивала правительство и царя. Она опять была распущена досрочно Манифестом 3 июня 1907 г.

Положение о выборах от 3 июня 1907 г. в отличие от предшествующего свода нескольких законодательных актов представляло собой единый, целостный закон, кодифицировавший законодательство о выборах применительно к центральным губерниям. На Урале, в Сибири и Дальнем Востоке выборы проводились на основании прежнего Положения. Этот  избирательный закон существенно ограничил представительство населения окраин.

Избрание членов Государственной  Думы по губерниям и областям производилось губернским избирательным собранием под председательством губернского предводителя дворянства и выборщиков, избранных в каждом уезде. В составе губернского избирательного собрания имели право участвовать выборщики, избиравшиеся губернскими съездами уполномоченных от рабочих предприятий фабричной, заводской и горнозаводской промышленности.

Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения  о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г.

Новый избирательный закон  радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно:

-        самый низший в мире возрастной ценз для избирателей - 20 лет;

-        избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола;

-        избирательными правами наделялись также военнослужащие;

-        отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности;

-        уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам национальности и вероисповедания.

В соответствии со ст. 1 Положения избирательное право стало всеобщим и равным. Отстранялись от участия в выборах лишь признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой. Лишались избирательных прав осужденные; несостоятельные должники - «злонамеренные банкроты»; военнослужащие - дезертиры либо осужденные за ряд других воинских преступлений; члены царствующего в России дома.

В основе выборов лежала пропорциональная система, т.е. принцип  избрания депутатов по партийным спискам, в соответствии с процентом поданных за список голосов, в отдельных же округах в порядке изъятия из общего правила применялась мажоритарная система.

Порядок голосования устанавливался тайный, как правило, посредством  избирательных бюллетеней («записок»), в исключительных случаях посредством «баллотировки шарами или другими заменяющими их знаками».

Избирательное право России на этом этапе было самым демократичным  в мире, что обусловлено прежде всего его всеобщностью и равенством, низким возрастным цензом, отсутствием имущественного ценза и ценза оседлости. 

Информация о работе История развития избирательного права в России