Отличительной
чертой земельных отношений в
России, по сравнению с Западом
является то, что в России получила
развитие передельно -уравнительная
община. Напрашивается вопрос – почему
передельно – уравнительной общины не
было на Западе и как она возникла и укрепилась
в России? На Западе формы общинного землепользования
в виде долевой общины, не развились до
последней стадии существования общинного
быта, а именно, до передельно – уравнительной
общины.
Первоначально
русская поземельная община имела
избыток земель и не было
необходимости регулирования земельных
отношений. С началом земельной
тесноты, началось прикрепление
крестьян к земле, затем была введена подушная
подать. В результате состав общины стал
определяться не теми, кто владел землёй,
а теми, кто нёс подати. Но так как источником
всех податей была земля, то всякий, кто
нёс повинности, тот должен владеть и землёй.
Необходимо отметить, что подушная подать
накладывалась равной на всех, а это вынуждало
применять принцип равномерного распределения
земли между отдельными членами. С помощью
финансовой политики государства община
из прежнего долевого владения превратилась
в предельно – уравнительную. При этом
также необходимо отметить, что подушная
подать вносилась в казначейство не самим
крестьянством, а помещиками, отвечающими
за правильность этого обложения. Так
как помещик не имел никакого финансового
аппарата, то должен был прибегнуть к круговой
поруке, чтобы сполна обеспечивать уплату
податей.
С отменой
крепостного права в 1861 г. Был
достигнут определённый прогресс.
Улучшились орудия труда, сорта
семян, пород скота, увеличилось
разнообразие высеваемых культур
и способов обработки почвы, то есть
земледелие было втянуто в мировое экономическое
развитие. Но земля по – прежнему оставалась
в собственности общины и лишь во временном
пользовании отдельных крестьян, сохранялась
круговая порука по несению повинности.
Община задерживала разорение своих членов,
поддерживала материально, нона же способствовала
молоземелью, перенаселению, не спасала
от обезземеливания, но политикой государства
она упорно удерживалась до самого начала
20 века.
И только
когда правительство убедилось,
что община не предохраняет крестьянство
ни от разложения и малоземелья, ни от
революционных движений – стала проводиться
политика разрушения общины. В 1903 г. Отменена
была круговая порука, а в 1905 г. Отменены
(фактически уже выплаченные) выкупные
платежи - две финансовые основы общины.
Все непредельные общины были признаны
перешедшими к подворно – участковому
владению, а в предельных общинах предоставлялось
право крестьянам укрепления в свою собственность
имевшихся у них участков общинной земли,
даже с выходом их в отруба и хутора. Все
это в Столыпинской реформе подкреплялось
высочайшим Указом сенату от 11 ноября
1906 года. Законом государственной Думы
от 14 июня 1910 года. Но в конечном счёте
громадные земельные территории не могли
быть освоены ни непосредственной организации
предпринимательского хозяйства, ни непосредственно
через фермерские хозяйства. Ни для того,
ни для другого не только не было заложено
никакой экономической основы, но, наоборот,
вся система аграрных отношений сводилась
к противоположной тенденции.
После
бесплатной национализации земли
в 1917 и коллективизации в 30-х
гг. начали усиленно допускаться
противоположные крайности в
сравнении со Столыпинской реформой.
Достаточно привести выдержку из Постановления
ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 мая 1939 года. «В
ряде колхозов установилась такая практика,
когда приусадебный участок колхозника
превращается на деле в частную собственность
колхозного двора, которой распоряжается
не колхоз, а колхозник по своему усмотрению…»
Но уж поистине нет худа без добра. В этом
же Постановлении в п. 15 говорилось, что
пашня колхозов уменьшаться не может,
поэтому если не хватает земли для подворий,
то таких колхозников переселять в многоземельные
районы (Поволжье, Омская и Челябинская
области, Алтайский край, Дальний Восток,
Казахстан). Освоение новых земель сыграло
важную роль в улучшении обеспечений населения
питанием.