История Татарстана в контексте истории России и мировой цивилизации. Предмет курса «История Татарстана»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:10, контрольная работа

Описание

При этом надо отметить, что они преимущественно уделяли внимание последнему моменту борьбы – завоеванию края, в особенности победоносной осаде Казани, но оставили почти без внимания те постепенные стадии, которые проходил процесс поглощения одного государства другим». Таким образом, период в три столетия, история татарских государств (Золотой Орды, Казанского и других ханств), повлиявших на мировые процессы, а не только судьбу русских, выпадала из цепи событий становления российской государственности.

Работа состоит из  1 файл

история татарстана.docx

— 57.54 Кб (Скачать документ)

Исходная база формирования татарской  или точнее будет сказать тюрко-татарской  цивилизации – степная культура, определившая облик Евразии с  древнейших времен вплоть до раннего  средневековья. Скотоводство и конь определяли основной характер хозяйства  и образ жизни, жилище и одежду, обеспечивали военные успехи. Изобретение  седла, кривой сабли, мощного лука, тактики  ведения войны, своеобразной идеологии  в виде тенгрианства и другие достижения оказали огромное влияние на мировую культуру. Без степной цивилизации невозможно было бы освоение огромных пространств Евразии, именно в этом заключается ее историческая заслуга.

Принятие ислама в 922 году и освоение Великого Волжского пути стали поворотными  вехами в истории татар. Благодаря  исламу предки татар оказались включенными  в самый передовой для своего времени мусульманский мир, что  определило будущее народа и его  цивилизационные признаки. А сам исламский мир благодаря булгарам продвинулся на самую северную широту, что до сегодняшнего дня является важным фактором.

Предки татар, перешедшие от кочевой  к оседлой жизни и городской  цивилизации, искали новые пути сообщения  с другими народами. Степь осталась южнее, и конь не мог выполнять  универсальные функции в новых  условиях оседлой жизни. Он был лишь вспомогательным орудием в хозяйстве. То, что связывало Булгарское государство  с другими странами и народами, были реки Волга и Кама. В более  поздние времена путь по Волге, Каме и Каспию был дополнен выходом  к Черному морю через Крым, что  стало одним из важнейших факторов экономического процветания Золотой  Орды. Волжский путь играл ключевую роль и в Казанском ханстве. Не случайно экспансия Московии на восток началась с учреждения Нижегородской  ярмарки, что ослабило экономику  Казани. Развитие евразийского пространства в средние века нельзя понять и  объяснить без роли волжско-камского бассейна как средства коммуникации. Волга и сегодня выполняет  функцию экономического и культурного  стержня европейской части России.

Возникновение Улуса Джучи как части Монгольской суперимперии, а затем самостоятельного государства – величайшее достижение в истории татар. В эпоху чингизидов татарская история стала поистине всемирной, задев интересы Востока и Европы. Бесспорным является вклад татар в военное искусство, что выразилось в усовершенствовании оружия и военной тактики. Достигла совершенства система государственного управления, почтовая (ямская) служба, унаследованная Россией, великолепная финансовая система, литература и градостроительство Золотой Орды – в средние века мало было городов, равных Сараю по размерам и масштабам торговли. Благодаря интенсивной торговле с Европой Золотая Орда непосредственно соприкоснулась с европейской культурой. Огромный потенциал к воспроизводству татарской культуры был заложен именно в эпоху Золотой Орды. Казанское ханство продолжало этот путь большей частью по инерции.

Культурный стержень татарской  истории после взятия Казани в 1552 году сохранялся прежде всего благодаря исламу. Он стал формой выживания культуры, знаменем борьбы против христианизации и ассимиляции татар.

В истории татар были три поворотные вехи, связанные с исламом. Они  решающим образом повлияли на последующие  события: 1) принятие в 922 году ислама в  качестве официальной религии Волжской Булгарией, что означало признание со стороны Багдада молодого независимого (от Хазарского каганата) государства; 2) исламская «революция» Узбек хана, который вопреки «Ясе» («Своду законов») Чингиз-хана о равенстве религий, ввел одну государственную религию – ислам, что во многом предопределило процесс консолидации общества и формирование (золотоордынского) тюрко-татарского народа; 3) реформа ислама во второй половине XIX в., получившая название джадидизма (от арабского ал-джадид – новое, обновление).

Возрождение татарского народа в новейшее время начинается именно с реформы  ислама. Джадидизм обозначил несколько важных фактов: во-первых, способность татарской культуры противостоять насильственной христианизации; во-вторых, подтверждение принадлежности татар к исламскому миру, причем, с претензией на авангардную роль в ней; в-третьих, вступление ислама в конкуренцию с православием в его же собственном государстве. Джадидизм стал существенным вкладом татар в современную мировую культуру, демонстрацией способности ислама к модернизации.

К началу XX века татары сумели создать многие общественные структуры: систему образования, периодическую печать, политические партии, собственную («мусульманскую») фракцию в Государственной Думе, экономические структуры, прежде всего торговый капитал и т.д. К революции 1917 года у татар созрели идеи восстановления государственности.

Первая попытка воссоздания  государственности татарами относится  к 1918 году, когда был провозглашен Штат «Идель-Урал». Большевики сумели упредить реализацию этого грандиозного проекта. Тем не менее прямым следствием самого политического акта стало принятие Декрета о создании Татаро-Башкирской республики. Сложные перипетии политической и идеологической борьбы завершились принятием в 1920 г. Декрета о создании «Татарской Автономной Советской Социалистической Республики». Эта форма была очень далека от формулы Штата «Идель-Урал», но это был, несомненно, позитивный шаг, без которого не было бы Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан 1990 года.

Новый статус Татарстана после объявления государственного суверенитета поставил на повестку дня вопрос выбора принципиального  пути развития, определения места  Татарстана в Российской Федерации, в тюркском и исламском мире.

Историки России и Татарстана стоят  перед серьезным испытанием. XX столетие стало эпохой крушения сначала российской, а затем советской империи и изменения политической картины мира. Российская Федерация стала другой страной и она вынуждена по-новому взглянуть на пройденный путь. Она стоит перед необходимостью найти идейные опорные точки для развития в новом тысячелетии. Во многом от историков будет зависеть понимание глубинных процессов, происходящих в стране, формирование у нерусских народов образа России как «своего» или «чужого» государства.

Российской науке придется считаться  с появлением множества независимых  исследовательских центров, имеющих  свои взгляды на возникающие проблемы. Поэтому трудно будет писать историю  России только из Москвы, ее должны писать различные исследовательские коллективы с учетом истории всех коренных народов  страны.

 

  1. Завоевание Казанского ханства русским государством.

События 2(12) октября 1552 года, когда  погибли последние защитники  Казани, пало Казанское ханство и начался процесс планомерного завоевания и освоения Среднего Поволжья, навсегда останутся в исторической памяти татарского народа как одна из самых трагических страниц его истории. Эти события стали поворотной вехой, во многом предопределившей дальнейшую судьбу многих народов Северной Евразии вплоть до сегодняшнего дня.

В марте 1549 года в возрасте 39 лет  скоропостижно скончался Сафа-Гирей, не успев объявить своего преемника. У него было несколько жен и четверо сыновей. Двое взрослых жили тогда в Крыму и один из них, Буляк-Гирей, после смерти отца был приглашен ханом в Казань, но эту кандидатуру отвели сами же казанцы. Еще один сын Сафы-Гирея, от русской жены, не имел права на трон, и остался самый младший сын Утямиш-Гирей, которому было всего два года. Его и выбрали новым казанским ханом, назначив ему регентшей его мать Сююмбике.

Сююмбике приехала в Казань в августе 1533 года и была увезена в августе 1551. После того как убили Джан-Али, она вышла замуж за Сафу-Гирея, с которым жила 14 лет в любви и согласии, и в 1546 году у нее родился поздний ребенок Утямиш-Гирей. Несмотря на то, что Сююмбике была самой молодой среди других жен Сафы-Гирея, она считалась старшей по своему положению, ибо была его любимой женой. Имя Сююмбике в истории татарского народа является символом борца за свободу и независимость.

В Казани было сформировано правительство  во главе с крымским огланом Кучаком, начальником гарнизона. То, что гражданская и военная власть сосредоточилась в руках одного человека, должно было сыграть большую роль в этот труднейший период. Однако правительство было создано лишь спустя три месяца после смерти Сафы-Гирея. Таким образом, было упущено драгоценное время для мобилизации армии и приведения ее в боевую готовность. Московское руководство тем временем готовилось к новым походам на Казань.

С конца 1540-х годов начались общеизвестные  в истории «казанские походы Ивана  Грозного», руководимые самим Иваном IV, когда он достиг совершеннолетия, и в 1547 году впервые в истории  существования Русского государства  был объявлен царем. Идейными наставниками молодого царя, сыгравшими определяющую роль в формировании его крайней  воинственности и захватнических взглядов, стали два человека. Один из них  – митрополит Макарий, он же глава царского правительства, т.е. второй человек в государстве после царя. Другой его идейный вождь – Иван Пересветов, который в своих письмах к царю и публицистических сочинениях постоянно призывал его к завоеванию Казанского ханства. Как справедливо подчеркнул крупнейший русско-советский историк, запрещенный в годы сталинизма, академик М.Н.Покровский, И.Пересветов «требовал завоеваний. Прежде всего завоеваний Казани, а затем вообще наступательной, завоевательной войны».

Иван Грозный отличался своей  безнравственной жизнью и человеконенавистническими  действиями, и от созданной им системы  террора пострадал прежде всего сам русский народ. В отношении же покоренных им народов он проводил политику истребления. Это началось именно с его казанских походов, приведших к завоеванию и ликвидации Казанского ханства.

Итак, события развертывались в  следующем порядке. В конце 1548 года царь совместно с митрополитом пошли  в поход на татар, однако он был  настолько неорганизован, что затянулся до начала марта 1549 года, и «полководцы» вернулись в Москву с пустыми руками. Повторили поход зимой 1550 года, снова во главе с самим царем и ... снова неудачно – опять, как и в прошлый раз, начались распутица, дожди, «теплота», «мокрота великая», как отмечают с сожалением русские летописи. Тут, конечно, не «теплота» и не «мокрота» виноваты, а виновата бездарность организаторов. Однако и казанское правительство, несмотря на то, что русская армия целых 13 дней без дела стояла под Казанью, не смогло предпринять каких-либо серьезных мер для нанесения удара по врагу.

После этих столь неудачных походов  в Москве была составлена широкая  и серьезная программа завоевания Казанского ханства. В ее разработке участвовали знатоки военного дела того времени, государственные и  церковные деятели с приглашением специалистов из Западной Европы, а  также тех казанцев-перебежчиков, которые хорошо знали сильные  и слабые стороны военно-государственного устройства Казанского ханства. Была усовершенствована  армия (кстати, воспользовались примером Крыма и Турции в организации  передовых корпусов и назвали  их стрелецкими), усилена артиллерия, при инспектировании и ближайшем  участии немецких и английских подрывников  были созданы инженерные войска для  взрыва неприступных стен Казани.

Одним из серьезных достижений военно-стратегического  плана завоевания Казанского ханства  было сооружение на его земле, всего  в 30 км от самой Казани, Свияжской крепости как сильного опорного пункта в наступательной операции. Свияжск был построен в кратчайший срок – всего за 28 дней с 24 мая 1551 года, для чего из Углича были привезены по Волге заранее подготовленные части будущей крепости. Свияжск стал не только сильнейшим для того времени опорным пунктом, удобной базой для действующей армии, но и своего рода военно-политическим центром Горной стороны, т. е. доброй половины ханства на западе. Оторванность Горной стороны лишила Казанское ханство значительных экономических и людских (прежде всего воинских) ресурсов в предстоящей войне. Сооружение этого опорного пункта дало русским большие возможности для оккупирования основных речных (Волга, Кама, Свияга, Вятка) и сухопутных путей, блокировав тем самым столицу, в которой созревал серьезный политический кризис.

Возникла большая оппозиция  Кучаку, готовился явный переворот. Кучак сбежал с небольшим отрядом, но был пойман русскими в устье Вятки и отправлен в Москву, где его публично казнили. В Казани было образовано новое правительство во главе с Худай-Кулом и Нурали Ширином, сыном Булат Ширина. В Москву отправили посольство с условиями перемирия. Русское правительство потребовало принять в Казань ханом Шах-Али, а Сююмбике со своим сыном отправить в Москву. В случае невыполнения казанцами этого условия Москва пригрозила расторгнуть договор и немедленно ввести в Казань войска.

Сююмбике понимала всю сложность положения: ханство расколото на две части, контролируются почти все основные пути подхода к столице, возникла практически нулевая возможность сбора ополченской армии. Будучи еще малоопытной в государственном управлении, она поверила, что московское руководство не станет вводить войска в Казань в случае ее пленения и назначения ханом Шах-Али, и пожертвовала собою в целях сохранения государства. Ее шаг можно было бы назвать исключительно мудрым, если бы она имела дело с нормальным, цивилизованным противником. А противник обманул ее: вопреки своим обещаниям, через год завоевал Казань. В Казань прибыл доверенный русского царя князь Серебряный и увез Сююмбике и Утямиш-Гирея с огромным добром государства.

Сююмбике была навсегда разлучена со своим народом, родиной, наконец, с единственным ребенком и насильно выдана замуж за того же Шах-Али, когда он после падения Казани стал касимовским ханом. Последние годы ее жизни прошли в большом горе и страданиях. В письмах ее отца Юсуфа Ивану Грозному с законными претензиями и большой обидой говорится о том, что Шах-Али замучил ее. А ее сын Утямиш-Гирей был крещен под именем Александр, жил до 1564 года и умер в возрасте 18 лет (причины его смерти не известны). Похоронен он в Архангельском соборе Московского Кремля.

Информация о работе История Татарстана в контексте истории России и мировой цивилизации. Предмет курса «История Татарстана»