Избранная рада.Реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:07, контрольная работа

Описание

Вопрос о правительстве 50х годов XVI в и характер его политики традиционно связывается с вопросом о “избранной раде” . Полемика по вопросу о том, что такое “избранная рада” , интересы каких классов она выражала, в каком отношении ее политика находилась к реформам 50х годов и т.д., началась на другой же день после событий, которые приписывались деятельности “избранной раде” , - в переписке между Иваном Грозным и Курбским. Существует 2 основных точки зрения на “избранную раду” . Первая из них ведет свое начало от самого Ивана Грозного, который в посланиях к Курбскому охарактеризовал Сильвестра и Адашева как последовательных проводников боярско-княжеской политики, а время господства Сильвестра и Адашева - как наибольший расцвет власти бояр и княжат. Власть, захваченная Сильвестром, держалась на поддержке боярского сословия и на обмане царе. Бояре выдвигали Сильвестра, зная его самомнение, и посредством этой его черты характера проводили свои дела, уничтожая все, что было создано дедом и отцом Грозного. Во время правления “избранной рады” удалось ввести порядки времен Василия Темного.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………………………………с.1
2. Первые реформы Избранной рады………………………………………………………….с.3-4
3. Реформы в период 1549 - 1556 гг……………………………………………………………с.4-5
а). Военная реформа……………………………………………………………………………………..с.4-5
б). Судебник 1550 г………………………………………………………………………………………..с.5
в). Дворцовая тетрадь…………………………………………………………………………………..с.5-6
г). Стоглав……………………………………………………………………………………………………….с.6
д). Земельные реформы…………………………………………………………………………….…..с.7
е) Земская реформа……………………………………………………………………………………….с.7-8
4. Реформы в период 1556 - 1560 гг……………………………………………………………с.8-9
5. Заключение……………………………………………………………………………………………….с.10-11
6. Список литературы……………………………………………………………………………………..с.11

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 38.21 Кб (Скачать документ)

                                                   Содержание

      1. Введение………………………………………………………………………………………………………с.1

      2. Первые реформы Избранной рады………………………………………………………….с.3-4

      3. Реформы в период 1549 - 1556 гг……………………………………………………………с.4-5

      а). Военная реформа……………………………………………………………………………………..с.4-5

      б). Судебник 1550 г………………………………………………………………………………………..с.5

      в). Дворцовая тетрадь…………………………………………………………………………………..с.5-6

      г). Стоглав……………………………………………………………………………………………………….с.6

      д). Земельные реформы…………………………………………………………………………….…..с.7

      е) Земская реформа……………………………………………………………………………………….с.7-8

      4. Реформы в период 1556 - 1560 гг……………………………………………………………с.8-9

      5. Заключение……………………………………………………………………………………………….с.10-11

      6. Список литературы……………………………………………………………………………………..с.11   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                               

      ВВЕДЕНИЕ

      Вопрос  о правительстве 50х годов XVI в  и характер его политики традиционно  связывается с вопросом о “избранной раде” . Полемика по вопросу о том, что такое “избранная рада” , интересы каких классов она выражала, в  каком отношении ее политика находилась к реформам 50х годов и т.д., началась на другой же день после событий, которые  приписывались деятельности “избранной раде” , - в переписке между Иваном Грозным и Курбским. Существует 2 основных точки зрения на “избранную раду” . Первая из них ведет свое начало от самого Ивана Грозного, который  в посланиях к Курбскому охарактеризовал  Сильвестра и Адашева как последовательных проводников боярско-княжеской политики, а время господства Сильвестра и  Адашева - как наибольший расцвет  власти бояр и княжат. Власть, захваченная  Сильвестром, держалась на поддержке  боярского сословия и на обмане царе. Бояре выдвигали Сильвестра, зная его самомнение, и посредством  этой его черты характера проводили  свои дела, уничтожая все, что было создано дедом и отцом Грозного. Во время правления “избранной рады”  удалось ввести порядки времен Василия  Темного.

      Однако  существует другая точка зрения по данному вопросу, выдвинутая И. Н. Ждановым. Он уделяет большое внимание деятельности Сильвестра и Адашева и высказывается  против традиционного взгляда на “избранную раду” . По его мнению основной задачей “избранной рады” является устройство “Стратилатских чинов” , как  выражался Курбский, т.е. организация  служивого сословия. “Избранная рада”  играла видную роль, борясь за переход  княжеской и вотчиной Руси в Русь царскую и поместную.

      И. Н. Жданов впервые в историографии  перенес вопрос об “избранной раде”  в плоскость изучения реформ 50х  годов. Теперь вопрос об “избранной раде”  нельзя было решать путем выбора между  двумя противоположными оценками Сильвестра и Адашева - Ивана Грозного и Курбского. Характер оценки деятельности “избранной рады” обуславливался, во-первых, характером оценки реформ 50х годов, во-вторых, характером оценки отношений к этим реформам со стороны “избранной рады” .

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                     

1.    ПЕРВЫЕ РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ

      Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования государственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27 февраля 1549г. расширенного совещания на котором присутствовала Боярская дума, освященный собор, воеводы, а также боярские дети и “большие”  дворяне (очевидно, московские) . Февральское  совещание 1549г. (“Собор примирения” ) было фактически первым Земским собором. Его созыв ознаменовал превращение  Русского государства в сословно-представительную монархию, создание центрального сословно-представтельного учреждения. Чрезвычайно важно было то, что важнейшие государственные  мероприятия начинают приниматься  с санкции представителей господствующего  класса, в числе которого значительную роль играли дворяне.

      Решение Собора 1549г. показало, что правительство  собиралось в дальнейшем использовать поддержку, как боярства, так и  дворян. Оно было явно не в пользу феодальной аристократии, так как  она должна была поступиться рядом  своих привилегий в пользу основной массы служивого люда. Отмена подсудности  дворян (в дальнейшем Судебник 1550г.) означала постепенное оформление сословных  привилегий дворянства.

      В связи с тем, что в феврале 1549г. было решено “давать суд” если человек  обратился с челобитным на бояр, казначеев и дворецких, создается  особая Челобитная изба, которой ведал  А. Адашев и, возможно, Сильвестр. Автор Пискаревского Летописца дает ее расположение у Благовещения в Кремле. Но в действительности местонахождение Челобитной избы не вполне ясно: у Благовещения находилось помещение казны. Не будучи формально казначеем, Адашев в 50х годах XVIв. фактически возглавлял деятельность государственной казны. . Но во всяком случае связь возникновения Челобитной избы с реформами середины века несомненна. В Челобитную избу поступали челобитные на имя государя, здесь же по ним принимались решения- Челобитная изба была бала своего рода высшим апелляционным ведомством и контрольным органом, надзиравшим над другим правительственным учреждением.

      Одновременно  с “Собором примирения” происходили  заседания и церковного собора, который  установил церковного празднования еще 16 “святых” и рассмотрел жития  этих “чудотворцев” . В условиях роста  реформационного движения церковь  канонизацией своих видных деятелей стремилась укрепить свой падающий авторитет.

      После февральских соборов правительственная  деятельность в 1549г. развернулась в  различных областях. Рост народных движений в городе и деревне заставил возобновить проведение губной реформы, после торжества Шуйских в 1542г.. 27 сентября 1549г. был выдан губной наказ крестьянам Кириллова монастыря. Этот наказ свидетельствовал о росте  влияния дворянства. Теперь губные дела передавались в ведение выборных губных старост из числа детей  бояр.

      Формирование  различных изб происходило по функциональному различию, а не по территориальному. Это свидетельствовало  о значительном успехе централизации  управления. 1Однако част изб не порывала окончательно с территориальным принципом управления.

      1549г.  был годом активного наступления  на иммунитетные привилегии духовных  феодалов. 4 июня 1549г. в Дмитров  послали грамоту, согласно которой  ряд монастырей лишался права  беспошлинной торговли в Дмитрове  и других городах. Но крупные  монастыри привилегии сохраняли.                                                                              

      К концу 1549г. все настойчивее стали  раздаваться голоса, подталкивающие правительство на проведение реформ. Царю подал свой проект Ермолай-Еразм, предполагавший ценой некоторых  уступок предотвратить возможность  новых волнений. Он начал меры по унификации системы поземельного обложения, по обеспечению землей служивого  люда.

      Разносторонностью и вдумчивостью отличались проекты  И. С. Пересветова, защитника сильной  самодержавной власти. Централизация  суда и финансов, кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного  жалованием, - вот некоторые из предложений  этого “воинника” -публициста, выражавшего  думы и чаяния передовой части  дворянства, затронутого реформационно-гуманистическим  движением. Изначально в царских вопросах ставилась задача издания законов, которые должны были восстановить порядок, существовавший при Иване III и Василии III. Ссылка на “отца” и “деда” , встречающаяся в законодательстве означала, что реформам старались придать вид мероприятий направленных против тех злоупотреблений властью боярами, которыми были” наполнены” несовершеннолетние годы Ивана IV.

      После постановки об отмене местничества в  проекте изгалялся ряд соображений  о необходимости навести порядок  в вотчинном и поместном праве. По мнению автора проекта, необходимо было провести проверку земельных владений (вотчин, поместий) и кормлений с  целю выяснения размеров владений и  исполнения воинских обязанностей служилыми  людьми. Нужно было перераспределить имеющийся в распоряжении служебный  фонд, чтобы обеспечить малоземельных  и безземельных феодалов. Но этот проект нарушал исконные вотчинные права  феодальной аристократии, поэтому проект осуществления не получил.

      К числу финансовых реформ относится  проект ликвидации проездных пошлин (мыта) внутри стран. Таможенные перегородки  между отдельными землями Русского государства, отражавшие незавершенности  процесса изживания экономической  раздробленности, препятствовали дальнейшему  развитию товарно-денежных отношений.

      Если  подвести итоги рассмотрению царских  “вопросов” , то можно констатировать далеко идущие намерения правительства  удовлетворить земельные требования дворян за счет боярского землевладения, укрепить армию и государственные  финансы.

    2.    РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1549 - 1556 гг.

      а) Военная реформа

      После неудачного похода на Казань в ноябре 1549г. встал вопрос об осуществлении  военной реформы. Единоначалие укреплялось  путем установления старшинства  первого (большого) воеводы большого полка по отношению к воеводам всех других полков. Укреплению дисциплины в дворянской армии содействовало  запрещение местничества на “службе” с воеводами. Это также повышало роль воевод во время военных действий. целом июльский приговор 1550г., ограничивший местнические счеты на основе сложившейся  практики взаимоотношений воевод в  полках, имел большое значение для  боеспособности дворянской армии. Наряду с попытками укрепления дисциплины дворянской конницы в середине XVI века закладывается основа формирующегося постоянного (стрелецкого) войска. Между сентябрем 1549 г. и августом 1550 Иван Грозный учредил “выборных” стрельцов. По его приказу 3000 человек должны были жить в Воробьевской слободе под предводительством боярских детей, Речь шла о реорганизации старых отрядов пищальников. Отныне войско пищальников стало называться стрелецким. Для обеспечения стрелецкого войска вводился новый подворный налог - “пищальные деньги” , который до этого собирался не повсеместно. Стрельцы сделались ядром постоянного войска. Они имели значительные преимущества над дворянской конницей, постепенно уступающей ему место.

      б) Судебник 1550 г.

      Бесспорно, самым крупным начинанием правительства  Ивана Грозного было составленное в  июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных  текст предшествующего кодекса  подвергался координатной переработке. Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших  вопросов - землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов) . В  одной из статей речь идет о вотчинном  землевладении в целом. Так как  дворянство все больше и больше начинало обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное содержание статьи главным образом касалось землевладения феодальной знати. Статья провозглашает, что лица, продавшие  вотчину или их родственники, подписавшие  купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельной собственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал отчуждению вотчино-боярской земельной собственности.

      Второй  закон, относящийся к проблеме землевладения, провозглашал ликвидацию тарханов. Статья наносили удар по основным группам  привилегированных землевладельцев - тарханников, и была направлена против податных привилегий духовных феодалов.

      Вторую  группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах. “В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева не рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились требования дворян. Еще более ужесточилось отношение  к холопам.” Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного управления. В этом законодательном памятнике уже намечаются основные направления, по которым будет проходит перестройка государственного аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления. Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразования касаются главным образом наместнического управления. Сохраняя в целом старую систему кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающие власть наместников и волостей.

      в) Дворцовая тетрадь

      Неудача попыток удовлетворить земельный  голод дворянства путем пересмотра в Судебнике правового статуса  вотчинного землевладения заставила  правительство искать новых средств  для обеспечения землей числено  возросшего поместного войска. Было еще  два источника, к которым можно  было обратиться: казенные земли и  владения духовных феодалов. Стремясь укрепить материальную базу дворян- военачальников, которые смогли сменить представителей боярской аристократии, правительство  заинтересовалось находившимися в  центральных районах страны оброчными  деревнями, которые были переданы дворянам. В октябре 1550г. был составлен проект испомещения под Москвой так называемой избранной тысячи. Смысл этого проекта сводился к укреплению положения верхов дворянства, с тем чтобы использовать их для выполнения важнейших поручений. Но расположить всех приближенных возле Москвы не удалось, т.к. у правительства не было необходимого фонда земель. Однако одна из сторон реформы вскоре осуществилась.! 551-52гг. была составлена Дворцовая тетрадь, куда попали все служилые люди государева двора, из которого черпались основные кадры для формирования командного состава армии, для замещения высших правительственных должностей и т.д.. Дворцовая тетрадь была действующим документом,, к которому приписывались на протяжении 50-60 годов XVIв все новые данные о составе государева двора вплоть до начала 1562г. Составление Дворцовой тетради оформляло выделение привилегированных части, служащих по дворовому списку. Дворовые дети (боярские) составляли основной контингент представителей господствующего класса, который назначался на высшие военные и административные должности. Поэтому составление Дворцовой тетради отвечало интересам верхов русского дворянства и являлось попыткой осуществить в иных формах проект 1550г. о выделении из числа дворян “тысячников” , без применения для этой цели к-л. массовых земельных пожалований.

Информация о работе Избранная рада.Реформы