Иван Грозный и его реформы по управлению государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 07:06, реферат

Описание

В начале ХVI в. в Восточной Европе возникло огромное Российское государство, объединившее русские земли на территории 2800 тысяч кв. километров, с населением около 9 миллионов человек. Объединение русских земель завершилось в период правления великого князя Василия III Иоановича, который княжил в Москве с 1505 по 1533г.г. Василий III продолжал политику отца, конечной целью которой было присоединение к Москве всех западнорусских областей, подчинение мелких пограничных князей, признания со стороны Литвы и Польши титула Московского великого князя – «Государь всея Руси». Успехи собирательной деятельности существенно видоизменили его политическую роль, превратив в представителя национальных интересов великорусской народности. Объединение России поставило московского князя лицом к лицу с враждебными соседями России – татарами и Литвой, и сделало из него вождя национальной самообороны. Был он, судя по рассказам современников, нрава сурового и крутого. Скончался Василий III от злокачественного нарыва в декабре 1533 года.

Содержание

Введение
1. Царь Иван Грозный
2. Реформы по управлению государством
2.1 Земская реформа
2.2 Численность боярской думы
2.3 Испомещение «Избранной тысячи»
2.4 Дворцы и княжеская казна заменены приказами
2.5 Составлена «Дворцовая тетрадь»
2.6 Реформа местного управления
2.7 Принят новый «Судебник»
2.8 Военная реформа
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Рефер Иван Грозн.rtf

— 107.81 Кб (Скачать документ)

2.6 Реформа местного управления. Сокращено местничество.

Отменена власть наместников, а их сведены только к надзору за деятельностью органов самоуправления. Повсеместно происходило создание выборных губных (дворяне) и земских (черносошные крестьяне) изб, кот которые ведали сбором податей и исполнением повинностей, судом по гражданским и мелким уголовным делам. Во главе изб стояли губные и земские старосты. Прекращены кормления. Вместо прежнего "кормленичного дохода", необходимо было платить "кормленичный откуп". Отмена кормлений завершила складывание аппарата государственной власти в форме сословно-представительной власти.

2.7 Принят новый "Судебник".

Он был основан на Судебнике 1497, но расширен, лучше систематизирован, в нём учтена судебная практика.

      Издание Судебника 1550 года было актом огромной политической важности.  Основные стадии,  через  которые  проходит вновь издаваемый закон:

1  Доклад царю,  мотивирующий необходимость издания закона

2 Приговор царя,  формулирующий норму,  которая должна составить содержание нового закона.

Само же составление  закона  и  окончательная  редакция текста производится в приказах,  точнее, казначеями, по приказу царя выполняющими эту работу.  Наконец, на основе новых законов составляются дополнительные статьи Судебника,  которые и приписываются к его  основному  тексту.  Такова  общая схема законодательного процесса в Русском государстве второй половины XVI века.  Она конкретизируется указанием на разновидность  законов.  Основанием  для  установления нескольких разновидностей  законов  служит  то,  что  различные  законы по-разному  проходят намеченные выше стадии законодательного процесса.  Основные различия падают на вторую  стадию.  Если доклад является общим для всех разновидностей законов второй половины XVI века,  то вторая стадия  законодательного  процесса  -  “приговор”  - осуществляется для различных законов по-разному:

1. Приговором одного царя.

2. Приговором царя с боярами.

3. Устным приказом царя (“государевым словом”).

Вряд ли можно говорить о какой-либо зависимости  применения  той  или иной законодательной процедуры от содержания закона. Привлечение или непривлечение Боярской думы к обсуждению  закона  зависело  целиком от конкретных обстоятельств момента.

Традиция предписывала  участие  бояр в обсуждении новых законов и для большинства их отмечено участие бояр в “приговорах” об издании законов.  Дает ли участие бояр в законодательном процессе основание говорить о дуализме законодательных органов Русского государства? Можно ли рассматривать царя и Боярскую думу как два фактора законодательства, как две самостоятельные  политические силы?  Ответ на это может быть только отрицательным.  Боярская дума во второй половине  XVI века  представляла  собой  одно из звеньев в государственном аппарате  Русского  централизованного  государства,  и  хотя аристократический  состав думы давал ей возможность занимать позицию защиты княжеско-боярских интересов,  но как учреждение дума являлась царской думой,  собранием советников царя, к выяснению мнений которых по тем или  иным  вопросам  обращался  царь,  когда  он считал это нужным.  Поэтому видеть в обсуждении закона в Боярской думе нечто похоже на обсуждение закона  в  парламенте  - значит совершенно произвольно переносить на Боярскую думу Русского самодержавного  государства черты  законодательного  учреждения  конституционного  государства.  Поэтому нельзя видеть в обсуждении законов  в  Боярской думе ограничения царской власти.

Рассмотрение вопроса о законодательстве в Русском государстве  второй  половины  XVI века дает возможность сделать еще один вывод большой важности.  Это вывод об огромной роли приказов в законодательстве. Сосредоточивая свое внимание на вопросе о Боярской  думе  и  ее  роли,  дворянско-буржуазная историография  недооценила  роль приказов.  Между тем именно приказы,  в частности казначеи,  фактически держали в  своих руках  московское  законодательство  как  в подготовительной стадии, разрабатывая проекты законов, так и в заключительных этапах законодательного процесса,  где именно в руках казначеев находилось формулирование и редактирование текста законов на основе норм царского приговора.

В этой роли приказного аппарата в законодательстве нашло свое яркое выражение развитие и укрепление централизованного Русского государства. 

2.8 Военная реформа (стрелецкое войско и казачество).

Дворяне и дети боярские проходили "службу по отечеству". В 1550 созданные ещё при Василии III отряды пищальников были преобразованы в стрелецкое войско (стрельцы назывались "служилые люди по прибору"). В "службу по прибору" мог поступить любой свободный человек, но она не являлась наследственной. К "приборным" относились так же казаки, пушкари, воротники, казённые кузнецы и т.д. Они несли службу по городам, где собирались особыми слободами, и по границам государства. Во время войны войско пополнялось людьми, которых приводили с собой землевладельцы ("боярские люди") и теми, которых выставляли тяглые дворы городов и деревни ("сборные люди", "посошные люди"). Кроме того, в войске служили 2,5 тыс. иностранцев. В 1556 принято "Уложение о службе" - военная служба дворян переходила по наследству и начиналась с 15 лет. До этого возраста дворянин считался недорослем. В 1571 Воротынский М.И. составил первый военный устав, посвящённый организации сторожевой и станичной службы.

Заключение
 

     Рассматриваемый мною, исторический период преобразований в жизни России во времена правления царя Ивана Грозного 1547-1584 гг, имел важное значение для укрепления центральной власти  в  государстве, успехов внутренней политики и внешнеполитических побед. Иван ставил перед собой задачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном уровне, как ему казалось, хотя в его работе больше прослеживается путь реформ только на уровне высших сословий.  В царствование Ивана IV осуществляется широкая систематическая государственная реформа. Эти преобразования стоят в тесной связи с внешними отношениями Московской России, её укрепления и расширения как Российского государства. Реформы 50-х годов XVI века   Ивана Грозного сыграли огромную положительную роль в истории Русского государства.   

Список литературы
 
 
  1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России : Государство Ивана Грозного. Л. : Наука,  1988.-241, (3)с
  2. Бархушин С.В. Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. М., 1963.-381с.
  3. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: Очерки соц.-экон. и полит. истории середины XVI в. - М. : Наука , 1960. 511с.
  4. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. - М.: Наука, 1982. - 184 с.
  5. http://www.historymill.com/B/04/06.htm

Информация о работе Иван Грозный и его реформы по управлению государством