Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:33, реферат
Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.
Публицистический
стиль речи представляет собой функциональную
разновидность литературного языка и
широко применяется в различных сферах
общественной жизни: в газетах и журналах,
на телевидении и радио, в публичных политических
выступлениях, в деятельности партий и
общественных объединений. Сюда же следует
добавить политическую литературу для
массового читателя и документальное
кино.
В различных учебниках по стилистике публицистический
стиль именовался также газетно-публицистическим,
газетным стилем, общественно-политическим
стилем. Название "публицистический
стиль" представляется более точным,
поскольку иные варианты названия более
узко определяют сферу его функционирования.
Название "газетный стиль" объясняется
историей становления данного стиля: его
речевые особенности оформились именно
в периодических печатных изданиях, и
прежде всего в газетах. Однако сегодня
этот стиль функционирует не только в
печатных, но и в электронных средствах
массовой информации: его было бы также
справедливо назвать "телевизионным"
стилем. Другое название - общественно-политический
стиль - точнее указывает на тесную связь
обсуждаемого стиля с общественной и политической
жизнью, но здесь стоит вспомнить, что
данный стиль обслуживает и неполитические
сферы общения: культуру, спорт, деятельность
общественных организаций .
Общая характеристика
В латинском языке есть глагол publicare – "сделать общим достоянием, открыть для всех" или "объяснить всенародно, обнародовать". С ним и связано по происхождению слово публицистика. Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.
Предмет публицистики – жизнь в обществе, экономика, экология – все, что касается каждого.
Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере деятельности. Это язык газет, общественно-политических журналов, пропагандистских радио- и телепередач, комментариев к документальным фильмам, язык выступлений на собраниях, митингах, торжествах и т.п. Публицистический стиль – это речевая деятельность в области политики во всем многообразии ее значений. Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя.
Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.
Публицистический стиль представлен множеством жанров:
1. газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;
2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;
3. ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты;
4.
коммуникативные – пресс-
5. рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.
Языковые
признаки публицистического
стиля речи
Лексические признаки
1.
В публицистическом стиле
Речевые образцы отражают характер времени. Многие клише уже устарели, например: акулы империализма, болезнь роста, слуги народа, враг народа. Наоборот, новомодными для официальной прессы конца 90-х гг. стали слова и выражения: элита, борьба элит, элита криминального мира, высшая финансовая элита, раскручивать, виртуальный, имидж, знаковая фигура, пирог власти, дитя застоя, деревянный рубль, инъекция лжи.
Многочисленные примеры речевых клише вошли в состав так называемой публицистической фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: мирное наступление, сила диктата, пути прогресса, вопрос безопасности, пакет предложений.
2.
Отношения между отправителем
и адресатом в
3.
Характерной особенностью
4. В публицистическом стиле особое место принадлежит книжным пластам лексики, имеющим торжественную, гражданско-патетическую, риторическую окраску: дерзать, воздвигать, самопожертвование, воинство, отчизна. Патетическую тональность придает тексту также использование старославянизмов: свершения, держава, страж и т.д.
5.
В текстах публицистического
стиля часто присутствует
6.
В качестве оценочного
Морфологические признаки
К
морфологическим признакам
1)
единственное число имени
2)
родительный падеж имени
3) императивные формы глагола: Оставайтесь с нами на первом канале!
4) настоящее время глагола: в Москве открывается, 3 апреля начинается;
5) причастия на -омый: ведомый, невесомый, влекомый;
6)
производные предлоги: в
области, на пути, на
базе, во имя, в свете,
в интересах, с учетом.
Синтаксические признаки
К синтаксическим признакам публицистического стиля следует отнести часто повторяющиеся, а также специфические по характеру типы предложений (синтаксических конструкций). В их числе:
1) риторические вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны?
2) восклицательные предложения: Все на выборы!
3)
предложения с измененным
4) заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий.
В заголовках часто используется специфический языковой прием – "соединение несоединимого". Он дает возможность минимальными языковыми средствами вскрыть внутреннюю противоречивость предмета или явления: трудящийся тунеядец, повторяемое неповторимое, мрачное веселье, красноречивое молчание.