Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 20:30, реферат
Целью исследования является определение результатов деятельности Ивана III и их роль в истории российского государства.
Введение 3
1. Детство и юность 4
2. Вступление на великокняжеский престол 6
3. Политический портрет Ивана III 7
4. Покорение Новгорода 8
5. «Стояние на реке Угре» 11
6. Русско-литовские войны 12
7. Внутренняя политика Ивана III 13
Заключение 17
Список литературы 18
Однако гораздо более важным событием было окончательное покорение Новгорода. В 1477 году в Москву приехали два чиновника новгородского веча – подвойский Назар и дьяк Захар. В своей челобитной они называли Ивана и его сына государями, тогда как прежде все новгородцы именовали их господами. Великий князь ухватился за это и 24 апреля отправил своих послов спросить: какого государства хочет Великий Новгород? Новгородцы на вече отвечали, что не называли Великого князя государем и не посылали к нему послов говорить о каком-то новом государстве. Иван III пришёл к митрополиту с вестью о клятвопреступлении новгородцев. То же Иван объявил матери, братьям, боярам, воеводам и по общему благословению и совету вооружился на новгородцев. Московские отряды распущены были по всей новгородской земле и должны были жечь людские поселения и истреблять жителей. Для защиты своей свободы у новгородцев не было ни материальных средств, ни нравственных сил. Они отправили владыку с послами просить у великого князя мира и правды. Условия, которые были им выдвинуты, означали полный отказ от былой воли. Послам объявили волю Ивана III: «Вече и колоколу не быть, посаднику не быть, государство Новгородское держать великому князю так же, как он держит государство в Низовой земле, а управлять в Новгороде его наместникам». За это новгородцев обнадёжили, что великий князь не станет отнимать у бояр землю и не будет выводить жителей из Новгородской земли. Новгородцы должны были поневоле согласиться на всё. 15 января 1478 года все горожане были приведены к присяге на полное повиновение великому князю. Вечевой колокол был снят и отправлен в Москву.
В марте 1478 года Иван III благополучно вернулся в Москву, завершив своё дело. Но уже осенью 1479 года ему дали знать, что многие новгородцы пересылаются с Казимиром Польским, зовут его к себе, и король обещает явиться с полками, причём сносится с Ахматом, ханом Большой Орды, и зовёт его на Москву. К заговору оказались причастны братья Ивана III. Положение было сложным, и, вопреки своему обычаю, Иван стал действовать быстро и решительно. Он утаил своё настоящее намерение и пустил слух, будто идёт на немцев, нападавших тогда на Псков. Новгородцы между тем, понадеявшись на помощь Казимира, прогнали великокняжеских наместников, возобновили вечевой порядок, избрали посадника и тысяцкого. Великий князь подошёл к городу с Аристотелем Фиораванти, который поставил против Новгорода пушки; начался обстрел города. Тем временем великокняжеская рать захватила посады, и Новгород очутился в осаде. В городе начались волнения. Многие сообразили, что нет надежды на защиту, и поспешили заранее в стан великого князя. Новгородцы отворили ворота и сдались на полную волю великому князю. На этот раз условия мира оказались намного тяжелее: были казнены многие участники мятежа, более тысячи семей купеческих и детей боярских было выслано и поселено в Переславле, Владимире, Юрьеве, Муроме, Ростове, Костроме, Н.Новгороде. Через несколько дней после того Московское войско погнало более 7 тысяч семей из Новгорода в Московскую землю. Всё недвижимое и движимое имущество переселённых сделалось достоянием Великого князя.
Расправившись
с Новгородом, Иван III поспешил в
Москву. Положение его оставалось
очень затруднительным – со всех
сторон приходили вести, что на Русь
надвигается хан Большой Орды
[4, c.40-41].
Именно Иван III сумел окончательно покончить с татаро-монгольским игом. По легенде, это произошло следующим образом. В 1480 году хан Ахмат прислал в Москву очередное посольство с требованием дани. Иван III позвал к себе послов, но вместо того, чтобы заплатить им дань, князь, демонстративно разорвав и растоптав ногами портрет хана, велел убить всех послов, кроме одного. Этому последнему он приказал возвращаться домой и передать хану, чтобы оставил Москву в покое, в противном случае князь пообещал сделать с ханом то, что уже проделал с его послами [2, c.119].
Хан Ахмат рассвирепел и, собрав войска, отправился воевать с непокорным и наглым князем.
Фактически Русь была независима от Орды уже много лет, но формально последнее слово ещё не было сказано. В 1480 году хан Ахмат, заслышав о восстании братьев великого князя и согласившись действовать заодно с Казимиром Литовским выступил на Московского князя. Получив весть о движении Ахмата, Иван выслал полки на Оку, а сам поехал в Коломну. Но хан, видя, что по Оке расставлены сильные полки, взял направление к западу, к литовской земле, чтобы проникнуть в московские владения через Угру. Русские и татарские войска встретились 6 октября 1480 года на берегах реки Угры. Русские стояли на левом берегу, их враги – на правом. Силы были примерно равны. Ни те, ни другие не решались напасть первыми. Ахмат стоял на Угре до 11 ноября, дожидаясь литовской помощи. Литовцы так и не пришли, отвлечённые нападением крымцев, и Ахмат не решился преследовать русских дальше на север [4, c.41].
Современники
и потомки восприняли стояние
на Угре как зримый конец ордынского
ига. С этих пор ещё более возросло
могущество великого князя и вместе
с тем заметно усилилась
Не меньше, а то и больше проблем, чем татары, Ивану III доставляла Литва. Литовцы вовсе не хотели получить себе сильного соседа и соперника на месте нескольких раздробленных княжеств. Они всеми силами пытались препятствовать объединению и укреплению Руси. Русско-литовские войны в этот период практически не прекращались. Но во второй половине правления Ивана III они оказались удачными для Руси [2,c.117].
В
1483 году завещал своё княжество Москве
верейский князь. Затем наступила
очередь давнего соперника
Одновременно началось присоединение южных и западных волостей на границе с Литвою. Под власть Москвы то и дело переходили мелкие православные князья со своими вотчинами. Первыми передались князья Одоевские, затем Воротынские и Белевские. Эти мелкие владетели постоянно вступали в ссоры со своими литовскими соседями – фактически на южных границах не прекращалась война.
В 1492 году умер Казимир Литовский, престол перешёл его сыну Александру. Иван вместе с крымским ханом Менгли – Гиреем немедленно начал против него войну. Воеводы взяли Мещовск, Серпейск, Вязьму и литовские владельцы и князья волею неволею переходили на службу московскому государю.
В 1494 году в результате такой войны в состав Московской Руси была возвращена Вязьма, ранее захваченная литовцами. А после войны 1500-1503 годов в состав Руси вернулись города Новгород–Северский, Стародуб, Гомель, Брянск, Торопец, Мценск, Дорогобуж и другие [4,c.42].
За внешними успехами последовали большие внутренние перемены.
После
«стояния на Угре», после присоединения
Новгорода и Твери, важнейшей
задачей обеспечения
В 1479 году в Москве было закончено строительство нового каменного Успенского собора. В 1485 году Иван III начал большое строительство на территории Московского Кремля. По его приказу строилась Колокольня Ивана Великого, Грановитая Палата и др. В 1492 году на побережье Балтийского моря была заложена крепость Ивангород.
По приказу Ивана III греческий монах Максим Грек переводил греческие церковные книги на русский язык.
В 1497 году Иван III ввел в действие первый со времен Киевской Руси судебник, то есть свод законов государства. Он был составлен по приказу Ивана III дьяком Гусевым на основании «Русской Правды», судных грамот и традиций московского судопроизводства [2, c.116-118].
Время Ивана III ознаменовалось определённой конфликтностью отношений между руководством государства и церкви. В основе своей этот конфликт был вызван не политическими притязаниями церкви, а, наоборот, военно-политическими интересами государства. Церковь владела значительным фондом населённых земель – около 1/5 их общего количества в стране; среди церковных вотчин было немало экономически процветающих. Между тем государство остро нуждалось в населённых землях для обеспечения служилых людей – воинов Русской земли. К тому же сложные идеологические процессы привели к возникновению ересей, сторонники которых обличали церковь за её земельные и другие богатства. Сходные обвинения прозвучали и внутри самой церкви, где сформировалось течение «нестяжателей». Взгляды их совпадали с интересами великого князя, и он долгое время поддерживал «нестяжателей» и противился инквизиционной расправе руководителей церкви с еретиками.
Все противоречия между Иваном III и духовными иерархами имели место всё-таки внутри того союза церкви и государства, который соответствовал традициям как русской православной церкви, так и Русского государства. Идеологическая поддержка церкви была неоценима для государства. Активная политика национального государственного строительства шла при Иване III при самой деятельной поддержке церкви согласно византийской традиции [1,c.7-8].
Иван III был дважды женат. Первый брак с Марией Борисовной, Тверской княжной. В 1467 году великий князь овдовел, а два года спустя начал свататься за племянницу последнего византийского императора царевну Софью Фоминичну Палеолог. Переговоры тянулись 3 года. 12 ноября 1472 года невеста приехала в Москву; свадьба состоялась в тот же день. Этот брак Московского государя с греческой царевной был важным событием в русской истории. Вместе с Софьей при московском дворе утвердились порядки и обычаи византийского двора. Церемониал стал величественнее и торжественнее. Сам Великий князь вдруг как-то возвысился в глазах современников, которые заметили, что Иван после брака на племяннице византийского императора явился вдруг самовластным государем и возвысился до царственной недосягаемой высоты, перед которою боярин, князь и потомок Рюрика и Гедемина должны были благоговейно преклониться наравне с последним из подданных. Именно в то время Иван III стал внушать страх одним своим видом [4, c.38].
Желая показать, что Москва во всех отношениях является преемницей Константинополя, Иван III впервые на Руси ввёл обряд венчания на царство. Кроме того, он объединил Московский герб с гербом Византии: московского Георгия Победоносца, убивающего змея, с византийским двуглавым орлом.
Иностранцы и подданные называли Ивана III Великим князем Всея Руси и дали ему прозвище «Великий».
Н.М.Карамзин писал о нём: «Иоанн, рождённый и воспитанный данником степной Орды….сделался одним из знаменитейших государей в Европе, чтимый, ласкаемый от Рима до Царьграда, Вены и Копенгагена, не уступая первенства ни императорам, ни гордым султанам; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, дал себе мудрые правила в политике внешней и внутренней; силою и хитростию восстановляя свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня, обрывая Литву, сокрушая вольность Новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения Московские до пустынь Сибирских и Норвежской Лапландии, изобрёл благоразумнейшую для нас систему войны и мира, которой его преемники долженствовали единственно следовать постоянно, чтобы утвердить величие государства. ….раздрав завесу между Европою и нами, с любопытством обозревая престолы и царства, не хотел мешаться в дела чуждые; принимал союзы, но с условием ясной пользы для России; искал орудий для собственны замыслов, и не служил никому орудием, действуя всегда как свойственно великому, хитрому монарху, не имеющему никаких страстей в политике, кроме добродетельной любви к прочному благу своего народа». Следствием было то, - утверждает Н.М.Карамзин, - что Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Азии и Европы, спокойная внутри, и не боясь врагов внешних». [2, c.119-120].
Именно сильную державную власть так высоко ценил Н.М.Карамзин, обобщая результаты деятельности Ивана III.
Князь Иван III умер 27 октября 1505 года и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Эпоха правления Ивана III является одним из трёх великих ускорений, которые знала дореформенная Россия [1,c.5].
В правление московского князя Ивана III Великого были разрешены две важнейшие национальные задачи, составлявшие весь смысл предшествовавшей русской истории: было завершено собирание русских земель вокруг Москвы и был положен конец татарской зависимости.
Информация о работе Иван III и его роль в российской истории