Изменения в государственном управлении в 1905—1906 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 21:45, контрольная работа

Описание

Проблема коренного обновления всех сфер жизни от экономики до государственного строя и законодательства встала перед Россией на рубеже XIX-XX веков. Модернизацию предстояло проводить на огромном пространстве, в стране со многими феодальными пережитками и устойчивыми консервативными традициями. Внутренняя политика строилась на великодержавных принципах. Система высших органов власти и управления была призвана укрепить власть императора.

Работа состоит из  1 файл

контрольная ИГУвР.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

    Царь, однако, не желал уступать Думе и стремился сохранить за собой полноту власти и управления. Работа Думы могла быть в любое время прервана царем. Она не могла начинать сессию по своей инициативе, а созывалась указами царя. Царское правительство опубликовало новое положение о Государственном совете от 20 февраля 1906 г., по которому последний преобразовался фактически во вторую палату; стоящую над Государственной думой. Это было нарушением Манифеста 17 октября.

     Объединенного правительства в России не было: политический курс определял сам царь в ходе беседы с отдельными министрами. Министерства были главными органами управления. Министры назначались царем, были ответственны не перед Думой, а только перед монархом. К началу XX в. существовало одиннадцать министерств: военное, морское, финансов, торговли и промышленности, юстиции, иностранных дел, народного просвещения и другие. Министры послушно скрепляли своими подписями указы царя и не хотели сотрудничать с Думой, возглавляемой кадетами, которых считали “пристанищем еврейского мракобесия”, полагали, что она не имеет поддержки в обществе.

     Император считался и верховным главой православной церкви, властвуя над ней через собрание епископов - Святейший Синод.6

     Принятие в апреле 1906 г. “Основных законов” и ликвидация неограниченности самодержавия дали импульс политической борьбе между либеральным лагерем (Думой) и царизмом вокруг дальнейших его изменений. Руководящие I Государственной думой кадеты в главном вопросе — вопросе о власти выдвинули в парламенте требование: создание нового правительства, ответственного перед Думой, а не перед царем, как было. Однако уступки царя не последовало. Думская законосовещательная власть по-прежнему оставалась при старом, консервативном, назначенном по указке царя правительстве (исполнительная власть). I Государственная дума выразила недоверие правительству и требовала его отставки.

 

       ГЛАВА 3. свержение монархии.

      Новая государственная  система

   Первая  мировая война, в которую Россия вступила 1 августа 1914 г., имела для нее трагические последствия. За два с половиной военных года резко ухудшилось экономическое состояние страны, стала сказываться утомленность населения лишениями и страданиями, которые принесла война, усилился товарный голод, и стали проявляться признаки продовольственного кризиса (к 1917 г. на войну ушли около 15 миллионов крестьян). В ноябре 1916 г. правительство было вынуждено ввести продовольственную разверстку.

   В годы войны произошло ослабление императорской власти, выразившееся в частых сменах правительственных чиновников, в распутинщине, в подрыве доверия к властям (особенно при непопулярном правительстве Б. В. Штюрмера). В противовес рос политический авторитет оппозиционных думцев (IV Дума была созвана в июле 1915 г.), создавших и из видных политических деятелей «Прогрессивный блок» и открыто готовивших государственный переворот.

   В результате революционных событий  в Петрограде, начавшихся 23 февраля 1917 г. (волнения солдат, рабочие забастовки, погромы учреждений, магазинов, полиции) 2 марта Николай II по предложению депутации думцев (Гучкова и Шульгина), прибывших к нему в Псков, отрекся от престола. Российская монархия, отпраздновавшая в 1913 г. трехсотлетие дома Романовых, рухнула. Брат Николая II Михаил, которому был передан престол, отказался от него и Манифестом от 3 марта передал решение вопроса о форме власти в России будущему Учредительному собранию.

   Последствия отречения оказались самыми непредсказуемыми и роковыми. Они резко осложнили  ситуацию как внутри страны, гак и на фронте, вызвали недоумение и растерянность в стане союзников России. Отречение подтолкнуло страну в жестокие объятия революции, хотя по замыслу царя должно было предотвратить ее.7

   В ходе революционных событий депутаты Думы создали Временный комитет «для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами». 8 марта он был переименован во Временное правительство в составе 12 человек, 9 из которых были депутатами Думы. Временное правительство состояло из представителей буржуазных партий (за исключением единственного социалиста А. Ф. Керенского, ставшего министром юстиции). Его возглавил Председатель Всероссийского земского союза, сформированного ещё в начале войны, Г.Е. Львов. Пост министра иностранных дел получил лидер кадетов П.Н. Милюков. Будучи по форме чисто исполнительным органом, Временное правительство обладало законодательной властью.

   27 февраля в Петрограде возникла  и другая ветвь власти. Её организовали представители социалистических партий. Это был Совет рабочих и солдатских депутатов во главе с меньшевиком Н.С. Чхеидзе, который может рассматриваться как представительный орган. Он и советы на местах издавали постановления и распоряжения, правда, чаще всего в собственных интересах.

   Так возникло двоевластие: Временное правительство и Совет, который не имел четко определенных функций, но пользовался поддержкой рабочих и солдат. Временное правительство готовило выборы Учредительного собрания, назначенные на сентябрь, реформу местного самоуправления и земельную реформу. Оно рассматривало себя в качестве временной власти и поэтому не считало возможным начинать коренные преобразования.

     Главные преобразования в области государственного устройства после февраля 1917 г. были связаны с ликвидацией монархии, института императорской власти. Упразднение монархии потребовало отстранения от должностей всех представителей высшей администрации, назначенных царем и ответственных перед ним: министров, генерал-губернаторов и других чинов губернаторского корпуса, градоначальников, чинов полиции и др. Но сами министерства сохранились, ибо ничего, более отвечающего государственным потребностям, чем отраслевой принцип управления, придумать было нельзя.

   Более того, по ходу развития событий от февраля  к октябрю, были созданы 4 новых министерства, которые заменяли утратившие значение прежние органы управления. Так, Министерство государственного призрения приняло на себя функции благотворительных органов, в том числе многочисленных фондов членов императорской семьи. Министерство продовольствия и Министерство труда имели целью примирение груда и капитала и брали на себя функции обеспечения населения продовольствием и социальными благами. Министерство по делам вероисповеданий пришло на смену упраздненному в августе Синоду, и было призвано претворить в жизнь объявленные свободу совести и равенство всех концессий.

   Поначалу  сохранили свое значение и продолжали функционировать Государственная  дума, Государственный совет, органы, созданные в годы войны для  осуществления государственного регулирования  экономикой: Особое совещание, Военно-промышленные комитеты, Союз земств и городов (Земгор). Но уже в мае оказалась распущенной назначаемая часть членов Госсовета, а в октябре была упразднена и выборная часть. С роспуском в октябре Госдумы остатки высших органов старой власти окончательно ушли в прошлое.

   В противовес государственной администрации  Временное правительство было намерено поднять значение органов местного самоуправления. Поэтому старые органы, земские управы и городские думы, были не только сохранены, но получили более широкую компетенцию. Земствам, к примеру, была поручена борьба с безработицей, дороговизной. Они стали заниматься охраной труда, созданием бирж труда, общественных мастерских, оказывать населению юридическую помощь, бороться с незаконной торговлей спиртом и пр. Однако все их действия контролировал губернский комиссар Временного правительства.

   В мае 1917 г. было создано волостное  земство, которое взяло на себя обязанности, лежавшие ранее на волостных правлениях и старшинах. Гласные волостных земств были избраны на 3 года и работали безвозмездно. Занимаясь повинностями, займами, разного рода сборами, осуществляя, пожарные, коммунальные, санитарные мероприятия, волостные земства быстро превратились в едва ли не самую главную ячейку земского самоуправления8.

     Отсутствие твердой государственной власти, мировая война, относительная слабость буржуазии (не успевшей за 11 лет завершить своей классовой консолидации), неуклонная радикализация масс, связанная, как писал В. Набоков, «с великим потрясением всенародной психики, которое вызвано было крушением престола», лишили Россию шансов на создание после февраля 1917 г. стабильного демократического режима. Формировавшаяся демократия выродилась в анархию, чреватую неминуемой диктатурой9.

 

Заключение

     В конце XIX - начале XX вв. Россия стала на путь модернизации и одновременно преодолевала традиционализм. Однако она не превратилась в страну либерального типа. “Россия застряла” между основными суперцивилизациями: традиционной и либеральной. Именно в этом промежуточном состоянии общества, достигшего цивилизационной значимости, и состоит ее специфика. Этот тип отношений в России можно квалифицировать как раскол, который и составил сердцевину ее специфики.

     Самодержавная власть стремилась выработать антикризисное управление: она сформировала в 1915г. особые совещания по обороне; в Думе был образован “Прогрессивный блок”, разработавший программу смягчения политического кризиса; в 1916 г. была введена продразверстка и др. Однако это были малоэффективные меры, антикризисного управления создать не удалось. Недовольство народа неправильным распределением земли, революционность рабочего класса, мировая война, а также несостоятельность попыток монархии приспособиться к развивающимся капиталистическим отношениям — все это важные причины кризиса государственного управления и гибели административно-управленческой дворянской элиты.

     Сосуществуя с Государственной думой, царизм с самого начала стремился предельно  ограничить компетенцию этого общенационального  представительства, придать ему только законосовещательный характер. Сохранить в неприкосновенности как систему и методы управления в центре и на местах, так и “юридическое основание” всевластия бюрократии.

     Неспособность  самодержавия мирно конституироваться  в парламентскую монархию стала одной из причин крушения царского режима. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверх А.Я. Царизм накануне свержения. – М.: 1989. – 78 с.
  2. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М.: 1983. – 264 с.
  3. Леочтович В.В. История либерализма в России. – М.: 1995. – 439 с.
  4. Медведев Р. Русская революция 1917 года: победа и поражение большевиков. – М.: 1997. – 124 с.
  5. История государства и права России: Учебник для вузов под ред. Титова Ю.П. – М.: Проспект, 2007. – 261 с.
  6. История отечественного государства и права: Учебник под ред. Чистякова О.И. – М.:, 2007. – 257 с.
  7. История России в вопросах и ответах. Курс лекций. – Ростов н/Д. 1997. – 154 с.

Информация о работе Изменения в государственном управлении в 1905—1906 г