Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:12, реферат
XIII и XIV столетия – первые века татарского ига – были едва ли не самыми тяжелыми в русской истории. Татарское нашествие сопровождалось страшным опустошением страны. Старинные приднепровские области Руси, некогда столь густо заселенные, надолго превратились в пустыню со скудными остатками прежнего населения. Большая часть народа была перебита, либо уведена в плен татарами, и путешественники, проезжавшие через Киевскую область, видели лишь бесчисленное количество человеческих костей и черепов, разбросанных по полям. Сам Киев после разгрома 1240 г. превратился в ничтожный городок, в котором едва насчитывалось 200 домов. В таком запустении эта земля оставалась до половины XV столетия.
Он сумел также придать Москве особенное нравственное значение переводом в нее митрополичьей кафедры из Владимира. Иван приобрел такое расположение митрополита Петра, что этот святитель живал в Москве больше, чем в других местах. Здесь же он умер и был погребен. Гроб святого мужа для Москвы так же драгоценен, как и пребывание живого святителя: выбор Петра оказался внушением Божьим, и новый митрополит Феогност уже не хотел оставить гроба и дома чудотворца. Другие князья хорошо видели важные последствия этого явления и сердились, но поправить дела в свою пользу уже не могли.
При Иване Даниловиче получил окончательное воплощение новый принцип строения государства - принцип этнической терпимости. Подбор на службу осуществлялся по деловым качествам, независимо от этнической принадлежности, но при условии добровольного крещения. На службу принимали и татар, бежавших из Орды, и православных литовцев, покидавших Литву из-за католического давления, и простых русских людей. Силой, связующей всех, кто пришел на службу к московскому князю, стало православие. Спасаясь от татар, русские люди собирались к Москве, которая могла их защитить.
Во время правления Ивана Калиты приобрело международный политический вес и стало претендовать на все древнерусское наследство Литовско-Русское княжество, объединявшее в себе Смоленск, Подольск, Витебск, Минск, Литву, в последствии Среднее Приднепровье. Орда поощряла и более разжигала противоречия между двумя великими княжествами, поочередно принимая сторону одной из сторон, следуя еще выработанной при Чингисхане политике. Все эти достижения ордынской политики в Восточной Европе оказались возможными, видимо, потому, что в самой Орде происходили тогда важные изменения.
В продолжение своего княжения Калита ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличить свое владение, а с другой – иметь первенствующее влияние на князей в прочих русских землях. В этом более всего помогла ему начавшаяся вражда между Тверью и Ордой. Княживший в Твери после смерти Дмитрия князь Александр Михайлович принял в 1327 г. участие в народном восстании, во время которого тверичи убили татарского посла Чолкана и всю его свиту.
Узбек, узнав об участи Чолкана, очень рассердился. По некоторым известиям, он сам послал за московским князем, а по другим - Калита поехал в Орду без зова, торопясь воспользоваться тверским происшествием. Узбек дал ему ярлык на великое княжение и 50 000 войска. Присоединив к себе еще князя Суздальского, Калита пошел в Тверскую волость; татары пожгли города и села, людей повели в плен и, по выражению летописца, "положили пусту всю землю Русскую". Спаслись лишь Москва да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 гривен серебра и множество даров. Александр бежал Псков. Брат его, Константин, управляя разоренной Тверской землей, угождал Московскому князю, любимцу хана. Князья других русских земель поставлены были в такое же положение. Одну из своих дочерей Иван отдал за Василия Давыдовича Ярославского, а другую - за Константина Васильевича Ростовского и самовластно распоряжался уделами своих зятьев.
В 1337 году Александр Тверской помирился с ханом и получил обратно свое княжество. В 1339 году Иван поехал в Орду с доносом на Александра. Вслед за тем тот получил приказ явиться к хану. Александр поехал, уже сознавая, что судьба его решена. И действительно - и он сам, и его сын Федор были казнены. Калита вернулся в Москву в великой радости, послал в Тверь и приказал снять с церкви св. Спаса колокол и привезти его в Москву. По понятиям того времени это было очень чувствительное унижение, недвусмысленно свидетельствующее о том, что в соперничестве двух городов Москва получила полное торжество над своим противником.
По завещанию Ивана Калиты Московское княжество было разделено между его сыновьями Семёном, Иваном и Андреем; наследником Калиты был его старший сын Семён Гордый.
Умер Иван Данилович в 1340 г., приняв монашество. История помнит его как мудрого политика, заложившего первые камни фундамента русского централизованного государства. Мощным союзником его политики была православная церковь. И такая политика, позволявшая мирно трудиться, находила поддержку в народе. Его сыновья Семён Гордый и Иван Красный продолжали политику отца.
Деятельность Калиты неоднозначно оценивается современниками и историками. С одной стороны, он считается главным вдохновителем разгрома Твери, защищавшей права и достоинство русских людей против татарских насильников. С другой стороны, он стал прямым продолжателем политики Александра Невского, добивавшегося соглашения с Золотой Ордой ради Русской земли еще не готовой к решительной борьбе с татарами, которую начнет Дмитрий Донской, внук Калиты, одержавший славную победу на поле Куликовом.
На одной чаше весов разорение русской земли, пожары и разрушения Твери, Торжка, Кашина и других городов, бесчисленное количество пленных, угоняемых в татарское рабство.
На другой чаше весов Москва сделалась городом славным «кротостью», свободным от непрерывной угрозы татарских нашествий, а это должно было чрезвычайно способствовать росту и богатству города. Преобладание Москвы над Тверью, чего так добивался Юрий, было окончательно достигнуто при его младшем брате.
При Иване Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси», что имело огромное значение, так как церковь пользовалась большим идеологическим и политическим влиянием. Деятельность Калиты способствовала тому, что была заложена основа политического и экономического могущества Москвы.
ПРАВЛЕНИЕ ЮРИЯ ДОЛГОРУКОГО
Введение
Князь Юрий Владимирович Долгорукий,
безусловно, принадлежит к числу
наиболее известных и популярных
деятелей древнерусской истории. Существует
мнение, что прозвище "Долгорукий"
(загребущие руки) он получил за то,
что постоянно пытался
Происхождение и портрет
Юрий I Владимирович Долгорукий
Годы жизни: около 1091-1157
Годы правления: 1149-1151, 1155-1157
Отцом Юрия Долгорукого был Владимир Мономах, Великий князь Киевский. Юрий был младшим его сыном. Матерью его, по одной из версий, была дочь последнего англосаксонского короля Гарольда II, Гита Уэссекская. По другой версии - вторая жена Владимира Мономаха, имя которой неизвестно.
Юрий Первый Владимирович Долгорукий - представитель рода Рюриковичей, родоначальник Владимиро-Суздальских великих князей.
Князь ростово-суздальский (1125-1157гг.); Великий князь киевский (1149-1150гг. - полгода), (1150-1151 - менее полугода), (1155-1157гг.).
Юрий Владимирович Долгорукий является одной из самых беспокойных и противоречивых фигур в русской истории. Будучи сыном Владимира Второго Мономаха, Великого князя Киевского, он не желал довольствоваться малым и постоянно стремился завоевать Великокняжеский престол и различные уделы. Именно за это и был прозван Долгоруким, то есть имеющим долгие (длинные) руки.
Еще ребенком Дмитрий был отправлен со своим братом Мстиславом княжить в город Ростов. С 1117 года он стал княжить единолично. С начала 30-х гг. Дмитрия Долгорукого стало неудержимо тянуть на юг, поближе к престижному киевскому престолу. Уже в 1132 году он захватывает Переяславль Русский, но смог усидеть там лишь 8 дней. Его попытка задержаться в Переяславле в 1135 г. тоже не удалась.
С 1147 г. Юрий постоянно вмешивается в междукняжеские распри, пытаясь отнять у племянника своего Изяслава Мстиславича город Киев. За свою долгую жизнь Юрий Долгорукий много раз совершал попытки нападения на Киев и 3 раза им овладевал, но в общей сложности не сидел на Киевском престоле и 3-х лет. Из-за жажды власти, корысти и жестокости он не пользовался уважением у киевлян.
Княжество
Первым княжеством Юрия была Ростово-Суздальская земля. Когда начал здесь княжить он - неизвестно. В историографии утвердилась дата 1096-1097 гг., по в источниках нет никаких свидетельств на сей счёт. В то время Юрий был совсем ребенком, поэтому правил от его имени ближайший боярин Мономаха Георгий (Юрий) Симонович. Несмотря на то, что политическим центром княжества был Ростов, сам князь жил в Суздале. Вероятно, это было вызвано настороженным отношением местной знати к Юрию, но Симоновичу как ростовскому тысяцкому удавалось удерживать обе стороны от конфликтов.
Ростово-Суздальская земля в тот период находилась на подъёме: процветала торговля, развивались ремёсла, строились города. Приток населения шёл с юга, наиболее сильно страдавшего от княжеских усобиц и нападений кочевников. Ростовская земля также была неспокойным регионом, поскольку соседствовала с Волжской Булгарией, а у христианства с исламом были не очень тёплые отношения. В 1107 г. булгары напали на Суздаль и взяли его в осаду. Город удалось спасти от разгрома. Возможно, этот конфликт подтолкнул Мономаха к союзу с половцами против булгар, который был скреплён в январе 1108 г. женитьбой Юрия на дочери половецкого хана Аепы Осеневича. Конечно, этим шагом Владимир хотел также разъединить половецких ханов, нарушить их единство, что ослабило бы натиск на южные рубежи Руси. А династические браки были в средневековье лучшей печатью, которой скрепляли мирные соглашения.
Юрий впервые упоминается на
страницах летописи в 1107 г. именно в
связи с женитьбой. Существует предположение,
что как раз в это время,
а никак не раньше, Владимир Мономах
выделил ему Ростово-
В 1125 г. киевский стол занял старший
брат Юрия Мстислав, прозванный Великим.
Он был последним из киевских князей,
кому удалось удержать единство и
могущество Киевской Руси. Принято
считать, что его смерть в 1132 г. ознаменовала
начало новой эпохи - феодальной раздробленности
и существования
Умный, хотя и не всегда выдержанный политик, он видел ключевое значение Переславля в борьбе за киевский стол. Расположенный всего в двух днях конного пути от Киева, Переяславль был своего рода ступенькой к великокняжескому престолу. По традиции, в этом городе обычно сидел один из братьев великого князя. Поэтому в 1132 г. Юрий захватил Переяславль, но продержался в нём лишь восемь дней. Новый киевский князь Ярополк Владимирович, брат Юрия, изгнал его и отправил обратно в Суздаль. После этого Юрий попытался стать полоцким князем, но и эта попытка не увенчалась успехом. В 1134 г. он вновь становится переяславским князем. На этот раз он просто выменял у Ярогюлка Переяславль на Ростов и Суздаль, но опять не удержался на юге и вернулся в своё первое княжество. В последующие несколько лет Юрий сосредоточивает усилия на северном направлении, прежде всего подчиняет своему влиянию Новгород, где в мае 1138 г. сажает князем сына Ростислава. Казалось, Долгорукого в это время совсем не интересовало соперничество, вновь завязавшееся вокруг Киева. Трое братьев Юрия - Мстислав, Ярополк и Вячеслав, последовательно занимали киевский стол в 1125-1139 гг., затем к власти в стране пришел черниговский клан Ольговичей. Они принадлежали к тому же поколению Рюриковичей, что и Мономашичи. И те, и другие были правнуками Ярослава Мудрого, причём Ольговичи были даже старше Мономашичей, так как их дед Святослав был старшим братом деда Мономашичей - Всеволода.
В 1146 г. великокняжеский стол занял племянник Юрия Изяслав Мстиславич, сын Мстислава Великого. Это было прямым нарушением прав Юрия, ведь он оставался, таким образом, последним Мономашичем этого первого поколения, не занимавшим киевского стола и имевшим больше прав на Киев. Больше, если исходить из старого порядка престолонаследования но "родовому старшинству", когда власть переходила от старшего брата к младшему. Однако на Любленском съезде князей 1097 г. был провозглашен "отчинный" принцип - т. е. каждый князь имел право на наследство своего отца. Согласно этому принципу, преобладающими были права у Изяслава, чей отец Мстислав наследовал своего отца Мономаха. Но ни тот, ни другой порядок престолонаследования не доминировали в практике межкняжеских отношений на Руси, а их сосуществование вело к усобицам, подрывало основы Киевского государства.
Вокняжение Изяслава в Киеве стало поводом для многолетней усобицы Рюриковичей, когда были созданы две враждующие группировки князей. На стороне Изяслава Мстиславича выступили его брат смоленский князь Ростислав, старший брат Юрия Долгорукого, бывший киевский князь Вячеслав, и Новгород, традиционный соперник Юрия. Изяслав пользовался поддержкой киевского боярства, которое и пригласило его на княжение. Ориентировался Изяслав и на союз с Польшей и Венгрией. Союзниками Юрия выступили Владимирко Галицкий (его сын Ярослав Осмомысл женился на дочери Юрия - Ольге) и Святослав Ольгович (брат предыдущих киевских князей Всеволода II и Игоря (1139-1146 гг.). Эту группировку поддерживали половцы и Византия.
В 1146 г. Святослав Ольгович, князь курский и новгород-северский, был изгнан из Сиверской земли и отправился в землю вятичей, где поселился в небольшом городке Лобинске. Именно сюда к нему прибыло посольство Юрия Долгорукого и передало знаменитые слова: "Приди ко мне, брат, в Москву". Встреча в Москве состоялась в "пяток на Похвалу святой Богородицы" 1147 г., т. е. в пятницу пятой недели Великого поста. Этот день приходился на 4 апреля 1147 г. - первый день исторического существования Москвы. Однако это летописное сообщение не свидетельствует о существовании Москвы как города. Ряд летописей датирует закладку Юрием Москвы лишь 1156-м годом. Некоторые историки считают, что Москва была построена в 1153 г. И действительно, в 1147 г. могло существовать лишь небольшое поселение, а в 1153 г. Юрий укрепил Москву, возвёл кремль с прочными стенами, превратил город в форпост на границе со Смоленской землёй.
С началом киевского княжения Изяслава
Юрий прекратил поставлять в Киев
суздальскую дань, что явилось
важным шагом к укреплению политической
самостоятельности Ростово-