Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:37, курсовая работа
В течение практически десяти лет за период с 1994/1995 гг. по 2003/2005 гг. весьма скромный по своим юридическим масштабам и политической роли институт, связанный с правом голоса граждан и их электоральной правосубъектностью, постепенно оформился в весьма сложный межотраслевой комплекс норм и институтов, гарантий и процедур, претендующий стать и быть политической конституцией страны.
Выборы из формальной, точнее административной, процедуры голосования превратились в политический институт. Волеизъявление граждан, выраженное в форме электоральных предпочтений, стало неотъемлемой частью механизма публичного властвования и управления.
На современном этапе развития избирательной системы Российской Федерации, понимаемой в широком смысле как система норм и институтов, учреждений и ценностей, избирательное право
История развития избирательного права в России
Избирательное право в
России - институт относительно молодой,
несмотря на то, что деятельность таких
органов «народоправства», как вече
Киева, Новгорода и других древнерусских
городов, способствовала развитию российского
избирательного права. На народном вече
избирали высших должностных лиц государства:
князей (в Новгороде - с 1136 г.), посадников
(как правило, из числа военных бояр) и
тысяцких. Принципы новгородской и псковской
демократии предоставляли избирательные
права не только знати - феодалам, владельцам
торгового капитала, но и новгородскому
плебсу. Выборными были и органы самоуправления
пригородов улиц и концов (административно-
С ликвидацией политической самостоятельности Новгородской и Псковской республик угасли институты избирательной системы.
Создание и деятельность земских соборов на Руси в качестве высших законовещательных и распорядительных органов сопровождались организацией и функционированием представительных выборных органов местного самоуправления, возглавляемых «излюбленными» головами, «лучшими» людьми - губными старостами, земскими судьями, целовальниками. Такие представители земских властей избирались всем взрослым мужским населением данной территории, за исключением служилых людей. Срок полномочий выборных не устанавливался, был неопределенным, хотя население могло и «переменить» их. Протоколы выборов утверждались в столице, в соответствующем территориальном или финансовом приказе (центральном судебно-административном государственном органе). Там же земские власти приносили присягу.
В соответствии с Грамотой jua права, вольности и преимущества благородного российского дворянства от 21 апреля 1785 г. дворяне наделялись правом объединяться в губернские дворянские общества, созывать и участвовать в съездах, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства. Дворянские собрания проводились один раз в три года в зимнее время по дозволению генерал-губернатора или губернатора для производства выборов.
Активным и пассивным избирательным правом наделялись мещане (так официально называли горожан) мужского пола. Лишались избирательных прав граждане, осужденные судом или имеющие «явный порок».
Городовые обыватели формировали выборным путем органы городского самоуправления - общую и шестигласную городские думы. От каждого из городских участков (округов) каждый из шести разрядов городского населения выбирался сроком на три года по одному гласному (т.е. обладавшему правом голоса депутату). Они и составляли общую городскую думу. На данном этапе эволюции избирательное право было сословным правом-привилегией.
Новый этап - «эпоха великих реформ». В этот период изданы демократические, с известной оговоркой, акты, установившие порядок избрания в земские и городские органы самоуправления, суд присяжных и мировой суд. Для кандидатов на выборные должности устанавливались цензы: возрастной, имущественный, образовательный, оседлости. Так как основной целью реформ являлась модернизация и европеизация социально-политической системы Российской империи, избирательное право стало более демократичным.
Выборы в земские учреждения проходили на началах сословности, имущественного и возрастного ценза, многостепенности для крестьян, закладывая тем самым элементы неравенства в организацию этих представительных органов. «Гласных» - депутатов в уездное земское собрание (распорядительный орган) выбирали в соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях, утвержденным 1 января 1864 г. В последствии это Постановление стало правовой основой организации и деятельности органов земского самоуправления, на избирательных съездах: уездных землевладельцев, городских обществ, сельских обществ.
Избирательных прав лишались лица:
- моложе 25 лет;
- находящиеся под уголовным следствием или судом;
- опороченные по суду или общественному приговору; иностранцы, не присягнувшие на подданство России.
дифференцировались размеры имущественных цензов для представителей различных сословий и социальных групп:
- от 15 тысяч рублей оценки недвижимого имущества
- от 6 тысяч рублей размера годового оборота капитала у депутатов уездных избирательных съездов;
- до 500 рублей оценки облагаемой налогом собственности у депутатов городских избирательных съездов;
- для депутатов от сельских обществ имущественный ценз не устанавливался.
Для депутатов от сельских обществ была введена система многоступенчатых выборов:
1. формирование волостного схода путем выборов от сельских сходов
2. избрание уездных гласных от сельских обществ выборщиками, направленными волостными сходами из своей среды.
Дальнейшее развитие избирательного права и формирование избирательной системы происходило в момент формирования российской государственности и конституционализма. Возрастающее революционное движение вынудило российское правительство пойти на расширение политических прав подданных, что повлекло создание системы представительных учреждений, состоявшей из Государственной Думы и Государственного Совета. Данные органы наполовину формировались путем выборов представителей от духовенства, науки, торговли и промышленности, земских собраний и дворянских обществ (всего 98 выборных членов).
Выборы в Государственную Думу проводились на основе избирательных законов. Согласно первоначальному проекту избирательного закона, подготовленному Советом министров и обсужденному на Петергофских совещаниях, выборы в Государственную Думу предполагалось проводить на основе цензового представительства.
Первым избирательным законом стало Положение о выборах в Государственную Думу, утвержденное 6 августа 1905 г.
От участия в выборах согласно закону отстранялись:
а) лица женского пола;
б) лица моложе 25 лет;
в) обучавшиеся в учебных заведениях;
г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной воинской службе;
д) так называемые бродячие инородцы;
е) иностранные подданные.
Избирательных прав также лишались лица:
а) подвергавшиеся суду за преступления, влекущие наказание в виде лишения или ограничения прав состояния либо уволенные из службы;
б) «отрешенные от должности по судебным приговорам» сроком на три года;
в) состоящие под следствием или судом по делам, указанным в п. «а»;
г) так называемые несостоятельные, впредь до установления причин того;
д) признанные судом несостоятельными;
е) лишенные духовного сана или звания за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по сословным приговорам;
ж) осужденные за уклонение от воинской повинности.
При реализации своих избирательных прав мужья и сыновья могли использовать имущественные цензы жены или матери.
В съезде городских избирателей - городской курии могли принимать участие лица, являющиеся собственниками или владельцами недвижимого имущества в пределах города; лица, имевшие свидетельства для торгово-промышленного предприятия; лица, уплачивавшие квартирный или промысловый налог.
Для избирателей малых городов выборы были двухстепенные: городской съезд, губернское собрание.
Выборы в губернских избирательных собраниях и на съездах проводились при тайном голосовании «посредством баллотировки шарами», а в городских избирательных собраниях - тайным голосованием «посредством записок».
Таким образом, данный закон не устанавливал ни всеобщего избирательного права, ни прямого голосования, хотя по сравнению с предшествующим периодом политические права населения были расширены, и наметилась тенденция демократизации избирательной системы.
Вследствие обострения социально-политической ситуации данный закон был пересмотрен. 11 декабря 1905 г. был утвержден Закон «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений», значительно расширивший круг избирателей. По-прежднему право выборов оставалось непрямым и неравным. В центральных и национально-окраинных местностях империи выборы проводились не одновременно. Причем в национально-окраинных местностях выборы проводились на основании особых правил. Голосование проводилось по куриям: землевладельцами, горожанами, затем крестьянами и рабочими.
Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания. Закон 11 декабря 1905 г. значительно увеличил число избирателей от горожан.
Для крестьян сохранились четырехстепенные выборы в Государственную Думу, им разрешили до начала выборов в Думу провести новое назначение выборных на волостных сходах. Избирательных прав лишались батраки, крестьяне, лишенные наделов за невзнос податей, проживавшие в городах или на территории казачьих войск, но не объединенные ни в волости, ни в особые селения (на Кавказе).
Жалобы на допущенные нарушения при выборах рассматривались особыми уездными или губернскими комиссиями по делам о выборах.
Выборщики от рабочих принимали участие в выборах членов Государственной Думы в составе губернского или городского избирательного собрания. Устанавливался кворум — присутствие не менее половины от общего числа выборщиков, в противном случае собрание должны были проводить вновь через семь дней, и оно считалось уже состоявшимся независимо от числа прибывших выборщиков.
Выборы в Государственную
Думу первого созыва прошли в соответствии
с указанным Законом в феврале-
Выборы в Думу второго созыва проходили на основании того же Закона и дали еще более левый состав, деятельность которого также, мягко говоря, не устраивала правительство и царя. Она опять была распущена досрочно Манифестом 3 июня 1907 г.
Положение о выборах от 3 июня 1907 г. в отличие от предшествующего свода нескольких законодательных актов представляло собой единый, целостный закон, кодифицировавший законодательство о выборах применительно к центральным губерниям. На Урале, в Сибири и Дальнем Востоке выборы проводились на основании прежнего Положения. Этот избирательный закон существенно ограничил представительство населения окраин.
Избрание членов Государственной Думы по губерниям и областям производилось губернским избирательным собранием под председательством губернского предводителя дворянства и выборщиков, избранных в каждом уезде. В составе губернского избирательного собрания имели право участвовать выборщики, избиравшиеся губернскими съездами уполномоченных от рабочих предприятий фабричной, заводской и горнозаводской промышленности.
Новый этап в развитии избирательного
права начался с издания
Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно:
- самый низший в мире возрастной ценз для избирателей - 20 лет;
- избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола;
- избирательными правами наделялись также военнослужащие;
- отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности;
- уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам национальности и вероисповедания.
В соответствии со ст. 1 Положения избирательное право стало всеобщим и равным. Отстранялись от участия в выборах лишь признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой. Лишались избирательных прав осужденные; несостоятельные должники - «злонамеренные банкроты»; военнослужащие - дезертиры либо осужденные за ряд других воинских преступлений; члены царствующего в России дома.
В основе выборов лежала пропорциональная система, т.е. принцип избрания депутатов по партийным спискам, в соответствии с процентом поданных за список голосов, в отдельных же округах в порядке изъятия из общего правила применялась мажоритарная система.
Порядок голосования устанавливался тайный, как правило, посредством избирательных бюллетеней («записок»), в исключительных случаях посредством «баллотировки шарами или другими заменяющими их знаками».
Избирательное право России на этом этапе было самым демократичным в мире, что обусловлено прежде всего его всеобщностью и равенством, низким возрастным цензом, отсутствием имущественного ценза и ценза оседлости.
Информация о работе История развития избирательного права в России