Иван Калита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:22, контрольная работа

Описание

В 14-15 вв. Москва стала основой объединения Руси в единое государство, центром образующей русской народности. Уже московские князья Юрий Данилович (княжил в 1303-1325 гг.) и Иван Калита (княжил в 1325-1340 гг.) получили от ханов ярлыки на княжение, которое с этого времени прочно удерживалось московскими князьями. При Иване Калите митрополиты перенесли свое местопребывание из Владимира в Москву, и она стала политическим и духовным центром тогдашней Руси.

Работа состоит из  1 файл

колита.docx

— 32.90 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

В 14-15 вв. Москва стала основой  объединения Руси в единое государство, центром образующей русской народности. Уже московские князья Юрий Данилович (княжил в 1303-1325 гг.) и Иван Калита (княжил в 1325-1340 гг.) получили от ханов ярлыки на княжение, которое с этого времени  прочно удерживалось московскими князьями. При Иване Калите митрополиты  перенесли свое местопребывание  из Владимира в Москву, и она  стала политическим и духовным центром  тогдашней Руси. Во второй половине 14 в. Москва возглавила борьбу против монголо-татарского ига. Москва была центром развитого  ремесла, в особенности производили  металлические изделия и оружия. Высокого развития достигли также строительное мастерство, иконное и книжное  дело и т. д. Москва являлась крупнейшим торговым городом Восточной Европы, так как была связана водными  путями (Москва-река, Ока, Волга и  др.) с Поволжьем, Средней Азией, Закавказьем  и Персией. С верховьев Дона начинался  путь по Дону, Азовскому и Черному  морям в Константинополь. Купцы, торговавшие с итальянскими колониями  в Крыму, в частности с г. Сурож (Судак), назывались в Москве «гостями-сурожанами». Через город Дмитров Москва была связана с верхним течением Волги  – с водными путями на Белоозеро  и далее на Сурож. Сухопутные дороги соединяли Москву с Новгородом и  Смоленском. По своим размерам Москва принадлежала к числу крупнейших европейских городов. Главную массу  московского населения составляли ремесленники, мелкие торговцы, холопы и крепостные феодалов. Незначительной по численности, но наиболее экономически и политически мощной группой  населения являлись феодалы во главе  с великим князем, а также примыкавшие  к ним крупные купцы. Для Москвы 14-15 вв. характерна большая имущественная  дифференциация населения, резкие классовые  конфликты.

В 14-15 вв. значительно увеличилась  городская территория и изменился  внешний вид города. При Иване  Калите территория Кремля была расширена  и обнесена дубовыми стенами (1339-1340); в нем были построены каменные церкви, образовавшие Соборную площадь. Первой каменной постройкой был Успенский  собор. В 1367, при Дмитрии Донском, были возведены каменные стены, предопределившие в основном расположение стен современного Кремля, кроме великокняжеского двора, находились дворы ближних бояр, монастыри  и т. д. В 1404 в Кремле была установлена  «часозвоня» (башня с часами). Вокруг Кремля разрастался торгово-ремесленный  посад. Подступы к Москве охраняли монастыри  – сторожи – Данилов, Симонов, Андроников. Наиболее населенную часть  Москвы составлял «великий посад» между  Москвой-рекой и Неглинкой. К Западу от Неглиннки располагалось менее  заселенное Занеглименье. Район Замоскворечья  назывался Заречьем. Поселения продолжались и за Яузой. К Москве-реке здесь  примыкали слободы котельников  и кузнецов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Иван Калита

Иван Дани́лович Калита́ (ок.1283 — 31 марта 1340 или 1341,Москва) — князь Московский с 1325 (фактическис 1322), Великийкнязь Владимирский

(ярлык от хана в 1331), Князь Новгородский c 1328 по 1337.

Второй сын Московского князя Даниила Александровича. Прозвище «Калита» по одной из версий получил за своё богатство и щедрость калита (небольшая поясная денежная сумка).

В 1296—1297 годах наместник своего отца Даниила Александровича в Новгороде. В 1304 году, в отсутствие своего старшего брата, Иван отправился в Переславль оборонять его от тверских князей. Вскоре под городом появились тверские полки под началом боярина Акинфа. Три дня тот продержал Ивана в осаде, на четвёртый день из Москвы явился боярин Родион Несторович, зашёл тверичам в тыл, а Иван в то же время сделал вылазку из города, и неприятель потерпел полное поражение.

В 1320 году Иван Данилович впервые ездил в Орду к Узбек-хану для утверждения в качестве наследника Московского княжества. Юрий Данилович получил ярлык от хана на великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в полное управление Ивана.

В 1321 году Дмитрий Тверской признал власть Юрия Даниловича и передал ему ордынскую дань со всего Тверского княжества. Но Юрий вместо того, чтобы отвезти тверскую дань в Орду, отвёз её вНовгород и через купцов-посредников пустил её в оборот, желая получить проценты. Действия Юрия с ордынской данью разгневали Узбек-хана, и он передал ярлык на великое княжение Дмитрию. Находящийся в это время в Сарай-Берке Иван Данилович не вмешивался в дела брата. При попытке вернуть ярлык Юрий был зарублен Дмитрием в Сарай-Берке 21 ноября 1325 года, в канун дня гибели Михаила Тверского, и Иван стал московским князем. Ещё спустя год (1326) в Орде был убит сам Дмитрий, а ярлык был передан его брату Александру. [1]

Глава 2 Правление Ивана  Колиты 

В первые же годы своего правления  Московским княжеством Иван добился  того, что в Москву из Владимира  была переведена митрополичья кафедра. Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси, повысило ее авторитет. Первым митрополитом, переехавшим в  Москву, был Петр.

Александр Михайлович Тверской в 1327 году заключил договор с Новгородом, и в том же году в Твери произошло народное восстание, в котором тверичи убили ордынского посла Чол-хана (Шевкала) и всю его свиту. Узнав об этом, Узбек послал за московским князем, но, по другим сведениям, Калита поехал в Орду сам. Узбек-хан выдал ему ярлык на великое княжение и 50 000 войска. Объединившись с суздальцами, Калита пошёл в Тверское княжество, где ордынцы пожгли города и сёла, людей повели в плен и, как сообщает летопись, «положили пусту всю землю Русскую». Тверской князь Александр бежал в Новгород, потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву (на полтора года).

В 1328 году хан поделил великое княжение между Иваном, получившим Великий Новгород и Кострому, и Александром Васильевичем Суздальским, получившему сам Владимир и Поволжье(предположительно Нижний Новгород и Городец). После его смерти в 1331 или 1332 году князем Суздальским и Нижегородским стал его брат Константин, а Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения.

В 1328—1330 годах Иван отдал двух своих дочерей замуж за Василия Давыдовича Ярославского иКонстантина Васильевича Ростовского для того, чтобы распоряжаться их уделами.

В 1331 году возник конфликт между Москвой и Новгородом. Митрополит Феогност отказался поставить в архиепископы новгородские Арсения, избранного собором галицко-волынских епископов, а поставил своего кандидата Василия Калику. А Иван Калита, купив ярлык в Орде и планируя к приезду митрополита Феогноста строительство нового каменного храма в Москве, потребовал от новгородцев выплаты дани в повышенном размере (в частности, «закамское серебро»). После получения отказа Иван вступил со своими войсками в Новгородскую землю и занял Торжок, затем Бежецкий Верх. Новгородский архиепископ Василий начал строительство нового каменного Детинца в Новгороде, опасаясь войск Ивана и шведов. Но войска в бой не вступили. Велись переговоры, которые закончились тем, что архиепископ Василий поехал в Псков и заключил мир между Псковом и Новгородом.

Иван, после этих событий заключил сепаратный мир с Гедимином при  помощи митрополита Феогноста, только что приехавшего в Москву. Мир  был скреплён браком наследника Ивана  Калиты — Симеона Ивановича с дочерью Гедимина Айгустой. Иван Калита выкупил в Орде из пленаНаримунта Гедиминовича, заручился его расположением, крестил его в православие и отправил в Литву, к отцу Гедимину. Новгородцы же, опасаясь как Калиты (в то время только титульный Новгородский князь) с ордынцами, так и шведов, пригласили Наримунта (на северные волости), дав ему в отчину Ладогу, крепость Орешек, Корельск (Корелу), Корельскую землю и половину Копорья, но тот передоверил управление ими своему сыну Александру (ореховский князь Александр Наримунтович), да и жил Наримунт больше в Литве, а в 1338 году, когда он не только не явился на зов Новгорода защищать его против шведов, он ещё и отозвал своего сына Александра.

В 1336 году при посредничестве митрополита Феогноста Иван заключил мир с Новгородом, стал новгородским князем и получил причитающуюся дань. Иван также хотел направить войска на Псков, но Новгород этому воспротивился. В это время Гедимин совершил набег на Новгородскую землю, мстя за мир с Москвой. Иван в отместку направил свои войска на Литву, где они пограбили окраинные земли вблизи границы. Гедимин, занятый распрями с Ливонским Орденом, не стал начинать войны.

В 1337 году Александр Тверской покорился хану тем самым вернул себе тверское княжение. В 1339 году Иван поехал в Орду с доносом на Александра, после чего тот получил приказ явиться к хану. Приехавшие к хану Александр и его сын Фёдор были казнены. Калита вернулся в Москву и приказал снять с тверской церкви святого Спаса колокол и привезти его в Москву. Брат Александра Михайловича, Константин, вновь был вынужден подчиниться.

В 1340 году Иван организовал поход на Смоленск против князя Ивана Александровича, вступившего в союз с Гедимином и отказавшегося платить дань Орде. Кроме ордынцев в походах Калиты, как правило, участвовали князья рязанские со своей ратью. В том же году назрел новый конфликт между Москвой и Новгородом, который был разрешён уже в княжение сына Ивана, Семёна Гордого.

Одна из главных черт характера  Ивана — гибкость в отношениях с людьми и настойчивость. Он часто ездил к хану в Орду и вскоре заслужил расположение и доверие Узбек-хана. В то время как другие русские земли страдали от ордынских вторжений, владения князя Московского оставались спокойными, их население и благосостояние неуклонно росли:

 

«Перестали поганые воевать русскую землю, - перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; 
и с этих пор наступила тишина по всей земле»

 

Сыграл большую роль в  усилении экономического и политического  союза Московского княжества  и Золотой Орды, для которой он собирал с Русских земель дань. Беспощадно пресекал народное недовольство, вызывавшееся тяжёлыми поборами, расправлялся с политическими противниками — другими русскими князьями.

Иван I усилил московско-ордынское  влияние на ряд земель Севера Руси (Тверь, Псков, Новгород и др.). Он накопил большие богатства (отсюда его прозвище «Калита» — «кошель», «денежная сумка»), которые использовал для покупки земель в чужих княжествах и владениях, другая версия от привычки носить с собой постоянно кошелек («калиту») с деньгами для раздачи милости. Его внук Дмитрий Донской в своей духовной грамоте сообщил, что Иван Калита купил Углич, Галич Мерский и Белоозеро. Кроме того, он покупал и выменивал села в разных местах: околоКостромы, Владимира, Ростова, вдоль рек Мста и Киржач и даже в Новгородской земле, вопреки новгородским законам, запрещавшим князьям покупать там земли. Он заводил в Новгородской земле слободы, населял их своими людьми, распространяя таким образом свою власть.

Погребён в Москве — в Архангельском соборе.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Заключение

Князь Иван Калита показал себя упорным  в достижении поставленных целей, жестким  и хитрым политиком. Правление Ивана  Калиты привело к возвышению Москвы над остальными княжествами Руси.

При Иване Калите в Московском Кремле были построены белокаменные Успенский собор (первоначальный храм не сохранился), Собор Спаса на Бору (снесен в 1933 году), Архангельский собор (первоначальный храм не сохранился), церковь Иоанна Лествичника (первоначальный храм не сохранился) и новый дубовыйМосковский Кремль (первоначальное сооружение, естественно, не сохранилось).

В 1339/40 году в Москве было написано Сийское Евангелие, хранящиеся в библиотеке Российской академии наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Список использованной литературы

 

1) http://ru.wikipedia.org

2) http://history-x.ru/04/001/06/003.htm

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Иван Калита